БИЗНЕС — ЭТО КРАСИВО

Беседу вела Наталия ЛОСЕВА
Фото Олега ЛАЗАРЕВА

БИЗНЕС — ЭТО МУЖСКОЙ МИР. И МИР КРАЙНЕ ЖЕСТКИЙ. О ТОМ, КАК ЖИТЬ В ЭТОМ МИРЕ ЖЕНЩИНЕ И КАК ПОБЕЖДАТЬ, РАССКАЗЫВАЕТ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ «ИНТЕРНЕШНЛ БИЗНЕС ЭКСПЕРТС —
МОСКВА, ЛТД.» ТАТЬЯНА СОБКО.

ТАТЬЯНА ПЕТРОВНА, С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ? КАК ПРИШЛА ИДЕЯ СОЗДАНИЯ
СОБСТВЕННОГО ДЕЛА?

— Идея родилась, как, впрочем, и все
идеи рождаются, в связи с чередой определенных собы тий. К тому времени, когда началась перестройка, я уже
15 лет проработала на Центральном телевидении в отделе
информационных программ. Новая идеология пришла на
смену старой, и в моей работе появились «заказы». Сего дня мы человека хвалим, потому что он нужен, а завтра
его же ругаем, потому что уже не нужен. Для меня такая си туация была неприемлема, а от своих жизненных принци пов отступать я не хотела.

Но для того чтобы построить что-то новое, очень часто
старое приходится рушить до конца. Да и мой муж, Сергей,
постоянно подталкивал меня к принятию решения. Ему не
нравилось, что у меня сменная работа, что в праздники и в
выходные я не дома, что работаю ночами…

СЕЙЧАС У ВАС СТАЛО БОЛЬШЕ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ?
— Нет, наверное.

Просто сейчас я строю свой график сама. Я могу сама себе
сказать, что вот здесь я должна работать 24 часа, а здесь
могу вообще не работать.

Но это сейчас. А тогда была масса сомнений. Я спроси ла Сергея: «Ну, и уйду я. А делать-то мне что?» А он в ответ:
«Тебе нужно организовывать собственное дело».

Переговорили с Владом Листьевым, и он предложил де лать вместе с ним программу «Поле Чудес». Влад осущест влял творческие проекты, а я — рекламные. Так мы с ним
проработали до 1991 года. Развалился СССР, многое из менилось. И появились люди, которые понимали, что та кое реклама и какие деньги за этим стоят. Ввязываться в
различные политические игры я не стала. И окончательно
решила, что заниматься лучше каким-то своим, отдельным
делом.

ПОЧЕМУ ВЫ ВЫБРАЛИ ИМЕННО КОСМЕТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС?
— В то время в
России не было ни хорошей декоративной косметики, ни
средств по уходу. А хотелось сделать что-то интересное
именно для женщин. Да и просто только зарабатывать
деньги я не могу. Мне должно быть интересно. И я решила
приложить все усилия к тому, чтобы русские женщины, ко торые всегда считались самыми красивыми, имели воз можность подчеркнуть эту красоту.

Сначала мы сотрудничали с американской фирмой
Maybelline, вплоть до 1994 года, пока L’Oreal не купила эту
компанию.

В 1994 году мы первыми ввезли в Россию продукцию
Revlon. Потом стали искать других партнеров. Сейчас ра ботаем со швейцарской компанией Skincode, производя щей средства по уходу, разработанные с помощью высо ких технологий, а также с испанской фирмой Fushima,
предлагающей аксессуары по уходу за волосами. Сотруд ничаем с итальянской фирмой Layla Cosmetics.

Мне вообще итальянцы очень нравятся. Они чем-то
схожи с нами, русскими. Владелец этой фирмы тоже жен щина. Когда мы с ней познакомились, она с таким энтузи азмом мне сказала: «Ты знаешь, я всегда мечтала, чтобы у
меня в России был партнер-женщина!» И я как-то сразу по чувствовала и родственность душ, и общие взгляды. Ком пания была мало известна на российском рынке, но мы
рискнули и оказались правы. Качество у них на самом вы соком уровне. В Италии это единственная косметическая
компания, которая разрабатывает свою продукцию в соб ственных лабораториях и производит ее на собственной
фабрике.

МНОГО ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ РИСКОВАТЬ ЗА ЭТИ ГОДЫ? ТЯЖЕЛО БЫЛО?
— У
нас возникли серьезные проблемы в 1994 году, когда слу чился обвал банков; мы потеряли тогда порядка полумил лиона долларов. Тяжело пришлось. Долги остались, с по ставщиками нечем было расплачиваться.

Выбрались мы из кризиса к 1996 году. Причем исклю чительно благодаря команде, которая работала со мной.

Именно тогда я усвоила навсегда, что один человек в поле
не воин.

ЭТИ ЛЮДИ С ВАМИ С САМОГО ОСНОВАНИЯ КОМПАНИИ?
— Да, многие из
них уже более десяти лет работают со мной. А с финансо вым директором Надеждой Жуковой мы вообще вместе с
первого дня. Это очень о многом говорит. Когда грянул
кризис и вопрос стоял только о том, как компании вы жить, я объявила о сокращении зарплаты. И сказала: вы
все профессионалы и можете зарабатывать больше,
поэтому если кто уйдет — я не обижусь. Но сейчас нет у
меня другого выхода. Все ответили: нет, мы останемся,
мы готовы с вами пойти, мы знаем, что все равно насту пит момент, когда компания поднимется, мы все преодо леем.

НО В ТАКОЙ СПЛОЧЕННОЙ КОМАНДЕ, НАВЕРНОЕ, СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
ИГРАЕТ БОЛЬШУЮ РОЛЬ?

— Наш коллектив — одна семья. Для меня важ но, чтобы сотрудники чувствовали себя на работе как до ма. Чтобы человек не приходил на работу напряженным. Я
не влезаю детально во все вопросы. Есть руководители
направлений, и уровень доверия к ним высокий. Руково дить — значит предвидеть. Поэтому кризис 1998 года мы
прошли без потерь, учитывая предыдущий опыт.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ОТЛИЧАЕТСЯ ЛИ ЖЕНСКИЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА ОТ МУЖСКОГО?
— Наверное, отличается. Мы вообще разные. И в этом есть
прелесть бытия. Мужчины все видят глобально, а женщи ны — детально.

Мне кажется, что всегда лучше, когда мужчина и жен щина идут в тандеме, потому что они видят ситуацию с раз ных сторон. И когда они умеют все обсудить и прийти к об щему знаменателю, то получается более эффективный ре зультат.

КАКИЕ НОВЫЕ КАЧЕСТВА В СЕБЕ КАК БИЗНЕСМЕНЕ ВЫ ОТКРЫЛИ?
— Во первых, я поняла, что всю жизнь надо учиться. (смеется.)
Если не будешь учиться, то будешь стоять на месте. Ведь
что значит руководить компанией? Ты должен знать все.

И не важно, что у тебя есть экономист, юрист, аналитик. Те бе нужно разбираться в каждой мелочи, чтобы понимать
то, что тебе говорят. Если ты этого не понимаешь, то не
сможешь отличить реальное мнение специалиста от про-сто субъективного взгляда. А решение надо принимать
взвешенно и обдуманно.

Во-вторых, я научилась быть гибким человеком в бизнесе. Не подстраиваться, а уметь находить общий язык с
человеком, даже если он мне не нравится и я не хочу с ним
общаться. Бизнес есть бизнес, здесь не спрашивают, нравится тебе что-то или нет.

И любая, даже хорошо скрытая антипатия, вызывает
напряженность. Поэтому стараешься всегда находить в
людях лучшие стороны.

В-третьих, я поняла, что бизнес — это мужской мир.

И достаточно жесткий. Кстати, практически всеми крупными московскими косметическими компаниями руководят
мужчины. Поэтому, наверное, и рынок этот у нас настолько
непредсказуемо развивается.

В-четвертых, я стала вырабатывать в себе такое качество, как предвидение. Училась просчитывать, прогнозировать ситуацию на рынке.

ВАША КОМПАНИЯ УЖЕ 12 ЛЕТ СТАБИЛЬНО РАБОТАЕТ НА РЫНКЕ. ПЛАНИРУЕТЕ
ЛИ ВЫ РАСШИРЯТЬ БИЗНЕС?

— Мои перспективные планы — это производство собственного брэнда косметики и средств по уходу. Ведь сотрудничество с западными поставщиками — это
тоже нестабильно. Сегодня они с одним настроением, завтра — с другим. Когда крупные западные корпорации понимают, что уже на 100% вошли в рынок, они убирают дистрибуцию и начинают работать сами. Очень многие наши
фирмы столкнулись с этим.

В производство же на российской территории западники инвестировать не спешат. Во-первых, оно очень дорогостоящее: это и технологии, и лаборатории, и высококлассные специалисты. Во-вторых, налоговое и таможенное законодательства еще далеко от совершенства. А от
этого больше всего страдает малый и средний бизнес.

Несмотря на все это, я от своих планов по организации
собственного производства пока не отступаюсь.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В ВАШЕЙ КОМПАНИИ ПРОГРАММА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ?
— Да, мы помогаем очень многим. Я считаю, что в первую очередь надо заботиться о тех, кто сам о себе позаботиться не
может. Дети и старики — это две группы, которые сегодня
оказались в самом затруднительном положении.

На это и делаем особый упор. Помощь наша исключительно адресная. Через Христианское социальное движение мы опекаем подмосковные детские дома, школы, дома престарелых.

Мы остановили свой выбор на одном из округов Подмосковья, где у Сергея свое производство, и целенаправленно там работаем. Помогаем и семьям военнослужащих, которые погибли «в горячих точках». Таких тоже очень
много.

Мы также даем деньги на восстановление и строительство храмов. У каждой нации должно быть духовное начало, поэтому людям нужно место, куда они могли бы приходить и черпать эту духовность.

А НА СЕМЬЮ МНОГО ВРЕМЕНИ ОСТАЕТСЯ?
— Дети выросли и разъехались… Поэтому семья сейчас состоит из двух человек.

Раньше мы работали с мужем в одном офисе, сейчас он
депутат Государственной думы. Вечером встречаемся,
обсуждаем все, что произошло за день. Я по складу своему «сова», он раньше был «жаворонком», а теперь тоже
«сова». (смеется.) В свободное время отдыхаем на даче,
ездим в конный клуб, ходим в баню, прыгаем в ледяную
прорубь.

СКАЖИТЕ, СЛОЖНО ЛИ ОСТАВАТЬСЯ ЖЕНЩИНОЙ В МУЖСКОМ МИРЕ?

Если ты женщина, тебя сложно переделать в мужчину. Может быть, некоторым нравится имидж «железной леди», но
я считаю, что все должно быть гармонично. И не важно,
бизнесом ты занимаешься или чем-то другим. Женщина
должна прежде всего оставаться женщиной. Пытаясь
убить эти качества в себе, ты теряешь гораздо больше,
чем приобретаешь. Потому что человек ценен тем, что он
внутренне имеет. То хорошее, чем нас наполняют в детстве, во взрослом возрасте не следует ломать…
Это, кстати, относится не только к женщинам, но и к
мужчинам. Во время предвыборной кампании моего мужа, я руководила его штабом. Пришли имиджмейкеры, начали говорить, что Сергею нужен имидж эдакого «кремня»,
чтобы при взгляде на фотографию создавалось впечатление жесткого человека, способного бороться с Брынцаловым на этих выборах. А я сразу сказала: «Bы его не переделывайте! Он хорош тем, что каждый может подойти к нему и пообщаться».

Имиджмейкеры все же настояли на своем. Сделали
первые плакаты, листовки с фотографиями. А потом на
встречах люди стали ему говорить: «Сергей Васильевич, а
вы в жизни гораздо лучше, чем на фотографии». Правильно, в жизни он улыбается, в жизни он доступный, а на фотографиях этого не было видно. И мы тут же быстренько
все переделали. Сделали его улыбающимся, жизнерадостным. Поэтому не надо никого пытаться изменить. Человек
хорош тем, что в нем есть.

ВАШ ЛЮБИМЫЙ АФОРИЗМ — «ПОЗНАЙ СЕБЯ — И ТЫ ПОЗНАЕШЬ МИР». ПРОКОММЕНТИРУЙТЕ ЕГО, ПОЖАЛУЙСТА.
— Вот я вам рассказывала, что мы
с мужем прыгаем в ледяную прорубь. А ведь я очень долго
всем говорила, что я такой теплолюбивый человек, что
прыгнуть в ледяную воду — это в принципе для меня невозможно. И вот однажды мы поехали с друзьями в баню
париться, и там моя приятельница, режиссер, мне сказала, что уже купалась в проруби.

Я так подумала: «Ну если она прыгнула, неужели я никогда не смогу?» И решила, что сделаю это во что бы то ни
стало. (смеется.)
Когда ты открываешь для себя что-то новое — в себе, в
природе — во всем, преодолеваешь какие-то внутренние
барьеры, ты вдруг понимаешь, что способен на что-то
большее. Причем не только для себя самого, но и, что важнее, для других. Это какая-то особая гармония природы и
человека.

Знаете, я никогда не задумывалась о возрасте, никогда
даже точно не знала, сколько мне лет. И вдруг подошло время, и все стали говорить: у тебя юбилей, у тебя
юбилей — 50 лет… Мне так стало плохо от этого. Я думала:
«Боже мой, уже 50!» У меня такая депрессия наступила внутренняя… Этот юбилей, который я справлять не хочу…
и все будут говорить, что мне 50…

Очень кстати в том же году у мужа началась предвыборная кампания. И когда он меня попросил возглавить штаб,
я всем сказала: «У нас предвыборная кампания, справлять юбилей некогда, мы просто сделаем скромненький
фуршет. А справлять будем, когда выиграем кампанию.

Вот это будет для меня самый лучший подарок». И я так ушла в работу, что проскочила свои 50, так их и не заметив.

Не нужно никогда ни на чем застревать, нужно идти
вперед. Я просто поняла тогда, что если постоянно буду думать эти свои невеселые мысли, то они начнут меня жечь
изнутри. А этот дискомфорт будет передаваться на все и
всех. И я просиживала за работой до трех-четырех ночи,
спала по два часа, но зато было интересно, был азарт. Три
месяца — сплошной адреналин.

ЧТО ДЛЯ ВАС ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ?
— Женское счастье — это что-то очень
сокровенное. Самое главное, конечно, иметь детей. У меня две добрые, умные, отзывчивые дочери. Старшая подарила мне уже троих прекрасных внуков. Я очень рада, что
все они счастливы. Я постаралась вложить в них все самое
лучшее.

Я очень люблю своего зятя, который достался моей
старшей дочери. И когда кто-то начинает рассказывать
анекдоты про тещу, я говорю — ничего не знаю, меня зять
любит. (смеется.) Очень мне нравится будущий муж моей
младшей дочери. Они оба нормальные, хорошие ребята,
имеют цель в жизни.

Ну и, конечно, женское счастье — это когда рядом с тобой человек, на кого ты можешь положиться, единомышленник, с которым ты — единое целое. Безусловно, жизнь
не может быть гладкой. Но мы с мужем все равно одинаково смотрим на жизнь в принципиальных вопросах.

ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ ЖЕНЩИНАМ В КАНУН ПРАЗДНИКА 8 МАРТА?
— Я бы
хотела пожелать, чтобы они всегда были обаятельными,
привлекательными, чтобы они никогда не комплексовали,
потому что каждая из нас хороша по-своему. Главное —
уметь подчеркнуть эту изюминку в себе.

Хочу пожелать, чтобы они имели любимую работу или
любимое занятие, и не важно, что это — бизнес, вышивание или катание на лошади. Каждая женщина должна о
чем-то заботиться. Так заложено природой.

Вот пусть у нее будет та забота, которая ей приносит
удовлетворение в жизни, потому что от этого она только
молодеет.

Хочу пожелать, чтобы мужчины всегда помнили, что
мы — женщины. Даже если мы деловые женщины. Ведь
если мы все время будем коня на скаку останавливать и в
горящую избу входить, то от женщин в нас ничего не останется… Чтобы они понимали, что у нас бывает плохое настроение, что мы можем заплакать, и чтобы эти слезы их
не раздражали.

Конечно, в том, какие мы женщины, очень многое зависит от мужчин. Так же, как и от женщины зависит, какой
рядом с ней мужчина. Нельзя отделить одно от другого.

Поэтому мы должны друг друга понимать и дополнять.

И наслаждаться жизнью, потому что жизнь прекрасна и
удивительна, и каждый день — пасмурный он или солнечный — приносит радость.

СПРАВКА
Компания АОЗТ «Интернешнл Бизнес
Экспертс — Москва, Лтд.»
(«IBE — Moscow, Ltd») работает на российском рынке с 1992 года. Специализируется на оптовой и розничной торговле парфюмерно-косметической продукцией через сеть собственных магазинов в Москве, филиалы компании и
магазины партнеров в регионах России.


«IBE — Moscow, Ltd» работает с более
чем 3 тыс. наименований товаров,
представляет широкий спектр складских, транспортных и консультативных
услуг. Клиентская сеть компании охватывает более 50 городов России.