ШКОЛА ЖИЗНИ. МУЖЧИНЫ УСТУПИЛИ МЕСТО ЖЕНЩИНАМ В ШКОЛЕ

Галина СЕРЕГИНА

Что происходит со сферой образования в России сегодня? Реформы, модернизации, новые проекты — на всех уровнях этого казавшегося некогда незыблемым монолита…

Что мы получим в результате — блещущее интеллектом и многочисленными дипломами новое поколение, с легкостью путешествующее по университетам и бизнес-маршрутам всего мира, или не поддающиеся счету темные головы с леденящей пустотой в глазах на жалких руинах разрушенной до основания системы знаний?

Эти вопросы волнуют все наше общество, но особенно сильно, безусловно, женскую его часть. Ведь именно женщинам в силу природной предопределенности приходится нести главную ответственность за будущее своих детей.

По данным ассоциации «Женщины в науке и образовании», сейчас в России образование практически полностью держится на женщинах. Они составляют 80% учителей в школах и около 70% преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений.

В дореволюционной России преподавание считалось мужской профессией. Обучение грамоте началось при церквах, где служителями были мужчины. Кстати, женщинам в то время учиться было запрещено. Но постепенно, с развитием науки и техники, у мужчин появились более интересные занятия, чем «игра в школу», и места учителей стали занимать женщины. Тем не менее до революции мужской контингент в школах был весьма значительным, а в преподавательском составе вузов и вовсе преобладали мужчины. Однако с началом советского периода большинство представителей сильного пола покинули среднюю, а затем и высшую школу ради более приоритетной в тот период работы в промышленности, академической и отраслевой науке.

Крушение социалистического строя ударило главным образом по бюджетным сферам, в том числе по науке и образованию. Практически все преподаватели оказались в бедственном положении, и мизерный процент мужчин в образовании упал фактически до нуля.

ЧАСТНЫЙ ВУЗ И НИКАКОЙ ПОЛИТИКИ

Тем не менее, по мнению исследовательской компании «КОМКОН», в образовании, а также науке и здравоохранении женщины-руководители составляют только 20%. Причем первым лицом женщины чаще становятся в школах, лицеях, колледжах. Этот факт объясняется просто: дамы поднимаются до этих должностей из преподавательского состава, а так как преподавателей-мужчин очень мало, то и конкурентная борьба не так остра. Однако все равно мужчины рассматриваются как приоритетные кандидаты.
В государственных вузах женщины часто бывают заведующими кафедрами, деканами и крайне редко — ректорами. В коммерческих вузах дело обстоит иначе. По данным все той же компании, число женщин-руководителей в российских негосударственных институтах и университетах на 5,3% больше, чем в государственных.
Женщине легче исполнять роль ректора в частном учебном заведении, тем более что идея создания такого учреждения нередко принадлежит ей самой. А в государственных вузах требуется определенная политическая позиция. Поэтому мужчины чаще занимают там руководящие должности.

МНЕНИЯ «КЛАССНЫХ ДАМ»

Одним из самых известных создателей частных вузов в нашей стране является Наталья Васильевна Нестерова — профессор, действительный член Международной академии творчества. Большую часть своей жизни она посвятила работе в школе, но в течение некоторого времени преподавала и в высших учебных заведениях. В 1990 году она открыла Московский центр образования Натальи Нестеровой, а в 1992-м был основан Новый гуманитарный университет Натальи Нестеровой — один из первых частных вузов в постсоветской России.
В советское время г-жа Нестерова была известным в Москве репетитором по физике и математике. Ее методы позволяли на высочайшем уровне одновременно обучать десятки абитуриентов. Эти методы и легли в основу ее образовательной системы, которая является самой крупной в России. Вот что говорит о своей системе сама Наталья Васильевна в обращении к студентам: «Создавая наш университет, мы понимали, что изменения, происходящие в стране, востребуют в ближайшие годы не столько инженеров и технологов, сколько высокообразованных руководителей, юристов, педагогов, психологов, работников системы массовых коммуникаций. В меру своих возможностей мы стараемся многое изменить в сложившемся стереотипе гуманитарного образования, вернуться к традициям знаменитых русских высших учебных заведений, перенять полезный опыт у зарубежных коллег».

Алла Георгиевна Грязнова — ректор Финансовой академии при Правительстве РФ, заслуженный деятель науки РФ, первый вице-президент Гильдии финансистов, заместитель председателя Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ, вице-президент Академии менеджмента и рынка.
В Финансовой академии Алла Георгиевна прошла все ступени: студентка, аспирантка, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой, проректор по научной работе и международным связям. И вот уже 17 лет она ректор. За это время академия сильно изменилась. Были пересмотрены учебные программы, введены новые дисциплины. В результате авторитет Финансовой академии значительно вырос, и сейчас в рейтинге лучших экономических вузов России она занимает пятое место.
Главной задачей любого высшего учебного заведения Алла Грязнова считает подготовку высококвалифицированных специалистов, всесторонне образованных и высоконравственных людей. Поэтому цели современного российского образования Алла Георгиевна видит так: «Нам надо научиться готовить кадры для мобильной рыночной экономики, позаимствовать у европейского образования практическую направленность обучения, а им у нас — фундаментальность знаний».
В связи с переходом на новые международные стандарты бухгалтерского учета Финансовой академии было поручено возглавить разработку нового государственного образовательного стандарта по этой специализации. Алле Грязновой удалось создать международную группу разработчиков и экспертов-консультантов из ведущих ученых и профессоров вузов России, Бельгии, Великобритании, Нидерландов, Франции. По заключению международных экспертов, новый стандарт соответствует международным образовательным программам по бухгалтерскому учету. Также академия разработала новый учебный модуль по международным стандартам учета и финансовой отчетности.
Начальник отдела нормативного обеспечения образовательных стандартов и программ в Министерстве образования РФ у нас тоже женщина — Ирина Анатольевна Правкина. Не так давно ее отдел подготовил новый порядок приема абитуриентов, который расширяет права поступающих и ужесточает требования к вузам.
Например, повысилась информационная ответственность приемных комиссий, они теперь обязаны представлять на своих стендах копию свидетельства о государственной аккредитации, информацию по каждому направлению, копию лицензии на ведение образовательной деятельности, устав вуза и правила приема. Кроме того, значительно расширен список льготных категорий поступающих. По мнению Ирины Правкиной, это тоже большой плюс.

ВЛАСТЬ ПОМНИТ О ПРОБЛЕМАХ ШКОЛЫ

Проблема российского образования беспокоит не только женщин, работающих именно в этой сфере. Например, первая леди страны Людмила Путина выступает за то, чтобы сделать профессию учителя одной из самых высокооплачиваемых. Ведь общество доверяет учителям свое будущее, а значит, конкурс в педагогические вузы должен быть очень высоким. Но это станет возможным, только когда финансовые проблемы образовательной отрасли будут решены.
Вице-спикер Госдумы Ирина Хакамада озабочена многими проблемами в области образования. Во-первых, финансированием. О средней зарплате российского учителя Ирина Муцуовна говорит как об «экономическом запрете на эту профессию». Второй проблемой она считает необходимость перехода старших классов школ на профильное образование для более эффективной подготовки к единому государственному экзамену. А третьей — модернизацию механизма финансирования высшей школы.
Ведь образование — это, по словам Ирины Хакамады, «огромный гуманитарный, политический, инвестиционный ресурс наступившего тысячелетия». И если ситуация в России с образованием не изменится к лучшему, то через некоторое время в стране может наступить «серьезный интеллектуальный кризис».
Очень резко Хакамада отзывается о введении обязательного изучения основ православия в средней школе. Она считает, что это может привести к подавлению личности ребенка, в дальнейшем он будет не способен мыслить самостоятельно.

Валентина Матвиенко, полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе, полагает, что в школах необходимо создавать условия, предупреждающие и предотвращающие безнадзорность учеников. Для этого вводятся должности заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, освобожденных классных воспитателей.
Кроме того, для более успешной работы по профилактике безнадзорности необходимо совершенствование законодательной базы, считает Валентина Матвиенко.

ОБРАЗОВАНИЕ — В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ЖЕНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Нельзя не отметить, что большинство существующих сегодня женских ассоциаций в своих программах обязательно затрагивают проблему образования. Одна из них, возглавляемая профессором Московского государственного университета, доктором физико-математических наук Галиной Юрьевной Ризниченко, так и называется — «Женщины в науке и образовании». Недавно эта ассоциация создала фонд компьютерных учебных систем. Главным вдохновителем этого проекта была Ирина Викторовна Горская, преподаватель факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Фонд помогает преподавателям освоить и использовать в процессе обучения различные компьютерные программы. Любой желающий может получить по электронной почте интересующие его материалы, а также передать в фонд свою статью или обучающую программу.
«Общероссийское общественно-политическое движение женщин России», возглавляемое Екатериной Лаховой, также не оставляет без внимания вопрос образования. Эта партия выступает за доступность качественного бесплатного образования наряду с развитием платного.
В целом же большинство женщин, не понаслышке знакомых с проблемами в этой сфере, считают, что реформировать образование нужно очень осторожно. Ведь оно в России достаточно консервативно, возможно, именно поэтому наши школы и вузы выдержали все экономические кризисы и спады.
По мнению психологов, у женщин в большей степени, чем у мужчин, развит целостно-интуитивный тип мышления, благодаря которому человек сразу представляет себе результат. Такой тип мышления особенно эффективен, когда не хватает информации, а это как раз все виды работы с людьми. Ведь про отдельно взятого человека, тем более про ребенка или подростка, невозможно знать все до конца. А значит, недаром у нас в России образованием занимаются именно женщины.