Фото Олега ЛАЗАРЕВА
ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ БЫЛ ПОСТРОЕН В БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ЗАСТУПНИЧЕСТВО ВСЕВЫШНЕГО В КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ РОССИИ
КАК ПАМЯТНИК МУЖЕСТВУ РУССКОГО НАРОДА В БОРЬБЕ
С НАПОЛЕОНОВСКИМ НАШЕСТВИЕМ 1812 ГОДА.
25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, император Александр I в честь победы российского воинства и в благодарность Богу подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа. И издал «Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».
По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского манифеста: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…»
Высказанная в царском манифесте идея строительства храма-памятника получила самую горячую поддержку во всех слоях русского общества, хотя и была необычной для своего времени. XVIII век оставил немало памятников победам русского оружия, но это были светские памятники: триумфальные арки, пирамиды, обелиски и колонны. Война 1812 года, которую впервые назвали Отечественной, исход которой решало общенародное движение, потребовала другого памятника. И таким памятником мог стать только храм.
Идея построения храма-памятника воскрешала древнюю традицию обетных храмов, возводившихся в знак благодарности Богу за дарованную победу и в вечное поминовение о погибших.
На создание храма-памятника было проведено два конкурса. В первом конкурсе принимали участие выдающиеся русские архитекторы: Д. Кваренги, А. Воронихин, А. Мельников,
А. Витберг, В. Стасов. Во втором – К. Тон, Ф. Шестаков, А. Татищев, А. Кутепов, И. Таманский и многие другие известные архитекторы той эпохи. Государь утвердил проект, представленный архитектором А.Л. Витбергом.
12 октября 1817 года, через пять лет после выступления французов из Москвы, состоялась торжественная закладка храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, между Смоленской и Калужской дорогами. Вскоре возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи, а после смерти Александра I новый самодержец России Николай I приказал приостановить все работы. В 1826 году строительство было прекращено.
10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный архитектором К.А. Тоном. Император лично избрал место для сооружения храма Христа Спасителя – на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. И 10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.
Храм Христа Спасителя строился почти 44 года.
Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям императоров Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, по благословению ныне причисленного к лику святых постоянного члена Святейшего синода Митрополита Московского и Коломенского Филарета и Епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова); непосредственное руководство работами было поручено генерал-губернатору Москвы князю Д.В. Голицыну и возглавляемой им комиссии по построению храма.
Храм Христа Спасителя был создан всей Россией и стал зримым воплощением ее Славы, ее Веры и Величия, свидетелем многих исторических событий.
13 декабря 1880 года новому храму присвоено наименование Кафедрального во имя Христа Спасителя собора, утвержден штат духовенства и причт.
В начале 1918 года в связи с гонениями на церковь и изданием декрета советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» храм полностью лишился помощи от органов власти. Тогда, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано Братство храма Христа Спасителя, ставившее себе целью поддержание благолепия храма, сохранение православного быта, а также проводившее широкую просветительскую деятельность.
5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы, главный храм России был варварски уничтожен.
Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель», появился бассейн «Москва».
В конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.
История храма Христа Спасителя протянулась на несколько столетий, в ней переплелись судьбы мирских правителей, иерархов Русской Православной церкви, простых людей, жертвовавших на строительство святыни. И вот в наше нелегкое и смутное время, благодаря милости Божией, трудам и молитвам всех православных христиан, вознесся из небытия Великий Храм – главный храм Русской Православной церкви, храм-памятник, храм-мученик – храм Христа Спасителя.
Божественной литургией, совершенной под сводами возрожденного храма Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2000 года, встретила православная Россия великий юбилей двухтысячелетия Рождества Христова – пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Подобно древним волхвам она принесла ро-дившемуся Господу свой дар – возрожденный храм – символ веры, покаяния, вечной памяти, любви и надежды.