Импрессионизм
(Impressionism, франц. Impression — впечатление)
Направление в живописи, зародившееся во Франции в
1860-х годах. Сыграло определяющую роль в развитии
искусства XIX века.
Наиболее яркие представители —
Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар, Сислей.
Импрессионисты выступали против условностей
классицизма, романтизма
и академизма, утверждали красоту повседневной
действительности, сюжетную простоту и достоверность.
Каждая картина импрессионистов —
это «впечатление» от того, что человек видит
в некий конкретный момент.
Камиль ПИССАРО
(Camille PISSARRO)
1830—1903 гг.
Французский живописец
и график, известный представи
тель импрессионизма.
Считался духовным отцом
и наставником этого движения,
единственный участвовал
во всех восьми выставках
импрессионистов.
Творческое наследие
художника составляют,
главным образом, пейзажи.
С 1895 года у Писсарро
ухудшается зрение, он
вынужден отказаться
от работы на пленэре
и начинает писать виды
Парижа из окон своей
мастерской.
ВЕСНОЙ 1864 ГОДА ГРУППА МОЛОДЫХ
ФРАНЦУЗСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПИКУ ОФИЦИАЛЬНОМУ ПАРИЖСКОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ САЛОНУ УСТРОИЛА СОБСТВЕННУЮ ВЫСТАВКУ.
Реакция на этот в общем-то эпатажный шаг со
стороны ценителей искусства, и особенно критиков, была крайне враждебной.
Хоть сколько-то снисходительные считали
это просто насмешкой, не воспринимая всерьез выставленные картины. Или как неудачную, а главное — неудавшуюся шутку.
Более того, Ренуар, Моне, Моризо, Сезанн,
Писсарро считались дилетантами в искусстве.
Известный художественный критик Луи Леруа,
стремясь побольнее высмеять «неумех», в одной из своих статей обозвал их «впечатленцами» (импрессионистами).
Их осмеивали за «вульгарную» близость к
жизни, за плебейский тип натурщиц, за отсутствие узаконенного идеала красоты и простоту
мотивов, которыми они намеренно заменили
претенциозные сюжеты.
«Бульвар Монмартр. Ночь», 1987. Холст, масло, 53,5х65. Национальная галерея, Лондон |
Понадобились годы упорного труда и необычайного мужества и стойкости, а также верности избранному пути, прежде чем маленькая
группка убедила благородную публику и в своем таланте, и главное — в своей искренности.
Единственное, от чего они так и не смогли
избавиться — это от обидного прозвища. В истории искусства они так и остались импрессионистами.
Сложнее всех пришлось именно Камилю
Писсарро, единственному художнику, который
посмел и смог участвовать во всех восьми выставках импрессионистов.
Он начинал с пейзажей, которые писал не
пленэре. Солнечный свет, изменчивый и подвижный, трепещущий воздух, бесконечное
движение природы, не знающей полного покоя,
шелест листвы, скользящая синева теней на белом снегу…
Одним из первых он практически полностью
отказался от черной краски, как несуществующей в чистом виде в природе. Подчиняясь влиянию Моне, он высветляет палитру…
Наиболее сильный и яркий период Писсаро
— поздний период. Именно в это время он пишет свои знаменитые парижские пейзажи —
утонченные по цвету и виртуозные по технике.
Писсарро, подобно Моне, любил обращаться к одному и тому же мотиву, создавая целую
серию картин на один и тот же сюжет. Особенно
знамениты его циклы, посвященные бульвару
Монмартр и Оперному проезду.
Специально для этого Писсарро снял номер
в «Гранд Отеле де Рюсси», из которого хорошо
были видны Большие Бульвары. Один и тот же
вид он писал в разную погоду, в разное время
суток, в разном настроении. Солнечный день и
пасмурный день, дождь, утро, ночь изображены
во всей красочной сложности. Это не парадный,
не официальный Париж. Это просто обычный
город, современный, шумный, живой, в котором живут люди. То, что раньше было повседневностью, становится предметом искусства.
«Бульвар Монмартр. После полудня, солнечно», 1897. Холст, масло, 74х92,8. Эрмитаж, Санкт-Петербург |
«Бульвар Монмартр. Дождливая погода, после полудня», 1897. Холст, масло, 52,5х66. Частная коллекция |
«Бульвар Монмартр. Утро, пасмурно», 1897. Холст, масло, 73х92. Национальная галерея «Виктория»». Мельбурн, Австралия |
«Оперный проезд в Париже. Эффект снега, утро», 1898. Холст, масло, 65х82. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва |
«Бульвар Оперы. Площадь Французского театра. Туманная погода», 1898. Холст, масло, 74х91,5. Частная коллекция, Нью-Йорк |
«Бульвар Оперы. Солнечное утро», 1898. Холст, масло, 65х81. Частная коллекция, Филадельфия |