РЕБЕНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ УСПЕШНЫМ

Беседу вела Елена ПРОГОНОВА

ЛЮБИТЬ И ПОНИМАТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ДАЛЕКО НЕ ВСЕГДА ПОНЯТНОМ И ПРЕКРАСНОМ МИРЕ СПОСОБЕН НЕ КАЖДЫЙ ВЗРОСЛЫЙ. ПРИВИТЬ ЭТИ ЧУВСТВА МАЛЕНЬКОМУ ЧЕЛОВЕКУ СЛОЖНО ВДВОЙНЕ. НО ИМЕННО ТАКУЮ ЦЕЛЬ 10 ЛЕТ НАЗАД ПОСТАВИЛА ПЕРЕД СОБОЙ ДИРЕКТОР УВК «ДЕТСКИЙ САД — НАЧАЛЬНАЯ
ШКОЛА» №1607 ОЛЬГА ФИЛЛИПС.

ОЛЬГА ЮРЬЕВНА, КАК К ВАМ ПРИШЛА ИДЕЯ СОЗДАТЬ УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКС ТАКОГО РОДА?

— 10 лет назад это был обычный районный садик. Правда, с
очень неплохими условиями. Но начали мы не с улучшения условий, а с главного — с детей, с содержания процессов обучения и развития, с общения с родителями.

Затем нам — мне, воспитателям, родителям — удалось привлечь специалистов и педагогов из Академии художеств Зураба Церетели, потом — из Московского государственного педагогического университета имени Шолохова. Так, программу
«Изобразительное творчество для детей дошкольного и младшего возраста средствами развивающей среды» ведет у нас
заслуженный деятель искусств, профессор Комарова. А медико-психологическую службу возглавляет заведующий кафедрой нейропсихологии Московского государственного социального университета, профессор Ермошенков.

Мы хотим создать своим детям достойные условия для
расцвета, обучения, воспитания, образования. Родители,
видя, с какой душой, с какой отдачей мы работаем, стараются нам помогать. Ведь мы делаем одно дело — родители,
воспитатели и учителя.

ЕСТЬ МНЕНИЕ, ЧТО ДО 6-7 ЛЕТ ДЕТЕЙ ВООБЩЕ НЕ СТОИТ УЧИТЬ — НАПРИМЕР,
ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ. НА ЧЕМ ОСНОВАНО ВАШЕ УБЕЖДЕНИЕ В ОБРАТНОМ?

— Классики педагогики говорят, что обучение должно начинаться рано, но оно должно протекать плавно. Нельзя насильно наполнять эту маленькую коробочку — головку ребенка — знаниями. Мы обязаны сделать так, чтобы ребенок
познавал мир, а не просто получал какую-то сумму знаний.

Он должен уметь удивляться, восхищаться, смотреть, видеть
прекрасное. Даже дошкольников надо научить отличать красивое от красивости, так дети научатся отличать добро от
зла. Ребенку самому очень трудно разобраться. Так что наша
задача помочь ему в этом, подсказать, но в то же время не
навязывать своего собственного мнения.

Темой моей диссертации было формирование эстетического отношения к окружающему у детей. Здесь важно все —
начиная с территории и заканчивая приборами для еды.

Знаете, с чего мы начали ремонт? С замены освещения.

Мы решили, что должно быть светло и чисто, а лестницы украсили игрушками. В дошкольных учреждениях часто под лестницу складывают всякий хлам, включая лопаты и веники. Там
темно и неуютно, и все это пугает детей.

А у нас на улице гномики держат светящиеся фонарики.

Дети их очень любят. Мы вообще стараемся видеть мир глазами ребенка.

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ВАШЕГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ?
— Наша особенность в том, что здесь все для всех. Мы не элитарная
школа, в которую отбирают особо одаренных детей. Мы берем всех, если есть места. Потому что для нас важно проявление ребенка, а задача наша — создание условий, в которых ребенок может себя проявить. Крайне важно, чтобы маленький ребенок, у которого в его маленькой жизни уже была неудача, снова почувствовал себя успешным.

Вот привела к нам мама свою девочку, которая не очень
удачно участвовала в конкурсе по спортивной аэробике — в
команду не взяли, и подружки начали над ней насмешничать:
тебя не берут, ты не гибкая. Вот в этом конкретном случае я
сама придумала конкурс караоке. Девочка хорошо поет, и мы
нашли то, в чем она лучшая.

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА?
— Коррекционно-развивающая программа отнюдь не означает,
что у нас учатся дети с психическими или физическими нарушениями. У нас совсем другие задачи.

Бывают, например, случаи педагогической запущенности.

Ребенок приезжает из загородного особняка, где он гоняет
палкой свою гувернантку, а детей видит только из окон автомобиля. Все это далеко не норма, и материальное благополучие еще не предполагает благополучия в развитии ребенка.

Другая проблема — детки из двуязычных семей, а это
сейчас очень часто встречается. Вот это все входит в систему коррекционно-развивающей работы.

В целом, эта программа помогает детям войти в мир людей. Ведь дети приходят из разных семей, с разным уровнем
подготовки и понимания того, что их окружает. У кого-то волевая сфера требует коррекции, один возбудим, другой заторможен. У нас работает психолог, логопед, дефектолог, социальный педагог — в группе или с каждым индивидуально.

РАССКАЖИТЕ О ВАШЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
В ФОРМИРОВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».


— Наши воспитанники занимаются изобразительным искусством с 3 до 10 лет. Мы сознательно пошли на это. Ведь плавное развитие ребенка нарушается, когда
он переходит из детского сада в школу. Малыш открывает для
себя что-то новое в детском саду, ему это интересно, он создает, творит, а потом приходит в школу и начинает рисовать самые простые предметы. То есть в возрасте 6-7 лет преемственность в развитии творческих способностей разрушается.

У нас же из дошкольника вырастает ученик начальных
классов, и дети занимаются тем же, только на другом качественном уровне. Мы эту задачу решаем, поскольку дети обучаются у нас до 5-го класса. Это, с другой стороны, и наша
проблема, и наша боль, потому что вот такую традицию художественно-творческого развития и систему, такую гуманную
и демократичную, я бы хотела продолжить и в среднем звене. Есть прецеденты, когда учебно-воспитательные комплексы совмещают в себе детский сад, начальную школу, среднюю школу и вуз.

ДЕТИ ПОТОМ ПРОДОЛЖАЮТ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
— Мы не ставим главной задачей профессиональное продолжение наших занятий.

В первую очередь мы стараемся привить чувство прекрасного даже самому маленькому. Ведь специфика восприятия ребенка очень интересна. Вот, например, картина Васнецова «Рыцарь на распутье». Я объясняю: вот рыцарь —
древний богатырь, который защищал родину, вот камень… И
в конце спрашиваю: «Как вы думаете, а почему на распутье?
А они говорят: «Так коня же так зовут».

Или, например, все наши дети обожают картину «Последний день Помпеи». Почему она им так нравится? Там трагедия в каждом фрагменте, но видно, как люди помогают друг
другу. Это же новое видение мира, ориентиры на всю жизнь.

У ВАС ЕСТЬ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ?
— Нет, никакого отбора нет. Если
есть свободные места, мы и из других районов берем. Возят
к нам и с Арбата, и из Бутово, и с Ленинского проспекта. Родители ведь очень разнообразные требования к детскому
саду выдвигают.

Как-то раз пришла пара, так они сначала три раза обошли
забор, чтобы убедиться, что он без дырок. Потому что раньше девочка сбегала из других детских садов.

Мама другой девочки все время говорила: «Покажите туалет. Какое мыло вы используете? Покажите». Когда увидела
— успокоилась, значит, у ее малышки не будет раздражения.

В общем, кто-то смотрит на содержание, кто-то на программу, кто-то на личность учителя. Ведь все имеет значение.