ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ. НО НАДО

Евгения ВАРЛАМОВА, кандидат психологических наук

НАКОНЕЦ-ТО ЭТО ПРОИЗОШЛО. ВЫ ДОЛГО РАЗДУМЫВАЛИ, СПРАШИВАЛИ
CЕБЯ, ЗАЧЕМ ВАМ ЭТО НАДО, СОВЕТОВАЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ, ПРОЧИТАЛИ
ТОННЫ ДЕЛОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. И ОДНАЖДЫ, ВЗВЕСИВ ВСЕ АРГУМЕНТЫ «ЗА»
И «ПРОТИВ», ОТКИНУВ СОМНЕНИЯ И НЕУВЕРЕННОСТЬ, ВЫ ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ
ВСЕ-ТАКИ СДЕЛАТЬ ЭТО. СОЗДАТЬ СВОЙ БИЗНЕС.

И вот уже даже напряженная борьба с регулирующими инстанциями и финансовыми организациями закончилась в вашу пользу. Вы заняли
свою полянку на рынке, украсили свой офис вазочками и розочками, выбрали офисное кресло
и новую визитницу. И только-только решили глубоко выдохнуть, как ваш взгляд пал на ваших
сотрудников.

Вы с несвойственной вам ранее придирчивостью стали присматриваться к тем людям, которые у вас работают. Кто-то попал к вам почти
случайно, кого-то вы взяли по рекомендации, с
кем-то вы работали раньше, а возможно, и сидели за одной партой в школе или вместе учились в институте. Теперь все эти люди приобрели для вас новый, прагматический смысл: вы о
них заботитесь, а они приносят вам прибыль.

Вы торгуетесь с арендодателями, чтобы снять лучший
офис. Вы выбиваете деньги, чтобы вовремя заплатить сотрудникам зарплату.


Вы выбираете для них удобную и практичную мебель,
создаете прогрессивную
систему мотивации, выбираете хорошую страховую
компанию. А они?

Они часто отпрашиваются с работы по личной необходимости, часами воспитывают детей
по телефону, находят оправдания своим проступкам, изобретательно придумывают объяснения, почему поставленная вами задача не
может быть выполнена, и, что самое неприятное, не приглашают на праздники своих подразделений, и вообще, похоже, избегают встречи с вами.

Даже ваша подруга детства, с которой вы
когда-то вместе играли в классики и которую
теперь назначили менеджером по маркетингу,
уже не спешит поделиться проблемами своей
семейной жизни. Да и новости ее отдела часто
проходят мимо вас.

Ваша жизнь начала приобретать новые краски. Эйфория от завоевания первых бизнес-высот уступила место размышлениям: с теми ли
людьми вы работаете? Как эти люди относятся
к вам и вашему бизнесу? Можно ли на них положиться в сложных обстоятельствах? Они работают только ради денег или для них все-таки
важно что-то еще? Не предадут ли они ваши интересы при первой возможности?
Чтобы ответить на все эти вопросы и предпринять разумные действия, вам также необходимо ответить на один вопрос.

Что для вас важно в своем бизнесе? Ради
чего вы его создавали? С какой целью? Чего на
самом деле хотели?

Некоторые создают свой
бизнес, чтобы окружить
себя любимыми и дорогими
людьми — друзьями
детства, родственниками,
бывшими коллегами или
даже просто приятными
знакомыми. Мотивом
служит желание дать им
всем интересную работу
и стабильную зарплату.


По большому счету,
это уже не свой бизнес,
а «своя тусовка».


В таком случае отчуждение
бывших друзей, а ныне —
подчиненных действительно должно раздражать.


Ведь вы для них так стараетесь, а они такие неблагодарные…

Бизнес по типу «своей тусовки» — дело хорошее, но, как правило, совсем не прибыльное,
не очень благодарное, да и практически недостижимое. Так как в ситуации конфликта интересов бизнеса и ваших дружеских отношений
вам придется выбирать — жизнь организации
или благополучие сотрудников.

Кроме того, ваши друзья и родственники в
роли ваших подчиненных будут вести себя с вами совсем не так, как раньше. Психологическая дистанция — это естественная реакция человека на различие в статусе.

«Своя тусовка» в некотором приближении может быть реализована только в тех организациях, которые созданы не для зарабатывания денег, а для того, чтобы их тратить, — например, в
картинной галерее, финансируемой другом, салоне красоты, функционирующем на деньги мужа. А если ваша организация существует в жестких условиях реального рынка, то вам придется
ориентироваться в первую очередь на финансовые показатели вашего предприятия. Так что, если вы хотите потерять и друзей, и деньги —
откройте фирму и наймите друзей на работу.


Некоторые создают бизнес
только потому, что им надоело на кого-то работать, статус наемного сотрудника категорически перестал устраивать, отсиживать на рабочем месте от и до прискучило, а необходимость каждый свой шаг согласовывать с начальником так и
просто стала раздражать.

Теперь вы ожидаете, что сами будете планировать свое время и сможете достичь большего в профессиональном плане? Вы наняли
сотрудников, которые должны выполнять за
вас черновую работу, тогда как вы сами сконцентрируетесь на возвышенных материях?
Это иллюзии.

Профессиональная самореализация — не самый оптимальный и, конечно, не единственный
мотив в бизнесе. Поэтому у вас неизбежно будут
возникать проблемы в управлении вашим делом
и людьми.

Ваши сотрудники, скорее всего, не очень понимают, чего вы от них хотите. А вас наверняка
раздражает их недостаточный профессионализм.

Если вам действительно очень важна ваша
профессия и реализация в ней, но вы тем не менее создали свой бизнес, вам придется на некоторое время отодвинуть собственные профессиональные интересы и сконцентрироваться на управлении финансами и людьми.

Главным мотивом создания бизнеса должны
быть финансовые показатели. Как минимум —
достижение такого уровня рентабельности, который позволит организации устойчиво развиваться, содержать необходимое количество сотрудников и поддерживать мотивацию владельцев бизнеса. Только тогда, когда вы для себя определитесь и четко сформулируете цели создания своего бизнеса, вы сможете сформулировать разумные требования к сотрудникам и выберете объективные показатели оценки их деятельности.

Конечно, это важно — нравится вам лично
конкретный сотрудник или нет, но для бизнеса
важнее, какой вклад данный человек делает в
его благополучие. Тут уж вам придется выбирать, что для вас важнее: личная симпатия или
интересы дела. Сразу оговоримся, что успешные предприниматели судят о людях не по их
приятности в общении, а по их делам, конкретным результатам.

Многие компании начинаются не только с
друзей и родственников, а просто с группы энтузиастов. Те организации, которым удается
решить проблемы старта, дальше должны решить задачу формализации. А именно: разделения полномочий, ответственности между
сотрудниками и перевода отношений из неформальных дружеских в доброжелательные
деловые.

На этом этапе те сотрудники, которым было интересно работать в команде на старте,
но которые не готовы брать на себя регулярные обязанности, могут отойти от дел. Зато в
организацию начинают приходить профессионалы, которые мотивированы главным образом характером деятельности и зарплатой.

И это вполне естественно и даже лучше,
чем друзья-непрофессионалы, которые готовы работать ради вас лично. От профессионалов вы получите больше пользы, а значит, и
прибыли.