ЗАКЛУБИМСЯ ПО-ПИТЕРСКИ…

Егор СТАНЕВ, Рената АСТРЕНКОВА
Фото Олега ЛАЗАРЕВА, Игоря ЛАРИНА

ЗО­ЛО­ТОЕ ПРА­ВИ­ЛО КЛУБ-МЕ­НА ГЛА­СИТ: ЕС­ЛИ ВЫ НЕ НА­ШЛИ КЛУ­БА ПО СВО­ИМ ИН­ТЕ­РЕ­САМ, ПО­РА СО­ЗДА­ВАТЬ СВОЙ.

Обе сто­ли­цы, и Пер­во­пре­с­толь­ная, и Се­вер­ная, на клу­бы не бед­ны. Что ни ме­сяц – от­кры­ва­ет­ся но­вый. И это при том, что клуб – пред­при­я­тие эко­но­ми­че­с­ки бо­лее тя­же­лое и слож­ное, чем, ска­жем, ре­с­то­ран. Од­на­ко зна­то­ки ут­верж­да­ют, что ес­ли по­дой­ти к от­кры­тию клу­ба со зна­ни­ем де­ла, он мо­жет быть вы­со­ко­до­ход­ным.
Мы по­бе­се­до­ва­ли с вла­дель­цем од­но­го из мос­ков­ских клу­бов. За по­след­ние шесть лет он от­крыл в Моск­ве пять клу­бов – все впол­не ус­пеш­ные эко­но­ми­че­с­кие пред­при­я­тия. В об­мен на от­кро­вен­ность мы по­обе­ща­ли не упо­ми­нать его фа­ми­лию и на­зва­ния клу­бов. Итак, Сер­гей.

ЗА ШЕСТЬ ЛЕТ – ПЯТЬ КЛУ­БОВ. НЕ СЛИШ­КОМ ЛИ МНО­ГО?

– Клуб – про­дукт ско­ро­пор­тя­щий­ся. Они вы­год­ны, по­ка они мод­ны. По­то­му что толь­ко мод­ные клу­бы при­но­сят до­ход. За­крыть клуб на­до до то­го, как он пе­ре­ста­нет быть мод­ным. Та­ким об­ра­зом, со­хра­ня­ешь свое соб­ст­вен­ное ре­но­ме. Ну и не­ко­то­рые эко­но­ми­че­с­кие при­чи­ны то­му то­же есть…

КА­КИЕ?

– Я бы не хо­тел вда­вать­ся в бух­гал­тер­ские по­дроб­но­с­ти. Это не­ин­те­рес­но. Ес­ли вы за­ду­мы­ва­е­те от­крыть клуб, то на­до сра­зу ре­шить, на сколь­ко вре­ме­ни вы рас­счи­ты­ва­е­те – дол­го он бу­дет ра­бо­тать или нет. Есть клу­бы, ко­то­рые жи­вут год-два, а по­том от­ми­ра­ют. Есть та­кие, ко­то­рые с са­мо­го на­ча­ла за­ду­мы­ва­ют­ся как дол­го­иг­ра­ю­щий про­ект. Вто­рые – бо­лее ри­с­ко­ван­ный биз­нес. По­то­му что сде­лать мод­ный клуб с по­сто­ян­ной ту­сов­кой, ко­то­рая бу­дет дер­жать­ся и год, и три, и пять, и де­сять лет, слож­но и до­ро­го. Нуж­но все вре­мя улав­ли­вать тен­ден­ции, ре­а­ги­ро­вать на из­ме­не­ния.

КАК СДЕ­ЛАТЬ КЛУБ МОД­НЫМ?

– Нет, об этом я го­во­рить не хо­тел бы. Это уже тех­но­ло­гия. А она у каж­до­го своя.

НУ ВСЕ-ТА­КИ… ВЕДЬ ЕСТЬ КА­КИЕ-ТО ОБ­ЩИЕ ПРА­ВИЛА?

– Ра­зу­ме­ет­ся, есть. Но это ме­ло­чи. У каж­до­го клуб-ме­на свои соб­ст­вен­ные при­емы, и ни­кто не ста­нет о них от­кро­вен­но рас­ска­зы­вать. Ес­ли толь­ко о чем-то не­су­ще­ст­вен­ном. До­пу­с­тим, мы за­клю­ча­ем кон­тракт с мод­ным и до­ро­гим ис­пол­ни­те­лем. Обыч­но, наш VIP-рас­сыл со­став­ля­ет 200-250 би­ле­тов. Это мак­си­мум. Мы ра­зо­сла­ли 80. Ра­зу­ме­ет­ся, со­вер­шен­но на­ме­рен­но. Би­ле­тов, ко­неч­но же, не хва­ти­ло. Лю­ди зво­ни­ли и до­го­ва­ри­ва­лись – и в ре­зуль­та­те мы раз­да­ли по­ряд­ка 300 би­ле­тов. Мы мог­ли бы про­сто про­дать, но тог­да не бы­ло бы та­ко­го эф­фек­та. Чем мень­ше при­гла­ше­ний мы раз­да­ем сна­ча­ла, тем боль­ше их при­хо­дит­ся раз­да­вать по­том – и тем вы­ше про­да­жи. А у мо­е­го при­яте­ля сов­сем дру­гая схе­ма. Он во­об­ще ни од­но­го би­ле­та бес­плат­но не раз­да­ет. У не­го в прин­ци­пе нет при­гла­си­тель­ных, толь­ко клуб­ные кар­ты. А у ме­ня ни­че­го – ра­бо­та­ет…

ИС­КУС­СТ­ВЕН­НЫЙ ДЕ­ФИ­ЦИТ?

– Не сов­сем, но что-то ти­па это­го. Что­бы на­до бы­ло до­ста­вать. Рус­ский че­ло­век лю­бит все до­ста­вать… Про­сто по­лу­чить за день­ги – ма­ло. Мы во­об­ще на осо­бен­но мод­ных пер­со­на­жей тор­гу­ем би­ле­та­ми чуть ли не не­ле­галь­но. Ес­ли бы это был про­сто кон­церт, то ставь це­ну на би­лет ты­ся­чу дол­ла­ров – и все де­ла. А тут при­хо­дит­ся вы­кру­чи­вать­ся. То же са­мое и с фейс-кон­тро­лем. Ох­ран­ник мо­жет про­сто не пу­с­тить в клуб. Не по ка­кой-то кон­крет­ной при­чи­не, а про­сто вы­бо­роч­но. Та­ко­ва по­ли­ти­ка. Ес­ли клуб сов­сем до­сту­пен, то он уже не сов­сем мо­ден.

ЧТО ЕЩЕ НУЖ­НО?

– Хо­ро­ший по­вар и бар­мен. Пер­вый дол­жен обес­пе­чить пер­во­класс­ную кух­ню, вто­рой – на­пит­ки. Сме­ши­вать кок­тей­ли еще боль­шее ис­кус­ст­во, чем го­то­вить. Клуб – это со­че­та­ние стиль­но­го ин­те­рь­е­ра, пер­во­класс­ной кух­ни и пра­виль­ных на­пит­ков. Это очень важ­но, по­то­му что клуб – это все­гда до­ро­го. Чем более мод­ный вы хо­ти­те клуб, тем вы­ше долж­на быть це­на – на все. Но пуб­ли­ка, ко­то­рая бу­дет спо­соб­на по­се­щать ва­ше за­ве­де­ние и пла­тить за не­го, по­ни­ма­ет и в кух­не, и в спирт­ном. Да­же ес­ли это еще сов­сем зе­ле­ная мо­ло­дежь. По­то­му что это ту­со­воч­ная мо­ло­дежь, с пон­та­ми, ес­ли хо­ти­те. Де­ше­виз­ной их не при­вле­чешь. Для них как раз ку­раж в том, что до­ро­го. Но вы­со­кая це­на – не га­ран­тия. Долж­но быть и ка­че­ст­во.

А ЧТО ВСЕ-ТА­КИ СА­МОЕ ГЛАВ­НОЕ?

– Нет че­го-то од­но­го глав­но­го. Мож­но взять хо­ро­ше­го бар­ме­на, ко­то­рый бу­дет сме­ши­вать пер­во­класс­ные на­пит­ки, при­чем за трой­ную це­ну. А клу­ба все рав­но не по­лу­чит­ся. По­то­му что дол­жен быть еще и хо­ро­ший танц­пол, при­лич­ная му­зы­ка и пер­во­класс­ный ди­д­жей. Но ес­ли танц­пол бу­дет хо­рош, а кок­тей­ли – не ах­ти, то то­же ни­че­го не по­лу­чит­ся. Клуб – это со­че­та­ние не­сколь­ких со­став­ля­ю­щих, где пер­во­класс­ным долж­но быть все.

КА­КО­ВЫ ПО­СЛЕД­НИЕ ТЕН­ДЕН­ЦИИ В КЛУБ­НОМ БИЗ­НЕ­СЕ?

– Сей­час мод­но от­кры­вать клу­бы в Пи­те­ре. Мос­ков­ский ры­нок впол­не сло­жил­ся, ос­нов­ные иг­ро­ки то­же оп­ре­де­ле­ны и всем из­ве­ст­ны. А в Се­вер­ной все не­сколь­ко ина­че. И мос­ков­ские день­ги в клуб­ном пи­тер­ском биз­не­се уже есть.

СЕ­ВЕР­НАЯ

Не­ко­то­рое вре­мя на­зад ту­ри­с­ти­че­с­кие фир­мы пред­ла­га­ли экс­кур­сии в Пе­тер­бург с осо­бо­го ро­да куль­тур­ной про­грам­мой: обя­за­тель­ным по­се­ще­ни­ем клу­ба «Ме­т­ро». Уди­ви­тель­но, но ор­га­ни­за­ция это­го внеш­не ни­чем не при­ме­ча­тель­но­го ме­с­та ста­ла фе­но­ме­ном для клуб­но­го биз­не­са, су­дя по все­му да­же в рам­ках рос­сий­ско­го биз­не­са. Жю­ри «Найт Лайф Эвордс» счи­та­ет, что «Ме­т­ро» – один из луч­ших тан­це­валь­ных клу­бов го­ро­да.
Су­ще­ст­ву­ю­щий не пер­вый год «Ме­т­ро» при­тя­ги­ва­ет все но­вых по­се­ти­те­лей: не бы­ва­ет ни дня, что­бы у вхо­да в это за­ве­де­ние не сто­я­ла ог­ром­ная змея оче­ре­ди же­ла­ю­щих по­пасть внутрь. Еже­днев­но «Ме­т­ро» по­се­ща­ет око­ло по­лу­то­ра ты­ся­ч че­ло­век. Всех их мож­но от­не­с­ти к по­ко­ле­нию, сфор­ми­ро­ван­но­му жур­на­ла­ми «Ко­с­мо­по­ли­тен» и «Менс фит­нес». Это мо­ло­дые лю­ди с ори­ен­та­ци­ей на пра­виль­ный об­раз жиз­ни. Их пра­виль­ность – это тан­це­валь­ная му­зы­ка, при­лич­ная поп-внеш­ность и ве­се­лье мас­сов­ки кли­пов МТВ. По­то­му-то в «Ме­т­ро» и за­гля­ды­ва­ют звез­ды ти­па Та­ть­я­ны Бу­ла­но­вой и груп­пы «Та­ту».
В клу­бе три эта­жа. Каж­дый этаж ори­ен­ти­ро­ван на свою пуб­ли­ку. В об­щем и це­лом зав­сег­да­таи всех эта­жей клу­ба по­хо­жи друг на дру­га, но су­ще­ст­вен­ное их от­ли­чие за­клю­ча­ет­ся в не­до­ступ­ном гла­зу со­дер­жа­нию ко­шель­ков. Чем вы­ше этаж, тем со­сто­я­тель­нее ты дол­жен быть. Ес­ли на пер­вом эта­же в ба­ре те­бе пред­ла­га­ют не­до­ро­гие пи­во и вод­ку, то на тре­ть­ем будь го­тов вы­ло­жить вну­ши­тель­ную сум­му за ви­с­ки и ко­нь­як. Стран­но, но и му­зы­ка ме­ня­ет­ся от эта­жа к эта­жу: как буд­то вы­пи­тое спирт­ное оп­ре­де­ля­ет то, в ка­ком сти­ле ты пред­по­чтешь тан­це­вать. На пер­вом эта­же «Ме­т­ро» зву­чит пре­иму­ще­ст­вен­но рус­ский поп, на вто­ром – тех­но и ха­ус, а на тре­ть­ем – ев­ро­дэнс.
Оформ­лен клуб весь­ма ми­ни­ма­ли­с­тич­но. Ин­те­рь­ер со­зда­ют ла­зер­ные све­тиль­ни­ки и же­ле­зо: ше­с­ты и ре­шет­ки. Глав­ное же – что­бы вме­ща­лось как мож­но боль­ше по­се­ти­те­лей!
Со­вер­шен­но не­по­хож и од­но­вре­мен­но по­хож на «Ме­т­ро» дру­гой по­пу­ляр­ный пе­тер­бург­ский клуб – дис­ко-бар «Ко­ню­шен­ный двор». Ин­те­рь­е­ры его оформ­ле­ны в сти­ли­с­ти­ке ве­с­терн: мно­го де­ре­ва, ка­ких-то ба­лок, же­лез­ных ко­ней, во­ро­тец. По­то­му в уик-энд в «Ко­ню­шен­ном дво­ре» не раз­вер­нуть­ся. Од­на­ко му­зы­ка, зву­ча­щая в клу­бе, очень схо­жа с той, ко­то­рую кру­тят в «Ме­т­ро». Да, и раз­вле­ка­тель­ные про­грам­мы «Ко­ню­шен­но­го дво­ра» опять-та­ки ори­ен­ти­ро­ва­ны на по­ко­ле­ние МТВ: с ре­гу­ляр­но­с­тью раз в ме­сяц там про­во­дят­ся кон­кур­сы на­род­но­го стрип­ти­за, ка­ра­о­ке по-рус­ски, пив­ные ве­че­рин­ки. В об­щем, ве­се­лая ат­мо­сфе­ра со­зда­ет­ся за счет то­го, что по­се­ти­те­лям пред­ла­га­ют по­сле­до­ва­тель­но «на­пить­ся, рас­кре­по­с­тить­ся и об­на­жить­ся».

«Ко­ню­шен­ный двор» сла­вен сво­им стрип­тиз-шоу. Счи­та­ет­ся, что здесь ра­бо­та­ют са­мые кра­си­вые де­вуш­ки го­ро­да. При­чем стрип­тиз в «Ко­ню­шен­ном дво­ре» весь­ма це­ло­му­д­рен: тан­цов­щи­цы не поз­во­ля­ют сни­мать тру­си­ки и да­же зна­ко­мить­ся с по­се­ти­те­ля­ми. Тем не ме­нее сла­ва луч­ше­го стрип­тиз-шоу при­вле­ка­ет в клуб ог­ром­ное чис­ло ино­ст­ран­ных по­се­ти­те­лей. Воз­мож­но, ска­зы­ва­ет­ся еще и тот фак­тор, что «Ко­ню­шен­ный двор» рас­по­ло­жен в са­мом цен­т­ре го­ро­да, по­бли­зо­с­ти от вся­че­с­ких кон­сульств.
Со­вер­шен­но про­ти­во­по­лож­ны «Ме­т­ро» и «Ко­ню­шен­но­му дво­ру» клу­бы «Гри­бо­е­дов» и «Мо­ло­ко». Ес­ли пер­вые мож­но бы­ло бы обо­зна­чить как поп-клу­бы, то вто­рые, по­жа­луй, долж­ны счи­тать­ся ан­де­г­ра­унд­ны­ми или да­же пан­ков­ски­ми. Но и у них свои тра­ди­ции и своя вер­ная ту­сов­ка зав­сег­да­та­ев.

«Гри­бо­е­дов» – клуб, ор­га­ни­зо­ван­ный в быв­шем бом­бо­убе­жи­ще». Во­об­ще, для Пе­тер­бур­га прак­ти­ка ор­га­ни­за­ции уве­се­ли­тель­ных за­ве­де­ний в под­валь­ных бом­бо­убе­жи­щах очень рас­про­ст­ра­не­на. В та­ком же ме­с­те, на­при­мер, был ор­га­ни­зо­ван не­ког­да клуб «Тун­нель» – лет де­сять на­зад ме­с­то элит­ных па­ти, а ны­не уга­са­ю­щее ме­с­теч­ко с эле­к­трон­ной му­зы­кой, мощ­ной зву­ко­вой си­с­те­мой тур­бо­са­унд и… дет­ски­ми ут­рен­ни­ка­ми.
«Гри­бо­е­дов» ос­но­ван уча­ст­ни­ка­ми груп­пы «Два са­мо­ле­та», по­то­му ат­мо­сфе­ра в клу­бе впол­не со­от­вет­ст­ву­ет пред­став­ле­ни­ям му­зы­кан­тов об иде­аль­ном вре­мя­пре­про­вож­де­нии. В прин­ци­пе, «Гри­бо­е­дов» – это но­ра, в ко­то­рой мож­но спря­тать­ся, за­те­ряв­шись сре­ди по­се­ти­те­лей. Но­ра об­ши­та вос­точ­ны­ми ко­в­ра­ми и об­став­ле­на бар­ны­ми стой­ка­ми. Один из мо­их мос­ков­ских зна­ко­мых, бу­ду­чи мно­го на­слы­шан о клу­бе, за­шел в не­го и, прой­дя на­ск­возь, утк­нул­ся в убор­ную со сло­ва­ми: «А ког­да клуб-то нач­нет­ся?!»… О про­ст­ран­ст­вах «Гри­бо­е­до­ва» боль­ше не­че­го ска­зать. Од­на­ко чилл-ау­ты, танц­по­лы и ба­ры в клу­бе так хи­т­ро вы­ст­ро­и­лись в ла­би­ринт, что в трех со­снах «Гри­бо­е­до­ва» не­труд­но и за­блу­дить­ся.
От­ды­хать в «Гри­бо­е­до­ве» пред­по­чи­та­ют му­зы­кан­ты и мо­ло­дые лю­ди сту­ден­че­с­ко­го воз­ра­с­та: то есть те, кто мо­жет се­бе поз­во­лить от­тя­нуть­ся на пол­ную ка­туш­ку не в кон­це тру­до­вой не­де­ли, а в по­не­дель­ник. Имен­но на по­не­дель­ни­ки и сде­ла­ли став­ку ди­рек­то­ра клу­ба: ког­да в го­ро­де пой­ти не­ку­да, «Гри­бо­е­дов» со­би­ра­ет всех же­ла­ю­щих от­дох­нуть. В на­ча­ле не­де­ли в клу­бе ус­т­ра­и­ва­ют­ся спе­ци­аль­ные ве­че­рин­ки: хард-рок-дис­ко­те­ки, вы­ступ­ле­ния бо­ди-ар­та, вы­сту­па­ют диджеи и МС-чте­цы из во­ло­год­ской глу­бин­ки. Ат­мо­сфе­ра ме­ди­та­тив­ная, од­на­ко под­пор­чен­ная от­вра­ти­тель­ным об­слу­жи­ва­ни­ем: ре­лакс уле­ту­чи­ва­ет­ся, как толь­ко вре­мя ожи­да­ния биф­штек­са из не­ве­до­мо­го мя­са, во­лок­на ко­то­ро­го впо­ру пу­с­тить на зу­бо­чи­ст­ки, пе­ре­ва­ли­ва­ет за пол­ча­са…
Срод­ни «Гри­бо­е­до­ву» клуб «Мо­ло­ко». Он так­же су­ще­ст­ву­ет не пер­вый год, но, бу­ду­чи рас­по­ло­жен вда­ли от кон­ку­рен­тов, все еще со­би­ра­ет по­се­ти­те­лей. Кто-то на­зы­ва­ет клуб ро­кер­ским, кто-то пан­ков­ским. Но как бы то ни бы­ло, и то и дру­гое – из не­ко­е­го уже за­бы­то­го юно­ше­ст­ва клуб­но­го Пе­тер­бур­га.
«Мо­ло­ко» рас­по­ло­жен в под­валь­ном по­ме­ще­нии, ос­ве­щен ров­но на­столь­ко, что­бы воз­мож­но бы­ло на­щу­пать круж­ку пи­ва. В ба­ре пред­ла­га­ют­ся бес­хи­т­ро­ст­ные за­ку­с­ки к не­до­ро­гой вы­пив­ке, а так­же фут­бол­ки с сим­во­ли­кой групп ти­па «Марк­шей­дер кунст». Кста­ти, су­дя по то­му, что «марк­шей­де­ра» ча­с­тень­ко про­во­дят свое сво­бод­ное вре­мя вме­с­те с ру­ко­вод­ст­вом «Мо­ло­ка», имен­но они и яв­ля­ют­ся хэд-лай­не­ра­ми клу­ба.
Кон­церт­ный заль­чик в «Мо­ло­ке» обу­с­т­ро­ен про­сто: штук во­семь ла­во­чек да сто­я­чие ме­с­та на про­ст­ран­ст­ве где-то в де­сять ква­д­рат­ных ме­т­ров. Так что мод­ные кол­лек­ти­вы с боль­шим ко­ли­че­ст­вом фа­на­тов в клуб за­бре­да­ют ред­ко. В про­грам­му за­ве­де­ния по­па­да­ют ли­бо ма­лорас­кру­чен­ные кол­лек­ти­вы ти­па «Ур­бо­не­га­тив Объ­ек­та», ли­бо спец­про­ек­ты, про­во­дя­щи­е­ся в рам­ках дней ка­ких-ли­бо на­ци­о­наль­ных про­грамм.
Не­ког­да «Мо­ло­ко» по­се­ща­ли мо­ло­дые лю­ди твор­че­с­кой ори­ен­та­ции. Мо­да на «Мо­ло­ко» про­шла, как толь­ко про­шла мо­да и на все не­га­тив­ное и оп­по­зи­ци­он­ное в жиз­ни. Мо­ло­дежь вы­бра­лась на свет и на от­кры­тые про­ст­ран­ст­ва. Са­мая «про­дви­ну­тая» (по иде­о­ло­ги­че­с­кой ча­с­ти) мо­ло­дежь Пе­тер­бур­га ны­не со­би­ра­ет­ся в че­ты­рех точ­ках – в ба­рах «Да­ча» и «Ци­ник», в ин­тер­нет-ка­фе «Quo Vadis?» и в клу­бе «Плат­фор­ма».
Фе­но­мен «Да­чи» бу­дут изу­чать не один год. Ор­га­ни­зо­ван­ный Ан­то­ном Бе­лян­ки­ным, од­ним из уча­ст­ни­ков груп­пы «Два са­мо­ле­та», а так­же его за­гра­нич­ной по­друж­кой, бар «Да­ча» счи­та­ет­ся са­мым мод­ным ту­со­воч­ным ме­с­том го­ро­да. Де­вя­но­с­то про­цен­тов его по­се­ти­те­лей – сту­ден­ты, ос­таль­ные – про­сто не ус­пев­шие со­ста­рить­ся твор­че­с­кие лю­ди. Де­вя­но­с­то про­цен­тов по­се­ти­те­лей «Да­чи» про­во­дят вре­мя вне стен за­ве­де­ния, по­то­му что де­вя­но­с­то про­цен­тов «Да­чи» за­ни­ма­ет бар­ная стой­ка.
Дей­ст­ви­тель­но, бар на­столь­ко мал, что всех же­ла­ю­щих не в со­сто­я­нии вме­с­тить. В нем есть чилл-аут с мяг­ки­ми по­душ­ка­ми и ка­ки­ми-то сто­ли­ка­ми, но бо­лее се­кун­ды в нем не за­дер­жишь­ся: во-пер­вых, все «во­семь» мест чилл-ау­та за­ня­ты двад­ца­тью ком­па­ни­я­ми; во-вто­рых, на­ку­ре­но так, что то­пор уже по­зд­но ве­шать (хо­чет­ся по­ве­сить­ся са­мо­му, так как ды­шать не­чем). У бар­ной стой­ки зву­чит ка­кая-то тан­це­валь­ная му­зы­ка. На­ру­жу она не про­ры­ва­ет­ся, по­то­му зав­сег­да­таи за­ве­де­ния пред­по­чи­та­ют спо­кой­ное об­ще­ние у стен «Да­чи» на про­тя­же­нии всей но­чи.
«Да, я бы мог­ла ос­та­но­вить­ся на лю­бом ме­с­те тро­ту­а­ра и на­звать его сво­им мод­ным клу­бом!!!» – как-то по­сле по­се­ще­ния «Да­чи» вос­клик­ну­ла од­на из мо­их зна­ко­мых. И она бы­ла пра­ва: с та­ким же ус­пе­хом мож­но бы­ло бы на­звать мод­ным клу­бом лю­бое от­кры­тое про­ст­ран­ст­во го­ро­да. И тем не ме­нее им ста­ла имен­но «Да­ча».
Ка­фе-бар «Ци­ник» схож по ат­мо­сфе­ре с «Да­чей», од­на­ко пло­ща­ди это­го за­ве­де­ния поз­во­ля­ют вме­с­тить всех же­ла­ю­щих. Оформ­ле­ние «Ци­ни­ка» чем-то срод­ни оформ­ле­нию бюр­гер­ской пив­ной: длин­ные сто­лы, длин­ные де­ре­вян­ные лав­ки, в рам­ках се­мей­ные тру­сы с над­пи­ся­ми «М/Ж». Тут не до ин­ти­ма. Да и по су­ти «Ци­ник» – от­нюдь не для оди­но­ких лю­дей, не для ау­ти­с­тов. Он иде­а­лен для экс­тра­вер­тов, ко­то­рые все­гда го­то­вы схле­ст­нуть­ся в по­ле­ми­ке по лю­бо­му во­про­су и в лю­бой ком­па­нии. Пи­во де­ше­во, за­ку­с­ки про­сты, ин­те­рь­ер эк­лек­ти­чен: па­ра-трой­ка при­ко­лов из са­мых раз­ных об­ла­с­тей… В «Ци­ни­ке» из­ред­ка про­во­дят­ся кон­цер­ты. Здесь поз­во­ля­ют тан­це­вать на сто­лах, иг­рать в на­столь­ный фут­бол и да­же вы­но­сят ка­ль­ян (су­дя по цен­ни­ку за­ве­де­ния – один из са­мых до­ступ­ных в го­ро­де). Но это не глав­ное. Глав­ное в ба­ре – ат­мо­сфе­ра веч­но­го ди­а­ло­га о са­мых не­о­бя­за­тель­ных ве­щах. Ко­рот­ко го­во­ря, «Ци­ник» – иде­аль­ное ме­с­то для не­тре­бо­ва­тель­ных сту­ден­тов.
Ту­сов­ка ин­тер­нет-ка­фе «Quo Vadis?», по­жа­луй, са­мая за­кон­спи­ри­ро­ван­ная во всем го­ро­де. С ви­ду «Quo Vadis?» обык­но­вен­ное ин­тер­нет-ка­фе, где за оп­ре­де­лен­ную пла­ту мож­но вся­че­с­ки из­вра­тить­ся с ком­пью­те­ром: зай­ти в Сеть, что-то от­ска­ни­ро­вать, что-то рас­пе­ча­тать. Же­ла­ю­щие вы­пить-за­ку­сить мо­гут при­об­ре­с­ти в ба­ре ка­кие-то при­ят­ные ме­ло­чи. И вот с это­го-то ме­с­та и на­чи­на­ет­ся ту­сов­ка: вгля­ды­ва­ясь в ли­ца тех, кто яко­бы на се­кун­доч­ку при­сел от­дох­нуть от Се­ти, по­ни­ма­ешь, что вот этот из­ве­ст­ный ху­дож­ник, вот тот из­ве­ст­ный пи­са­тель, а ря­дом при­ст­ро­и­лись их тай­ные по­клон­ни­ки и воз­ды­ха­те­ли.
Во­об­ще, у ин­тел­лек­ту­аль­ной эли­ты «Quo Vadis?» по­зи­ци­о­ни­ру­ет­ся как книж­ное ка­фе. Здесь мож­но не толь­ко по­чи­тать книж­ку, но и слу­чай­но по­пасть на пуб­лич­ное вы­ступ­ле­ние ка­ко­го-ли­бо пи­са­те­ля. В «Quo Vadis?» про­во­дят­ся вы­став­ки фо­то­гра­фов и ху­дож­ни­ков, ка­мер­ные кон­цер­ты, а по сре­дам да­же вы­сту­па­ют диджеи. И глав­ное – все удо­воль­ст­вия бес­плат­но!!!
Са­мый но­вый клуб го­ро­да «Плат­фор­ма» мно­го­ст­ра­даль­но на­чал свою ис­то­рию: его от­кры­тие со­сто­я­лось тай­но в дни все­рос­сий­ско­го тра­у­ра по жерт­вам Бес­ла­на. Тай­на ­тай­ной, но же­ла­ю­щих ли­це­зреть но­вый клуб на­бра­лось тог­да ты­сяч до че­ты­рех. И это бы­ли не по­след­ние ни в Пе­тер­бур­ге, ни в Моск­ве лю­ди: мод­ные ар­ти­с­ты, ху­дож­ни­ки, клуб­ные де­я­те­ли, пи­са­те­ли… Мож­но бы­ло бы ожи­дать, что, по­гу­ляв на от­кры­тии, все эти пер­со­на­жи раз­бре­дут­ся по сво­им при­выч­ным клуб­ным ту­сов­кам, но слу­чи­лось об­рат­ное: и на сле­ду­ю­щий день, и че­рез не­де­лю «Плат­фор­ма» бы­ла пол­ным-пол­не­шень­ка. И это при том, что це­ны на на­пит­ки и за­ку­с­ки в клу­бе пре­вы­ша­ют да­же мос­ков­ские! Но­вый клуб стал по­пу­ляр­ным ме­с­том. Его с удо­воль­ст­ви­ем по­се­ща­ют ино­ст­ран­цы, на­ши ар­ти­с­ты са­мых раз­ных спе­ци­аль­но­с­тей. Со вре­ме­нем, ду­ма­ем, «Плат­фор­ма» пе­ре­рас­тет в по­эти­че­с­кое ме­с­то: по­этов, про­во­дя­щих здесь свои твор­че­с­кие ве­че­ра, здесь день ото дня ста­но­вит­ся все боль­ше и боль­ше.
Глав­ное от­ли­чие «Плат­фор­мы» от всех клу­бов го­ро­да – то, что это клуб свет­лый: он рас­по­ло­жен на пер­вом эта­же в по­ме­ще­нии быв­ше­го швей­но­го ате­лье, по­то­му и ок­на в нем ог­ром­ные и не­за­што­рен­ные. Про­ст­ран­ст­во в «Плат­фор­ме» ре­ше­но ми­ни­ма­ли­с­ти­че­с­ки: сто­ли­ки, сту­ли­ки, сце­на, тор­ше­ры и све­тиль­ни­ки из кле­е­но­го кар­то­на. Внеш­не по­хо­же на мно­го­крат­но от­ра­жен­ный в зер­ка­лах но­мер сов­ко­вой гос­ти­ни­цы пя­ти­де­ся­тых го­дов.
Пла­ны у уч­ре­ди­те­лей но­во­го клу­ба ам­би­ци­оз­ные: они жаж­дут ох­ва­тить все ви­ды ис­кусств за­раз. И книж­ный ма­га­зин ус­т­ро­ить, и по­эти­че­с­кие ве­че­ра про­во­дить, и кон­цер­ты за­де­лать, и те­а­т­раль­ные по­ста­нов­ки при­во­зить, и То­ма Вейт­са при­гла­сить. Чем-то по­хо­же на то, как на­чи­нал­ся мос­ков­ский «Про­ект О.Г.И.». Ну, что же! Не­уди­ви­тель­но: из чет­ве­рых уч­ре­ди­те­лей «Плат­фор­мы» двое из «О.Г.И.», про­чие – не­из­ве­ст­ный спон­сор и мод­ный пи­са­тель Вя­че­слав Ку­ри­цын.
Ес­ли по­след­ние упо­мя­ну­тые че­ты­ре клуб­ных ме­с­та го­ро­да мож­но от­не­с­ти к раз­ря­ду пуб­лич­ных твор­че­с­ких ма­с­тер­ских, то бар-клуб «Пур­га» – са­мый что ни на есть ар­ти­с­ти­че­с­кий, толь­ко не де­я­тель­ный, а от­ды­ха­тель­ный. Сю­да при­хо­дят из­ве­ст­ные лю­ди, что­бы спря­тать­ся или снять стресс при по­мо­щи тан­ца и ро­зы­г­ры­ша. Дей­ст­ви­тель­но, пер­со­нал «Пур­ги» жи­вет на­столь­ко сво­им тес­ным мир­ком, что за­ча­с­тую не уз­на­ет зна­ме­ни­то­с­тей в ли­цо. На­при­мер, не­дав­но офи­ци­ант­ка «Пур­ги» не уз­на­ла Кон­стан­ти­на Ха­бен­ско­го, чем очень по­ль­сти­ла ему.
Мир «Пур­ги» – ор­га­ни­зо­ва­ли быв­шие те­а­т­раль­ные ху­дож­ни­ки и ре­жис­сер. Каж­дую ночь в клу­бе от­ме­ча­ют Но­вый год с фей­ер­вер­ка­ми, шам­пан­ским от хо­зя­ев клу­ба, ел­кой, чер­но­ко­жим Де­дом Мо­ро­зом и офи­ци­ант­ка­ми-зай­ка­ми. Оформ­ле­ние клу­ба по­хо­же на бе­зум­ное но­во­год­не­е ча­е­пи­тие – с Пу­ти­ным в за­ячь­их ушах, с пор­но­гра­фи­че­с­ки­ми ме­ха­низ­ма­ми из же­ле­за и гвоз­дей, с лу­ной в ви­де жен­ской гру­ди и мно­ги­ми-мно­ги­ми дру­ги­ми ?муль­ка­ми». И го­да не хва­тит, что­бы все раз­гля­деть. Да, и про­ст­ран­ст­ва в «Пур­ге» не­мно­го: ка­кие-то де­та­ли ин­те­рь­е­ра клу­ба ста­но­вит­ся воз­мож­ным раз­гля­деть толь­ко под ут­ро, ког­да по­се­ти­те­ли рас­хо­дят­ся по до­мам.
По­ми­мо из­ве­ст­ных ар­ти­с­тов раз­ных жа­н­ров «Пур­гу» лю­бят по­се­щать и биз­не­с­ме­ны с твор­че­с­кой жил­кой. Им ни­че­го не сто­ит при­нять уча­с­тие в ка­ком-ни­будь гей-па­ти или во вру­че­нии «Пур­гов­ско­го Ос­ка­ра». Сред­ний воз­раст по­се­ти­те­лей клу­ба – от 28 и до бес­ко­неч­но­с­ти. Аг­рес­сив­ные и скуч­ные здесь не при­жи­ва­ют­ся…
Об­сто­я­тель­ные биз­не­с­ме­ны и яп­пи-ну­во­ри­ши пред­по­чи­та­ют про­са­жи­вать день­ги в элит­ных за­ве­де­ни­ях го­ро­да: клу­бах «Jet Set», «Оне­ги­не», «Аbsinth Сlub», «Jacata», «F C Lounge», «Che». Пе­ре­чень по­доб­но­го ро­да клу­бов мож­но про­дол­жать до бес­ко­неч­но­с­ти. Глав­ное знать, ес­ли на­зва­ние клу­ба пи­шет­ся по-ла­тин­ски – клуб эли­тен. Как пра­ви­ло, про­грам­ма в по­доб­но­го ро­да за­ве­де­ни­ях не от­ли­ча­ет­ся осо­бен­ной ори­ги­наль­но­с­тью: ди-джеи оте­че­ст­вен­ные, диджеи при­воз­ные, танц­пол, ка­ль­ян, вы­со­кий цен­ник и рас­паль­цо­ван­ное об­слу­жи­ва­ние.
По­жа­луй, са­мый жи­вой из вы­ше­упо­мя­ну­тых за­ве­де­ний – ре­с­то­ран-клуб «Che». Каж­дый ве­чер в нем зву­чит жи­вая му­зы­ка: иг­ра­ют джаз. Прав­да, сво­е­об­раз­ный: пре­тен­зии к му­зы­каль­ной про­грам­ме у со­дер­жа­те­лей за­ве­де­ния ори­ги­наль­ны. Бы­ва­ет так, что ка­кую-ли­бо му­зы­каль­ную груп­пу ли­ша­ют ритм-сек­ции в ли­це ба­ра­бан­щи­ка: мол, на­ше­му клу­бу ну­жен ре­лакс.
Но и без ба­ра­ба­нов в «Che» до­ста­точ­но про­бле­ма­тич­но ус­лы­шать ви­за­ви за сто­ли­ком: шу­мо­вой уро­вень здесь вы­ше по­ро­га вос­при­я­тия. Тем не ме­нее зав­сег­да­та­ев у клу­ба пре­до­ста­точ­но. Они пьют до­ро­гие на­пит­ки, ку­ша­ют тор­ты и… де­мон­ст­ри­ру­ют свою при­над­леж­ность к ка­с­те из­бран­ных.
«F C Lounge» – так­же клуб-ре­с­то­ран. Это пер­вое в Рос­сии за­ве­де­ние, вхо­дя­щее в меж­ду­на­род­ную сеть фэшн-ТВ-клу­бов-ре­с­то­ра­нов: на мно­го­чис­лен­ных те­ле­ви­зи­он­ных эк­ра­нах здесь бес­пре­рыв­но де­мон­ст­ри­ру­ют мод­ные кол­лек­ции одеж­ды. Офи­ци­ан­та­ми в «F C Lounge» яв­ля­ют­ся мо­де­ли, оде­тые ди­зай­не­ром Ан­ной Брод­ской. Ме­ню ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­с­ти от дня не­де­ли: се­го­дня оно ита­ль­ян­ское, за­в­т­ра – фран­цуз­ское, по­сле­за­в­т­ра – япон­ское. По чет­вер­гам иг­ра­ют джаз. Ино­гда ус­т­ра­и­ва­ют мод­ные по­ка­зы и те­ма­ти­че­с­кие ве­че­рин­ки… Чин­но и уют­но – для тех, ко­му удо­бен хай-тек.
«Оне­гин», «Аbsinth Сlub», «Jacata» – близ­не­цы-бра­тья. Бо­га­тое оформ­ле­ние для про­буж­де­ния фан­та­зии у осо­бен­но рас­сла­бив­ших­ся по­се­ти­те­лей. Диджеи, ла­унж, ха­ус, не­про­стая кух­ня, си­га­ры и вход по клуб­ным кар­там. Все это ин­три­гу­ет… но ис­клю­чи­тель­но сво­ей элит­но­с­тью и за­кры­то­с­тью.
Са­мым до­ро­гим клуб­ным про­ек­том Пе­тер­бур­га счи­та­ет­ся «Jet Set». Вход в не­го оформ­лен с подъ­ез­дом: в дни мод­ных ве­че­ри­нок гос­тей встре­ча­ет це­лая ар­мия швей­ца­ров. Вну­т­рен­но­с­ти клу­ба на­во­дят на мысль, что ор­га­ни­за­то­ры так дол­го ме­ди­ти­ро­ва­ли по по­во­ду то­го, как сде­лать клуб са­мым до­ро­гим, что за­блу­ди­лись в ко­с­ми­че­с­ких да­лях и ны­не не име­ют пред­став­ле­ния, на ка­ком све­те и в ка­кой стра­не на­хо­дят­ся. Ин­те­рь­ер «Jet Set» эк­лек­ти­чен не­ве­ро­ят­но: ки­тай­ские пан­но, ка­ль­я­ны, об­слу­жи­ва­ю­щий пер­со­нал в одеж­дах му­суль­ман­ских пра­вед­ни­ков, а на­зва­ние клу­ба от­сы­ла­ет к бри­тан­ско­му выс­ше­му све­ту.
Му­зы­каль­ная про­грам­ма «Jet Set» ори­ги­наль­но­с­тью не от­ли­чат­ся: все те же диджеи… Ори­ги­наль­ны, по­жа­луй, лишь це­ны, о су­ще­ст­во­ва­нии ко­то­рых ты мог бы уз­нать лишь по при­ме­рам со слож­ны­ми ве­ли­чи­на­ми из учеб­ни­ков выс­шей ма­те­ма­ти­ки.

Санкт-Пе­тер­бург,
спе­ци­аль­но для «Бли­ков»