Беседу вела Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото Олега ЛАЗАРЕВА
«Я ГОРДА ТЕМ, ЧТО НИКОГДА НЕ ХОДИЛА С ПРОТЯНУТОЙ РУКОЙ, НИКОГДА НЕ ПРИНИМАЛА СОМНИТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ. А ЕСЛИ ОНА МНЕ ПРЕДЛАГАЛАСЬ, ТО Я ЕЕ МЯГКО, НО УВЕРЕННО ОТВОДИЛА В СТОРОНУ».
ПОНАРОВСКАЯ Ирина. Родилась
в Ленинграде,
в семье музыкантов.
Окончила
Московскую консерваторию
по классу фортепиано. Вокалом занимается
с 15 лет.
С 1971 – солистка
ВИА «Поющие гитары».
1975 – 1976 – партия Эвридики в рок-опере «Орфей и Эвридика», реж. М. Розовский.
С 1976 – солистка джаз-оркестра
Олега Лундстрема.
Лауреат международных конкурсов эстрадной песни «Дрезден-75», первая премия,
и «Сопот-76»,
Гран-при.
1988 – первые сольные выступления
в концертном зале «Россия».
1994 – 1995 –
ведущая
телепередачи
«Фитнес-класс
Ирины Понаровской».
КИНОФИЛЬМЫ
«Меня это не касается», 1976
(реж. Г. Раппапорт), «Орех Кракатук»,
1977
(реж. Л. Квинихидзе), «Ограбление
в полночь»,
1978
(реж. А. Белинский), «Трест, который лопнул»,
1982
(реж. А. Павловский), «Он свое получит», 1992
(реж. В. Рябцев).
ИРИНА ВИТАЛЬЕВНА, КАЖДАЯ ВАША ПЕСНЯ – ЭТО МАЛЕНЬКИЙ
СПЕКТАКЛЬ. ТАКОЙ ОСОБЫЙ ТЕАТР ИРИНЫ ПОНАРОВСКОЙ…
– Быть может… Быть может, это театр… Только я не знаю, как его точнее назвать (улыбается). Театр одного актера – это неправильно. Театр песни – тоже неверно… Я ведь непрофессиональная актриса, хотя в свое время судьба мне подарила общение с блистательным режиссером Марком Розовским. И этой школы оказалось достаточно, чтобы научиться вписываться в театральный мир. Работа с этим талантливейшим человеком заменила мне пять лет учебы в театральном вузе. И сценическое движение, и технику речи – все это я постигла непосредственно на сцене. И все это потом очень и очень пригодилось мне на эстраде.
ЧЕМУ ОН УЧИЛ?
– Что удивительно, это были своеобразные уроки жизни. 70-е годы. Первая советская рок-опера «Орфей и Эвридика». А он нам рассказывал о том, как должен жить достойный человек, как ему сохранить благородство, веру и любовь в самых сложных обстоятельствах. Мы, артисты, горели этой своей работой, были наполнены невероятной творческой энергией. Именно благодаря этому и роль у меня получилась, и спектакль состоялся. Это была короткая, но очень хорошая актерская школа. Марк Розовский вообще знаковая для меня фигура, а «Орфей и Эвридика» – один из самых главных университетов в моей жизни.
А ДО ЭТОГО БЫЛ ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ
«ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ», БЛАГОДАРЯ КОТОРОМУ ВСЕ ВПЕРВЫЕ УСЛЫШАЛИ О МОЛОДОЙ СОЛИСТКЕ – ИРИНЕ ПОНАРОВСКОЙ.
– «Поющие гитары» – это первая звездочка в моей жизни, поставленная на карте мира, на карте вселенной. Но это разные этапы в моем творческом пути.
В крупной форме, опера это или мюзикл, есть сюжет, есть партнеры, на которых нужно играть. А на эстраде твой партнер – весь зрительный зал. Ты с ним один на один, и ты должен вовлечь их в свою песню. По сути, эстрадному певцу нужно сделать с публикой то, что в крупной форме он на сцене делает со своим партнером – вызвать ее на конфликт, общение, на взаимную игру. Поэтому мне смешны разговоры о том, что эстрада – это легкий жанр. Люди, которые так пренебрежительно относятся к нашей работе, не понимают ее специфики. И мне жаль их.
ВАШИ КОНЦЕРТЫ ОТЛИЧАЕТ РЕДКОСТНОЕ ЕДИНЕНИЕ СО ЗРИТЕ-ЛЕМ. КАК ВЫ ЭТОГО ДОБИВАЕТЕСЬ?
– Я делаю все, чтобы заставить зрительный зал соучаствовать… Я стремлюсь к тому, чтобы зрителям захотелось подняться и подойти к сцене, станцевать, а быть может, и спеть со мной.
ЭТО НЕИМОВЕРНЫЙ ТРУД… ВСЕГДА ПОЛУЧАЕТСЯ?
– Знаете, бывают пафосные залы, в которых у публики просто нет такой возможности. И тогда я стремлюсь сделать так, чтобы зрители хотя бы на время концерта отстранились от всех своих проблем и забот, от мыслей, с которыми они пришли на концерты. Чтобы они забыли обо всем и полностью отдались музыке.
ТАКОЙ ПОДХОД К РАБОТЕ У НЫНЕШНИХ ЭСТРАДНЫХ ИСПОЛНИТЕ-ЛЕЙ НЕ ЧАСТО ВСТРЕТИШЬ…
– Увы, да. Сегодня, к сожалению, мало кто понимает, что такое эстрадный жанр. И, собственно, это почти никому и не нужно сейчас. А я хотела – и добилась. Ведь тогда тоже было непросто. Трудно было найти людей, у которых можно было чему-то научиться, вечно не хватало времени… Но я – как губка. Я постоянно впитываю то, чему меня учат люди – и пожилые, и молодые.
НО И У ВАС САМОЙ ЕСТЬ УЧЕНИКИ…
– Я не могу назвать себя педагогом в полном смысле этого слова. Собственно, я даже не могу назвать этих ребят своими учениками. Это мои дети, которым я передала свой опыт. Я их взрастила, выкормила. Например, Юлю Началову я никогда ничему не учила. Она просто была рядом со мной, смотрела, как я выступаю, советовалась. Иногда мы просто разговаривали. Я никогда ей не говорила: «Юля, ты должна делать так, а не так. А вот эту ноту надо брать так…» Пожалуй, единственное, чему ее нужно было научить, так это тому, как быть Женщиной на сцене. И Юля это постигла. И сейчас я с гордостью наблюдаю за ее выступлениями.
ВАС ТАК РЕДКО МОЖНО УСЛЫШАТЬ ПО РАДИО, УВИДЕТЬ ПО ТЕЛЕ-ВИЗОРУ. ХОТЯ ПУБЛИКА ВАС ЛЮБИТ И ВСЕГДА ЖДЕТ. ПОЧЕМУ ВЫ
ТАК РЕДКО БАЛУЕТЕ ЗРИТЕЛЕЙ?
– Ну, я как-то плохо вписываюсь в современный российский шоу-бизнес (улыбается). Я просто не понимаю, почему исполнители должны оплачивать свои появления в эфире. Я никогда не выходила ни на экран, ни на сцену за деньги. Я всегда шла туда, где меня ждали и куда меня звали. А там, где меня не хотят видеть, я не выступаю. Я заплатила за прокрутку на МУЗ-ТВ моего клипа на песню «Спасибо за любовь». Неприятно, но хотя бы можно понять, почему так – потому что время такое, такие условия. Но вот платить за то, чтобы попасть в какой-нибудь престижный музыкальный конкурс на ТВ, – вот этого я не понимаю. Совсем не понимаю. Это настолько противоречит моим принципам… Да, у меня сейчас есть много интересных новых песен. Мне жаль, что они не звучат в эфире. И обидно за слушателей. Но изменять своим принципам я не стану.
НО ВЕДЬ НАДО ЖЕ КАК-ТО СПРАВЛЯТЬСЯ С ТАКОЙ СИТУАЦИЕЙ?
ВЕДЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТРАДАЮТ ЗРИТЕЛИ…
– Да, зрители страдают. Но только зрители и могут помочь. Только они и могут что-то изменить. Нужно бороться за своих кумиров – писать письма на радиостанции и в адрес музыкальных телепередач, требовать в прямом эфире песни любимых исполнителей. Зрителям – не откажут. А пассивность приводит к тому, что эфир, и радио-, и теле-, превращается в свалку. Уж извините за грубое слово. Да, у нас есть прекрасные артисты – и моего поколения, и те, кто старше. Каждое их выступление – это шоу. Театр в лучшем смысле этого слова. Есть и талантливая молодежь. Но преобладают, увы, фальшивые, а потому сиюминутные звезды…
НУ, ЧТО КАСАЕТСЯ ВТОРОСОРТНЫХ ЭСТРАДНЫХ ПЕВЦОВ, ТО ИХ
ВЕЗДЕ ХВАТАЕТ. И НА ЗАРУБЕЖНОЙ ЭСТРАДЕ ТОЖЕ.
– Безусловно. Но там другие законы, другое телевидение. Совершенно иные технологии извлечения денег из эстрады. Наконец, там совершенно иная история шоу-бизнеса.
В ЧЕМ РАЗНИЦА?
– За рубежом певцы зарабатывают, в основном, на своих дисках. Там, в отличие от России, у каждого жанра, да и у каждого певца – своя публика. И у кантри, и у рэпа, и у традиционного соула. Выходит диск, и люди покупают его. Потому что любят такую музыку, потому что на нем – имя любимого исполнителя. Проходит время, быть может, год или два – поклонники привыкают к песням, учат их наизусть, а в результате их кумир получает возможность провести турне. И публика буквально ломится в зал, а на концертах большинство зрителей поет вместе с артистом.
РАЗВЕ У НАС НЕ ТАК?
– В России певец сам платит за выпуск собственного диска. И если на диске нет ни одной популярной песни, то его просто никто не купит. И на концерты у нас приходит, увы, одна и та же публика. Понимаете, неважно, кто именно поет в концертном зале «Россия» – Лариса Долина, Ирина Аллегрова или Ирина Понаровская. Зритель идет не на концерт конкретного исполнителя, а на «концерт в «России». А кто уж там выступает – вторично. Человек триста, из полутора тысяч, быть может, и купят билет именно на меня или на Ларису Долину. Остальным это не важно.
Я ЗНАЮ, ЧТО ВЫ НАШЛИ СЕБЯ КАК МОДЕЛЬЕР. ОДЕЖДА ОТ ИРИ-НЫ ПОНАРОВСКОЙ ПОПУЛЯРНА СРЕДИ СТОЛИЧНОЙ БОГЕМНОЙ
ПУБЛИКИ.
– Да что вы, я не считаю себя модельером (улыбается)! У нас есть Слава Зайцев и Валя Юдашкин. И еще масса талантливых художников, которые имеют право называться модельерами по образованию. Я же закончила консерваторию, а не отделение дизайна какого-нибудь профильного вуза.
НО У ВАС СОБСТВЕННОЕ АТЕЛЬЕ…
– Да, и я его хозяйка (улыбается). Я немного рисую и могу четко объяснить художнику и конструктору, какую модель хочу видеть. Некоторое время назад я придумала коллекцию одежды и заявила публике, что есть еще и такое дело, которое мне тоже интересно. Мол, хотите – присоединяйтесь ко мне. И пришли люди, и приходят по сей день. У меня есть постоянные клиенты, которым нравится одежда, предлагаемая моим ателье. Но это не моя профессия. Это еще одна возможность самореализации.
ИРИНА, ВЫ ОЧЕНЬ ОДАРЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК. У ВАС ТАЛАНТ И ЭСТ-
РАДНОЙ ПЕВИЦЫ, И ДЖАЗОВОЙ, И ДРАМАТИЧЕСКОЙ АКТРИСЫ.
ВЫ БЫЛИ ТЕЛЕВЕДУЩЕЙ, НАШЛИ СЕБЯ В МОДЕЛЬНОМ БИЗНЕ-
СЕ. НО ВЕДЬ НАВЕРНЯКА БЫЛИ И ТРУДНОСТИ? ЧТО ПРИДАВАЛО
ВАМ СТОЙКОСТИ?
– Я с детства играла на фортепиано. Сначала Чайковского, затем Баха, Скрябина, Брамса, Рахманинова. Такая музыка что-то привносит в твою жизнь. То, чем обладали ее творцы. А все эти великие композиторы обладали особой степенью величия, несгибаемости, нравственности. Наверное, эти их качества передались и мне… Если человек чего-то стоит, ему обязательно будут посланы испытания. Все зависит от того, на какое место Бог нас ставит. Мой труд, моя мера ответственности за свою жизнь не позволяет мне быть иной. Мне как-то сказали: «Ира, была бы ты поглупей, все было бы иначе». Но я с этим не согласна. Я прожила достойную жизнь, я состоялась как человек и как певица.
Я горда тем, что никогда не ходила с протянутой рукой, никогда не принимала сомнительной поддержки. А если она мне предлагалась, то я ее мягко, но уверенно отводила в сторону. Я не святая и не монашка, и в моей жизни были разные истории, в том числе и любовные. Но они всегда совершались по велению моего сердца, моей души. Я никогда не шла на компромисс ради того, чтобы получить материальные выгоды или почетные звания.
ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ БЕЗ МУЗЫКИ?
– Нет. Без сцены – представляю. Но не без музыки.