ЖЕНЩИНЫ МЕНЕЕ СКЛОННЫ ДОКАЗЫВАТЬ

Георгий АБДУШЕЛИШВИЛИ

Хочу сразу отметить, что потребность в управленцах и специалистах разного рода в России растет.

Причем не только в Москве, но и в
регионах. И не только в лидирующих индустриях, но и тех, которые
лишь начинают появляться и развиваться. Ситуация в этом смысле
безусловно оптимистичная, так
как опосредованно свидетельствует об экономическом росте в нашей стране.

Что касается предпочтений работодателей (а это могут быть и генеральные директора компаний, и непосредственно акционеры), то они
за последние несколько лет качественно поменялись. Если в начале
90-х годов монолог начинался с возраста, пола и даже национальности
будущего кандидата, то сейчас изложение требований начинается с
профессиональных качеств. Этому
уделяется максимальное количество времени. И только в конце разговора, анализируя потребности той
или иной компании, мы пытаемся
определить, кто это может быть —
русский или иностранец, мужчина
или женщина. Если говорить об иностранных компаниях, то они вообще
крайне редко высказывают предпочтения относительно пола руководителя. При этом никакой дискриминации в этом вопросе просто
не существует, так как требование
обычно обусловлено спецификой
будущей работы.

Что касается российских компаний, то подобные предпочтения высказываются значительно чаще.

Статистически большинство российских работодателей должность руководителя ассоциируют все-таки с
мужчиной. Но это не есть некое сознательное, проанализированное
предпочтение. Это, скорее, некая
культурная история, существующая
так или иначе в наших головах.

Я бы сказал, что женщины, биологически или благодаря каким-то
другим причинам, более лояльны по
отношению к своим работодателям.

Риск потери сотрудника при найме
женщины значительно меньше, чем
при найме мужчины. Мужчина в нашей стране по-прежнему страдает
некими завышенными амбициями,
следствием которых является определенное периодическое недовольство, конфликты и уход к другому работодателю. Именно в этом смысле
женщины, как сотрудники, предпочтительней. Что же касается компенсаций, то мужчины, особенно
молодые, из-за амбициозности,
иногда неоправданной, чаще требуют большей компенсации и пересмотра ее год от года. Мужчины более непоседливы, особенно те, которые ориентированы на карьеру. Им
все время нужно подтверждение каких-то своих успехов и достижений.

Женщины более стабильны в
своих потребностях. Они могут дольше работать, не требуя повышения
компенсации. Поэтому статистически оказывается, что в абсолютных
объемах мужчины зарабатывают
чуть больше женщин.

Я бы не стал утверждать, что женщины «продают» себя хуже, чем мужчины. По моему мнению, каких-то
определенных преимуществ ни у одного пола нет. Другое дело, что чисто психологически требования к
мужчинам и ожидания, связанные с
ними и с их работой, чуть-чуть выше.

В результате, количество профессионалов мужского пола, которые себя «продают» хорошо, ограниченно
из-за повышенной требовательности к ним.

Более того, мужчины, как правило, плохо одеваются, не могут красиво поддерживать диалог, не умеют
убедительно говорить. Я бы не сказал, что это абсолютная тенденция.

Однако тех, которые умеют все это
делать хорошо, все-таки мало.

В отношении женщин психологические ожидания по поводу их амбициозности, красноречия, убедительности и настойчивости существенно
скромнее. Женщины менее склонны
доказывать потенциальному работодателю, что они лучшие и на этом
рынке, и в мире. И, соответственно,
разумные ожидания в отношении
производительности их работы, как
правило, совпадают с тем, что они на
самом деле делают. Замечу, что среди работодателей не редки женщины. И вот они предпочитают нанимать сотрудников противоположного пола. При этом я бы не сказал, что
женщины-работодатели более придирчивы. Есть женщины, похожие на
мужчин (как и мужчины, похожие на
женщин). Но все равно они более
эмоциональны, и поэтому кажется,
что они более избирательны.

Но несмотря ни на что, и мужчины, и женщины, которые уже стали
настоящими управленцами, перестают руководствоваться соображениями пола, потому что сами становятся как бы «бесполыми».

Георгий АБДУШЕЛИШВИЛИ

Старший партнер компании Ward Howell
International, лидера российского рынка
по поиску и подбору высших руководителей (образована в 1983 году).


Является одним из основателей московского и питерского офисов международной компании Ward Howell Int., старейшей
мировой компании по кадровому консультированию, существующей
с 1951 года.


Отвечает за обслуживание клиентов,
контролирует работу персонала, отслеживает бюджеты, политику и процедуры
выполнения заказов.


Мастер спорта по плаванию.


41 год, женат, имеет двоих детей.