Ольга РЕДЬКИНА
Лето прошло. Еще, конечно, можно сбежать на юг, но с наступлением осени пора смириться. Кутюрье диктовали нам обнаженное лето и продолжают диктовать достаточно скупую на одежду осень. Лишь осиновый лист да рябиновая гроздь будут играть яркими красками, зато вы предстанете настоящей леди-осень… Если последуете велению русской моды.
Осень нас не удивила — ей присущи женственность и классика. Главное в наступившем сезоне — пальто. Укороченное — для повседневной жизни, длинное — на выход.
Этим летом каждый дизайнер верхней одежды счел себя обязанным продемонстрировать свое видение. Так что выбор — за вашим чутьем и вкусом…
ПАЛЬТО ПО-ФРАНЦУЗСКИ
Пальто романтично. Оно относится к тем видам одежды, которые для нас больше, чем просто одежда. Они формируют наши ощущения.
Если вы заскучали по сказке, по кривым переулкам и заснеженному предпраздничному чувству, накиньте классическое пальто и выйдите в сумрачный город. Осенью желтые листья кружатся над головой и падают на мягкий ворс. Зимой за поднятый воротник опускается неторопливый снег. Все это напоминает Данию, Ганса Христиана Андерсена и его сказки.
А пальто — это классика, которая всегда актуальна. Так уж сложилось, что пальто как никакой другой элемент одежды выражает наш стиль.
Модельеры представляют на показах сотни моделей пальто, которые подчас противоречат друг другу. Будем откровенны: у осени тенденция всегда одна — холодно. А какую именно модель выбрать, чтобы идти в ногу с осенним временем, — непонятно. То ли Versace с его буйством красок, то ли Valentino с его белой элегантностью, то ли Prada с ее предчувствиями войны. Запутались? А следовало только увидеть главную тенденцию осени — демократизм. Из всего разнообразия можете выбирать то, что подходит к случаю или соответствует вашему вкусу. Идете на светский раут и хотите выглядеть роскошной — приобретайте пальто от Versace — воздушно-сахарное из белой норки, обшитое перьями, с роскошным воротником, плавно переходящим в борта. Эту вещь презентовала сама Донателла Версаче, изрекшая: «Легкость — это сила, и я хочу передать ее всем женщинам».
Собираетесь на важную деловую встречу? Отдайте дань Карлу Лагерфельду. Он вывел своих моделей в узких, очень узких черных пальто в духе минимализма — приталенных, с длинными расширенными книзу рукавами, подолом до колена и с высоким стоячим воротником. Очень эффектно и лаконично. С воротником-жабо это выглядит в духе французского двора, без воротника — в стиле модной, уже современной Англии.
На переговоры за обедом можно явиться в скромном пальто, но с меховым воротником-шалькой — такие снова вводит в моду Valentino.
Наметилось свидание? Тут есть два нюанса. Во-первых, пальто должно соответствовать визави, не стоит быть ханжой — к трубочисту лучше надеть черное. Во-вторых, не надевайте на свидание Versace, в котором вы уже были на светском вечере. Можно облачиться в пальто от Christian Lacroix — из неувядающего кашемира, длинное и широкое, с рукавами-клеш и воротником, обнажающим плечи. Это как минимум женственно, если не сказать сексуально. Лучший вариант — всегда изящный и элегантный Dior.
Ну а для прогулки в выходные с детьми и друзьями подойдет скромное классическое пальто из кашемира или шерсти — двубортное, пастельных тонов, длиной до колена и c воротником-стойкой. Например, от Chanel. Минималистично, легко и удобно.
Кстати, за исключением Versace мало кто обратил внимание на меховое пальто. Неактуально…
Твид — вот что вызывает вдохновение и трепет.
НЕЖНЫЙ ТВИД
Мягкая ткань с нежным названием, ассоциирующимся с вечной классикой, уютом и чопорной Англией. Твидовые костюмы носили Шерлок Холмс и доктор Ватсон, Мэри Поппинс и даже герой Джоан Роллинг — респектабельная тетя Мардж.
Женщины стали одеваться в твид после того, как строгий деловой костюм из этой ткани сшила Коко Шанель. Как только ни называли твид — солидным и кокетливым, уютным и пафосным, тяжелым и лиричным… Вот только изящным не нарекли.
Твид — очень прочный, ноский, не мнущийся и не теряющий форму материал. Именно эта ткань переходит из поколения в поколение. Минус твида — полнит, впрочем, слегка. В этом сезоне твид продолжает победное шествие. Российский дизайнер Виктория Андреянова сшила из твида юбки, сумки и сапоги. Cacharel прислала в Россию твидовые сарафаны. Кстати, о Cacharel. Дизайнер российского представительства популярной французской марки Дмитрий советует быть смелее в этом сезоне.
Мы встретились с Дмитрием на выставке «Москва — Мода», которая проходила в Гостином дворе в августе. Дмитрий представил осеннюю коллекцию Cacharel. Гвоздь сезона — буклированная ткань. Благодаря буклям удалось уйти от главного минуса твида — он теперь не добавляет вам объема.
Гвоздь сезона — буклированное однобортное приталенное пальто цвета мультиколор. Каждая букля покрашена в яркий цвет — красный, зеленый, желтый. Стоит отметить, что коллекции Cacharel всегда были ориентированы на взрослую состоятельную публику — все модели верхней осенней одежды стоят $800—900. Эта марка примечательна еще и тем, что не создает линии от кутюр, а только коллекцию прет-а-порте.
Этой осенью Cacharel предлагает пальто из шерсти с хлопком. Актуальны шинелеобразные пальто темных тонов — от черного до темно-серого. Это длинные пальто, очень широкие внизу, с поясом средней ширины. Такие шинели были популярны в 70-х годах. Ткань — та же, смесь хлопка с шерстью. Твид представлен исключительно голубого цвета и буклированный.
На просьбу определить стиль всех этих моделей одним словом Дмитрий отвечает — неоромантизм. Очень женственный неоромантизм.
ЖЕНЩИНЫ, БУДЬТЕ САМИ СОБОЙ!
К женственности склоняются и дизайнеры российской марки «Калинка-Морозовъ», которую предпочитают богатые женщины бальзаковского возраста. Овчинка выделки стоит — вот главный девиз «Калинки». В этом году роскошные модели фирмы сшиты из бритой овчины.
В одних местах шерсть сбрита полностью, в других — чуть-чуть оставлена, а где-то и вовсе не тронута бритвой. В результате получается красивый прозрачный узор. На коллекционных, очень дорогих моделях обязательно присутствует мех — соболь, енот и рысь. Как правило, пальто сшиты из кусочков овчины, что создает эффект лоскутков.
«Женщины, будьте сами собой!» — провозгласил наш собеседник, российский модельер Владимир VQ. Владимира ценят люди с достатком и серьезным имиджем — он создает одежду классического стиля, элегантную и дорогую.
— Владимир, вот прошли показы мод, предложившие женщинам великое множество моделей, по стилю подчас противоречащих друг другу. Многие в тупике — что носить?
— Смотреть показы мод нужно как шоу. Можно выхватывать некоторые детали. Допустим, полные женщины терпеть не могут длинные рукава. Увидели рукав три четверти с воланом — взяли себе на заметку. Но в принципе показы мод существуют для профессионалов: байеров, фабрикантов, людей, которые эти предложения реализуют при создании массовой одежды. Женщине же нужно прийти в магазин и купить уже готовую одежду. В первую очередь она должна понять, сколько готова потратить. Хорошая классика стоит безумных денег, это тысячи долларов. Классика должна быть всеобъемлюща и закончена.
Как таковой моды сейчас нет. Каждый дизайнер или модельер имеет свой стиль и почерк, поэтому создает то, что соответствует его представлению об одежде. На подиуме мы видим не реальные предложения, а красочные костюмы — это шоу-бизнес. На самом деле одежда должна продаваться. Одежда ради подиума — это глупо.
— Существуют ведь и дизайнеры, которые делают обычную, повседневную одежду. Но их коллекции нечасто увидишь на телеэкране. Что вы скажете об осенних тенденциях?
— Этой осенью многие дизайнеры выбрали гангстерский стиль: Америка, 30-е годы, «сухой закон», Великая депрессия, черные и белые цвета, полоски. Что-то брутально-агрессивное, но не милитари. Мужчины-гангстеры и их женщины. Только не стоит воспринимать буквально, это не означает полосатые костюмы и шляпы, это просто дух. Конечно, предложения самые разные, но что-то общее в них есть.
Как формируются такие тенденции? Проходит сезон, и что-то присущее этому сезону надоедает. Дизайнер, который держит руку на пульсе, на волне флюидов, начинает чувствовать, что необходимо человеку, и выхватывает это. Он берет что-то другое, исключая то, что приелось, и, как правило, все дизайнеры приходят к чему-то общему.
Если в прошлом году на осень предлагалось благородное многоцветие, то сейчас — нечто дождливое, серое. В этом сезоне доминируют черный, серый и белый цвета. Белый — не чистый, а в сочетании с другими оттенками.
— Часто женщин-начальников делят на женщин советской эпохи и на современных леди-босс. Мол, первые одеваются плохо, а вторые со вкусом…
— Что касается женщин-руководителей, то здесь я выделяю две категории: женщины-женщины и женщины-мужчины. Первые бегают по бутикам, следят за собой, работе уделяют меньше времени, чем вторые. Женщины-мужчины заняты только работой, им безразлично, как они выглядят. Носят деловые костюмы, которые зачастую очень плохо на них сидят.
Мода должна работать на человека, а не наоборот. 50-летние начальницы советской эпохи одеваются, может быть, недостаточно стильно, а порой даже смешно, на них много бриллиантов и золота, и все блестит. Но сами-то они не смешны! Они органичны в этой одежде. У них такой образ. Их любят мужчины — за то, что они именно такие.
Оставайтесь сами собой. Если вам так удобно и комфортно, не надо вообще смотреть никакие показы моды. Одежда связана с психологией человека. Можно надеть Dior, и он будет сидеть роскошно, и стилисты создадут образ, но, если женщина не готова, она не будет выглядеть органично.
Что касается топ-менеджеров нового поколения, то я действительно знаю среди них женщин, обладающих хорошим вкусом. Как правило, они вышли из секретарш. Если женщина умела выбирать одежду, будучи секретаршей, то при переходе на новый этап и новую зарплату покупает более дорогие вещи. Умение подбирать одежду кристаллизуется в хороший вкус.
— Какую верхнюю одежду следует носить бизнес-леди?
— Сейчас деловые женщины ездят в машинах, соответственно длинное пальто уже не нужно. Я бы посоветовал укороченное пальто, короткие элегантные куртки.
— Верхняя одежда попадает под понятие «корпоративная одежда»?
— Я думаю, нет. Вообще-то, корпоративная одежда — это правильно. Как говорит Александр Смоленский, человек с очень хорошим вкусом, «клиенты видят благосостояние банка по благосостоянию его сотрудников».
Однако верхнюю одежду на переговорах мы снимаем, поэтому она может быть какой угодно, в рамках здравого смысла, конечно. Если вы надеваете спортивную куртку на деловой костюм — это глупо. Кроме того, компании делятся на «сильно деловые» — юридические, финансовые, банки — и творческие. Я не думаю, что хозяйка рекламного агентства должна ходить в строгом костюме.
— Давайте теперь поговорим о женщинах-политиках.
— Это довольно сложный вопрос. Из женщин-политиков, которые умеют достойно одеваться и имеют свой стиль, я могу отметить только Валентину Матвиенко. Неплохо одевается Ирина Хакамада. Но у нее нейтральный стиль, черно-белый.
— Надо ли женщине-политику подчеркивать свою женственность?
— Она уже женщина, уже подчеркнута Богом. Она должна одеваться в соответствии с ситуацией. Кстати, по-моему, брюки у женщин-политиков не приветствуются.
— В заключение беседы дайте, пожалуйста, нашим читательницам совет: что не нужно носить этой осенью?
— Не нужно носить мужских военных шинелей. Я шучу. Я не могу давать какие-то конкретные рекомендации. Ну как я могу сказать: «Не носите блестящее», если у женщины есть совершенно шикарная блестящая куртка. Этой осенью красный цвет не является доминирующим, но, если даме он идет, почему она должна отказываться от него? Могу дать один совет: не носите то, что вам не идет.
…Итак, для того чтобы женщина выглядела хорошо, ей этой осенью необходимо носить пальто, снимать и надевать его на переговорах, вешать вечером на плечики в шкаф, а в выходные — купаться вместе с детьми в желтых осенних листьях.