Вероника МОИСЕЕВА: «ЖЕНСКИЙ ПОДХОД К БИЗНЕСУ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВЕН»

Беседу вела Анастасия САЛОМЕЕВА

В российском корпоративном секторе эта бизнес-леди хорошо известна. Среди людей, связавших свою профессиональную деятельность с PR и рекламой, она считается легендой.
И даже те, кому имя Вероники Моисеевой ничего не говорит, наверняка были свидетелями многих известнейших российских PR-кампаний, автором, сценаристом и руководителем которых она являлась. Однако генеральный директор агентства по связям с общественностью Imageland Public Relations Agency отнюдь не собирается останавливаться на достигнутом и почивать на лаврах.

— Вероника Владимировна, вы участвовали в формировании в нашей стране новой сферы деятельности — связей с общественностью. Как она сейчас развивается?

— Да, в области связей с общественностью я работаю очень давно. Наверное, меня можно назвать «старушкой» российского PR-рынка.

Развивается этот рынок совсем неплохо. Конечно, большинство услуг сосредоточено в Москве и других крупных городах нашей страны. Но на мой взгляд, наиболее интересные тенденции сейчас наблюдаются в регионах. Там к связям с общественностью относятся как к некому подобию новой религии. Все, что имеет отношение к этой деятельности, вызывает повышенный интерес, я бы даже сказала «революционную страсть». По мнению многих, именно «пиар» может в корне изменить жизнь и самих регионов, и тех, кто связал с ним свою профессиональную жизнь.

Наше агентство ведет немало проектов в регионах России. И знаете, очень приятно наблюдать, как там встречают наших специалистов, какой ажиотаж и радость вызывает их появление. Не хватает разве что демонстраций с транспарантами на центральных площадях города!

Однако денег в регионах мало, на PR-компании выделяются довольно скромные средства. Но оригинальности некоторых региональных решений и энтузиазму их создателей могут позавидовать многие крупные города нашей страны.

— Что побудило вас в 1990 году создать собственную фирму? И почему вы занялись именно связями с общественностью?

— У меня всегда была активная жизненная позиция, я чувствовала в себе способность к организационной деятельности. И решение создать собственную компанию через три года после окончания психологического факультета МГУ стало логичным продолжением моей профессиональной карьеры.

Почему я выбрала область связей с общественностью? Потому что эта тема меня интересовала еще со студенческих лет. Мой диплом был посвящен формированию имиджа некоторых профессий, в частности манекенщицы. С этого все и началось. Тогда же возникло желание работать с крупными структурами, помогать им находить свой имидж.

— В начале 90-х не так уж много женщин стояло во главе компаний. Не возникало ли у вас в связи с этим проблем?

— Что вы! Это было лучшее время. Подобного рода трудностей тогда не существовало. Ведь здесь, в России, фактически никто не знал, что такое связи с общественностью, у людей проявлялась безусловная вера в нашу деятельность.

А вот сейчас все изменилось. Нередко приходится доказывать свою компетентность. В сфере «пиара» сегодня работает много компаний, обострилась конкуренция. К тому же рынок связей с общественностью у нас неоднородный. Есть и высококлассные коллективы, и фирмы, чей профессионализм оставляет желать лучшего. Кроме того, заметно повысился уровень потребителей наших услуг, они стали более компетентными, более требовательными к выбору консультантов. Да и задачи, которые они ставят перед нами, постоянно усложняются.

— Помогает ли вам то, что вы представительница слабого пола?

— Конечно. Как правило, перед женщиной открывается больше дверей, на нее смотрят по-другому, многие готовы пойти навстречу. Кроме того, умение дамы общаться с людьми помогает на переговорах.

— У меня создалось впечатление, что увлечение механизмами связей с общественностью сейчас переживает весь мир…

— Нет, это не так. В большинстве стран подобная деятельность воспринимается довольно спокойно. Времена повсеместного увлечения ею давно миновали.

— В России в области связей с общественностью работает немало женщин. С чем это связано?

— Прежде всего с тем, что это женская профессия. Какие требования предъявляются к хорошему специалисту по связям с общественностью? Способность к эмпатии, гибкость и вместе с тем твердость, умение находить компромиссы, харизма, обаяние. Женщины в большей мере, чем мужчины, обладают этими свойствами. У представительниц прекрасного пола врожденная способность чувствовать собеседника, ставить себя на его место, они могут с мягкой настойчивостью переубедить клиента, доказать свою правоту. Благодаря этому в «пиаре» у женщин более выигрышные позиции.

Кстати, такая тенденция наблюдается во всех странах, в области связей с общественностью работает 70% женщин.

— Однако считается, что креативность, не менее необходимая настоящему специалисту по «пиару», более свойственна представителям сильного пола…

— Возможно, но я бы не делала столь категоричных выводов. К тому же женщины склонны к детализации, им присуще стремление доводить задуманное до конца. А это именно то, что нужно для успешного бизнеса.

— Вы уже назвали самые необходимые качества специалиста по связям с общественностью. Какими дополнительными свойствами он должен обладать?

— Есть две профессиограммы — американская и российская. Они существенно отличаются друг от друга. У американцев под номером один стоит умение хорошо писать тексты. Для нашего специалиста это совсем не обязательно. Первое требование к отечественному профессионалу — коммуникативность. Затем следуют организационные способности, умение брать на себя ответственность, оперативно принимать решения.

— Хотелось бы узнать ваше мнение как психолога по поводу различий между мужским и женским стилями управления.

— Конечно, различия по половому признаку существуют. Женщины, как это ни парадоксально, в большей степени способны проявлять жесткость и требовательность. Они обладают лучшей памятью, более внимательны к подчиненным, как правило, учитывают все их промахи и удачи.

Я думаю, что женский подход к бизнесу более прагматичен, чем мужской. Благодаря чисто женским качествам — хваткости, склонности к анализу, увлеченности работой — он может принести больше дивидендов и бизнесу, и персоналу.

— А каков ваш стиль управления?

— Трудно сказать. Одни мои подчиненные считают, что либеральный, другие относят его к авторитарному. Я склонна оценивать его как демократический. Но здесь очень многое зависит от обстоятельств.

— В какой степени, на ваш взгляд, бизнес-леди может позволить себе осознанное манипулирование своими природными достоинствами при ведении дел?

— У меня такой проблемы никогда не возникало. Но если кому-то это помогает, то почему бы и нет? Правда, следует помнить, что бизнес-леди должна обладать прежде всего профессиональными качествами, а не только очарованием и внешними данными.

— С кем вам легче работать как руководителю — с подчиненными-мужчинами или женщинами?

— Сложности бывают как с первыми, так и со вторыми. Все зависит от характера и профессионализма человека.

— Насколько в бизнес-леди могут сочетаться черты «железной» леди: целеустремленность, бескомпромиссность, жесткость — и качества, считающиеся традиционно женскими: мягкость, стремление поставить себя на место другого человека и пр.?

— Женщина, занимающая управленческий пост, безусловно, обязана обладать всеми названными качествами. Она должна, с одной стороны, понять мотивацию сотрудника, его отношение к материальному стимулированию и карьере, с другой — проявить требовательность, уметь подстегнуть подчиненного.

— У вас десятилетний опыт консультационной и преподавательской работы в различных вузах. Хватает ли времени на эту деятельность и на управление собственной компанией?

— Времени хватает даже на то, чтобы дома отключаться от профессиональной деятельности. Мое время очень четко распланировано. Сейчас я могу позволить себе работать не каждый день, а заниматься семьей, собою. Правда, для этого пришлось много потрудиться, выстроить бизнес, поставить его на ноги.

— В прошлом году вы отказались возглавить Российскую ассоциацию по связям с общественностью, мотивируя это тем, что видите перспективы для себя в крупной государственной структуре. Удалось ли вам реализовать свои планы?

— От этой идеи я не отказалась и готова к такому шагу. Сейчас рассматриваю разные варианты, выбираю, где и на каком уровне смогу максимально самореализоваться.

— А какая должность, по-вашему, может считаться высшей точкой карьеры специалиста по связям с общественностью?

— Я думаю, что такая точка — это совмещение двух позиций: своя фирма и прочное положение на государственном уровне. Есть еще один вариант успешной карьеры — должность специалиста по связям с общественностью в международном масштабе. Например, можно стать директором по Европе крупнейшего западного PR-агентства.

— Что вы можете посоветовать молодым женщинам, которые только собираются заняться карьерой?

— Не бояться начинать. Учиться, читать книги по управлению. Оценивать свой опыт. Двигаться вперед, к поставленной цели, игнорируя страхи и сомнения.