ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Фото Олега ЛАЗАРЕВА

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ БЫЛ ПОСТРОЕН В БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЗАСТУПНИЧЕСТВО ВСЕВЫШНЕГО В КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РОССИИ
КАК ПАМЯТНИК МУЖЕСТВУ РУССКОГО НАРОДА В БОРЬБЕ
С НАПОЛЕОНОВСКИМ НАШЕСТВИЕМ 1812 ГОДА.

25 де­ка­б­ря 1812 го­да, ког­да по­след­ний сол­дат 600-ты­сяч­ной ар­мии На­по­ле­о­на был из­гнан из пре­де­лов Рос­сии, им­пе­ра­тор Алек­сандр I в честь по­бе­ды рос­сий­ско­го во­ин­ст­ва и в бла­го­дар­ность Бо­гу под­пи­сал Вы­со­чай­ший Ма­ни­фест о по­ст­ро­е­нии в Моск­ве церк­ви во имя Спа­си­те­ля Хри­с­та. И из­дал «Вы­со­чай­ший Указ Свя­тей­ше­му Си­но­ду об ус­та­нов­ле­нии пра­зд­не­ст­ва де­ка­б­ря 25, в вос­по­ми­на­ние из­бав­ле­ния Церк­ви и Дер­жа­вы Рос­сий­ские от на­ше­ст­вия гал­лов и с ни­ми два­де­ся­ти язык».
По за­мыс­лу го­су­да­ря в древ­ней сто­ли­це, ле­жав­шей в то вре­мя в ру­и­нах, дол­жен был под­нять­ся гран­ди­оз­ный храм-па­мят­ник, глав­ная идея ко­то­ро­го пре­дель­но яс­но бы­ла из­ло­же­на сло­ва­ми цар­ско­го ма­ни­фе­с­та: «В со­хра­не­ние веч­ной па­мя­ти то­го бес­при­мер­но­го усер­дия, вер­но­с­ти и люб­ви к Ве­ре и Оте­че­ст­ву, ка­ки­ми в сии труд­ные вре­ме­на пре­воз­нес се­бя на­род рос­сий­ский, и в оз­на­ме­но­ва­ние бла­го­дар­но­с­ти на­шей к Про­мыс­лу Бо­жию, спас­ше­му Рос­сию от гро­зив­шей ей ги­бе­ли, воз­на­ме­ри­лись мы в Пер­во­пре­с­толь­ном гра­де на­шем Моск­ве со­здать цер­ковь во имя Спа­си­те­ля Хри­с­та…»
Вы­ска­зан­ная в цар­ском ма­ни­фе­с­те идея стро­и­тель­ст­ва хра­ма-па­мят­ни­ка по­лу­чи­ла са­мую го­ря­чую под­держ­ку во всех сло­ях рус­ско­го об­ще­ст­ва, хо­тя и бы­ла не­о­быч­ной для сво­е­го вре­ме­ни. XVIII век ос­та­вил не­ма­ло па­мят­ни­ков по­бе­дам рус­ско­го ору­жия, но это бы­ли свет­ские па­мят­ни­ки: три­ум­фаль­ные ар­ки, пи­ра­ми­ды, обе­ли­с­ки и ко­лон­ны. Вой­на 1812 го­да, ко­то­рую впер­вые на­зва­ли Оте­че­ст­вен­ной, ис­ход ко­то­рой ре­ша­ло об­ще­на­род­ное дви­же­ние, по­тре­бо­ва­ла дру­го­го па­мят­ни­ка. И та­ким па­мят­ни­ком мог стать толь­ко храм.
Идея по­ст­ро­е­ния хра­ма-па­мят­ни­ка вос­кре­ша­ла древ­нюю тра­ди­цию обет­ных хра­мов, воз­во­див­ших­ся в знак бла­го­дар­но­с­ти Бо­гу за да­ро­ван­ную по­бе­ду и в веч­ное по­ми­но­ве­ние о по­гиб­ших.
На со­зда­ние хра­ма-па­мят­ни­ка бы­ло про­ве­де­но два кон­кур­са. В пер­вом кон­кур­се при­ни­ма­ли уча­с­тие вы­да­ю­щи­е­ся рус­ские ар­хи­тек­то­ры: Д. Ква­рен­ги, А. Во­ро­ни­хин, А. Мель­ни­ков,
А. Вит­берг, В. Ста­сов. Во вто­ром – К. Тон, Ф. Ше­с­та­ков, А. Та­ти­щев, А. Ку­те­пов, И. Та­ман­ский и мно­гие дру­гие из­ве­ст­ные ар­хи­тек­то­ры той эпо­хи. Го­су­дарь ут­вер­дил про­ект, пред­став­лен­ный ар­хи­тек­то­ром А.Л. Вит­бер­гом.
12 ок­тя­б­ря 1817 го­да, че­рез пять лет по­сле вы­ступ­ле­ния фран­цу­зов из Моск­вы, со­сто­я­лась тор­же­ст­вен­ная за­клад­ка хра­ма Хри­с­та Спа­си­те­ля на Во­ро­бь­е­вых го­рах, меж­ду Смо­лен­ской и Ка­луж­ской до­ро­га­ми. Вско­ре воз­ник­ли про­бле­мы, свя­зан­ные с не­проч­но­с­тью поч­вы, име­ю­щей под­зем­ные ру­чьи, а по­сле смер­ти Алек­сан­д­ра I но­вый са­мо­дер­жец Рос­сии Ни­ко­лай I при­ка­зал при­ос­та­но­вить все ра­бо­ты. В 1826 го­ду стро­и­тель­ст­во бы­ло пре­кра­ще­но.
10 ап­ре­ля 1832 го­да им­пе­ра­тор Ни­ко­лай I ут­вер­дил но­вый про­ект хра­ма, со­став­лен­ный ар­хи­тек­то­ром К.А. То­ном. Им­пе­ра­тор лич­но из­брал ме­с­то для со­ору­же­ния хра­ма Хри­с­та Спа­си­те­ля – на бе­ре­гу ре­ки Моск­вы, не­по­да­ле­ку от Крем­ля. И 10 сен­тя­б­ря 1839 го­да со­сто­я­лась тор­же­ст­вен­ная за­клад­ка но­во­го хра­ма.
Храм Хри­с­та Спа­си­те­ля стро­ил­ся поч­ти 44 го­да.
Ра­бо­ты по воз­ве­де­нию хра­ма Хри­с­та Спа­си­те­ля осу­ще­ств­ля­лись по по­ве­ле­ни­ям им­пе­ра­то­ров Алек­сан­д­ра I, Ни­ко­лая I, Алек­сан­д­ра II, Алек­сан­д­ра III, по бла­го­сло­ве­нию ны­не при­чис­лен­но­го к ли­ку свя­тых по­сто­ян­но­го чле­на Свя­тей­ше­го си­но­да Ми­т­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и Ко­ло­мен­ско­го Фи­ла­ре­та и Епи­с­ко­па Дми­т­ров­ско­го Ле­о­ни­да (Крас­но­пев­ко­ва); не­по­сред­ст­вен­ное ру­ко­вод­ст­во ра­бо­та­ми бы­ло по­ру­че­но ге­не­рал-гу­бер­на­то­ру Моск­вы кня­зю Д.В. Го­ли­цы­ну и воз­глав­ля­е­мой им ко­мис­сии по по­ст­ро­е­нию хра­ма.
Храм Хри­с­та Спа­си­те­ля был со­здан всей Рос­си­ей и стал зри­мым во­пло­ще­ни­ем ее Сла­вы, ее Ве­ры и Ве­ли­чия, сви­де­те­лем мно­гих ис­то­ри­че­с­ких со­бы­тий.
13 де­ка­б­ря 1880 го­да но­во­му хра­му при­сво­е­но на­и­ме­но­ва­ние Ка­фе­д­раль­но­го во имя Хри­с­та Спа­си­те­ля со­бо­ра, ут­верж­ден штат ду­хо­вен­ст­ва и причт.
В на­ча­ле 1918 го­да в свя­зи с го­не­ни­я­ми на цер­ковь и из­да­ни­ем де­к­ре­та со­вет­ской вла­с­ти «Об от­де­ле­нии церк­ви от го­су­дар­ст­ва и шко­лы от церк­ви» храм пол­но­стью ли­шил­ся по­мо­щи от ор­га­нов вла­с­ти. Тог­да, по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Па­т­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ти­хо­на бы­ло со­зда­но Брат­ст­во хра­ма Хри­с­та Спа­си­те­ля, ста­вив­шее се­бе це­лью под­дер­жа­ние бла­го­ле­пия хра­ма, со­хра­не­ние пра­во­слав­но­го бы­та, а так­же про­во­див­шее ши­ро­кую про­све­ти­тель­скую де­я­тель­ность.
5 де­ка­б­ря 1931 го­да храм-па­мят­ник во­ин­ской сла­вы, глав­ный храм Рос­сии был вар­вар­ски унич­то­жен.
Мно­гие го­ды по­сле взры­ва на ме­с­те ве­ли­че­ст­вен­но­го хра­ма зи­я­ла чу­до­вищ­ная яма, где в 1958 го­ду, в хру­щев­скую без­бож­ную «от­те­пель», по­явил­ся бас­сейн «Моск­ва».
В кон­це 1980-х го­дов воз­ник­ло об­ще­ст­вен­ное дви­же­ние моск­ви­чей и всех рос­си­ян за вос­соз­да­ние хра­ма Хри­с­та Спа­си­те­ля.
Ис­то­рия хра­ма Хри­с­та Спа­си­те­ля про­тя­ну­лась на не­сколь­ко сто­ле­тий, в ней пе­ре­пле­лись судь­бы мир­ских пра­ви­те­лей, ие­рар­хов Рус­ской Пра­во­слав­ной церк­ви, про­стых лю­дей, жерт­во­вав­ших на стро­и­тель­ст­во свя­ты­ни. И вот в на­ше не­лег­кое и смут­ное вре­мя, бла­го­да­ря ми­ло­с­ти Бо­жи­ей, тру­дам и мо­лит­вам всех пра­во­слав­ных хри­с­ти­ан, воз­нес­ся из не­бы­тия Ве­ли­кий Храм – глав­ный храм Рус­ской Пра­во­слав­ной церк­ви, храм-па­мят­ник, храм-му­че­ник – храм Хри­с­та Спа­си­те­ля.
Бо­же­ст­вен­ной ли­тур­ги­ей, со­вер­шен­ной под сво­да­ми воз­рож­ден­но­го хра­ма Хри­с­та Спа­си­те­ля в ночь с 6 на 7 ян­ва­ря 2000 го­да, встре­ти­ла пра­во­слав­ная Рос­сия ве­ли­кий юби­лей двух­ты­ся­че­ле­тия Рож­де­ст­ва Хри­с­то­ва – при­ше­ст­вия в мир Гос­по­да и Спа­си­те­ля на­ше­го Ии­су­са Хри­с­та.
По­доб­но древ­ним вол­х­вам она при­нес­ла ро-д­ив­ше­му­ся Гос­по­ду свой дар – воз­рож­ден­ный храм – сим­вол ве­ры, по­ка­я­ния, веч­ной па­мя­ти, люб­ви и на­деж­ды.