Егор СТАНЕВ, Рената АСТРЕНКОВА
Фото Олега ЛАЗАРЕВА, Игоря ЛАРИНА
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО КЛУБ-МЕНА ГЛАСИТ: ЕСЛИ ВЫ НЕ НАШЛИ КЛУБА ПО СВОИМ ИНТЕРЕСАМ, ПОРА СОЗДАВАТЬ СВОЙ.
Обе столицы, и Первопрестольная, и Северная, на клубы не бедны. Что ни месяц – открывается новый. И это при том, что клуб – предприятие экономически более тяжелое и сложное, чем, скажем, ресторан. Однако знатоки утверждают, что если подойти к открытию клуба со знанием дела, он может быть высокодоходным.
Мы побеседовали с владельцем одного из московских клубов. За последние шесть лет он открыл в Москве пять клубов – все вполне успешные экономические предприятия. В обмен на откровенность мы пообещали не упоминать его фамилию и названия клубов. Итак, Сергей.
ЗА ШЕСТЬ ЛЕТ – ПЯТЬ КЛУБОВ. НЕ СЛИШКОМ ЛИ МНОГО?
– Клуб – продукт скоропортящийся. Они выгодны, пока они модны. Потому что только модные клубы приносят доход. Закрыть клуб надо до того, как он перестанет быть модным. Таким образом, сохраняешь свое собственное реноме. Ну и некоторые экономические причины тому тоже есть…
КАКИЕ?
– Я бы не хотел вдаваться в бухгалтерские подробности. Это неинтересно. Если вы задумываете открыть клуб, то надо сразу решить, на сколько времени вы рассчитываете – долго он будет работать или нет. Есть клубы, которые живут год-два, а потом отмирают. Есть такие, которые с самого начала задумываются как долгоиграющий проект. Вторые – более рискованный бизнес. Потому что сделать модный клуб с постоянной тусовкой, которая будет держаться и год, и три, и пять, и десять лет, сложно и дорого. Нужно все время улавливать тенденции, реагировать на изменения.
КАК СДЕЛАТЬ КЛУБ МОДНЫМ?
– Нет, об этом я говорить не хотел бы. Это уже технология. А она у каждого своя.
НУ ВСЕ-ТАКИ… ВЕДЬ ЕСТЬ КАКИЕ-ТО ОБЩИЕ ПРАВИЛА?
– Разумеется, есть. Но это мелочи. У каждого клуб-мена свои собственные приемы, и никто не станет о них откровенно рассказывать. Если только о чем-то несущественном. Допустим, мы заключаем контракт с модным и дорогим исполнителем. Обычно, наш VIP-рассыл составляет 200-250 билетов. Это максимум. Мы разослали 80. Разумеется, совершенно намеренно. Билетов, конечно же, не хватило. Люди звонили и договаривались – и в результате мы раздали порядка 300 билетов. Мы могли бы просто продать, но тогда не было бы такого эффекта. Чем меньше приглашений мы раздаем сначала, тем больше их приходится раздавать потом – и тем выше продажи. А у моего приятеля совсем другая схема. Он вообще ни одного билета бесплатно не раздает. У него в принципе нет пригласительных, только клубные карты. А у меня ничего – работает…
ИСКУССТВЕННЫЙ ДЕФИЦИТ?
– Не совсем, но что-то типа этого. Чтобы надо было доставать. Русский человек любит все доставать… Просто получить за деньги – мало. Мы вообще на особенно модных персонажей торгуем билетами чуть ли не нелегально. Если бы это был просто концерт, то ставь цену на билет тысячу долларов – и все дела. А тут приходится выкручиваться. То же самое и с фейс-контролем. Охранник может просто не пустить в клуб. Не по какой-то конкретной причине, а просто выборочно. Такова политика. Если клуб совсем доступен, то он уже не совсем моден.
ЧТО ЕЩЕ НУЖНО?
– Хороший повар и бармен. Первый должен обеспечить первоклассную кухню, второй – напитки. Смешивать коктейли еще большее искусство, чем готовить. Клуб – это сочетание стильного интерьера, первоклассной кухни и правильных напитков. Это очень важно, потому что клуб – это всегда дорого. Чем более модный вы хотите клуб, тем выше должна быть цена – на все. Но публика, которая будет способна посещать ваше заведение и платить за него, понимает и в кухне, и в спиртном. Даже если это еще совсем зеленая молодежь. Потому что это тусовочная молодежь, с понтами, если хотите. Дешевизной их не привлечешь. Для них как раз кураж в том, что дорого. Но высокая цена – не гарантия. Должно быть и качество.
А ЧТО ВСЕ-ТАКИ САМОЕ ГЛАВНОЕ?
– Нет чего-то одного главного. Можно взять хорошего бармена, который будет смешивать первоклассные напитки, причем за тройную цену. А клуба все равно не получится. Потому что должен быть еще и хороший танцпол, приличная музыка и первоклассный диджей. Но если танцпол будет хорош, а коктейли – не ахти, то тоже ничего не получится. Клуб – это сочетание нескольких составляющих, где первоклассным должно быть все.
КАКОВЫ ПОСЛЕДНИЕ ТЕНДЕНЦИИ В КЛУБНОМ БИЗНЕСЕ?
– Сейчас модно открывать клубы в Питере. Московский рынок вполне сложился, основные игроки тоже определены и всем известны. А в Северной все несколько иначе. И московские деньги в клубном питерском бизнесе уже есть.
СЕВЕРНАЯ
Некоторое время назад туристические фирмы предлагали экскурсии в Петербург с особого рода культурной программой: обязательным посещением клуба «Метро». Удивительно, но организация этого внешне ничем не примечательного места стала феноменом для клубного бизнеса, судя по всему даже в рамках российского бизнеса. Жюри «Найт Лайф Эвордс» считает, что «Метро» – один из лучших танцевальных клубов города.
Существующий не первый год «Метро» притягивает все новых посетителей: не бывает ни дня, чтобы у входа в это заведение не стояла огромная змея очереди желающих попасть внутрь. Ежедневно «Метро» посещает около полутора тысяч человек. Всех их можно отнести к поколению, сформированному журналами «Космополитен» и «Менс фитнес». Это молодые люди с ориентацией на правильный образ жизни. Их правильность – это танцевальная музыка, приличная поп-внешность и веселье массовки клипов МТВ. Потому-то в «Метро» и заглядывают звезды типа Татьяны Булановой и группы «Тату».
В клубе три этажа. Каждый этаж ориентирован на свою публику. В общем и целом завсегдатаи всех этажей клуба похожи друг на друга, но существенное их отличие заключается в недоступном глазу содержанию кошельков. Чем выше этаж, тем состоятельнее ты должен быть. Если на первом этаже в баре тебе предлагают недорогие пиво и водку, то на третьем будь готов выложить внушительную сумму за виски и коньяк. Странно, но и музыка меняется от этажа к этажу: как будто выпитое спиртное определяет то, в каком стиле ты предпочтешь танцевать. На первом этаже «Метро» звучит преимущественно русский поп, на втором – техно и хаус, а на третьем – евродэнс.
Оформлен клуб весьма минималистично. Интерьер создают лазерные светильники и железо: шесты и решетки. Главное же – чтобы вмещалось как можно больше посетителей!
Совершенно непохож и одновременно похож на «Метро» другой популярный петербургский клуб – диско-бар «Конюшенный двор». Интерьеры его оформлены в стилистике вестерн: много дерева, каких-то балок, железных коней, воротец. Потому в уик-энд в «Конюшенном дворе» не развернуться. Однако музыка, звучащая в клубе, очень схожа с той, которую крутят в «Метро». Да, и развлекательные программы «Конюшенного двора» опять-таки ориентированы на поколение МТВ: с регулярностью раз в месяц там проводятся конкурсы народного стриптиза, караоке по-русски, пивные вечеринки. В общем, веселая атмосфера создается за счет того, что посетителям предлагают последовательно «напиться, раскрепоститься и обнажиться».
«Конюшенный двор» славен своим стриптиз-шоу. Считается, что здесь работают самые красивые девушки города. Причем стриптиз в «Конюшенном дворе» весьма целомудрен: танцовщицы не позволяют снимать трусики и даже знакомиться с посетителями. Тем не менее слава лучшего стриптиз-шоу привлекает в клуб огромное число иностранных посетителей. Возможно, сказывается еще и тот фактор, что «Конюшенный двор» расположен в самом центре города, поблизости от всяческих консульств.
Совершенно противоположны «Метро» и «Конюшенному двору» клубы «Грибоедов» и «Молоко». Если первые можно было бы обозначить как поп-клубы, то вторые, пожалуй, должны считаться андеграундными или даже панковскими. Но и у них свои традиции и своя верная тусовка завсегдатаев.
«Грибоедов» – клуб, организованный в бывшем бомбоубежище». Вообще, для Петербурга практика организации увеселительных заведений в подвальных бомбоубежищах очень распространена. В таком же месте, например, был организован некогда клуб «Туннель» – лет десять назад место элитных пати, а ныне угасающее местечко с электронной музыкой, мощной звуковой системой турбосаунд и… детскими утренниками.
«Грибоедов» основан участниками группы «Два самолета», потому атмосфера в клубе вполне соответствует представлениям музыкантов об идеальном времяпрепровождении. В принципе, «Грибоедов» – это нора, в которой можно спрятаться, затерявшись среди посетителей. Нора обшита восточными коврами и обставлена барными стойками. Один из моих московских знакомых, будучи много наслышан о клубе, зашел в него и, пройдя насквозь, уткнулся в уборную со словами: «А когда клуб-то начнется?!»… О пространствах «Грибоедова» больше нечего сказать. Однако чилл-ауты, танцполы и бары в клубе так хитро выстроились в лабиринт, что в трех соснах «Грибоедова» нетрудно и заблудиться.
Отдыхать в «Грибоедове» предпочитают музыканты и молодые люди студенческого возраста: то есть те, кто может себе позволить оттянуться на полную катушку не в конце трудовой недели, а в понедельник. Именно на понедельники и сделали ставку директора клуба: когда в городе пойти некуда, «Грибоедов» собирает всех желающих отдохнуть. В начале недели в клубе устраиваются специальные вечеринки: хард-рок-дискотеки, выступления боди-арта, выступают диджеи и МС-чтецы из вологодской глубинки. Атмосфера медитативная, однако подпорченная отвратительным обслуживанием: релакс улетучивается, как только время ожидания бифштекса из неведомого мяса, волокна которого впору пустить на зубочистки, переваливает за полчаса…
Сродни «Грибоедову» клуб «Молоко». Он также существует не первый год, но, будучи расположен вдали от конкурентов, все еще собирает посетителей. Кто-то называет клуб рокерским, кто-то панковским. Но как бы то ни было, и то и другое – из некоего уже забытого юношества клубного Петербурга.
«Молоко» расположен в подвальном помещении, освещен ровно настолько, чтобы возможно было нащупать кружку пива. В баре предлагаются бесхитростные закуски к недорогой выпивке, а также футболки с символикой групп типа «Маркшейдер кунст». Кстати, судя по тому, что «маркшейдера» частенько проводят свое свободное время вместе с руководством «Молока», именно они и являются хэд-лайнерами клуба.
Концертный зальчик в «Молоке» обустроен просто: штук восемь лавочек да стоячие места на пространстве где-то в десять квадратных метров. Так что модные коллективы с большим количеством фанатов в клуб забредают редко. В программу заведения попадают либо малораскрученные коллективы типа «Урбонегатив Объекта», либо спецпроекты, проводящиеся в рамках дней каких-либо национальных программ.
Некогда «Молоко» посещали молодые люди творческой ориентации. Мода на «Молоко» прошла, как только прошла мода и на все негативное и оппозиционное в жизни. Молодежь выбралась на свет и на открытые пространства. Самая «продвинутая» (по идеологической части) молодежь Петербурга ныне собирается в четырех точках – в барах «Дача» и «Циник», в интернет-кафе «Quo Vadis?» и в клубе «Платформа».
Феномен «Дачи» будут изучать не один год. Организованный Антоном Белянкиным, одним из участников группы «Два самолета», а также его заграничной подружкой, бар «Дача» считается самым модным тусовочным местом города. Девяносто процентов его посетителей – студенты, остальные – просто не успевшие состариться творческие люди. Девяносто процентов посетителей «Дачи» проводят время вне стен заведения, потому что девяносто процентов «Дачи» занимает барная стойка.
Действительно, бар настолько мал, что всех желающих не в состоянии вместить. В нем есть чилл-аут с мягкими подушками и какими-то столиками, но более секунды в нем не задержишься: во-первых, все «восемь» мест чилл-аута заняты двадцатью компаниями; во-вторых, накурено так, что топор уже поздно вешать (хочется повеситься самому, так как дышать нечем). У барной стойки звучит какая-то танцевальная музыка. Наружу она не прорывается, потому завсегдатаи заведения предпочитают спокойное общение у стен «Дачи» на протяжении всей ночи.
«Да, я бы могла остановиться на любом месте тротуара и назвать его своим модным клубом!!!» – как-то после посещения «Дачи» воскликнула одна из моих знакомых. И она была права: с таким же успехом можно было бы назвать модным клубом любое открытое пространство города. И тем не менее им стала именно «Дача».
Кафе-бар «Циник» схож по атмосфере с «Дачей», однако площади этого заведения позволяют вместить всех желающих. Оформление «Циника» чем-то сродни оформлению бюргерской пивной: длинные столы, длинные деревянные лавки, в рамках семейные трусы с надписями «М/Ж». Тут не до интима. Да и по сути «Циник» – отнюдь не для одиноких людей, не для аутистов. Он идеален для экстравертов, которые всегда готовы схлестнуться в полемике по любому вопросу и в любой компании. Пиво дешево, закуски просты, интерьер эклектичен: пара-тройка приколов из самых разных областей… В «Цинике» изредка проводятся концерты. Здесь позволяют танцевать на столах, играть в настольный футбол и даже выносят кальян (судя по ценнику заведения – один из самых доступных в городе). Но это не главное. Главное в баре – атмосфера вечного диалога о самых необязательных вещах. Коротко говоря, «Циник» – идеальное место для нетребовательных студентов.
Тусовка интернет-кафе «Quo Vadis?», пожалуй, самая законспирированная во всем городе. С виду «Quo Vadis?» обыкновенное интернет-кафе, где за определенную плату можно всячески извратиться с компьютером: зайти в Сеть, что-то отсканировать, что-то распечатать. Желающие выпить-закусить могут приобрести в баре какие-то приятные мелочи. И вот с этого-то места и начинается тусовка: вглядываясь в лица тех, кто якобы на секундочку присел отдохнуть от Сети, понимаешь, что вот этот известный художник, вот тот известный писатель, а рядом пристроились их тайные поклонники и воздыхатели.
Вообще, у интеллектуальной элиты «Quo Vadis?» позиционируется как книжное кафе. Здесь можно не только почитать книжку, но и случайно попасть на публичное выступление какого-либо писателя. В «Quo Vadis?» проводятся выставки фотографов и художников, камерные концерты, а по средам даже выступают диджеи. И главное – все удовольствия бесплатно!!!
Самый новый клуб города «Платформа» многострадально начал свою историю: его открытие состоялось тайно в дни всероссийского траура по жертвам Беслана. Тайна тайной, но желающих лицезреть новый клуб набралось тогда тысяч до четырех. И это были не последние ни в Петербурге, ни в Москве люди: модные артисты, художники, клубные деятели, писатели… Можно было бы ожидать, что, погуляв на открытии, все эти персонажи разбредутся по своим привычным клубным тусовкам, но случилось обратное: и на следующий день, и через неделю «Платформа» была полным-полнешенька. И это при том, что цены на напитки и закуски в клубе превышают даже московские! Новый клуб стал популярным местом. Его с удовольствием посещают иностранцы, наши артисты самых разных специальностей. Со временем, думаем, «Платформа» перерастет в поэтическое место: поэтов, проводящих здесь свои творческие вечера, здесь день ото дня становится все больше и больше.
Главное отличие «Платформы» от всех клубов города – то, что это клуб светлый: он расположен на первом этаже в помещении бывшего швейного ателье, потому и окна в нем огромные и незашторенные. Пространство в «Платформе» решено минималистически: столики, стулики, сцена, торшеры и светильники из клееного картона. Внешне похоже на многократно отраженный в зеркалах номер совковой гостиницы пятидесятых годов.
Планы у учредителей нового клуба амбициозные: они жаждут охватить все виды искусств зараз. И книжный магазин устроить, и поэтические вечера проводить, и концерты заделать, и театральные постановки привозить, и Тома Вейтса пригласить. Чем-то похоже на то, как начинался московский «Проект О.Г.И.». Ну, что же! Неудивительно: из четверых учредителей «Платформы» двое из «О.Г.И.», прочие – неизвестный спонсор и модный писатель Вячеслав Курицын.
Если последние упомянутые четыре клубных места города можно отнести к разряду публичных творческих мастерских, то бар-клуб «Пурга» – самый что ни на есть артистический, только не деятельный, а отдыхательный. Сюда приходят известные люди, чтобы спрятаться или снять стресс при помощи танца и розыгрыша. Действительно, персонал «Пурги» живет настолько своим тесным мирком, что зачастую не узнает знаменитостей в лицо. Например, недавно официантка «Пурги» не узнала Константина Хабенского, чем очень польстила ему.
Мир «Пурги» – организовали бывшие театральные художники и режиссер. Каждую ночь в клубе отмечают Новый год с фейерверками, шампанским от хозяев клуба, елкой, чернокожим Дедом Морозом и официантками-зайками. Оформление клуба похоже на безумное новогоднее чаепитие – с Путиным в заячьих ушах, с порнографическими механизмами из железа и гвоздей, с луной в виде женской груди и многими-многими другими ?мульками». И года не хватит, чтобы все разглядеть. Да, и пространства в «Пурге» немного: какие-то детали интерьера клуба становится возможным разглядеть только под утро, когда посетители расходятся по домам.
Помимо известных артистов разных жанров «Пургу» любят посещать и бизнесмены с творческой жилкой. Им ничего не стоит принять участие в каком-нибудь гей-пати или во вручении «Пурговского Оскара». Средний возраст посетителей клуба – от 28 и до бесконечности. Агрессивные и скучные здесь не приживаются…
Обстоятельные бизнесмены и яппи-нувориши предпочитают просаживать деньги в элитных заведениях города: клубах «Jet Set», «Онегине», «Аbsinth Сlub», «Jacata», «F C Lounge», «Che». Перечень подобного рода клубов можно продолжать до бесконечности. Главное знать, если название клуба пишется по-латински – клуб элитен. Как правило, программа в подобного рода заведениях не отличается особенной оригинальностью: ди-джеи отечественные, диджеи привозные, танцпол, кальян, высокий ценник и распальцованное обслуживание.
Пожалуй, самый живой из вышеупомянутых заведений – ресторан-клуб «Che». Каждый вечер в нем звучит живая музыка: играют джаз. Правда, своеобразный: претензии к музыкальной программе у содержателей заведения оригинальны. Бывает так, что какую-либо музыкальную группу лишают ритм-секции в лице барабанщика: мол, нашему клубу нужен релакс.
Но и без барабанов в «Che» достаточно проблематично услышать визави за столиком: шумовой уровень здесь выше порога восприятия. Тем не менее завсегдатаев у клуба предостаточно. Они пьют дорогие напитки, кушают торты и… демонстрируют свою принадлежность к касте избранных.
«F C Lounge» – также клуб-ресторан. Это первое в России заведение, входящее в международную сеть фэшн-ТВ-клубов-ресторанов: на многочисленных телевизионных экранах здесь беспрерывно демонстрируют модные коллекции одежды. Официантами в «F C Lounge» являются модели, одетые дизайнером Анной Бродской. Меню меняется в зависимости от дня недели: сегодня оно итальянское, завтра – французское, послезавтра – японское. По четвергам играют джаз. Иногда устраивают модные показы и тематические вечеринки… Чинно и уютно – для тех, кому удобен хай-тек.
«Онегин», «Аbsinth Сlub», «Jacata» – близнецы-братья. Богатое оформление для пробуждения фантазии у особенно расслабившихся посетителей. Диджеи, лаунж, хаус, непростая кухня, сигары и вход по клубным картам. Все это интригует… но исключительно своей элитностью и закрытостью.
Самым дорогим клубным проектом Петербурга считается «Jet Set». Вход в него оформлен с подъездом: в дни модных вечеринок гостей встречает целая армия швейцаров. Внутренности клуба наводят на мысль, что организаторы так долго медитировали по поводу того, как сделать клуб самым дорогим, что заблудились в космических далях и ныне не имеют представления, на каком свете и в какой стране находятся. Интерьер «Jet Set» эклектичен невероятно: китайские панно, кальяны, обслуживающий персонал в одеждах мусульманских праведников, а название клуба отсылает к британскому высшему свету.
Музыкальная программа «Jet Set» оригинальностью не отличатся: все те же диджеи… Оригинальны, пожалуй, лишь цены, о существовании которых ты мог бы узнать лишь по примерам со сложными величинами из учебников высшей математики.
Санкт-Петербург,
специально для «Бликов»