Ирина КВАТЕЛАДЗЕ
Фото предоставлены «Universal Russia», Andrew Eccles
«ЕСЛИ АРТИСТ ЧЕСТЕН ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ, ЭТО НЕ ВАЖНО, НАСКОЛЬКО ЧИСТ ЕГО ГОЛОС ИЛИ НАСКОЛЬКО ХОРОШО ОН ИГРАЕТ НА ФОРТЕПЬЯНО. ЗДЕСЬ РЕЧЬ ИДЕТ ТОЛЬКО О ЧУВСТВАХ».
СИССЕЛ
(Sissel KYRKJEBO)
Общий тираж
альбомов певицы
на ее родине составляет
8 миллионов экземпляров,
что превышает население
Норвегии
в два раза.
Ее назвали в честь святой Сесилии – покровительницы всех певцов.
Свой первый золотой альбом она выпустила в 17 лет.
Она стала голосом Олимпиады в Лиллехаммере (Норвегия, 1994), спев на закрытии «Se ilden lyse» («Огонь в твоем сердце»).
На следующий день ей позвонил «король оперы» Пласидо Доминго и предложил спеть с ним и с Шарлем Азнавуром на ежегодном Рождественском концерте в Вене. С тех пор они добрые друзья и коллеги и часто выступают вместе.
Ее голос звучит на звуковой дорожке самого кассового фильма всех времен – «Титаника» Джеймса Кэмерона.
В 1993 году, за четыре года до премьеры фильма, композитор Джеймс Хорнер специально для Сиссел написал заглавную песню фильма «My Heart Will Go On». Певица записала для «Титаника» семь композиций, но студия PolyGram Records, с которой сотрудничала норвежка, отказалась заплатить Хорнеру рекордный гонорар в $2 миллиона, и права на выпуск саундтрека выкупил лейбл Sony Classical. Они подписали с Хорнером контракт, в котором было одно условие – исполнять заглавную песню будет артист Sony. То есть Селин Дион.
Дальнейшее – уже история музыки. Саундтрек «Титаника» стал одним из самых прибыльных релизов в мире. А журнал «The Wall Street Journal» назвал Сиссел «певчей птицей Норвегии». Газета «Home News Tribune» на своих страницах восхищается «кристально чистым голосом» Сиссел, а обозреватель «Journal Newspapers» Брайан Труитт написал, что «вокальное мастерство Сиссел заставит покраснеть любое звездное сопрано».
Сейчас певица вместе с Говардом Шором совершает мировое турне с Симфонией «Властелин колец».
Говард Шор – знаменитый канадский композитор, написавший музыку более чем к семидесяти фильмам – «Молчание ягнят», «Эд Вуд», «Банды Нью-Йорка», «Одинокая белая женщина», «Щепка», «Стриптиз», «Анализируй это!», «Клетка», «Догма», «Филадельфия», «Семь», «Игра» и многим другим, смог создать адекватное музыкальное воплощение мира Толкина. Вдохновленный старинной народной музыкой VIII-IX веков, Шор создал эпическое музыкальное полотно, в котором нашли отражение кельтские мотивы и темы григорианских хоралов. Работа композитора над кинотрилогией «Властелин колец» удостоена самых престижных музыкальных и кинематографических наград, в том числе трех премий Американской киноакадемии «Оскар» и двух премий «Грэмми».
Симфония в шести частях для оркестра, хора и солистов состоит из тридцати трех концертных номеров, объединенных единой сюжетной линией. Видеоряд, который транслируется на огромных экранах, был создан специально для этого шоу самыми известными иллюстраторами Толкина – англичанином Аланом Ли и швейцарцем Джоном Хоувом. Благодаря соединению видеоряда, музыки Говарда Шора и специальных визуальных эффектов, путешествие в Мир Кольца превращается в сильнейшее по своему эмоциональному воздействию зрелище.
Надо отметить, что одно из самых значимых культурных событий начала XXI века в своем самом масштабном исполнении – при участии автора, Говарда Шора, Сиссел и с полным видеорядом Ли и Хоува – будет представлено вниманию жителей только девяти мировых столиц – Лондона, Токио, Парижа, Берлина, Рима, Сиднея, Вашингтона, Оттавы и Москвы. Эти девять столиц, расположенных на разных материках и континентах, сами образуют Кольцо, опоясавшее Землю.
КОГДА ВЫ РЕШИЛИ СТАТЬ ПЕВИЦЕЙ?
– Я всегда любила музыку и всегда пела. Мне никогда не хотелось стать певицей в том смысле, чтобы сделаться знаменитостью. Если ты успешно занимаешься своим делом, то это приходит само. Я просто всегда испытывала радость оттого, что пою. И вдруг однажды, даже незаметно для себя, обнаружила, что это уже моя работа. Так что я везучий человек. Когда любимое занятие становится работой, это чудесно!
А О ЧЕМ В ДЕТСТВЕ МЕЧТАЛИ?
– А меня были разные детские мечты. Например, стать кем-то вроде новой Флоренс Найтингейл – такой же героиней, которая спасает несчастных людей. Или знаменитой балериной.
РАССКАЖИТЕ НЕМНОГО О СВОЕМ ДЕТСТВЕ…
– Я, мои родители, два моих брата и кот жили в квартире, недалеко от города Берген. Никто в моей семье не занимался профессионально музыкой, но все ее любили. Она постоянно звучала в доме… Я выросла там, где были горы и океан. Мне кажется, это очень красиво и, я бы даже сказала, идеально.
КАКУЮ МУЗЫКУ ВЫ ЛЮБИЛИ В ТО ВРЕМЯ?
– Очень любила Queen, Кейт Буш, Долли Партон, Тома Джонса. А еще классику. Но я понятия тогда не имела, что и как в ней называется.
У ВАС ПОЛУЧАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ УСПЕШНУЮ КАРЬЕРУ СО СЧАСТЛИВОЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНЬЮ?
– Это очень сложно, но я надеюсь, что я с этим справляюсь. Очень важно получать удовольствие как от работы, так и от времени, которое проводишь со своими детьми. И тогда все получается.
ОСТАВЛЯЕТ ЛИ ВАША КАРЬЕРА ДОСТАТОЧНО ВРЕМЕНИ НА СЕМЬЮ?
– Надеюсь, что да. То есть я сама себе его оставляю. И очень рада, что могу это сделать. Это очень важно – не просто присутствовать, а именно быть всеми своими мыслями и эмоциями дома, с детьми. Хотя и для работы это тоже, конечно, очень важно.
А ЧАСТО ВАША СЕМЬЯ ПРИСУТСТВУЕТ НА ВАШИХ КОНЦЕРТАХ?
– Нет. Мировое турне – это очень тяжелая работа, почти не оставляющая свободного времени. И если это тяжело для меня, то для маленьких детей тяжело вдвойне. Иногда я беру их с собой в поездки, но только если точно знаю, что у меня будет достаточно времени для них.
ВЫ ВЫСТУПАЛИ С ТАКИМИ ВЫДАЮЩИМИСЯ ПЕВЦАМИ, КАК ПЛАСИДО ДОМИНГО, ШАРЛЬ АЗНАВУР, ДАЙАНА КРОЛЛ. КАКОЙ ОПЫТ
ВАМ ПОКАЗАЛСЯ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМ?
– Артисты, которых вы упомянули, занимают особое место в моем сердце. Но мое выступление на Зимних Олимпийских играх в Лиллехаммере в 1994 году я вспоминаю чаще всего. Холод, чистый, как кристалл, воздух и возбуждение…
КАК-ТО ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО ВАМ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ СОВМЕЩАТЬ РАЗНЫЕ СТИЛИ МУЗЫКИ. ЭТО ПРАВДА?
– Через музыку я выражаю свои чувства и изливаю душу. Или это меня развлекает. Если артист честен по отношению к себе, это не важно, насколько чист его голос или насколько хорошо он играет на фортепьяно. Здесь речь идет только о чувствах.
ВЫ УЖЕ ОДНАЖДЫ ВЫСТУПАЛИ В МОСКВЕ, НА «РОЖДЕСТВЕНСКОМ БАЛУ» В 2002-М ВМЕСТЕ С ПЛАСИДО ДОМИНГО, ХОСЕ КАРРЕРАСОМ И ЭММОЙ ШАПЛИН. КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ НА ВАС ПРОИЗВЕЛИ МОСКВИЧИ, ГОРОД, САМ КОНЦЕРТ?
– Я отлично провела время в Москве. Было очень тяжело, потому что у нас было очень мало времени, чтоб приготовиться к концерту, но я наслаждалась каждой минутой. Мне удалось увидеть Красную площадь, метро – оно великолепно!
КОГДА ВЫ В ПЕРВЫЙ РАЗ ПРОЧИТАЛИ КНИГУ «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»?
КАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОНА НА ВАС ПРОИЗВЕЛА?
– На самом-то деле никто из моей семьи так ее и не прочитал… Фильм мне тоже не удалось посмотреть. Вообще мне удается смотреть только детские мультики, такие как «Шрэк», например.
КАК ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО ВЫ НАЧАЛИ ПЕТЬ В СИМФОНИИ «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»?
– Им нужен был кто-то, кто мог бы петь как классические партии, так и поп. Меня пригласили приехать к Говарду Шору в Нью-Йорк. Я спела одну из песен, и он спросил, хочу ли я принимать участие в туре Симфонии.… Именно тогда я и познакомилась с ним впервые!
КАКОВА ВАША РОЛЬ В СИМФОНИИ?
– Я сопрано, альт и сопрано мальчика во второй части Симфонии.
ТЯЖЕЛО ПЕТЬ НА ЭЛЬФИЙСКОМ?
– Нет, это все фонетически написано, и мне только и нужно, что прочитать. На самом-то деле на русском петь гораздо сложнее!
СЛУЧАЛИСЬ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ МОМЕНТЫ, КОТОРЫЕ ЭТУ ЖИЗНЬ
КРУТО МЕНЯЛИ?
– Разумеется, случались. Думаю, что такие моменты случаются у каждого. Все мы так или иначе сталкиваемся с этим. И мне приходилось останавливаться, оборачиваться назад и пытаться со стороны оценить собственную жизнь. Это, кстати, помогает. Но, знаете, нужно время. Нужна дистанция, которая бы отделяла тебя от таких моментов, чтобы можно было о них спокойно говорить, поделиться этим с другими.
КТО ПОВЛИЯЛ НА ВАС БОЛЬШЕ ВСЕГО В ТЕЧЕНИЕ ВАШЕЙ ЖИЗНИ?
– Это были мои дедушка и бабушка. Они всегда меня поддерживали. Научили быть сильной, нежной и доброй.
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ НАЗВАТЬ СЕБЯ СОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?
– Ну, это ведь все относительно. Я могу назвать себя счастливым человеком. У меня есть две прекрасные дочери и любимая работа. И ценность всего этого никакими деньгами не измеряется.
ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ИЗМЕНИТЬ ЧТО-ЛИБО В СВОЕМ ПРОШЛОМ?
– Еще как! И опять-таки все случилось буквально вчера! Представляете, я прямо перед сном съела огромный кусок торта! Теперь ужасно раскаиваюсь… А если серьезно, то, наверное, это неправильно – что-то пытаться менять в своем прошлом. Потому что весь этот опыт, плохой он или хороший, он же все-таки мой. И если бы чего-то не случилось в моей жизни, я и не была бы сейчас собой. Такой, какая есть.