Мария НЕКРАСОВА, Елена ПРОГОНОВА, фото Александр ДАНИЛЮШИН, Олег ЛАЗАРЕВ
Помывочный бизнес можно начинать в разных финансовых масштабах – от банального ведра с тряпкой и щеткой в каком-нибудь сарайчике около гаражей до моечной станции тоннельного типа на автостраде.
Любые вложения в этот бизнес окупаются максимум за год-полтора.
ДЕНЬГИ ИЗ ГРЯЗИ
Ушли в прошлое стайки подростков с брызгалками на перекрестках и тетки с ведрами на набережных, в месяц зарабатывавшие на мойке машин до трех тысяч зеленых, полностью освобожденных от налогов. Им на смену пришли стационарные мойки с аппаратами высокого давления, пылеводососами и парогенераторами.
Клиент теперь может наблюдать за купанием своего «коня», покуривая с чашечкой кофе в руке.
Одно осталось прежним – доходность бизнеса. Все те же три тысячи долларов, как минимум. Хотя получить этот доход можно теперь тремя способами – построив ручную, портальную или тоннельную мойку.
Ручная мойка – это когда машину моют люди, но с помощью аппарата высокого давления (АВД), специальных насадок и шампуней. Высокое давление используется для того, чтобы струя была более интенсивной. В результате АВД смывает грязь лучше, чем обычный шланг.
Главный минус таких моек – крайне небольшая пропускная способность. В среднем – 4–5 машин в час.
Автоматические портальные мойки представляют собой стационарную установку из различных вращающихся щеток, которые перемещаются вдоль неподвижной машины, отмывая ее. Все параметры мойки – мощность, скорость, интенсивность подачи и количество моющих средств – задаются оператором.
Одним из существенных плюсов портальной мойки по сравнению с ручной является меньшая занимаемая площадь и более высокая производительность. На таких мойках за час можно обслужить 8–12 машин.
В автоматической мойке тоннельного типа машина сама движется по тоннелю, где находится моечное оборудование. Здесь процесс выполняется также в соответствии с программой, причем для каждого этапа предусмотрена определенная операция.
Производительность таких моек чрезвычайно высока даже по сравнению с портальными мойками, не говоря уже о ручных, – до 30 машин в час. Более того, отдельные технологические решения позволяют повысить пропускную способность практически вдвое, а то и больше – до 60–100 машин. При условии, разумеется, спроса.
Однако, владельцы автомоек, равно как и владельцы машин, предпочитают в большинстве своем именно ручную мойку. И причин тому несколько.
Во-первых, оборудование портальных и тоннельных моек достаточно дорого и требует изначально больших капиталовложений.
Во-вторых, пропускную способность ручных моек особо требовательные хозяева умудряются увеличить до 6–7 машин в час. Причем исключительно за счет скорости обслуживания, то есть без дополнительных затрат и потери качества.
К тому же, и это в-третьих, к портальным и тоннельным мойкам, очень популярным в Европе и Америке, наши люди относятся с предубеждением. Многие еще помнят царапины на крыльях и капотах от советских щеток в советских же мойках. Ну, или хотя бы рассказы о них. И хотя нынешние мойки принципиально отличаются от прежних исключительно импортным оборудованием, память о старых «ранах» дает о себе знать.
ПОПАСТЬ В СТРУЮ
В силу вышеперечисленных причин московские автомойки, в основном (около 70%), ручные – на 2–3 машины. И оснащены, как правило, оборудованием фирмы «Karcher» (порядка 80%).
Итальянское и датское оборудование, несмотря на сравнительную дешевизну, менее популярно. Объясняется это просто. Немецкие пылеводососы не только дороже, но еще надежнее и мощнее, а стало быть предпочтительнее в эксплуатации.
Российское же оборудование в мойке практически не используется – в силу плохого качества, зато доминирует в водоочистных установках.
Александр Прибытков, генеральный директор компании «Техника чистоты»: «Портальная и особенно тоннельная мойка стоят дорого. Поэтому их целесообразно ставить на участках с максимально насыщенным потоком машин. Иначе срок окупаемости затянется. На ручной мойке оборудование намного дешевле, но и пропускная способность ниже – где-то 4 машины в час. Чтобы ее повысить, увеличивают количество постов. Оптимальный вариант для ручной мойки – 3–4 поста».
Алексей Круглов, менеджер компании «Грин-Лайт»: «Автомойка – выгодное дело. Особенно сейчас, когда не нужно строить помещение, а можно просто купить специальные сборные модули, сделать все очень быстро и не слишком дорого. Выгоднее иметь «портал» где-нибудь на трассе с хорошим подъездом.
Конечно, портальная мойка дороже. Самая простенькая – 50 тыс. евро. Зато у нее пропускная способность больше, и она намного эффективнее и выгоднее. Не надо платить зарплату мойщикам, достаточно одного оператора. Иногда, конечно, не обойтись без АВД, например, если надо смыть грязь с кузова или помыть днище машины. Качество мытья напрямую зависит от качества аппарата. Есть и такие, которые и плохо моют, и разваливаются через год».
Дмитрий Савушкин, ведущий специалист отдела продаж сервисного центра «Градомой»: «Строительство помещения стоит примерно 250 евро за квадратный метр. Если мы открываем ручную мойку на два поста, то понадобится около 50 кв. м. площади. На строительство мойки уйдет минимум 12,5 тыс. евро. Но самое дорогое – это, конечно же, коммуникации: электричество, водопровод и канализация. Если мойка будет находиться в отдалении от коммуникационных трасс, то затраты многократно возрастут».
О ПОЛЬЗЕ ХИМИИ
Даже самые обыкновенные ручные мойки редко ограничиваются одним только мытьем машин. Очень многие добавляют в прайс целый список дополнительных услуг – химчистку салона, чернение шин и т.д.
Алексей Круглов: «Очень выгодно предлагать химчистку салона. Это дорогая услуга, которая стоит порядка $100, тогда как ее себестоимость – примерно $10.
Для химчистки отводится отдельный бокс, так что на пропускную способность мойки это не влияет, а доходность предприятия увеличивается».
Дмитрий Савушкин: «В Москве сейчас очень популярна так называемая бесконтактная мойка. С помощью пеногенератора или пенопистолета на кузов автомобиля наносится специальный химический раствор, который спустя некоторое время смывается при помощи АВД. Эффект – как после ручной мойки».
Особенно бесконтактную мойку любят владельцы больших внедорожников, «упакованных» всевозможными «кенгурятниками», дополнительными фарами, порожками и прочими прибамбасами. Помывка этих деталей при ручной мойке занимает уйму времени, при бесконтактной – максимум 10 минут.
Следует заметить, что бесконтактная мойка хороша лишь для импортных автомобилей. Отечественные машины, не могущие похвастаться хорошим лакокрасочным покрытием, даже не очень частое «употребление» химии просто не выдержат. Равно как не выдержит ее, скорее всего, и кошелек владельца какого-нибудь «москвича» или старенького «жигуленка», так как услуга эта дороже обычной ручной мойки, как правило, раза в полтора.
НЕ СЕСТЬ В ЛУЖУ
Один из самых неприятных вопросов моечного бизнеса – очистка воды. Один АВД расходует коло 700 литров воды в час, портальная мойка – около 3 тыс. литров воды в час, а тоннель – все 10 тыс. Все автомойки работают по схеме оборотного водоснабжения, т.е. всю эту воду придется очистить для повторного использования.
Дмитрий Савушкин: «Первоначальная задача человека, который начинает планировать свой автомоечный комплекс, – это размещение «отстойника» для грязной воды. В нем производится первичная очистка: вода освобождается от «тяжелой» грязи и нефтепродуктов. Уже более или менее очищенной она попадает в систему рециркуляции, где проводится конечная очистка, после чего вода становится пригодной для повторного использования».
Примерно раз в полгода «отстойник» надо вычищать. Либо с помощью подручных молдаван лопатой, либо с помощью специальной службы: приезжает машина со шлангом и вывозит всю грязь. Процедура не из дешевых. Но поскольку к ней приходится прибегать не так уж часто, затраты получаются незначительные.
Российские предприниматели предпочитают «грамотные» очистные сооружения, а российские производители сориентированы соответственно на российский рынок.
Есть два принципиально отличных способа очистки грязной воды. Первый – с помощью различной химии, которая заливается в воду. Второй представляет собой сложное инженерно-техническое сооружение, где основным очистительным компонентом является песок.
Химия – удовольствие дорогое, поэтому отечественный производитель не торопится делать такие аппараты. Песок более «адаптирован» к российскому рынку: его много, он стоит копейки, а меняется раз в полгода. Качество очистки очень высокое, подтверждено всеми сертификатами.
К тому же у систем, которые очищают песком, производительность в 7–10 раз больше, а стоят они столько же, сколько и химические – 3–4 тыс. евро. Если брать, например, немецкий аналог для очистки песком, то стоимость возрастет до 10 тыс., поэтому наши системы пользуются большей популярностью.
БУМАЖНЫЙ ВОПРОС
Самый сложный вопрос в открытии моечного бизнеса – это получение разрешения на землеотвод. Времена, когда московское правительство без проблем давало такие разрешения направо и налево, да еще и на льготных условиях, благополучно канули в Лету.
Сейчас цена вхождения в рынок – километры чиновничьих коридоров, килограммы согласованных документов, проверки, перепроверки, регистрации и составление учетных записей.
По словам опытных мойщиков, на сбор, согласование и утверждение необходимых документов уходит около двух лет. Видимо, поэтому начинающие сегодня бизнесмены предпочитают купить уже готовый и согласованный проект автомойки вместе с землеотводом.
Алексей Пономарев, владелец автомойки: «Мы не стали связываться с получением разрешения и согласованием, а просто купили готовый объект – на бумаге, как говорится. То есть все документы были согласованы и построена коробка здания. Тогда это стоило около 15 тысяч долларов. Примерно столько же пришлось вложить в покупку оборудования. Затраты окупились где-то за год».
Но, предположим, вы решили самостоятельно обойти все инстанции и собрать необходимый пакет документов. Узнать о наличии участков земли, передаваемых в долгосрочную аренду, можно в районной управе, однако решение принимают окружные власти. Куда и направляется письмо-заявление на получение участка с адресом и планом-схемой расположения объекта.
Если заявка удовлетворена, то управа выносит решение о предоставлении разрешения на сбор материалов предварительного согласования места расположения объекта и подает заявление (поручение) для разработки следующим инстанциям: Управлению земельных ресурсов, Управлению градостроения и архитектуры, Управлению экологической безопасности, главному врачу СЭС, управлению охраны памятников истории, культуры и исторической среды. Вышеупомянутые инстанции рассматривают поручение и сообщают о своем решении с учетом ограничений и обременений. Потом необходимо подать материалы главному землеустроителю района.
После этого необходимо разработать природоохранные меры для обеспечения минимально возможного воздействия объекта на окружающую среду. Это охрана атмосферного воздуха, грунтовой воды, зеленых насаждений, водных ресурсов, земельных ресурсов, образование и утилизация отходов, очистительные сооружения.
После всех вышеупомянутых мер орган местного самоуправления выносит решение о согласовании места расположения объекта. Также следует направить запросы о предоставлении технических условий (если их нет) для подключения канализации, освещения, водоснабжения, электросети в Мосводоканал, Мосэнерго и Моссвет.
Затем получить согласие органа местного самоуправления относительно расположения объекта. После этого подать документацию для согласования противопожарных требований при строительстве или по уже существующему зданию.
И, наконец, последний этап – направить письмо в Управление ГИБДД для согласования места расположения объекта. Она в письме-ответе сообщает необходимые условия, которые следует соблюсти при расположении объекта: дорожные знаки, остановки транспорта, освещение, тротуары, пешеходные дорожки и тому подобное.
НЕМНОГО О РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
Успех или неуспех автомойки может крыться не в самом бизнесе, его рентабельности-нерентабельности, а в подходе владельца к делу.
Первое – это, разумеется, скорость. Автовладельцы будут стоять в очереди лишь при одном условии – зная, что на данной мойке обслуживают быстро. Так что иногда выгоднее нанять третьего мойщика на пост и отдельного человека на пылесос, увеличивая тем самым пропускную способность своего мини-предприятия.
Второе – это, конечно же, оборудование. На нем лучше не экономить и покупать с запасом мощности – где-то на 30% больше расчетной. В этом случае внезапный наплыв клиентов будет только на руку и не создаст проблем в обслуживании.
Не стоит игнорировать такое обстоятельство, как хороший подъезд к мойке. Если к ней будет не подобраться (из-за оживленного движения, неудобного подъезда), то можно потерять немало клиентов.
Нередко мойка размещается неподалеку от конкурентов, по принципу – «едут к нему – поедут и ко мне».
Это вполне эффективно – особенно в межсезонье, однако чревато конфликтами.
Следует также учитывать, что импортное оборудование все-таки плохо приспособлено к отечественной воде, качество которой по-прежнему оставляет желать лучшего. Особенно остро эта проблема стоит на автоматических мойках, где запасной комплект оборудования так вот запросто в подсобке не спрячешь. А выход из строя одного блока может привести к параличу всего комплекса.