Варвара ВЛАДИМИРОВА И Сергей ТАРАСОВ. ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Беседу вела Рената АСТРЕНКОВА, Фото Игоря ЛАРИНА

Она – дочь знаменитого режиссера Игоря Владимирова и блистательной Алисы Фрейндлих, внучка легендарного Бруно Фрейндлиха, ведущая популярной питерской телепередачи «Одна дома».
Он – уроженец Фрунзе, который сам себя называет «человеком с Чукотки», вице-губернатор Санкт-Петербурга. Они вместе почти 15 лет.

Варвара, жена вице-губернатора Петербурга Сергея Тарасова, везла меня на дачу сама. Я передала пару приветов от общих знакомых, благо их оказалось много: по жизни и я, и Варвара оказались связаны с петербургским Театром имени Ленсовета. Когда-то Варвара училась при этом театре, которым руководил её отец – режиссёр и актёр Игорь Владимиров и в котором блистала её мать – Алиса Фрейндлих.

Внучка гениального Бруно Фрейндлиха, профессиональная актриса, ведущая популярной передачи «Одна дома» питерского телевидения казалась чрезвычайно простой. Хотя могла бы запросто тряхнуть генами и нагнать пафоса в наш бесхитростный разговор.

Дорога на дачу вышла долгой. Грибы, загородные постройки, уличные лотки – казалось, обсудили всё, на что падал глаз.

Но главное, о чём шёл разговор, конечно, были дети. Их у Тарасовых двое – Никита и Аня. Аня на момент беседы гуляла с друзьями где-то в Нью-Йорке, а Никита колдовал над шарлоткой, чтобы угостить родителей и журналистов – меня и фотографа.

Сергей Тарасов подъехал на дачу немного позже нас: дела… С порога бросил пару замечаний Никите (шарлотка, кстати, оказалась, невероятно вкусной) и, не дожидаясь расспросов, тоже заговорил о детях.

Сергей ТАРАСОВ: У нас девочка и мальчик, которые постоянно ссорятся. Аня упрямая. Она точно в жизни добьётся многого! А Никита брызжет талантом, но абсолютно несобранный. Так вот, дети подписали хартию – договор о мирном сотрудничестве. Каждая сторона в ней высказала претензии друг другу и обозначила наказания за проступки. Я выступил в роли вершителя правосудия и исполнителя наказаний. А Варя в хартии обозначена как верховный адвокат (смеётся).

ИЗ-ЗА ЧЕГО ЖЕ ССОРЯТСЯ ДЕТИ?
С.:
В основном, они дерутся, конечно же, из-за мамы. Кому от нее больше достанется.

ЧТО ОНИ НИКАК НЕ МОГУТ ПОДЕЛИТЬ, ВАРЯ?
Варвара ВЛАДИМИРОВА:
Поцелуи! Объятия!

С.: Объятия, сладости. К кому она последнему зайдёт на ночь… Я, вообще, в семье на пятом месте по любви. Дети, теща Алиса, собака…

В.: Вы же понимаете, что по логике собака должна стоять в этом списке в самом конце. Но как же не позаботиться о собаке, такой беспомощной! И о таких беспомощных детях!

С.: Варвара в нашей семье представляет общество защиты животных. Мне, допустим, запрещено ездить на охоту.

ДА, Я НАСЛЫШАНА О ТОМ, ЧТО ВЫ ЗАМЕНИЛИ ОХОТУ СТРЕЛЬБОЙ ПО БАНКАМ И ПРИСТРАСТИЛИ К ЭТОМУ ВАРВАРУ…
С.:
Мы вообще совершенно разные люди. Абсолютно непохожие. Нет ничего, что нравилось бы одновременно и мне, и ей. Нам очень сложно найти что-то общее в еде, в одежде. Даже по поводу отдыха бывает трудно прийти к какому-то общему знаменателю. Недели две назад по дороге на дачу мы в очередной раз поднимали эту тему…

ПРИШЛИ К КАКОМУ-ТО ВЫВОДУ?
С.:
Помню, что поругаться не успели. Но вот почему?

В.: Мы закончили, чтобы не поругаться.

С.: На самом деле с Варей трудно поругаться. Она очень терпеливая.

МОЖЕТ БЫТЬ, ПРОСТО МОЛЧИТ, СЧИТАЯ, ЧТО ЖЕНА НЕ ИМЕЕТ ПРАВА
НА СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ?
С.:
Это не так. Есть области, в которых я молчу. В некоторых радостно, а в некоторых терпеливо.

В.: Если бы у нас всё было одинаково, наверное, было бы непросто. Например, сидим – смотрим чемпионат Европы по футболу. Я не люблю футбол, но чемпионат мне интересен, потому что там кипят страсти. Рядом сидит живой комментатор, Сергей, который всё объясняет. Мне становится интересно. А если бы он вообще ничего не мог бы мне сказать?! Я бы и смотреть ничего не стала бы. Или, допустим, на каком-нибудь приёме сидит рядом с Сергеем персидская принцесса и долго-долго с ним разговаривает. Сергей же постоянно шепчет мне: «Что она сказала? Ну, поговори с ней!» И я начинаю развлекать принцессу. Мне это легче, чем Сергею. Так что каждый из нас в чем-то другого дополняет. Единственное несовпадение, которое очень мешает, – это то, что Сергей – жаворонок, а я – сова. Со всем остальным можно смириться.

ТО ЕСТЬ ПСИХОЛОГИ ОШИБАЮТСЯ, КОГДА ГОВОРЯТ, ЧТО ГЛАВНАЯ
ПРИЧИНА РАЗВОДОВ – НЕСХОДСТВО ИНТЕРЕСОВ?
С.:
Это сложная тема. У меня третий брак… но ничего не могу сказать.

В.: Конечно же, несходство интересов рождает много конфликтов, но терпение всё перебарывает.

С.: Могу сказать: мой ум единственный на всю семью (смеётся).

В.: Если бы это было так, то я бы на этой кухне не стояла!

С.: Да, этот дом построила Варька. Истинная правда. Она сделала его с исключительно женским терпением и кропотливостью. И до сих пор все никак не успокоится – всё крепит что-то, лепит… Мне же терпения не хватает: я всё хочу сделать быстро.

ВАМ, УРОЖЕНЦУ ФРУНЗЕ, СИЛЬНО ПРИШЛОСЬ СЕБЯ МЕНЯТЬ, КОГДА ВЫ С ВАРВАРОЙ ПОЖЕНИЛИСЬ? ВЫ ЖЕ САМИ НАЗЫВАЛИ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКОМ С ЧУКОТКИ, ПОСКОЛЬКУ ВЫРОСЛИ ТАМ… И ВДРУГ БРАК С
ДОЧЕРЬЮ САМОЙ, НАВЕРНОЕ, ЗВЁЗДНОЙ ПАРЫ ЛЕНИНГРАДА! Я ЗНАЮ, ЧТО АЛИСА БРУНОВНА ДАЖЕ ОБУЧАЛА ВАС ИСКУССТВУ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ, НЕЗАМЕТНО ОТ ДРУГИХ ПОДКЛАДЫВАЯ ВАМ БУМАЖКИ, ГДЕ БЫЛИ ОБОЗНАЧЕНЫ ВАШИ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ…

С.:
Во-первых, в результате двух предыдущих браков я был готов…

В.: Ломаться!

С.: Ломаться, да! Я всегда сознавал, что мне не хватает некоторого образования и воспитания. Уже в зрелом возрасте для меня открывались многие вещи. Правда, я никогда не стеснялся учиться. Знаете, тщеславие провинциальных мальчиков и девочек – это такой стержень, такой движущий локомотив, который может очень многое компенсировать.

А КАК ВЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ? ТАКИЕ РАЗНЫЕ, ИЗ РАЗНЫХ, ПРЯМО СКАЖЕМ, СЛОЁВ ОБЩЕСТВА?
В.:
Мы мельком на телевидении виделись. Я помощником режиссёра была. Сергей с «Адамовым яблоком» работал. Потом уже в гостях встретились. В знакомстве большую роль играет случайность. С Сергеем была пара таких случайных встреч, а потом он позвонил… и дозвонился. Ухаживал Сергей очень мало. Сразу сказал: «Я человек занятой, поэтому ухаживать долго не буду. Переезжай ко мне – и всё!»

А ВАШЕЙ МАМЕ, АЛИСЕ БРУНОВНЕ, БЫЛО ТРУДНО ПРИМИРИТЬСЯ СЗЯТЕМ, КОТОРЫЙ ВЫШЕЛ, МЯГКО ГОВОРЯ, НЕ ИЗ ЕЁ ОБЫЧНОГО ОКРУЖЕНИЯ?
В.:
Почему примириться? Мама – человек интеллигентный. Она исключительно добродушно приняла Сергея. Мы всегда со смехом вспоминаем, например, о том, как он устроил нам свадьбу в Доме дружбы. У Сергея был какой-то знакомый, который помог арендовать в этом абсолютно непафосном дворце очень красивый зал. Там в спокойной обстановке можно было сделать свадьбу на свой вкус. Мы дома наготовили еды, принесли её, расставили по столам… Сергей же так переживал, что на радостях перебрал спиртного, после свадьбы отпустил все машины, и потом мы голосовали на дороге: я– в белом платье, мама – с кастрюлями в руках…

РОДИТЕЛИ ВАРВАРЫ, ВЛАДИМИРОВ И ФРЕЙНДЛИХ, КАК ПОЖЕНИЛИСЬ, ПОДЕЛИЛИ СВОИХ ДРУЗЕЙ: ЭТИ – МОИ, ЭТИ – ТВОИ. ДАВАЙ ПОРОЗНЬ С НИМИ ВСТРЕЧАТЬСЯ! В ВАШЕМ СЕМЕЙНОМ ОПЫТЕ БЫЛО ТАКОЕ?
С.:
У нас общих друзей больше, чем тех, кто пришёл со мной из того времени, когда Варя ещё не была моей женой. При этом есть целый слой моих собственных друзей, которых Варя даже не знает. Я не пытаюсь их познакомить, потому что от этого никому хорошо не будет. Ни ей, ни им.

В.: Почему это, интересно?!

С.: Варя каждый раз спрашивает: почему это? Ну, потому, что они другие! Потому что среди моих друзей есть много простых людей, которым в обществе моей жены может быть очень некомфортно (Варвара пожимает плечами).

С.: Так вот, по ходу наших семейных праздников я всех озадачиваю делами. Обычно во время семейных праздников готовит Варя и наша помощница по хозяйству Татьяна. На дачное же новоселье я решил разгрузить жену. Узбеки, присланные нашим другом, директором ресторана, готовили шашлыки. Другой наш друг был ответственен за салют. Третьему поручили концертную программу. Главное – всем что-то поручить. Тогда все чувствуют сопричастность к общему делу. И самое главное – довести гостя до голодного исступления!

В.: Он ещё и садист (смеётся)!

С.: На празднике должно быть одно блюдо – «мейн кост» (главное блюдо в меню. – Прим. ред.). Гости должны его ЖДАТЬ! Пища для мужчин, особенно после тридцати, – одно из тех удовольствий, которые являются кайфом в жизни. Жареные кутабы, люля-кебаб!.. Народ приходит в экстаз!.. А утром я рано встаю, оглядываю спящих довольных гостей и начинаю их будить. Тоже большое удовольствие…

В.: Кстати, как только начинается какое-то домашнее мероприятие, у меня возникает желание закрыть спальню на ключ. Потому что никогда не знаешь, в какой момент Сергей исчезнет совершенно по-английски. И потом я его уже обнаруживаю храпящим.

С.: Что поделать! Я очень устаю, потому что много работаю…

ВАРВАРА, КАК ЖЕ ВЫ СОЗДАВАЛИ СВОЮ СЕМЬЮ? ПЫТАЛИСЬ СКОПИРОВАТЬ ЕЁ С СЕМЬИ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ? ИЛИ, НАПРОТИВ, ПРОБОВАЛИ ИЗБЕЖАТЬ ЕЁ ОШИБОК?
В.:
У меня не было каких-то установок. Каждый проходит свой собственный путь. Что касается родителей, то я всегда понимала, что их семья сложилась так, а не иначе потому, что у родителей было должное положение. Вообще-то, я очень плохо помню, какая обстановка была в нашей семье, так как родители развелись, когда мне было лет десять. Наверное, их развод случился отчасти на почве творческой ревности. Когда маму полюбили зрители, Театр Ленсовета стали называть театром Фрейндлих. Папу это очень обижало, так как театр они создавали вместе. Маму вообще замечали чаще, чем папу. Он ревновал, стали возникать конфликты. Нет, родители не дрались, не оскорбляли друг друга. Просто когда человек обижается, это, как правило, отражается на близких… Вообще, папа был человеком лёгким. С ним поссориться было невозможно: он всё переводил в шутку. Так же пытаюсь поступать и я… Конфликтов на бытовой почве у мамы с папой не было: на территории нашей семьи главным человеком была домработница. Родители занимались исключительно театром. В моей семье всё по-другому. Я пригласила помощницу Татьяну не так давно, когда у нас появилась квартира побольше. А до этого весь дом был на мне.

Я ДОЛГО ПЫТАЛАСЬ ВСТРЕТИТЬСЯ С ВАМИ, СЕРГЕЙ. ВСЯКИЙ РАЗ ВАРЯ ОБЕЩАЛА ПЕРЕЗВОНИТЬ ВАШЕМУ ПРЕСС-СЕКРЕТАРЮ. СЛОЖИЛОСЬ ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ЖЕНА ОБЩАЕТСЯ С ВАМИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЧЕРЕЗ ВАШИХ ПОМОЩНИКОВ…

С.:
Ей проще договориться со мной через помощников.

В.: Меня это очень раздражает. Сейчас-то я привыкла, а поначалу ужасно злилась. Даже говорила: «А по поводу семейной близости мне тоже секретарю звонить?! На приём записываться?!»

И КАК ДАВНО ЭТО «БЕЗОБРАЗИЕ» ДЛИТСЯ?
В.:
С тех пор, как Сергей возглавил Законодательное собрание. Когда я звонила договариваться о каком-то совместном времяпрепровождении, меня всё время отсылали к начальнику аппарата или к помощнику начальника аппарата. Я поругаюсь-поругаюсь про себя и звоню. Потом поняла, что Сергей не виноват: расписание-то его составляет аппарат, поэтому чего ж удивляться, когда человек не может прийти на мой день рождения!

А ВЫ НЕ ХОТЕЛИ ПЕРЕБРАТЬСЯ ПОБЛИЖЕ К СУПРУГЕ? ОНА ВСЁ-ТАКИ КУЛЬТУРОЙ ЗАНИМАЕТСЯ, КОТОРАЯ ВАМ ЧИСТО ГЕНЕТИЧЕСКИ НЕ ЧУЖДА?..
С.:
Это невозможно. Я не посвящаю Варю в свои служебные дела.

В.: Нет! Я же не позволяю на себя кричать. Я не выношу грубости и хамства. Не приемлю подавления личности. А на любой работе всё это присутствует в большом объёме. Зачем мне это нужно? Мы разведёмся на второй день.

С.: Да, это так… А я пока ещё не готов к разводу, да и дети будут против (смеётся).

СЕРГЕЙ, ВАС НЕ ОБИЖАЕТ, ЧТО ПЕРЕДАЧА ВАШЕЙ ЖЕНЫ НАЗЫВАЕТСЯ «ОДНА ДОМА»? НЕ СКРЫТЫЙ ЛИ ЭТО УПРЕК ИМЕННО ВАМ?
С.:
Не думаю. Я смотрел пару выпусков. Мне представляется, что это передача для эмансипированных женщин, которые пытаются доминировать над мужчинами. Одна дома… Можно поговорить о многом, начиная с готовки и заканчивая бизнесом. Хотя… Я встречал женщин, успешных в бизнесе. И считаю, что это все-таки не женское дело. Мне кажется, что женщина, занимаясь бизнесом, начинает грубеть. А кому нужна грубая женщина? Что мужчины в женщине ценят? Любовь и ласку. Чтобы она тебе всё время говорила: «Какой ты сильный! Могучий! Сексуальный!»

А МОЖЕТ, ОНА СОВЕРШЕННО ИНАЧЕ ПРИ ЭТОМ ДУМАЕТ?
С.:
Да пускай себе думает! Она тебе, дураку, это говорит, и ты веришь. Женщина же кайфует от такой лжи!

Варвара многозначительно улыбается, но молчит.

А ВАМ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ СУПРУГА СДЕЛАЛА ГОЛОВОКРУЖИТЕЛЬНУЮ КАРЬЕРУ?
С.:
Я считаю, что жена моя очень талантливая актриса.

Варвара что-то пытается возразить.

С.: Молчи! Я же объективно говорю! Но она столько лет борется с комплексом, связанным с тем, что папа и мама – гениальные режиссёр и актриса! Что-то ей мешает. Даже в компаниях. Я, например, ни разу не слышал, чтобы она пела. Тебя ж учили петь? Учили!!! Не поёт!.. Помню, как я гнал Варю в театр. Она отчаянно сопротивлялась и говорила: «Зачем?! Актрисы же влюбляются в режиссёров, в партнёров!»… Сейчас Варвара занимается чем-то понемножку. Ведёт телепрограмму, играет в театре, немного снимается в кино. Правда, воспринимает это отчасти как хобби.

В.: Я себя чувствую человеком непубличным. Сейчас я просто хожу на работу, потому что просто хотела бы заниматься любимым делом. Доказать себе, что я что-то могу. Когда доказала, появилась следующая задача: справиться со страхом, ужасом, волнением ответственности за то, что ты делаешь. Справлюсь с этим, поставлю перед собой новую цель…

СЕРГЕЙ, А ВЫ СОГЛАСИЛИСЬ БЫ НА ТО, ЧТОБЫ ВАРВАРА, ПОЛНОСТЬЮОТДАВШИСЬ СВОЕЙ КАРЬЕРЕ, ВОЗВРАЩАЛАСЬ ДОМОЙ ПОДЧАС ПОЗЖЕ ВАС?
В.:
Об этом я могу только мечтать (смеётся)…

С.: Я думал об этом. Вряд ли это возможно. Тогда у нас сложилась бы жизнь людей, абсолютно оторванных друг от друга. Так она мне хоть галстук по утрам завязывает! И те двадцать минут, что мы общаемся друг с другом по утрам, всё-таки наши! Пусть их не так уж и много! Если же и их не будет, то и семьи никакой не останется… Хотя я приветствовал бы какие-то периодические выезды Вари на гастроли. Я считаю, что если человеку что-то нравится, то он должен это делать. Варя же более талантливая, чем я. Я в жизни брал всё упорством и умением учиться, а Варя – талантом. Это совершенно разные вещи. Так и у детей наших. У Никиты есть талант, а Анька всё упорством берёт.

А КАК ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ИДЕАЛЬНУЮ ЖЕНСКУЮ КАРЬЕРУ?
С.:
Я считаю, что к тридцати годам женщина должна достигнуть какого-то положения в жизни: плотно заниматься учёбой, карьерой. В общем-то, это не ново: так на Западе живут. Когда же женщина в двадцать лет выходит замуж, начинает рожать, она многое теряет. Во-первых, брак – штука сама по себе не очень надежная. Мужья, бывает, уходят из семьи. Во-вторых, женщины в ранних браках обабиваются, а некоторые даже не становятся женщинами, не раскрываются!

У меня на работе, например, талантливых девчонок больше, чем мальчишек. Я вижу, как девочки раскрываются. Больше скажу! Мне кажется, что сейчас время женщин. Просто что-то многим женщинам мешает раскрыться.

В.: Есть анекдот такой. Две подруги встречаются и начинают обсуждать семейные проблемы. Одна спрашивает: «Кто у вас в семье главный?» Другая отвечает: «Муж, конечно! Он главный исполнитель моих распоряжений!..» Мне кажется, что женщина может раскрыться в любой сфере, которая ей близка. Заняться салоном, гостиницей, цветами. Чем конкретно – зависит от характера. Женщины же более творческие натуры, по-человечески лучше, чем мужчины, хотя… по моему мнению, может быть, неправильному, – мужчины лучше во всех областях. Лучшие врачи – мужчины. Выдающихся актеров больше среди мужчин. Женщин – замечательных актрис – по пальцам можно сосчитать. Женщина на работе думает о тысяче вещей (о том, что дома должна быть еда, что дети должны быть обуты-одеты), мужчина же способен сосредоточиться на своем деле. Наверное, мужчины всё могут сделать лучше, чем женщины, кроме одного – кроме материнства. Может быть, природа создала женщину для продолжения рода?!

Санкт-Петербург, специально для «Бликов»