Беседу вела Марина ХАКИМОВА
Фото Олега ЛАЗАРЕВА
«Я НЕ УСТАЮ ПОВТОРЯТЬ: «КАКИЕ РАЗНЫЕ ЛЮДИ! КАК ИНТЕРЕСНО ЖИТЬ!» ВСТРЕЧАЕШЬ ПОДЛЕЦА И ДУМАЕШЬ – РАЗНЫЕ ЛЮДИ. ВСТРЕЧАЕШЬ САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ, ПОСТУПОК ВЕЛИЧАЙШЕЙ ЧЕСТИ, ДОЛГА И РАДУЕШЬСЯ – КАКИЕ РАЗНЫЕ ЛЮДИ!»
Первое, что бросается в глаза, вернее, что западает в душу – это страдание. Уж не помню, кто из великих людей сказал, что «настоящий человек измеряется глубиной его страдания»…
Казалось бы, у Дмитрия нет причин для грусти. Его любят, снимают, предлагают интересные роли в театре, в кино. Стоит сказать, что только в Малом театре он сыграл более 50 ролей.
У него прекрасная дружная семья. Очаровательная жена-актриса, умные дети. Ему везло в жизни. Но, говоря о личных удачах, Дмитрий никогда не забывает об общих проблемах, о трагедии нашей страны, о боли любого человека, живущего в этой стране. И это не высокие слова. Это высокие чувства. И глубокие мысли. С мыслей, пожалуй, и начнем.
– Я тут прочитал у Солженицына в его автобиографической книге «В круге первом» замечательную мысль, высказанную одним из его героев. О том, что любая мысль должна родиться в тебе самом! Ты должен ее сам, лично сам вымучить. А потом уже в мировой литературе, в мировой философии, в мировых кладовых человечества натолкнуться на подтверждение этой мысли. Не найти чужую мысль и ей следовать как понравившейся, а самому эту мысль родить. И эти мысли, наверное, должны быть как бриллианты в шкатулке. Вот мысль Александра Исаевича сама по себе очень дорогого стоит. Я ведь уже в том возрасте, когда или ты можешь рожать мысли, соображения и какие-то позиции вырабатывать. Или ты не можешь, и это значит, что уже все – и не сможешь уже никогда…
В КИНО, В ТЕЛЕСЕРИАЛАХ ВЫ ЧАСТО ИГРАЕТЕ МУЖЕСТВЕННЫХ ЛЮДЕЙ, УВЕРЕННЫХ В СЕБЕ, МУЖЧИН, КОТОРЫЕ КРЕПКО СТОЯТ НА НОГАХ. А В ЖИЗНИ ВЫ КАКОЙ?
– Я очень мнительный человек, верю во всякие приметы. Знаю, что это плохо, борюсь с собой, какие-то выплевываю из себя. Но я их так много знаю!..
НАЗОВИТЕ ПАРОЧКУ…
– Спаси и сохрани о них писать! Ведь когда не знаешь приметы, ты чист перед суеверием. Но как только ты знаешь, но не выполняешь, то начинается некая двойственность, которая тебя разрывает.
А ЛЮБИМАЯ ПРИМЕТА У ВАС ЕСТЬ?
– Моя любимая примета совершенно не опасна – не надо ничего выбрасывать в окно. Выбрасывая что-то в окно, ты попадаешь в своего ангела-хранителя, который как раз там – за окном. Как только я об этом узнал, я перестал выбрасывать что-либо в окно.
ПРИМЕТЫ – ЭТО ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО ВАМ МЕШАЕТ В ЖИЗНИ?
– С тем, что мне мешает в жизни, я борюсь. Но это моя личная история.
А ЧТО ПОМОГАЕТ?
– У Ницше есть замечательная фраза: «Если у тебя не осталось ни одной лестницы, залезай на свою голову. Как иначе ты сможешь забраться наверх?» Мне это очень помогало. Я как-то раз случайно прочел ее на стене в вагоне метро.
УМНЫЕ МЫСЛИ ПОМОГАЮТ ВАМ В ОБЩЕНИИ С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ПОЛОМ? ВООБЩЕ, ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О ЖЕНЩИНАХ?
– Всегда было много споров о том, какой пол более высокоорганизованный, какой менее. Если мужчина чувствует и живет страстями, он занят весь этим процессом. Если же он занимается чем-то меркантильным, нетворческим, то и этим процессом занят опять же он весь. А женщина и в самые меркантильные моменты включает чувства, вернее, не выключает их. И, наоборот, в самые чувственные моменты, в самые творческие моменты у нее меркантильный компьютер не выключается. Эта такая особенность мозга. Я это знаю. Вот вам и вся разница. Кто лучше организован, кто хуже? Я вот недавно читал, что женщина консервативна в своей эволюции. Мужчина развивается быстрее – как некий эксперимент. Природа ставит эксперименты на мужчинах. Если мужчина нормально выживает в своем новом облике – без хвоста, например, без надбровных дуг, без покатого лба, то и женщина следует потом за этим непременно.
ЧТО, ПО-ВАШЕМУ, САМОЕ ВАЖНОЕ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ?
– Я думаю, что любая наседливая (от слова «наседка» – Прим. ред.) женщина тем не менее мечтает. И любому мужчине, находящемуся рядом, надо попытаться угадать – о чем. Может быть, она из каких-то соображений не говорит о своей мечте? Так мужчине надо раскопать ее мечту и по возможности осуществить ее. Я уже говорил, женщина – это высокоорганизованный организм! Ну, почему никто не спорит со мной на эту тему?
Я ПРОСТО НЕ ОСМЕЛИВАЮСЬ СПОРИТЬ. ВЕДЬ ИНТЕЛЛЕКТОМ ЗАДАВИТЕ! ВПРОЧЕМ, МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО В ОБЩЕЙ МАССЕ СВОЕЙ МУЖЧИНЫ ВСЕ-ТАКИ УМНЕЕ, ЧЕМ ЖЕНЩИНЫ…
– Не расстраивайтесь! Зато мужчины рожать не умеют!
ВЫ АКТИВНО РАБОТАЕТЕ В ТЕАТРЕ, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ, В КИНО. ВЫ В
КУРСЕ ВСЕХ СОБЫТИЙ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ. РАССКАЖИТЕ, ЧЬЯ РАБОТА В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ПРОИЗВЕЛА НА ВАС САМОЕ
БОЛЬШОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ?
– Дело в том, что во мне ничего не задерживается. У меня остаются только одни общие понятия и символы. Я потому и книг не пишу… А примеры? Есть у людей такое свойство памяти, когда в голове застревают события, явления, и эти люди могут сыпать рассказами, примерами, равно как и анекдотами с утра до вечера. У меня другое строение мозгов. Ну, низшая форма, чего вы хотите?
ТЕАТР ДЛЯ ВАС – САМОЕ ВАЖНОЕ ИСКУССТВО. ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ О
СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ?
– Театр, он как хвост – атавизм такой. Отомрет – мало кто заметит, есть он или нет. Вот если телевидение завтра отменить, то все заметят. А если отменить театр, то очень многие даже и не узнают. А кто-то просто как данность воспримет: ну нет театра, ну и хорошо. Мюзиклы ведь есть!
ТЕАТР – АТАВИЗМ… СЛОЖНО В ЭТО ПОВЕРИТЬ. НО ПОСТАРАЮСЬ. А
ЧТО ЖЕ ТОГДА МОЖЕТ ЗАМЕНИТЬ ТЕАТР? ЧТО МОЖЕТ ЗАПОЛНИТЬ ТУ
НИШУ, КОТОРУЮ НА ПРОТЯЖЕНИИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ ЗАНИМАЛ ТЕАТР?
– Ну, он же не умер. Театр все-таки жив. Может быть, мы просто будем последними из представителей этой профессии. Мы и рядом с нами находящиеся. Но пока люди ходят и заполняют залы. И людям это нужно. Пока нужно – значит, оно будет! Есть ведь какие-то элитарные виды искусства, которые все равно находят своих зрителей. Я, например, не могу понять, что такое показ моды? Три дня сидеть и смотреть на это! Ну, я не понимаю! А есть люди, которые понимают, но их меньше, чем тех, которые понимают театр. Так что неизвестно, кто раньше отомрет! Ну, это так, предположения по популярности, по необходимости. По заинтересованности государства в этом виде искусства в том числе. Вон, в Америке, нет театра практически!
НЕ БУДЕМ РАВНЯТЬСЯ НА АМЕРИКУ. И ПОТОМ – ТАМ ВСЕ-ТАКИ
ЕСТЬ БРОДВЕЙ!
– Да что там Бродвей? Не Бродвей и даже не за Бродвеем. А за-за Бродвеем! Американцы все норовят пройти драматическую школу, но… для того, чтобы сниматься в кино! Потому что драматических артистов почти всегда любят в кино – настолько они точны.
В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ВЫ МНОГО РАБОТАЕТЕ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. ВСЕ
ЗНАЮТ ВАШУ ПРОГРАММУ «КУЛИНАРНЫЙ ПОЕДИНОК» НА НТВ. СРЕДИ ОГРОМНОГО КОЛИЧЕСТВА ПРОГРАММ «ПРО ЕДУ» ВАША ОТЛИЧАЕТСЯ ВЫСОКИМ ПРОФЕССИОНАЛИЗМОМ, ОТМЕННЫМ ВКУСОМ,
СТИЛЕМ. ЕЕ ИНТЕРЕСНО СМОТРЕТЬ, И ПОЗНАВАТЕЛЬНО, И ВКУСНО.
НО ВЫ-ТО ЧТО СКАЖЕТЕ О СВОЕЙ СМЕЖНОЙ ПРОФЕССИИ ТЕЛЕВИЗИОНЩИКА?
– Что меня связывает с «Кулинарным поединком» на НТВ? Интересные люди! Я встречаю людей в кино, в художественном театре. У меня есть небольшой, узкий (но, слава Богу, он есть!) круг друзей, которые тоже люди удивительные и питающие меня.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, К ВАМ НА ПРОГРАММУ ПРИХОДЯТ ИНТЕРЕСНЫЕ
ЛЮДИ. НО МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО В ФОРМАТЕ «КУЛИНАРНОГО ПОЕДИНКА» СЛОЖНО ПОГОВОРИТЬ НА ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕМЫ. ВСЕ КРУТИТСЯ
ВОКРУГ ЕДЫ…
– Думающий – да услышит. Можно задать любой простой вопрос, а ответы на него могут быть разные. Разные люди отвечают по-разному. Есть люди совершенно пустые и неинтересные, на мой взгляд. Считающие, что их интересы сконцентрированы в узкоспециальном скандальном проявлении. Но это, скорее, исключение. Я не устаю повторять: «Какие разные люди! Как интересно жить!» Встречаешь подлеца и думаешь – разные люди. Встречаешь самопожертвование, поступок величайшей чести, долга и радуешься – какие разные люди!
В ТЕАТРЕ ВЫ СЫГРАЛИ ОКОЛО 50 РОЛЕЙ ИМЕННО В КЛАССИЧЕСКИХ СПЕКТАКЛЯХ. ЧЕХОВ, ОСТРОВСКИЙ, ГОРЬКИЙ… СЕЙЧАС ВЫ
ТОЖЕ ИГРАЕТЕ КЛАССИКУ?
– Я играю Астрова в спектакле «Дядя Ваня» в «Табакерке» и Тетерева в горьковских «Мещанах» во МХАТе. Это много. И это хорошо. Но даже эти блестящие постановки не могут заполнить того вакуума, который существует во мне и в моей жене Оле. Поэтому и возник спектакль «Праздник души». Мы его вынянчили, выпестовали. Мы знали, ради чего это делается, о чем мы можем поговорить со зрительным залом. Мы знали, что это будет нужно. Обычно антрепренеры боятся таких спектаклей. Говорят, два человека на сцене – это скучно. Но я знаю, что это не так. Два человека на сцене это очень, очень тяжело! Это огромный труд – вдвоем нести на себе двухактовый спектакль. Просто идем и рвем душу.
ДМИТРИЙ, В ОДНОМ СВОЕМ ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ ВЫ
КАК-ТО ЗАЯВИЛИ, ЧТО С УДОВОЛЬСТВИЕМ БЫ ВЫЗВАЛИ ФИЛИППА КИРКОРОВА НА ДУЭЛЬ. ИЛИ ПРОСТО НАБИЛИ БЫ ЕМУ…
НУ, САМИ ПОНИМАЕТЕ ЧТО. А КАК ВЫ СЕБЕ ЭТО ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ?
– Это настолько скандальная фигура, что потом наверняка придется сесть пожизненно. Я думаю, это единственное, что удерживает 100 тысяч здравомыслящих мужчин сделать то, о чем мы с вами говорим. Но я считаю, что Киркоров уже получил пощечину от миллионов людей. Вспомните, как он приехал, получив премию MTV. Его же не встретила ни одна живая душа! Я видел этот сюжет, и мне даже стало его немножечко жалко. Там были выставлены камеры, и он решил, что это для него. А встречали Вана Клиберна, который прилетал следующим рейсом из Америки. Ни один фанат не встретил Киркорова около входа! Это потрясающе! Я горжусь народом нашим, я горжусь Россией – ни единый человек не встретил Киркорова! И он по дороге домой, уже в машине, высказал две мысли. Одну очень правильную – приятно, что его озарило. И одну совершенно неверную – просто, чтобы уравновесить свое ничтожество. Он сказал: «Ну, если из-за одной журналистки можно перечеркнуть мои 20 с лишним лет карьеры, значит, грош цена этой карьере». Правильная мысль! Но потом он добавил: «И грош цена этой стране». А вот это уже неправильная мысль.
КАКОЙ ВАМ ВИДИТСЯ ВАША СТАРОСТЬ? ДМИТРИЙ НАЗАРОВ В 90
ЛЕТ – КАКИМ БУДЕТ?
– Думаю, что мне пойдет седина, морщины. Седины в бороде уже давно нет. Бороду сбрил! Морщины мне пойдут – как у Филиппа Нуаре. Видел как-то его. К сожалению, он, француз, говорил на испанском. Я слушал, и мне было ужасно жалко, что я ничего не понимаю. Ведь умнейший же дядька… И я подумал: вот я, наверное, буду похож на Филиппа Нуаре в старости.
А КОГО ВЫ БУДЕТЕ ИГРАТЬ?
– В мировой драматургии ролей много. Лишь бы я был достоин. Я в эту профессию пришел играть, играть и еще раз играть!
НАЗАРОВ Дмитрий
Народный артист России
Родился в Москве.
После окончания Щепкинского училища 16 лет работал в Малом театре. Сыграл более 50 ролей, среди которых – Данила-мастер в «Каменном цветке», Ахов «Не все коту масленица»,
Глоба «Русские люди», Меженин «Берег»,
Вася Шустрый
«Горячее сердце».
Параллельно трудился на сцене театра «Сфера». Играл Тригорина в «Чайке», Гульсары в «Прощай, Гульсары».
С 1995 по 2002 год работал на сцене театра Российской Армии. Самые значимые его работы –Сатин «На дне»
и Отелло.
В настоящее время – актер МХАТа им. Чехова.
Вдвоем с женой создал независимый театральный проект – спектакль для двоих «Праздник души».
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» и премии им. И. М. Смоктуновского «Артист конца двадцатого века».
РОЛИ
В КИНОФИЛЬМАХ
«Охота»
«Цензуру к памяти
не допускаю»
«Темная ночь»
«Любовь на плоту»
«Бедовая бабушка»
«Театр купца Епишкина»
«Башмачник»
СЕРИАЛЫ
«Мелочи жизни»
«Закон»
«Гражданин начальник»
«Каменская 3»
«С новым счастьем 2»
«Ангелы на дорогах»
«Марш Турецкого 4»
«Время – деньги»
«Вокзал»
«Красная капелла»
«Штрафбат».
В настоящее время снимается в мистическом сериале «Вызов».
Спектакль «Праздник души» – это театр двух актеров – Дмитрия Назарова и его жены Ольги Васильевой. Это очень пронзительная история любви. |
||
Трагедия идеальной женщины и мужчины, влюбленного в свою работу. Они равны по темпераменту, по силе, по обаянию. Но мне все-таки показалось, что в «Празднике души» душа Ольги ярче, чем душа Дмитрия. Может быть, потому что женщина всегда ярче? А может быть, потому что именно этого хотел Дмитрий? |