ИСТОРИЯ О ТАНЦУЮЩЕМ СТУЛЕ

Мария НЕКРАСОВА

КАКИЕ-ТО СОТРУДНИКИ НЫНЧЕ ПОШЛИ НЕПОКОРНЫЕ И ХАМОВАТЫЕ… ОНИ КЛЯТВЕННО ОБЕЩАЮТ СДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ВЫ ИМ ПРИКАЗЫВАЕТЕ, А ЗАТЕМ ПОПРОСТУ ПОДМЕНЯЮТ ВАШИ ИДЕИ СВОИМИ СОБСТВЕННЫМИ. И УЖЕ ИХ ПРИВОДЯТ В ИСПОЛНЕНИЕ…

ПРОБА НА ДЕСПОТИЗМ

Подчиненные напрочь забыли, кто здесь начальник, а кто – дурак. И преспокойненько в вашем присутствии обсуждают машины, футбол и «что делаем вечером». Да они просто издеваются!

Знакомая проблема? С ней сталкиваются многие руководители независимо от возраста, пола и профиля компании.

Если среди ваших подчиненных нет ни одного нормального, если вас окружают идиоты и хамы, медленно сжимая кольцо, есть повод задуматься. Для начала ответьте себе на следующие вопросы:

1. Ваши подчиненные долго не могут понять элементарных вещей?

2. Они забывают о ваших поручениях, утверждая, что вы этого не говорили?

3. Их амбиции не пропорциональны их способностям?

4. Ни на минуту не покидает ощущение, что работаете только вы?

5. Они хуже детей, потому что ребенку еще можно что-то объяснить?

6. Весь день вас не покидает тревога и страх недоглядеть, что же они выкинут сегодня?

7. Вы их видите насквозь, но все равно каждая их выходка – сюрприз для вас?

8. И в этот момент вас захлестывает целая волна неприятных эмоций: страх, опустошенность, растерянность?..

Если на большинство этих вопросов вы ответили «да», поздравляю – ваша проблема не в подчиненных, а в вас. И ее решение от вас и зависит.

Деликатные западные психологи мягко называют это явление «иллюзией плюшевого мишки». Русские неделикатные подчиненные предпочитают более понятную формулировку – «деспотизм».

ШОК – ЭТО ПО-НАШЕМУ

Рабочий день всякого человека богат и насыщен всякого рода стрессами. А любой стресс управленца, так или иначе, влечет за собой страх: получить нагоняй от шефа, быть пониженным в должности, потерять работу…
Человек, которому гавкнули в ухо, испугавшись, схватится за стул. Человеку, которого напугали увольнением (нагоняем, понижением), стула уже недостаточно. Ему нужна другая опора. Одушевленная, послушная, понимающая с полуслова и даже читающая мысли.
Но опора – она и есть опора. Она не имеет права, мило улыбаясь, говорить: «Что вы, Марьванна, так уже никто не делает. Вот я придумал»… Такого быть не может!
Как стул, за который хватаются, не может гнуться и танцевать, потому что не имеет на это права. Иначе он немедленно будет разбит о стену. А тот, кто за него хватался, еще долго не сможет оправиться от шока.
Ничего не напоминает? Собственно это и есть стандартная модель деспотического поведения руководителей.

ПРИВЫЧКА ДВИГАТЬ ГРАНИЦЫ

Опора– одушевленная, беспрекословно подчиняющаяся, читающая мысли – необходима всем. И найти ее можно только в одном человеке. В самом себе. Недеспоты это знают и не ищут иных путей. Деспоты не знают и обжигаются. Почему?
Из популярной литературы вы знаете, что у каждого человека есть несколько уровней границ. По крайней мере, о трех физических границах (социальной, деловой, интимной) слышали все. Эти границы соблюдаются и охраняются не сознательно, но с ревностью, завидной для любого пограничника.
Если подруга станет разговаривать с вами на полутораметровом расстоянии, вы наверняка решите, что она на вас обижена или с ней что-то не так. Если коллега подойдет к вам вплотную, вы его не поймете. Просто, естественно, незыблемо. Эти правила не нарушают даже те, кто о них вообще не слышал.
Есть еще одна граница – психологическая. За ней находится наш эмоциональный опыт, мысли, чувства, о которых можем знать только мы. И если друзей у человека может быть много, то за психологическую границу допущен очень ограниченный круг людей. А в идеале у взрослой, сформировавшейся, самостоятельной личности туда не допущен никто.
Однако наши психологические границы ежедневно подвергаются всесторонней атаке со стороны социума, родителей, друзей, знакомых. «Ты не должна этого бояться», «Ты не в праве считать учителя глупым», «Как вы могли такое подумать?». Подобные фразы мы слышим с детства, ежедневно и в большом количестве. И в конце концов обретаем социально-позитивную, но в корне деспотическую привычку – «фильтровать» и свой внутренний монолог, и свои эмоции.
Мы уже отказываемся доверять собственным мыслям и чувствам и готовы допустить за свою психологическую границу близких людей, а то и весь социум сразу. Против таких ежедневных атак не устоит никто. И в той или иной степени это свойственно каждому из нас. У деспота же такие границы напрочь отсутствуют.
В детстве его научили думать и чувствовать не как думается и чувствуется, а КАК НАДО. И они для него единственно приемлемые.
Подлинный деспот вообще не понимает, как люди могут думать по-другому, иначе, чем он сам, чем НАДО. С детства у него выработана привычка игнорировать психологические границы. Причем как свои, так и чужие.

ИЛЛЮЗИЯ ПЛЮШЕВОГО МИШКИ

Но причем тут плюшевый мишка? Для начала откопаем его на антресолях. Нет, нам нужен только мишка, не надо вываливать на пол все свои детские игрушки. Тем более что он не игрушка, а друг. Самый лучший, самый близкий, самый преданный и любящий. Он никуда не уйдет, никогда не обидится, не рассердится и сам никогда не скажет того, что бы вас обидело или рассердило.
В вашей с ним игре вас двое, но на самом-то деле единственное действующее лицо – только вы. Вы думали и чувствовали за него без всяких границ. Разве можно быть плохим другом самому себе?
Но представьте себе, что бы вы почувствовали, если бы мишка предпринял хоть какое-то самостоятельное действие. Скажем, помахал вам лапкой. Страшно? Смешно? Невозможно. Потому что так не бывает.
Привычка деспота игнорировать психологические границы как раз и заставляет его считать своих подчиненных плюшевыми мишками.
Только теперь-то этих мишек – целый коллектив. И все они поминутно дергаются. Не по злому умыслу, а просто потому, что все они – живые люди.
Но любой самостоятельный поступок подчиненного, любое поведение, отличное от того, которое вы ему наметили, повергает деспота в шок, аналогичный тому, что испытывает человек, которому помахал лапкой плюшевый мишка или он вдруг увидел, как стул затанцевал.
И привыкнуть к этому, увы, нельзя.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ…

Внутренний деспот, который заставляет нас делать игрушки из людей, формировался годами. И разрушать его надо тоже постепенно.
Организовывая работу в своем отделе, деспот словно готовит комнату для послушных игрушек. Важный документ может быть в единственном экземпляре и валяться на подоконнике рядом с пепельницей. Никто не потеряет, ведь я не давала такого распоряжения.
Но представьте, что вы заселяете комнату, скажем, щенками. В этом случае все будет совсем иначе. Бьющиеся предметы и ценные вещи будут спрятаны, мебель раздвинута, а ковры убраны. При такой подготовке буза щенков будет не нервировать, а радовать. Потому что мы к ней готовы.
Вот и работу в своем отделе или компании следует организовывать аналогичным образом. С учетом того, что ваши распоряжения и заданные сценарии могут и не выполняться, что сотрудники могут вести себя вовсе не так, как вы им предписываете. Важные документы – в сейф, и сохранить копию в компьютере. Если это получится, считайте, что убили сразу двух зайцев.
Во-первых, в принципе допустили, что подчиненные могут вести себя не так, как вы им предписываете. То есть признали за ними хоть сколько-то самостоятельности.
Во-вторых, избавили себя от доброй половины ежедневных стрессов. Подчиненные будут вести себя точно так же, как прежде, но вас это уже не будет волновать, потому что вы к этому готовы.

ДЕСПОТ – ЭТО ДОЛЖНОСТЬ

Ответственность – одна из первых причин деспотического поведения на предприятиях и стрессов, связанных с ним.
Снять ее с себя нельзя – значит уволиться.
И это нам решительно не подходит.
Но можно не снимать и даже не делегировать, а обременить ею кого-то из подчиненных. Пускай побудут в вашей шкуре. Из своего «зоопарка» выберете наиболее сознательного и скажите ему, что отныне за работу всего коллектива будете спрашивать с него лично.
Остальные для вас теперь существуют только в отчетах и цифрах. А нервировать вас будет теперь не целый отдел, а один-единственный непослушный «мишка». Это уж как-нибудь можно пережить.
К тому же один и тот же человек на посту руководителя и исполнителя может вести себя совершенно по-разному. Вы сами удивитесь этой перемене в характере старшего. Может быть, даже станете его уважать. А уважение и деспотизм – вещи несовместимые.

НЕ ХВАТАЙТЕСЬ ЗА ТАНЦУЮЩИЙ СТУЛ

И, наконец, последнее. И самое главное. Собственно, борьба со своим деспотизмом и заключается в том, чтобы научиться признавать психологические границы, искать опору в себе, а не в ком-то другом. Это гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.
Посмотрите еще раз на своих подчиненных, вспомните все, что вы им ежедневно говорите. Даже если эти слова можно пропустить в печать без цензуры, спросите себя: это вы? Можете вы сказать о себе все, что говорите о них? Значит, все-таки признаете, что они и вы – не одно и то же?
Тогда зачем вам такая внутренняя опора? Это ненадежно. И даже опасно. Так стоит ли искать ее в совершенно чужих вам людях? Нет. В себе и только в себе.
А сам по себе танцующий стул, может быть, не так уж и плох, и даже забавен. Но только если на него не опираться. И не забывать, что он танцующий.