ВАЛЕНТИНА ЛЕМЕШЕВА: «НЕТ МЕСТ ЛУЧШЕ РОССИИ И ЯКУТИИ»

Беседу вел Григорий КОРАБЛЕВ
Фото из архива Валентины ЛЕМЕШЕВОЙ

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПРЕДСТАВЛЕН ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕМИ ОТРАСЛЯМИ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ). О ПРОБЛЕМАХ КОМПЛЕКСА РАССКАЗЫВАЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ — РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КО-
МИССИИ (РЭК) РС (Я) ВАЛЕНТИНА ЛЕМЕШЕВА.

ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА, КАК СПЕЦИФИКА ВАШЕГО РЕГИОНА ОТРАЖАЕТСЯ
НА ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ РЭК РС (Я)?

— Республика располагает огромным по объему и уникальным по составу и качеству сырья
природно-ресурсным потенциалом, что определяет перспективу роста экономики северного
региона России. В нашем регионе функционируют предприятия угольной, газовой, нефтедобывающей промышленности. В то же время изза пределов республики завозятся значительные объемы нефтепродуктов. Высокая энергоемкость экономики республики, огромные затраты ее на удовлетворение своих потребностей в топливе и энергии обусловлены климатическими особенностями. Экстремальные условия жизни населения связаны с продолжительной, морозной зимой (до -60оС) и огромной территорией (более 3 млн кв. км). Расстояния между ближайшими населенными пунктами порой
достигают нескольких сотен километров.

С одной стороны, производство ТЭР значительно превышает внутреннюю потребность, с
другой — надежное функционирование предприятий северной энергетики зависит от своевременного завоза в республику значительных
объемов нефтепродуктов в период короткой
навигации.

Кроме региональных особенностей имеется
целый ряд проблем экономического характера:
износ основных средств, значительный процент потерь энергоресурсов при транспортировке и потреблении, дефицит инвестиционных средств, недостаток квалифицированных
кадров.

Учитывая все вышеизложенное, органы государственного регулирования, в том числе и
РЭК РС (Я), в качестве главной стратегической
задачи для себя определили энергосбережение
и внедрение энергоэффективных технологий,
совершенствование тарифной политики на
энергоресурсы. Основными выбраны следующие направления:
снижение удельного расхода топлива на единицу продукции;
уменьшение бюджетных средств на оплату
энергоресурсов;
оптимизация сети теплоснабжающих предприятий;
снижение потерь при транспортировке и потреблении энергоресурсов;
замена дорогих видов топлива на более дешевые, в частности перевод котельных с нефти на природный газ и каменный уголь;
разработка и реализация программ по снижению затрат на производство продукции
всеми регулируемыми предприятиями;
поиск более оптимальных транспортных схем
при перевозке топлива;
развитие конкурентного рынка среди поставщиков энергоресурсов;
экономическое стимулирование предприятий, реализующих мероприятия по энергосбережению и внедрению эффективных технологий.

По всем этим направлениям ведется активная работа. За последние годы снижены удельные расходы топлива на выработку 1 Квт.ч, стабилизировались расходы топлива на 1 Гкал,
снижаются потери вторичных энергоресурсов,
укрупняются мелкие котельные, высокими темпами ведется газификация населенных пунктов
республики. Конечно, это—совместная работа
всех органов исполнительной власти. И работы
впереди еще очень много.

Главная цель — надежное обеспечение потребителей республики электроэнергией и теплом при минимальных затратах.

С МОМЕНТА ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ЦЕН В РФ
ПРОШЛО БОЛЕЕ 10 ЛЕТ, НО ДО СИХ ПОР
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ТАРИФОВ НЕ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В РАМКАХ ЕДИНОЙ
СИСТЕМЫ. НА ВАШ ВЗГЛЯД, КАКИЕ МИНУСЫ ЭТО НЕСЕТ ДЛЯ РЭК? КАКИЕ МЕРЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДПРИНЯТЫ ДЛЯ
СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ?

— Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации, основы ценовой политики являются
предметом ведения РФ. К сожалению, пока
процессы регулирования цен и тарифов не осуществляются в рамках единой законодательной
и нормативно-методической базы. Насколько
нам известно, Федеральной энергетической комиссией предложен проект Закона по основам
ценовой политики Российской Федерации. Мы
очень ждем этот документ, так как отсутствие
единой системы государственного регулирования цен в РФ крайне осложняет нашу работу.

В законах, регламентирующих вопросы ценообразования в отдельных отраслях, не учитываются условия взаимодействия поставщиков
и потребителей топлива и энергии. Это хорошо
видно на примере электроэнергетики и теплоэнергетики, где цены жестко регулируются, а
цены на уголь, мазут, нефть, газоконденсат изменяются по инициативе поставщиков, что порой вызывает конфликтную ситуацию.

Начавшийся в 2001 году процесс создания
единого тарифного органа в РФ на базе Федеральной энергетической комиссии не получил
логического завершения. В результате в отдельных субъектах РФ по инициативе администраций на базе РЭК стали создаваться единые
тарифные органы. Следует отметить, что это дало положительный результат.

Например, создание в октябре 2002 года
на базе РЭК РС (Я) единого тарифного органа
позволило преодолеть сложившиеся в последние годы негативные тенденции по разбалансированности цен и тарифов в различных отраслях экономики республики. Главными объектами ценообразования остаются монополисты, которые оказывают значительное влияние на экономическую ситуацию в республике.

Необходимость государственного регулирования цен на газ, транспорт, электрическую и
тепловую энергию очевидна. Для тех видов
продукции ТЭК, цены и тарифы на которые не
подлежат государственному регулированию, в
республике существует практика установления контрактных цен. Например, на уголь,
нефть и газоконденсат, поставляемые на государственные нужды. Это позволяет управлять
процессом регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ НА РЫНКЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ РС (Я) ПОСЛЕ СОЗДАНИЯ РЭК?
— До создания РЭК на профессиональной основе процессы государственного регулирования
цен были полностью разбалансированы. Цены
и тарифы на продукцию топливно-энергетического и транспортного комплекса изменялись в
разные периоды, могли пересматриваться в течение года. Поэтому с созданием РЭК в 2001 году и образованием на его базе в 2002 году единого тарифного органа — Государственного комитета по ценовой политике — Региональной
энергетической комиссии руководством республики была поставлена важнейшая и непростая задача: навести порядок в вопросах государственного регулирования цен и тарифов.

Теперь тарифы на электрическую и тепловую
энергию утверждаются один раз в год — 1 января и в течение года не меняются. С появлением
единого тарифного органа этот принцип действует и в отношении других регулируемых видов
продукции и услуг. При этом основная часть регулируемых предприятий рентабельна. Пока
нам удается работать в согласованном режиме.

По крайней мере, обращений в какие-либо инстанции по пересмотру цен не было.

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ ПРИ
РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕН И ТАРИФОВ НА
2004 ГОД? ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ТЕХ,
ЧТО ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ В 2003 ГОДУ?

— С созданием Госкомцен — РЭК в республике
были определены и основные принципы ценовой политики:
цены и тарифы на регулируемые виды продукции и услуг должны меняться одновременно, с начала календарного года, и весь год оставаться неизменными;
уровень цен и тарифов должен быть сбалансирован с параметрами социально-экономического развития республики и государственным бюджетом;
рост потребительских цен не должен превышать роста доходов населения;
ценовая политика должна стимулировать создание и развитие конкурентной среды.

Основными целями в процессе регулирования цен и тарифов являются: оптимизация расходов предприятия (сокращение топливной составляющей, транспортных и прочих накладных
расходов), сокращение непроизводительных
расходов и увеличение при неизменности тарифа в сопоставимых ценах доли затрат на развитие производства и поддержание основных
фондов, создание экономических стимулов в
вопросах энергосбережения.

В работе по государственному регулированию
цен мы полностью отказались от утверждения
цен «от фактических затрат» и перешли на нормативный метод формирования и утверждения цен,
чем создали благоприятные условия регулируемым предприятиям для экономии затрат на производство продукции. Это позволило уже в тарифах и ценах 2004 года предусматривать средства
для проведения энергосберегающих мероприятий. Приоритетными являются, конечно же, быстроокупаемые мероприятия.

Экономия средств потребителей как разница между заявленными предприятиями и утвержденными Госкомцен — РЭК РС (Я) тарифами на 2003 год достигла около 4,4 млрд рублей.

На 2004 год эта сумма составит около 3 млрд
рублей. То есть в результате проведения кропотливой индивидуальной работы по регулированию тарифов предприятия уменьшают разрыв между заявленными и прогнозируемыми
тарифами, представляют более обоснованный
рост затрат.

КАКИЕ ПРОГНОЗЫ ОТНОСИТЕЛЬНО
ТАРИФОВ И ЦЕН ВЫ МОЖЕТЕ ДАТЬ
НА 2004 ГОД? НАСКОЛЬКО ЭТИ ЦЕНЫ
И ТАРИФЫ ДОСТАТОЧНЫ?

— Цены и тарифы на основные регулируемые
виды продукции и услуг утверждены до 1 января 2004 года. Это электроэнергия и теплоэнергия, газ природный и газ сжиженный, цены на
топливо по государственному заказу, тарифы
на перевозку грузов речным транспортом и др.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию по ОАО АК «Якутскэнерго» являются практически самыми низкими среди энергосистем
Дальневосточного федерального округа. Так, с
2004 года для населения ввели ночной тариф,
который значительно ниже дневного. Раньше
он был установлен для хлебопекарных предприятий.

По всем регулируемым предприятиям уровень утвержденных цен обеспечивает безубыточную работу и в основном сбалансирован с
бюджетными расходами.

Другое дело—финансовое состояние предприятий. На фактические финансовые результаты предприятий отрицательно влияют списанные на убытки «безнадежные» долги. Однако включать эти средства в состав цены считаем
нецелесообразным. Во-первых, с экономической точки зрения происходит повторное включение затрат. Во-вторых, включая эти средства
в общий тариф (цену), мы заставляем добросовестных плательщиков платить за тех, кто не
платит за поставленную продукцию. Кроме того, такой подход не стимулирует претензионноисковую работу предприятия.

В КАКОМ СЕГМЕНТЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ТАРИФОВ УДАЛОСЬ ДОСТИЧЬ НАИБОЛЬШИХ УСПЕХОВ? ЗА СЧЕТ ЧЕГО
СМОГЛИ ЭТОГО ДОБИТЬСЯ? КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЖЕ ПОЛУЧЕНЫ?

— Самым слабым звеном было жилищно-коммунальное хозяйство. Тарифы на теплоэнергию,
другие виды коммунальных услуг устанавливались местными администрациями. Подходы были
разные, уровень работы оставлял желать лучшего. В течение трех лет мы забрали на регулирование все предприятия ЖКХ и все коммунальные
услуги. Провели большую работу по уточнению
перечня регулируемых предприятий. Выработали
единые «правила игры», разработали методику по
формированию тарифов на тепловую энергию.

Количество предприятий увеличилось многократно. На 2004 год тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства приняты в согласованном
режиме и обеспечивают безубыточную работу отрасли. Главное — эффективно использовать эти
средства по назначению и улучшить качество
предоставляемых услуг.

Считаю, что в целом мы выработали единые
подходы к регулированию тарифов с основной
энергоснабжающей организацией республики—
ОАО АК «Якутскэнерго». Эта компания — единственная на Дальнем Востоке по итогам 2002 года
отработала с прибылью при невысоких тарифах.

Сложнее обстоит дело в топливном комплексе: газ, нефть, уголь. При согласовании цен на
топливо возникает новое разногласие, поскольку нет новых нормативных документов.

Вопросы государственного регулирования
цен и тарифов в северных регионах России
должны быть расширены. На территории республики в топливно-энергетическом комплексе, на речном транспорте в основном работают
монополисты.

Также для северных территорий необходимы
дополнительные права по упорядочению цен на
потребительском рынке, в особенности на основные продукты питания и важнейшие лекарственные препараты.

Особый подход нужен и в ходе реализации
реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Коммунальные услуги на Крайнем Севере несравненно выше, чем в центральных регионах,
поэтому оплачивать 100% их себестоимости население не сможет.


ИЗВЕСТНО, ЧТО В ВАШЕЙ РЕСПУБЛИКЕ ЕСТЬ ПРЕЦЕДЕНТЫ, КОГДА
СЭКОНОМЛЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВА ОСТАВЛЯЛИСЬ ПРЕДПРИЯТИЯМ. РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, ОБ ЭТОМ ПОПОДРОБНЕЕ.


— Да, действительно, начиная с 2003 года мы
проводим такую политику. Известно, что главной проблемой при реализации энергосберегающих мероприятий является поиск источников
их финансирования. То есть прежде чем что-либо сэкономить, надо сначала вложить деньги, а
потом уже рассчитывать на дивиденды.

С выходом Постановления Правительства РФ
№ 226 от 02.04.2002 появился вполне законный
путь для определения источников финансирования таких мероприятий — экономия средств от
реализации энергосберегающих технологий.

Впервые мы применили эту схему к ОАО АК
«Якутскэнерго». Крайне неэкономичные газотурбинные двигатели, работающие на дорогостоящем дизельном топливе, были заменены
на современные дизельные генераторы с почти
вдвое меньшим удельным расходом топлива.

Экономию от сокращения расхода дизтоплива
мы не изъяли из тарифа, но поставили условие,
что эти деньги будут использованы для погашения кредитов, взятых под реконструкцию основных фондов.

Эту же схему мы предложили Саханефтегазсбыту для перевода котельных с нефти на угольное топливо, что позволит снизить затраты на
выработку тепла почти в два раза.

Подобная схема обсуждалась и была принята
в системе жилищно-коммунального хозяйства, но
там есть своя специфика. Прежде чем применять
такую схему, мы настояли на разработке программы по установке приборов учета, паспортизации и энергоаудите котельных. Реализация
программы позволит выявить наиболее эффективные и малозатратные мероприятия.

Кстати говоря, схема, при которой предприятиям оставляют средства после реализации
энергосберегающих мероприятий, применяется нами только по взаимосогласованным мероприятиям. Они подвергаются самому тщательному анализу и затем отбираются наиболее эффективные из них.

Так, по Якутскому горводоканалу нами предложено внедрить частотне регулироване электропривода насосного оборудования, что, по расчетам, даст экономию электроэнергии на 20—25%.

ГУП «Теплоэнергия» провел за счет собственных средств мероприятия по оптимизации
теплоисточников, выполнил ряд работ, которые
позволили закрыть нерентабельные котельные, а их потребителей переключить к ближайшему теплоисточнику. Сумма экономии от эксплуатации в результате выполнения данных работ не уменьшает тарифную выручку последующих двух лет, а, напротив, покрывает другие мероприятия по оптимизации теплоисточников.

НАСКОЛЬКО ВАС УДОВЛЕТВОРЯЕТ СУЩЕСТВУЮЩАЯ НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ПО ВОПРОСАМ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ? КАКИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ НУЖНО ПРИНЯТЬ?

— К сожалению, на федеральном уровне отсутствует концептуальный нормативно-правовой документ по регулированию цен и тарифов, нет также единого методического документа по формированию цен и тарифов, контролю за их применением и привлечению к ответственности за нарушение ценового законодательства.

Принимаемые на уровне субъектов Российской Федерации нормативно-методические документы часто не имеют соответствующей правовой основы на федеральном уровне. Несмотря на это, для регулирования вопросов ценообразования в Республике Саха (Якутия) разработаны и действуют в настоящее время документы, регулирующие вопросы формирования тарифов на перевозки грузов автомобильным
транспортом, методические указания по определению технических показателей при расчете
тарифов на тепловую энергию, порядок согласования контрактных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, предоставляемые для государственных нужд, разработана Концепция
ценовой политики РС (Я). Ряд документов находится в стадии доработки.

Отдельно следует отметить вопросы, регулирующие договорные отношения между потребителями и энергоснабжающими организациями.

Как показывает практика, данные отношения
основаны не на принципе равенства договаривающихся сторон, а на приоритете интересов
энергоснабжающих организаций. Анализ условий договоров показал недостаточную степень
учета интересов потребителей (абонентов) и
практически полное отсутствие условий, предусматривающих ответственность энергоснабжающих организаций за ненадлежащее исполнение договорных обязательств.

Эти обстоятельства предусматривают необходимость решить данный вопрос на федеральном уровне. Оптимальным решением стала бы
разработка и утверждение Правительством РФ
рекомендуемой типовой формы договора энергоснабжения, предусматривающего все права
и обязанности сторон, закрепленные гражданским законодательством.

Нет нормативного документа по раздельному учету затрат на производство электро- и теплоэнергии.

РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О СОТРУДНИКАХ ВАШЕЙ РЭК, ИХ КВАЛИФИКАЦИИ.
— Профессия ценовика чрезвычайно сложная и
не очень популярная. А ведь это особая категория
специалистов. Чтобы стать хорошим регулятором, нужны годы. Не секрет, что органы ценообразования выполняют политическую функцию, их
работа имеет большие социальные последствия.

Поэтому от нас требуется профессиональная работа по всему комплексу деятельности предприятия. Регулируя цену, мы изучаем не только экономические показатели, но и вникаем в производство и технологию. Всего защиту тарифов у нас
проходят более 700 предприятий. Это колоссальная нагрузка. Поэтому в нашем комитете работают специалисты высокого класса, как я говорю,
эксклюзивные кадры. В нашем аппарате много
молодых специалистов. Одному из моих заместителей 25 лет, но он хорошо справляется со своими обязанностями. Есть опытные производственники с техническим образованием.

В аппарате комитета создано техническое управление, с которого начинается работа над ценами и тарифами. От уровня работы этого управления зависит очень много, так как основные составляющие тарифа рассчитываются здесь: топливо, численность персонала, ремонтные и инвестиционные программы и источники. Именно при
расчете технических показателей выявляются
резервы по снижению затрат. После работы технарей за дело берутся экономисты, юристы. Технология защиты тарифов у нас отработана, каждый знает, за что отвечает.

Нами создана программа по автоматизации
расчета тарифов на тепловую энергию — «тарифтепло». Это позволит значительно облегчить работу специалистов, освободит их от рутины.

Создаем также информационную базу по
ценам и, конечно, учимся, учимся, учимся.

В прошлом году больше половины сотрудников
прошли курсы повышения квалификации, стажировку в федеральных структурах и за рубежом.

РАБОТА НЕЗАВИСИМЫХ РЕГУЛЯТОРОВ
ПОДРАЗУМЕВАЕТ, ЧТО ОНИ ПОСТОЯННО НАХОДЯТСЯ МЕЖ ДВУХ ОГНЕЙ: МОНОПОЛИЕЙ И РУКОВОДСТВОМ РЕГИОНА. С ЧЕМ ВАМ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ «ЗОЛОТОЙ
СЕРЕДИНЫ»?

— Вы знаете, для меня этот вопрос не является
слишком уж острым.

В ходе работы мы стараемся действовать открыто, гласно, привлекая к обсуждению спорных вопросов все заинтересованные стороны.

У нас нет секретов ни от кого. За многие годы
работы председателем ценового органа я научилась интуитивно чувствовать, какие цены
«потянут» потребители и будут достаточны производителям. А если эта интуиция еще экономическими расчетами подтверждена — кто будет
спорить? Ведь проблемы иногда возникают изза недостатка информации.

Конечно, порой бывает очень трудно. Ведь
приходится работать с крупнейшими компаниями: РАО ЕС России, ЮКОС, Якутуголь. Но чем работа труднее, тем она интереснее.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить сотрудников и руководство Федеральной энергетической комиссии, лично председателя ФЭК
Кутового Георгия Петровича, которые все эти
годы оказывают нам неоценимую помощь, поддержку, доверяют нам при принятии важнейших
для республики решений. Вот у таких профессионалов мы учимся находить «золотую середину».

Как руководитель ценового органа республики, я понимаю, что ответственность за принимаемые лично мною решения по регулированию цен чрезвычайно высока. Здесь нет места
ошибкам, непродуманным, недостаточно взвешенным решениям. Безусловно, без поддержки руководства республики у нас ничего бы не
получилось. Мы не имеем права не оправдать
доверия президента, правительства, населения. Поэтому о своей работе стараемся широко
информировать через все средства массовой
информации, издаем журнал «Эксперт цен». По
нашей инициативе создан Центр энергосбережения, Республиканская ассоциация предприятий топливно-энергетического комплекса, которые активно с нами сотрудничают.

НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ НЕМНОГО РАССКАЗАТЬ О СЕБЕ, СВОЕЙ КАРЬЕРЕ, СЕМЬЕ,
УВЛЕЧЕНИЯХ?

Моя семья — мой тыл, моя отдушина, где я
позволяю себе расслабиться и побыть просто
женщиной — слабой и беззащитной.

Люблю новые города и знакомства. Кстати,
я совершенно разочаровалась в загранице —
нет мест лучше России и Якутии. Люблю свою
дачу, люблю водить машину на высокой скорости и обгонять мужчин на «крутых» иномарках.

Очень люблю лес, собирать грибы и готовить из
них разные блюда. Ничего не видела красивей
нашей реки Лена, ничего не ела вкусней рыбы,
пойманной в реках и озерах Якутии. Ничего не
читала лучше Толстого и Чехова. И ничего не видела лучше советских кинокомедий.

ЛЕМЕШЕВА
Валентина Ивановна
Родилась в Якутии. Имеет
два высших образования: экономическое
и филологическое.


В 1987 году назначена
заместителем председателя Госплана ЯАССР,
а с 1991 года — первым
заместителем министра
финансов и экономики
РС(Я) — председателем
Комитета по ценам РС (Я).


С 1993 по 1998 год —
председатель Государственного комитета РС (Я)
по координации и дисциплине цен.


В 1998 -2001 годах —
заместитель генерального директора Акционерной компании «Якутскэнерго».


С 2001 года возглавляет
Региональную энергетическую комиссию РС (Я),
а с октября 2002 года —
Государственный комитет
по ценовой политике —
Региональную энергетическую комиссиюРС(Я).