Люция МУХАМЕДОВА: «НАШИ СПЕЦИАЛИСТЫ НЕ ПОДВЕДУТ»

Беседу вела Татьяна ПУДОВА

Учитель английского языка, инспектор внеклассной и внешкольной воспитательной работы Астраханского облисполкома, заведующая отделом народного образования, председатель комитета по образованию и науке администрации г. Астрахани… Казалось бы, можно работать спокойно, раз карьера складывается так удачно. Но Люция Мухамедова считает по-другому: темп сегодняшней жизни требует не только умения хорошо и грамотно руководить, но и наличия обширных, глубоких знаний в разных сферах деятельности.

— Люция Измайловна, о вас ходят слухи как об обладателе поистине энциклопедических знаний. Это действительно так?

— В моем жизненном багаже достаточно обширный «учебный курс». После окончания школы я поступила в Астраханский педагогический институт на факультет иностранных языков, затем в аспирантуру Российской академии государственной службы, где защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук по теме «Регионально-психологические факторы профессиональной подготовки управленческих кадров (на примере системы образования)». В 2001 году защитила докторскую диссертацию в области социологии по теме «Трансформация управления образованием в регионе в условиях формирования рыночных отношений (социологический анализ)».

— В связи с чем была выбрана тема вашей докторской диссертации?

— Я считаю, что наука должна служить производству. Только в этом случае мы сможем обеспечить гармоничное развитие экономики, а значит, и всего нашего государства.

— Научный опыт, накопленный вами, находит применение в практической работе?

— А как же! Наше время требует гибкости структуры управления. Иначе она не успеет за постоянно меняющимися условиями жизни. Исходя из этого, была изменена структура городского управления образованием. Постановлением мэра от 25 июня 2003 года Управление образования администрации г. Астрахани упразднено. Вместо него создан Комитет по образованию и науке администрации г. Астрахани.

Новая структура предполагает ликвидацию районных отделов образования, создание единого органа управления по функциональному признаку. Кроме того, она подразумевает создание функциональных подразделений в зависимости от задач, возникающих в муниципальной образовательной системе, полный отказ от финансово-распределительных функций городского органа образования, усиление функций анализа и прогнозирования с учетом демографической и экономической ситуации в городе, а также обновление кадрового состава управленческого аппарата. Без знания психологии и социологии этого добиться невозможно.

— Под вашим личным руководством разработана программа модернизации образовательной системы Астрахани на 2001—2004 годы. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

— В городе сложилась сеть образовательных учреждений, которые, без преувеличения, полностью отвечают потребностям и реальным возможностям населения. Система дошкольных образовательных учреждений включает 115 детских учреждений, в которых воспитывается около 17 тыс. детей. Остается стабильной сеть специализированных детских садов и групп для детей с психофизическими недостатками. Совершенствуется коррекционно-оздоровительная работа, к ней привлекаются дефектологи и логопеды, невропатологи и психиатры, психологи и социальные педагоги.

За последние годы в Астрахани открыто четыре учреждения дополнительного образования. Предлагаемые учащимся формы внешкольной деятельности отличаются разнообразием и отвечают любым наклонностям, ребята занимаются здесь техникой, наукой, театром, музыкой, танцами, живописью, моделированием и различными ремеслами.

— При вашем непосредственном участии в городе созданы инновационные центры обучения и воспитания: четыре гимназии, три лицея, 14 комплексов «Детский сад – школа». Какие еще новшества внедрены в образовательную систему Астрахани?

— У нас много нового, и еще больше проектов находится в стадии разработки. В Астрахани действует 85 общеобразовательных учреждений, в которых обучается около 63 тыс. детей. Постоянно растет количество классов и школ с углубленным изучением предметов. Новыми, экономически целесообразными формами дошкольного воспитания и образования мы считаем группы продленного дня, адресную социальную поддержку малообеспеченных семей, оздоровительные группы для детей, больных туберкулезом, и т. д.

— А как ко всему этому относятся родители и сами дети?

— Могу сказать, что весьма и весьма положительно. Доказательством этому служит тот факт, что ежегодно наши школьники успешно выступают на региональных, российских и международных конференциях, конкурсах и олимпиадах. Согласитесь, если бы им не нравились новые методы обучения, они никогда бы не достигли таких результатов. Кроме того, мы не раз проводили опросы среди родителей. Они показывают, что большинство из родителей с одобрением относится к той системе образования, которая сложилась в городе.

— Миграционные процессы в России, особенно в последние годы, бьют все рекорды. Как Астрахань решает проблему маленьких беженцев?

— Да, вы правы, в последнее время к нам прибывает много вынужденных переселенцев. Сложность обучения детей из таких семей состоит в том, что они в большинстве своем плохо владеют русским языком. Для них мы открыли в 15 школах города специализированные группы по обучению русскому языку. Это позволяет ребятам быстрее адаптироваться в русскоязычной среде, чтобы потом успешно учиться уже в обычных образовательных учреждениях.

— Еще один, к сожалению довольно тревожный, момент, объединяющий молодое поколение, – это отнюдь не блестящее здоровье. Как Астрахань решает данную проблему?

— Наше Управление образования очень тесно взаимодействует с органами здравоохранения. В городе принята целевая программа «Здоровье», в рамках которой в образовательных учреждениях созданы центры здоровья, ежегодно проводятся спортивные соревнования и конкурсы. В течение только одного 2002 года было организовано 12 городских соревнований, в них приняло участие более 20 тыс. школьников.

— На ваш взгляд, что является главной составляющей успешной работы системы государственного образования?

— Прежде всего кадровый состав. Именно поэтому мы уделяем данному вопросу первостепенное внимание. В Астрахани свыше 8 тыс. педагогов, 85% из них имеют высшее образование, 15% — среднее специальное. Званий «Заслуженный учитель РФ» и «Заслуженный тренер РФ» удостоены 113 учителей и руководителей образовательных учреждений, 1493 специалиста награждены знаком «Отличник просвещения», 93 — знаком «Почетный работник образования РФ», 53 человека стали лауреатами премии «Грант Сороса», высшую квалификационную категорию имеют 32% от общего числа астраханских педагогов.

— Но ведь для того чтобы поддерживать высокий профессиональный уровень педагогических работников и специалистов, необходимо в полном объеме решать их социальные вопросы…

— Нашим управлением подготовлена и уже реализуется программа социальной защиты работников образования. Я считаю, что все полагающиеся им льготы и социальные гарантии обязаны предоставляться. Надеемся, что действие программы поможет обеспечить нашим педагогам достойную жизнь. А уж они-то точно не подведут!

СПРАВКА ЖУРНАЛА «БЛИКИ»

Люция Измайловна Мухамедова родилась на Украине в семье военнослужащего. С отличием окончила факультет иностранных языков Астраханского педагогического института.
Ее трудовая деятельность началась в августе 1977 года с должности учителя английского языка СГПТУ № 12. Через год Люция Мухамедова была назначена заведующей учебной частью по общеобразовательным дисциплинам. В 1982 году перешла в школу, где, проработав год учителем, стала организатором воспитательной работы. Как перспективного специалиста ее перевели в отдел народного образования Астраханского облисполкома на должность инспектора внеклассной и внешкольной воспитательной работы, а через четыре года назначили на должность заместителя заведующего отделом народного образования Советского райисполкома Астрахани. Дальнейшие ступени профессионального роста Л.И. Мухамедовой — заведующая отделом народного образования Астраханского горисполкома и начальник Управления образования администрации г. Астрахани, председатель Комитета по образованию и науке администрации города. Победитель областного и всероссийского конкурсов «Женщина — руководитель года-2001» в номинации «Деятельность в социальной сфере», победитель всероссийского конкурса «Лучший муниципальный служащий РФ». Активно занимается общественной работой, являясь председателем комиссии по науке, образованию, физической культуре и спорту Конгресса муниципальных образований, членом правления секции «Образование» Союза российских городов. В июле 2003 года награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.