Беседу вели Юрий КУЗЬМИН, Дарья СУХОДОЛЬСКАЯ и Анастасия САЛОМЕЕВА,
фотографии предоставлены О.К. ДЕРГУНОВОЙ.
Глава российского представительства Microsoft Ольга Дергунова, пожалуй, одна из самых популярных и знаменитых женщин топ-менеджеров в нашей стране. Причем ей удалось не только сделать блестящую управленческую карьеру, но и создать крепкую семью. Она счастливая жена и мать. Своими мыслями о том, как бизнес-леди правильно выстраивать отношения с членами семьи и сослуживцами, г-жа Дергунова поделилась с нашими читателями.
— Ольга Константиновна, многим российским деловым женщинам, добившимся успеха в бизнесе, фактически пришлось пожертвовать личной жизнью и семейным благополучием. Вы счастливое исключение из этого правила. Поделитесь, пожалуйста, своим секретом: как вам удалось стать одной из самых известных российских женщин топ-менеджеров и достигнуть счастья в семейной жизни?
— Я думаю, что не следует противопоставлять такие понятия, как семья и карьера. Скорее всего, неудача некоторых бизнес-леди в личной жизни связана не с тем, что женщина уделяет работе больше внимания, чем семье, просто в свое время она неправильно выбрала спутника жизни.
Кроме того, при формировании семьи очень важно допускать наличие у супруга иной, чем у тебя, точки зрения, хотя порой и хочется навязать собственную позицию. Надо признать право другого человека быть не таким, как ты. Если в семейной паре это согласовано изначально, тогда конфликтов удастся избежать.
Впрочем, чтобы прийти к такому пониманию, требуется какое-то время. Я не отношусь к тем людям, которые в самом начале жизни сказали: «Я буду делать карьеру». На выработку принципа равноправия в семье нам
с мужем понадобилось значительное время — около четырех лет. Мы определили, что каждый из нас хочет идти своей карьерной дорогой и наша задача в подобной ситуации — помогать друг другу.
Считаю, что если у женщины есть возможность договориться со своим спутником жизни, согласовать принципы равноправия, то ее семейной жизни карьера угрожать не будет. Правда, нужно еще неукоснительно следовать этим принципам. Ведь внешних факторов, возвращающих вас в более традиционную поведенческую модель в семье, найдется предостаточно.
— А каким, на ваш взгляд, должен быть спутник жизни женщины-руководителя?
— Терпимым к праву его жены быть другой, не такой, как все. К ее праву на самореализацию.
— Считается, что если женщина делает карьеру, то посвящает себя работе полностью. Так ли это? Если да, то как же тогда быть с более традиционной ролью женщины в обществе — хранительницы домашнего очага? Хватает ли у вас времени на семью?
— Конечно, времени для семьи всегда будет недостаточно, если подходить к вопросу стандартно. Мол, в шесть часов вечера мне нужно забрать ребенка из школы, а в семь приготовить мужу ужин.
Я стараюсь креативно решать задачу. В семье мы выработали принцип: не ругаться. У нас просто нет на это времени. Жалко тратить те редкие моменты, когда все мы собираемся вместе, на выяснение отношений.
А что касается роли хранительницы домашнего очага, то, вероятно, для нее я не подхожу, по крайней мере в традиционном понимании. Я не занимаюсь такой рутиной, как уборка, приготовление еды, стирка. Наверное, еще в детстве не научилась каким-то базовым, чисто женским вещам. Это мне просто несвойственно. Я считаю нецелесообразным подобным образом тратить время, когда есть люди, делающие такую работу значительно лучше меня.
Положительные эмоции я черпаю из общения с семьей. Люблю вместе с мужем и дочкой ходить в кино, ездить за город, заниматься спортом.
Не скажу, что успешную работу в бизнесе и семейную жизнь легко совмещать. Зачастую приходится жертвовать выходными, а иногда месяцами не получается нормально пообщаться с близкими людьми. Но если это удается компенсировать в тот маленький промежуток времени, что ты способна им уделить, то ничего страшного. Тогда две недели отпуска, проведенные с семьей, запомнятся надолго и, возможно, будут значительно полезнее для укрепления отношений, чем постоянное сосуществование бок о бок.
— Деловой женщине нередко нужно быть жестким и требовательным руководителем, принимать непопулярные решения, доказывать свою профессиональную компетенцию. Удается ли дома отключаться от рабочих вопросов? Каков ваш стиль общения в семье?
— Опасность перенесения в семью стиля общения, которого придерживаешься на работе, очень велика. Но со временем появляется навык переключения между различными видами деятельности. Для меня такой момент наступает, когда я на машине возвращаюсь домой. Этих 10—15 минут вполне хватает, чтобы стать другим человеком.
Несколько лет назад у нас с мужем была достигнута договоренность: я не работаю дома. Я не могу вести деловую переписку и в то же время полноценно общаться со своей семьей. Для меня значительно проще уехать в выходные дни в офис и решать там производственные вопросы, чем пытаться заниматься этим на домашней территории.
— Разрешите задать вам еще один личный вопрос. У вас подрастает дочь, каким вы видите ее будущее? Хотите, чтобы она, так же как и вы, реализовалась в профессиональном плане?
— Сложно сказать, она сама должна решить. Я считаю, что родителям не следует направлять детей в профессиональном плане, потому что велика вероятность ошибки. Ведь мы смотрим на них слишком субъективно.
В конечном счете человек сам отвечает за то, какой путь в жизни он выбрал. Задача же родителей — дать ребенку некий набор знаний, чтобы в будущем он мог сказать: я хочу заниматься этим и не хочу — тем.
Родители, делающие карьеру, на мой взгляд, имеют большое преимущество. У них очень широкий круг общения. И если они способствуют общению ребенка с их друзьями, то его возможности в выборе жизненного пути существенно расширяются. Он понимает, что работа должна быть, во-первых, любимой, а во-вторых, успешной.
Наша дочь учится в Высшей школе экономики в Международном институте экономики и финансов, там есть несколько специализаций. Пока еще она не выбрала свой «конек», но, по крайней мере, видит плюсы и минусы всех индустрий, с которыми в будущем может быть связана ее деятельность. Мы посчитали своим долгом дать ей хорошее математическое образование, научить английскому и русскому языкам, привить любовь к литературе и, конечно, к спорту. А выбор жизненного пути — это уже ее задача.
— IT-индустрия считается мужской сферой деятельности. Тем не менее в нашей стране в ней немало руководителей-женщин, и вы одна из них. С чем это связано?
— Мне кажется, у вас не совсем верное представление об индустрии информационных технологий. Это и сейчас чисто мужская отрасль.
Правда, некоторые женщины нашли в ней призвание, но их немного.
Малое число женщин в российской IT-индустрии связано прежде всего с бешеным темпом развития технологий на этом рынке. Удержаться на уровне современного понимания технологических новаций очень непросто, тем более женщинам. Ведь не секрет, что среди мужчин больше гениев и сумасшедших. Женщины по своей природе тяготеют к середине. А отрасль информационных технологий все время требует быть на грани между гениальностью и нормальностью.
И потом, посмотрите, кто сформировал нашу IT-индустрию. Люди одного поколения, те, кому сегодня от 40 до 50 лет. Тогда поменялись не только экономика страны и ее политический строй — вся жизненная философия и система ценностей, в которой жили люди, стали другими.
В СССР женщины с техническим образованием четко знали, какой должна быть их карьера: институт, замужество, рождение первого ребенка, аспирантура, второй ребенок, а дальше — работа на кафедре до самой пенсии, занятие домом, детьми и внуками. Безрадостная перспектива.
Поэтому, как только начались экономические преобразования, первое, что сделали многие из них, — ушли с опостылевших рабочих мест. А вернуться оказалось значительно сложнее, особенно в технологический бизнес. И потому среди тех, кто начинал российскую индустрию высоких технологий, довольно мало дам.
— Вы были одной из первых женщин топ-менеджеров в отечественной IT-индустрии. Приходилось ли сталкиваться с недоверием со стороны специалистов-мужчин? Часто ли вы были вынуждены доказывать окружающим свои профессиональные качества?
— Мне и сейчас приходится доказывать собственный профессионализм. Это единственный способ убедить людей, что ты занимаешь свое место по праву.
Конечно, сегодня это происходит не столь часто, как в начале моей карьеры. В 1995 году, когда я возглавила российское представительство Microsoft, чувствовала себя белой вороной. Все дивились: генеральным директором такой компании стала дама. Прошло пять лет, и число женщин на руководящих должностях увеличилось. Общество с данным фактом смирилось. И слава богу, теперь на меня смотрят как на профессионала, а не как на счастливицу, которой чудом удалось возглавить представительство межнациональной корпорации.
И сегодня может прийти мужчина, сотрудник или клиент, изначально не доверяющий мне, но через время его скепсис исчезнет. Есть универсальный способ, стирающий разницу между полами, и называется он бизнесом. Если два специалиста видят высокий профессиональный уровень друг друга, они начинают общаться на равных, а все остальное отходит на второй план.
— Мы знаем, что вы особенно гордитесь тем, что в российском подразделении Microsoft удалось создать сплоченную команду единомышленников. А каковы ваши принципы подбора команды?
— Я очень ценю профессионализм и желание сделать больше, чем положено по служебной инструкции. Человек должен подпрыгивать на стуле от желания совершить подвиг. Главное, чтобы у моего подчиненного, что называется, горели глаза, чтобы он хотел работать, был готов учиться и не останавливался на достигнутом.
В нашей команде каждый четко понимает свою роль. У нас работают блестящие специалисты, которые прекрасно дополняют друг друга.
— Вы руководите в основном мужским коллективом. В чем состоит особенность женского управления мужской командой?
— Такой вопрос лучше задавать не мне, а моим подчиненным. Мне кажется, мужчинами руководить проще, потому что они более логичны и менее эмоциональны. Это очень помогает в общении.
— Есть ли разница между мужским и женским управленческими стилями?
— Не существует ни женского, ни мужского стилей управления — только базовые управленческие принципы. Человек может или воспользоваться ими, привнеся в них креативность, или нет. А проводить разделение менеджерского стиля по половому признаку, по-моему, некорректно.
— А есть ли мужские и женские области деятельности?
— Конечно, есть. Женщине нечего делать на бойне, не ее занятие — укладывать шпалы. А все остальные сферы деятельности подходят для представителей обоих полов, здесь главное — качества конкретной личности.
— Каковы достоинства женщин-руководителей, на ваш взгляд?
— Ум и красота. А если серьезно, я считаю, что каждый руководитель пропускает через себя все управленческие методы и применяет их в зависимости от своих психологических особенностей. Технологии же управления одинаковы как для женщин, так и для мужчин.