ПРЯМАЯ ДОРОГА РАИСЫ ПШЕНИЧНИКОВОЙ

Леонтий БУКШТЕЙН

Весь жизненный путь Раисы Пшеничниковой связан с образованием. Она идет прямой дорогой: окончив Восточно-Сибирский государственный институт культуры, осталась в родном вузе — стала преподавателем кафедры детской литературы, параллельно поступив в аспирантуру Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской. Защитила кандидатскую, была назначена заместителем декана, затем деканом одного из факультетов, позднее — проректором по заочному обучению, проректором по учебной работе.
В 1995 году Раиса Ивановна стала ректором теперь уже Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (ВСГАКИ), в 2000 году была переизбрана на новый срок.

Каждый человек сам ищет свою дорогу. Кому-то это удается сразу, у кого-то на поиски себя уходит большая часть жизни. Поистине счастливы те, кто с юных лет верно угадывает свое предназначение. Тогда все силы, без остатка, отдаются любимому делу. К числу таких счастливых людей относится и Раиса Ивановна Пшеничникова.

Оттого-то ее альма-матер получает весь жар ее сердца. Все помыслы Раисы Ивановны направлены на благоустройство и развитие родного вуза. Потому что по-настоящему живой и деятельный вуз развивается постоянно, его педагоги все время ищут и находят новые подходы в преподавании своих дисциплин. Особенно потому, что этот поиск поощряет первое лицо в руководстве вуза. Тем более, сама ректор позиционирует свою академию как центр формирования единого и многомерного регионального культурно-образовательного и информационного пространства Восточной Сибири и Севера.

Что и говорить, заявка сделана серьезная и ко многому обязывающая. Хотя «заявка» применительно к академии сегодня уже несколько устаревший термин. Все восемь лет своего ректорства Раиса Ивановна последовательно и целеустремленно реализует эту идею. Академия из обычного вуза, готовящего кадры для культпросвета, самодеятельности и библиотек, превратилась в региональный центр по подготовке работников творческих профессий, менеджеров культуры, специалистов по гуманитарным дисциплинам. И все бы хорошо, только проблем на ректорскую голову валится все больше и больше. Потому что она сама формулирует задачи. Одна из самых серьезных и сложных — мониторинг процессов развития культуры и искусства для определения основных индикаторов их развития как на отдельно взятой территории, так и в регионе в целом.

Проанализировав итоги постперестроечного десятилетия, Р.И. Пшеничникова вывела основные тенденции в формировании многоплановой и многоуровневой полиэтнической культуры. За этим последовало обновление учебных планов и создание перспективных методических разработок.

Большое внимание в академии уделяется решению проблем, связанных с гармонизацией, диалогом и интеграцией культур на качественно ином уровне. Совместно с Российской академией культурологии здесь создан Центр по культурологическому образованию. Началось выстраивание культурно-образовательного и информационного пространства Восточной Сибири и Севера. Занялись в Улан-Удэ и изучением рынка образовательных услуг. Апофеозом же всех преобразований и новаций в академии стало создание Академического образовательного комплекса культуры, искусств и социально-культурных технологий Восточной Сибири и Севера.

У вуза богатейшая история. Более 40 лет он готовит специалистов для крупнейших регионов на востоке России: Якутии, Тывы, Калмыкии, Алтая, Бурятии, Хакасии, Иркутской и Читинской областей, Усть-Ордынского Бурятского и Агинского Бурятского автономных округов. Как говорится, дай бог справиться с текущей и уже довольно хорошо налаженной работой. Но не тут-то было.

По инициативе Пшеничниковой открыта аспирантура по таким «столичным» специальностям, как «Театральное искусство», «Культурология», «Отечественная история», «Этнология, этнография и антропология». Кроме того, при академии создан Институт довузовской подготовки, дополнительного образования, повышения квалификации, переподготовки кадров, ускоренного и дистанционного обучения. В названии этого учреждения перечислено шесть образовательных структур. Но, увы, наша система образования не настолько богата, чтобы организовывать их по отдельности. Вот и приходится в одном региональном высшем учебном заведении совмещать сразу несколько ответственных функций. Открылись и активизировали работу специализированные советы по защите кандидатских диссертаций. Все эти преобразования кардинально меняют роль вуза в регионе да и стране в целом. Благодаря таким вузам, как ВСГАКИ, и таким ректорам, как Пшеничникова, по всей России появляются мощные интеллектуальные и культурные центры.

В июле 2002 года Раиса Ивановна избрана в Народный хурал Республики Бурятии — высший орган законодательной власти. Причиной ее решения баллотироваться кандидатом в депутаты стало стремление помочь российской культуре и образованию. Но мы бы сильно упростили мотивы, по которым она занялась общественно-политической деятельностью, если бы не процитировали кое-что из ее суждений по поводу сохранения и культуры, и природы, и самого «единства природа — человек». Эти проблемы беспокоят ее не меньше положения дел в родной академии.

Итак, что же думает и пишет, с чем выступает на самых разных форумах ректор академии Раиса Ивановна Пшеничникова? Один из ее научных постулатов — тупиковость классической истории и общественного интеллекта, ее признающего. Второй, разъясняющий первый, — энергетический баланс обменных процессов между обществом и природой, приводящий к проблеме выживаемости и эволюции человечества. Третий, дополняющий и освещающий первые два, — рост энергетической мощи человечества, сопровождающийся отставанием в росте качества прогнозирования, проектирования и программирования как главных проявлений общественного интеллекта. Жаль, что мы не можем более подробно развить здесь эти темы.

Вообще, у Раисы Ивановны довольно много нестандартных мыслей и суждений. Ими заинтересовались не только у нас в стране, но и за рубежом. Например, на международном конгрессе «Искусство и коммуникации» в Вашингтоне, в Цзилинском институте русского языка (КНР), почетным профессором которого она является, в Монгольском университете искусств и культуры, где г-же Пшеничниковой присвоен титул почетного доктора. За яркие научные работы ей вручены диплом и серебряная медаль Кембриджского университета.

Если говорить об «общественных нагрузках», то нужно упомянуть и работу в Комиссии по помилованию Республики Бурятии, и участие в движении Российского Сибирского народного собора, и председательство в комиссии LOV (Международная организация ЮНЕСКО по сохранению и развитию аутентичного фольклора, занимающаяся сохранением мирового культурного наследия). Прибавим сюда же почетную должность вице-президента Международного биографического института Кембриджского университета…

Все это подтверждает старую истину: кто везет, на того и грузят. Но Раису Ивановну хватает на все: она не опаздывает на многочисленные мероприятия, к сроку готовит доклады, обзоры, заключения, ходатайства, деловые письма. Ее работоспособность просто поражает. К тому же все контакты Пшеничниковой на международном уровне направлены в конечном счете опять же на благо вуза. Обычным делом для академии стали обмены студентами и преподавателями, стажировки педагогов в зарубежных университетах и институтах, совместные научные исследования и работы по грантам. Студенты и выпускники вуза участвуют в гастролях творческих коллективов в США, Франции, Турции, Канаде, Польше, Германии, Монголии, Южной Корее. Есть и ощутимое встречное движение: в Улан-Удэ не первый год обучаются студенты и аспиранты из Монголии, Китая, Турции, Южной Кореи, Франции.

Сегодня у академии налажены тесные деловые связи с коллегами из 30 стран. Неудивительно, что на международных конференциях, регулярно проводимых академией, можно встретить аспирантов Оксфордского, Лондонского, Франкфуртского и других европейских университетов. Совместно с международными организациями раз в два года проводится международный симпозиум и фольклорный фестиваль «Байкальские встречи». Продолжается работа, связанная с открытием на территории Китая Российско-китайского института искусств. В Монголии планируется создать филиал академии.

Мы беседуем с Раисой Ивановной Пшеничниковой о том, чем живет сегодня академия. И первый вопрос — о студентах и преподавателях вуза. Сколько их, какие они?

— Студентов у нас почти 5 тыс. Наш профессорско-преподавательский состав обладает высоким научным и творческим потенциалом: из почти 300 преподавателей свыше 30 имеют ученую степень доктора наук и ученое звание профессора, пять действительных членов и членов-корреспондентов российских академий. У нас свыше 100 кандидатов наук, доцентов. Более 90 преподавателей имеют почетные звания заслуженных деятелей науки, народных и заслуженных артистов, заслуженных деятелей искусства, работников культуры и образования.

— А какова структура академии?

— Структура академии как единого научно-образовательного и производственного комплекса включает шесть факультетов, три института, два филиала и два представительства. Половина из них учреждены совместно с правительствами территориально-административных образований, входящих в нашу зону деятельности. Они находятся в Якутске, Кызыле, Иркутске, Чите. У нас более 30 кафедр, отдел аспирантуры, три специализированных диссертационных совета, региональный научно-исследовательский центр по проблемам культурологического образования. Имеем фундаментальную библиотеку, музей книжного дела, редакционно-издательский отдел, информационный центр.

— В академии достаточно много специальностей. И в то же время вы постоянно открываете новые.

— Мы всегда думаем о перспективе. В свое время мы только подходили к решению открыть новые специализации, готовить режиссеров телевидения, имиджмейкеров, специалистов по сохранению и реставрации памятников, социально-культурному проектированию, прогнозированию и культурной политике, культурологии и др. Практика показала, что все это востребовано, имеет перспективы, интересно будущим студентам и их работодателям.

— Я знаю, что в вашей академии не только учат, но и проводят научные исследования…

— Разумеется. С нашим потенциалом было бы грешно не взяться за изучение региональных проблем в области культуры, искусства и образования. Именно поэтому мы учредили региональный научно-исследовательский центр по проблемам культурологического образования, учебно-методические, учебно-исследовательские, учебно-производственные и творческие лаборатории.

Вообще, наша академия в основном «обслуживает» регион Восточной Сибири. А он характеризуется соприкосновением и взаимодействием культур Запада и Востока. Здесь же, но только в северных районах, развивается арктическая культура. Именно это пересечение Востока, Запада и Севера и вносит некое своеобразие в учебный процесс, программы, в сам алгоритм обучения студентов. Мы осознаем, что в огромном регионе наш вуз «единственный и неповторимый». Это большая ответственность. Ведь мы имеем дело с очень тонкой материей, называемой национальной традицией и национальным укладом жизни. Взаимодействие культур определяет не только научные исследования в данной области, но и нашу активную работу по подготовке кадров, международное сотрудничество, обмен студентами и преподавателями с вузами разных стран. В некотором смысле студенты и преподаватели академии стали проводниками ценностей российской культуры в странах Центральной Азии и Тихоокеанского региона.

— Число «остепененных» преподавателей в вашей академии впечатляет…

— Вы знаете, у нас зачастую разрабатываются темы диссертаций, не имеющие аналогов в практике научной работы. Поэтому в академии, как я уже сказала, действуют специализированные советы по защите кандидатских диссертаций: по культурологии, искусствоведению, музееведению, консервации и реставрации историко-культурных объектов. Вообще, наш вуз представляет собой центр интеграции образовательных, научных и творческих ресурсов. Говоря точнее, это открытая социокультурная и информационная система, гибко адаптирующаяся к изменениям ситуации как в стране, так и в мире. Мы всегда готовы к восприятию инноваций.

— Академия славится новаторским подходом к организации учебного процесса. В чем он заключается?

— Сейчас на смену устаревшей системе образования, которая определялась схемой «педагог — субъект, студент — объект», приходит новый тип вузовского образования. И студенты, и преподаватели оказываются единым субъектом познавательного процесса. А вот объектом становится духовная жизнь общества. Это понятно?

— Да, в целом понятно. Неясно только, какова «механика» такого обучения?

— Она вот в чем. Взамен формализованного воспроизводства знаний, что было характерно для прежней системы, приходят новые образовательные технологии. В их основе — совместное творчество педагогов и студентов. Цель — самореализация и саморазвитие личности студентов.

— Какие основные факторы в ближайшие годы будут влиять на постановку вузовского образования?

— Во-первых, фундаментализация образования на базе социально-гуманитарных дисциплин. Во-вторых, расширение спектра направлений и специальностей, а также профессиональных программ в соответствии с потребностями Восточной Сибири и соседних регионов. В-третьих, насыщение учебного процесса новыми образовательными технологиями с использованием современных информационных систем. В-четвертых, более основательное включение вуза в межрегиональное и международное образовательное пространство. И наконец, в-пятых, реализация новых принципов воспитания специалиста на основе гармоничного сочетания национальных традиций, российской гражданственности и общечеловеческих ценностей.

— В одном из своих выступлений вы говорили об организации обучения на коммерческой основе…

— А куда от этого уйдешь? Наши коллеги в вузах Сибири и Дальнего Востока, не говоря уж о столицах, давно взяли эту систему на вооружение. Вот и мы для реализации платных образовательных услуг создали отдел коммерческого образования, работающий в тесном контакте с отделом международных связей, а также региональный Институт дополнительного профессионального образования.

— Последний вопрос не об академии и не о вашей научной и педагогической деятельности. Больше года вы работаете как депутат. Судя по вашему характеру, в кабинете вы не отсиживаетесь. Что уже удалось сделать в Народном хурале Бурятии и в своем избирательном участке? Там ведь живут те, кто помнит вас совсем девчонкой…

— Депутатская работа для меня так же важна, как и любая другая, которую я делаю. Тем более что вы правы — меня мои избиратели знают, и от этого ответственность возрастает многократно.

В Народном хурале я работаю в Комитете по международным и региональным связям, национальным вопросам, делам общественных организаций и религиозных объединений. Мне поручено курировать весь блок вопросов, связанных с культурой и искусством. Нормативная база в этой сфере далека от совершенства, и потому значительная часть времени уходит на нормативную деятельность: разработку, доработку, внесение поправок в законы и другие нормативные документы. В частности, речь идет о библиотечном и музейном деле, архивах, языках РБ, об охране исторических памятников и историко-культурного наследия. Самая же напряженная часть депутатской работы — это формирование бюджета республики.

Как член комитета занималась организацией общественных парламентских слушаний об исполнении закона «О культуре в Республике Бурятии». Они проходили в многонациональных сельских районах: Иволгинском, Тункинском, Селенгинском, Кижингинском и других, а также в Улан-Удэ. Все работники культуры и искусства самым активным образом участвовали в общественных слушаниях. Итогом этой продолжительной работы стало принятие первой Президентской программы по сохранению и развитию культуры и искусства в Республике Бурятии.

Кроме того, много времени уходит на работу с избирателями. И здесь огромную поддержку мне оказывают мои замечательные помощники: Антонина Лаврентьевна Невзорова и Елена Юрьевна Толстоногова. Каждую среду работает общественная приемная. Не перечесть круг вопросов, с которыми избиратели обращаются к своему депутату. Все запросы, просьбы, жалобы фиксируются и находятся на контроле до их исполнения. Но, конечно, самая большая для нас проблема — жилье (избирательный округ № 48, где я работаю, — это ветхая, старая часть города). Тем не менее совместно с мэрией г. Улан-Удэ и мэром Геннадием Айдаевым мы уже немало сделали в этом направлении. В нашем избирательном округе созданы студенческие волонтерские группы помощи ветеранам Великой Отечественной войны и одиноким пенсионерам: они помогают купить продукты, лекарства, прибраться в доме и т. д.

— Я заметил, что у вас сложился свой особый стиль поведения в жизни…

— Может быть. Как-то так получалось в моей жизни, что я никогда не искала обходных путей. Просто шла своей дорогой к высокому профессионализму, к знаниям, к более ответственной работе. Мне всегда хотелось, чтобы в мире было уютнее и красивее. И это мой путь, моя судьба.

СПРАВКА ЖУРНАЛА «БЛИКИ»

Раиса Ивановна Пшеничникова — ректор Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. В начале своей трудовой биографии работала пионервожатой, трудилась на Улан-Удэнском тонкосуконном комбинате, была библиотекарем. Затем работала преподавателем кафедры детской литературы Восточно-Сибирского института культуры, заместителем декана, деканом, проректором по заочному обучению, проректором по учебной работе. В 1995 году впервые избрана ректором академии, в 2000 году — во второй раз.
Профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Имеет ряд почетных званий и титулов, присвоенных зарубежными университетами и институтами.
Награждена почетным знаком «Золотая пальмовая ветвь» и отмечена свидетельством национального фонда России «Общественное признание» за разработку и внедрение межрегиональных культурно-образовательных программ, за плодотворную учебно-методическую, научную и творческую деятельность. Внесена в Книгу почета Сибири за большой личный вклад в развитие системы образования в области культуры.
Награждена почетным дипломом Американского биографического института «100 самых интригующих умов 2002 года» за усилия в области развития культуры и высокую профессиональную этику. В ноябре 2002 года Р.И. Пшеничникова награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.