А Я ЛЮБЛЮ ВОЕННЫХ. КРАСИВЫХ, ЗДОРОВЕННЫХ…

Игорь СОКОЛОВСКИЙ

РЕЙТИНГ ВНЕДОРОЖНИКОВ С ОБЪЕМОМ ДВИГАТЕЛЯ 4,7–6 Л

КОГ­ДА ИЗ ОГ­РОМ­НО­ГО ША­РА­БА­НА, СМУТ­НО НА­ПО­МИ­НА­Ю­ЩЕ­ГО АВ­ТО­БУС, ОД­НО КО­ЛЕ­СО КО­Т­ОРО­ГО БОЛЬ­ШЕ, ЧЕМ ЦЕ­ЛАЯ «ОКА», ВЫ­ПАР­ХИ­ВА­ЕТ СУ­ЩЕ­СТ­ВО ЖЕН­СКО­ГО ПО­ЛА КА­КО­ГО-НИ­БУДЬ 42-го РАЗ­МЕ­РА, ДВИ­ЖЕ­НИЕ ВО­КРУГ ЗА­МИ­РА­ЕТ…

МА­ШИН­КА ДЛЯ ДО­ЧЕ­РИ

Боль­шие ма­ши­ны мод­ны бы­ли все­гда, в Рос­сии – осо­бен­но. Это да­же не при­знак бла­го­со­сто­я­ния, а ско­рее от­ра­же­ние мен­та­ли­те­та. Рус­ский че­ло­век, да еще и при день­гах, в си­лу ши­ро­ты сво­ей ду­ши не ста­нет вы­счи­ты­вать ко­ли­че­ст­во «по­жи­ра­е­мых» ли­т­ров на 100 ки­ло­ме­т­ров про­бе­га, и уж тем бо­лее во сколь­ко они ему обой­дут­ся. Ско­рее бу­дет до­тош­но изу­чать ко­ли­че­ст­во се­кунд, тре­бу­е­мых для раз­го­на до 100 ки­ло­ме­т­ров в час.
А уж ког­да объ­ем дви­га­те­ля ав­то­мо­би­ля пе­ре­ва­ли­ва­ет за 4,5 ли­т­ра, а его це­на – за $50 ты­сяч, во­прос эко­но­мич­но­с­ти, при­чем не толь­ко в рос­сий­ских ус­ло­ви­ях, и во­все от­па­да­ет сам со­бой. Но и се­кун­ды – ни­что по срав­не­нию с тре­бо­ва­ни­я­ми мо­ды. У нее, как из­ве­ст­но, свои за­ко­ны. И свои тре­бо­ва­ния.
А она тре­бу­ет, что­бы пред­по­чте­ние от­да­ва­лось Hummer`у. Имен­но эта ма­шин­ка са­мая мод­ная сей­час. Ее по­ку­па­ют обыч­но как иг­руш­ку на вы­ход­ные. Ес­ли вы с по­не­дель­ни­ка по пят­ни­цу рас­се­ка­е­те на слег­ка уд­ли­нен­ном «мер­се», то каж­дый день на ра­бо­ту на та­кой ез­дить не поз­во­ля­ет эти­кет – уж боль­но у Hummer`а ус­т­ра­ша­ю­щий вид.
Но то, что не под­хо­дит вам, сго­дит­ся до­мо­чад­цам. Имен­но об­лик мон­ст­ра как нель­зя кста­ти при­го­дит­ся для из­во­за от­пры­с­ков по буд­ням.
Са­мое ин­те­рес­но, что боль­шие ма­ши­ны в хо­ду не толь­ко у муж­чин. Сла­бый пол, ли­бо сам, ли­бо при по­мо­щи сво­их му­же­ст­вен­ных по­ло­вин, хоть и мед­лен­но, но не­у­клон­но об­за­во­дит­ся ог­ром­ны­ми ша­ра­ба­на­ми – бла­го они лег­ки в уп­рав­ле­нии. И спра­вить­ся с ни­ми мно­го лег­че, чем с три­ви­аль­ны­ми «Жи­гу­ля­ми».

ПОН­ТЫ ДО­РО­ЖЕ ДЕ­НЕГ

Имен­но та­ким прин­ци­пом дол­жен ру­ко­вод­ст­во­вать­ся каж­дый ав­то­мо­биль­ный мод­ник, ког­да вста­ет во­прос не о по­куп­ке ав­то­мо­би­ля, что­бы на нем ез­дить, а о том, что­бы стать джи­пе­ром.
Са­мым мод­ным, как мы уже ска­за­ли, ос­та­ет­ся Hummer. Он проч­но дер­жит ли­дер­ст­во вто­рой год, от­тес­нив на зад­ний план и Mercedes G-klass`а, и да­же BMW X5. Эти ма­шин­ки – очень боль­шие ав­то­мо­би­ли. Их вну­т­рен­ние ин­те­рь­е­ры пра­виль­нее бы­ло бы на­звать не са­ло­на­ми, а ка­ю­та­ми. Ра­зу­ме­ет­ся, пер­во­го клас­са. И в них есть все, на что при­вык рас­счи­ты­вать бо­га­тый кли­ент.
Срав­ни­вать их – за­ня­тие не­бла­го­дар­ное. Мы, ра­зу­ме­ет­ся, этих «во­ен­ных-здо­ро­вен­ных» по­счи­та­ли. Не ба­лов­ст­ва ра­ди, а из лю­бо­пыт­ст­ва. Не для то­го, что­бы оп­ре­де­лить, кто кру­че. А что­бы уз­нать, кто бы­с­т­рее из кру­тых, из са­мых кру­тых. Но под­сче­ты эти, хоть и не умо­зри­тель­ны, но от­но­си­тель­ны. Не­кий до­пол­ни­тель­ный штри­шок, еще од­на де­таль пе­ред окон­ча­тель­ным вы­бо­ром.
А вот что­бы его сде­лать, что­бы вы­брать се­бе «дру­га», у ко­то­ро­го объ­ем дви­га­те­ля за­шка­ли­ва­ет за 4,5 ли­т­ра, нуж­но се­рь­ез­но по­ра­бо­тать над со­бой. По­то­му как на­до по­нять и то, что имен­но хо­чешь, и то, как при этом хо­тел бы вы­гля­деть.

ПО­ЛО­ВАЯ ПРИ­НАД­ЛЕЖ­НОСТЬ

Один мой зна­ко­мый не­мец, всю жизнь про­ра­бо­тав­ший в кон­ст­рук­тор­ском бю­ро Mercedes-Benz (на впол­не при­лич­ном по­сту), ис­крен­не по­ла­гал, что у ав­то­мо­би­ля есть не толь­ко стиль и ха­рак­тер, но и пол. И, в об­щем-то, без тру­да мог оха­рак­те­ри­зо­вать че­ло­ве­ка по то­му ав­то­мо­би­лю, ко­то­рый он вы­брал. На­до ска­зать, до­воль­но точ­но.
Ав­то­мо­биль на рос­сий­ских до­ро­гах дав­но пре­вра­тил­ся в сво­е­об­раз­ную ви­зит­ную кар­точ­ку вла­дель­ца. И рас­ска­жет о нем боль­ше, чем он сам, и да­же то, что хо­зя­ин пред­по­чел бы скрыть. Здесь со­бра­но все – и ма­не­ра ез­ды, и об­раз, и стиль жиз­ни, и со­сто­я­ние ду­ши. Ну, и бан­ков­ско­го сче­та, ра­зу­ме­ет­ся. Рав­но как и то, име­ет­ся ли он в прин­ци­пе.
Об­лик пред­став­лен­ных в рей­тин­ге ма­шин, не­со­мнен­но, спо­со­бен вы­звать очень силь­ные эмо­ции. При­чем не все­гда по­ло­жи­тель­ные. Од­ни за­во­ра­жи­ва­ют, как Lexus LX470, дру­гие, как BMW X5 или Mercedes G55 AMG, вы­зы­ва­ют за­висть, Lincoln Navigator, как и Hummer, ско­рее пу­га­ет. Nissan Patrol и Toyota Land Cruiser спо­соб­ны вы­звать чув­ст­во, ко­то­рое срод­ни спор­тив­ной гор­до­с­ти. А Dodge Durango и Chevrolet Tahoe, воз­мож­но, сви­де­тель­ст­ву­ют о же­ла­нии хоть не­мно­го быть ис­клю­чи­тель­ны­ми. Это ведь еще Ле­о­нар­до да Вин­чи ска­зал, что ан­ге­ла от смерт­но­го мож­но от­ли­чить толь­ко по де­та­лям…

Место Марка Итоговый балл К1 К2 К3 К4 К5 К11 К12
Q:V (L1xL2xL3):m1 Q:t S:V S:Q Fkp:m1:t (SxSxL2xL3):Q
1 BMW X5 4.8iS1 7,667 0,750 7034,699 59,016 51,271 0,683 8,926 552,372
2 Mercedes G55 AMG 5,996 0,875 6234,127 85,000 38,610 0,441 8,151 314,703
3 Nissan Patrol GR 4.8 4,462 0,514 7926,358 22,685 39,924 0,775 5,508 527,524
4 Lincoln Navigator 5.4 V8 AMG 4,122 0,431 8576,750 20,086 35,165 0,815 4,720 613,312
5 Toyota Land Cruiser 100 VX 4.7 3,766 0,503 7891,507 21,962 37,521 0,744 4,722 475,300
6 Lexus LX 470 4.7 V8 3,568 0,501 7163,351 26,000 37,521 0,747 4,212 469,714
7 Chevrolet Tahoe V8 5.3 3,367 0,512 9663,601 22,750 31,912 0,622 5,802 429,083
8 Ford Expedition 5.4 V8 4WD 2,524 0,488 7973,218 26,400 33,314 0,681 2,261 462,246
9 Dodge Durango 5.9 SLT AWD 2,463 0,424 7320,697 23,809 30,534 0,720 3,831 423,175
10 Hummer H2 2,135 0,529 6757,860 31,287 26,646 0,503 5,848 326,296

Итоговый балл был определен как сумма соответствующих отнормированных по 10-балльной шкале коэффициентов.
При этом минимальному значению коэффициента в каждой группе присваивался «0», максимальному – «10».
Например, максимальный (мах) показатель работы двигателя (К1) равен 0,875 – у Mercedes G55 AMG, минимальный (min) – 0,424 – у Dodge Durango 5.9 SLT AWD. Соответственно Mercedes G55 AMG и Dodge Durango 5.9 SLT AWD получили 10 и 0 баллов.
Для того чтобы рассчитать баллы автомобилей, которые по эффективности работы двигателя находятся между 0,875 и 0,424, был найден натуральный вес (W) одного пункта шкалы измерений: W=(max-min)/10=(0,875 – 0,424)/10= 0,0451.
Далее вычисляется нормированный коэффициент каждого автомобиля (К1/n): K1/n=(N-min)/W, где N – натуральный коэффициент каждого автомобиля.
Например, для BMW X5 4.8iS : K1/n = (0,750-0,424) / 0,0451 = 7,22.
И так далее по всем показателям.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНЕДОРОЖНИКОВ С ОБЪЕМОМ ДВИГАТЕЛЯ 4,7–6 Л

Марка машины

 

Начало производства

Количество дверей/мест Рабочий объем двигателя Мощность (л.с.) Крутящий момент (Н.м.) (куб. см.) Максимальная скорость (км/ч) Разгон с места до 100 км/ч Длина (мм) Ширина (мм) Высота (мм) Колесная база Размер шин Клиренс (мм) Снаряженная масса автомобиля (кг) Допустимая полная масса автомобиля (кг) Объем топливного бака (л) Условный расход топлива на 100 км (л) – Смешанный цикл Бензин Привод* Трансмиссия Примерная цена в автосалонах Москвы ($)

BMW X5 4.8iS

2004… 5/5 4798 360 500/3500 246 6,1 4667 1925 1707 2820 275/40 R20 175 2180 2685 93 14,9 Au95 Ap АКПП-6 140 200

Mercedes G55 AMG

2000… 5/5 5439 476 700/2650 210 5,6 4680 1760 1930 2850 285/ 55 R18 220 2550 3200 96 16,3 Au95 Ap АКПП-5 156 038
Nissan Patrol GR 4.8 2002… 5/7 4759 245 400/3600 190 10,8 5070 1930 1855 2970 275/70 R16 220 2290 2850 95 18,2 Au95 ApH АКПП-5 65 500
Lincoln Navigator 5.4 V8 AMG 1997… 5/9 5403 233 441/3000 190 11,6 5200 2030 1950 3020 245/75 R16 220 2400 н/д 114 н/д Au92 Ap АКПП-4 96 800
Toyota Land Cruiser 100 VX 4.7 1998… 5/8 4664 235 434/3400 175 10,7 4890 1940 1880 2850 275/70 R16 220 2260 3260 96 16,6 Au95 Ap АКПП-4 74 900
Lexus LX 470 4.7 V8 1997… 5/8 4664 234 434/3400 175 9,0 4890 1940 1850 2850 265/70 R16 275/65 R17 220 2450 3260 96 н/д Au95 Ap АКПП-5 111 800
Chevrolet Tahoe V8 5.3 1999… 5/5 5327 273 427/4000 170 12,0 5052 2068 1960 2946 265/70 R16 н/д 2119 3084 98 15,4 Au92 ApH АКПП-4 54 900
Ford Expedition 5.4 V8 4WD

2003… 5/9 5403 264 475/2500 180 10,0 5197 1996 1887 3025 265/60 R17 200 2455 н/д 106 н/д Au92 Ap АКПП-4 56 700
Dodge Durango 5.9 SLT AWD 1997… 5/8 5895 250 454/3200 180 10,5 4910 1810 1804 2944 235/75 R15 200 2190 2903 95 н/д Au95 Ap АКПП-4 69 800
Hummer H2 2002… 4/4 5967 316 488/4000 159 10,1 4820 2063 1977 3118 LT315/70 R17 267 2909 3901 121 21,4 Au95 Ap АКПП-4 104 800

*Ap – постоянный полный привод на все колеса, ApH – полный привод с отключаемым приводом передних колес.

Как со­став­лял­ся рей­тинг

При со­став­ле­нии рей­тин­га ис­поль­зо­ва­лись сле­ду­ю­щие тех­ни­че­с­кие ха­рак­те­ри­с­ти­ки ав­то­мо­би­лей:
– объ­ем дви­га­те­ля в ку­би­че­с­ких сан­ти­ме­т­рах (V);
– мощ­ность в ло­ша­ди­ных си­лах (Q);
– раз­ме­ры ав­то­мо­би­ля: дли­на (L1), ши­ри­на (L2), вы­со­та (L3) в милли­ме­т­рах;
– сна­ря­жен­ная мас­са ав­то­мо­би­ля в ки­ло­грам­мах (m1), то есть сколь­ко ве­сит соб­ст­вен­но ав­то­мо­биль;
– вре­мя раз­го­на с ме­с­та до 100 км/ч в се­кун­дах (t);
– мак­си­маль­ная ско­рость (S), ко­то­рую мо­жет раз­ви­вать ав­то­мо­биль;
– кру­тя­щий мо­мент дви­га­те­ля (Fкр).
Для оп­ре­де­ле­ния са­мо­го ско­ро­ст­но­го вне­до­рож­ни­ка бы­ло вы­бра­но 10 ав­то­мо­би­лей с объ­е­мом дви­га­те­ля от 4,7 до 6 ли­т­ров и с ав­то­ма­ти­че­с­кой ко­роб­кой пе­ре­дач. При ран­жи­ро­ва­нии ис­поль­зо­ва­лись 7 из 13 ко­эф­фи­ци­ен­тов (пол­ный спи­сок ко­эф­фи­ци­ен­тов – см. «Бли­ки» #5 за 2004 год).
К1 = Q:V – по­ка­зы­ва­ет от­но­ше­ние вы­ра­ба­ты­ва­е­мой мощ­но­с­ти к ра­бо­че­му объ­е­му дви­га­те­ля. Чем вы­ше ко­эф­фи­ци­ент, тем луч­ше. Ведь боль­шой объ­ем дви­га­те­ля хо­рош не сам по се­бе, а толь­ко тог­да, ког­да име­ет ре­аль­ный ре­зуль­тат – зна­чи­тель­ную мощ­ность. В про­тив­ном слу­чае дви­га­тель бу­дет ра­бо­тать не­эф­фек­тив­но.
К2 = (L1xL2xL3):m – по­ка­зы­ва­ет от­но­ше­ние раз­ме­ров ав­то­мо­би­ля к его мас­се. Чем ко­эф­фи­ци­ент вы­ше, тем луч­ше. Это зна­чит, что боль­шая по га­ба­ри­там ма­ши­на ве­сит ма­ло. То есть кон­ст­рук­ция ку­зо­ва про­ду­ма­на луч­ше, его проч­ность и ре­сурс обес­пе­чи­ва­ют­ся мень­шим ве­сом «же­ле­за».
К3 = Q:t – по­ка­зы­ва­ет от­но­ше­ние мощ­но­с­ти ав­то­мо­би­ля к вре­ме­ни раз­го­на с ме­с­та до 100 км/час. Чем ко­эф­фи­ци­ент вы­ше, тем бы­с­т­рее ав­то­мо­биль.
К4 = S:V – по­ка­зы­ва­ет от­но­ше­ние мак­си­маль­ной ско­ро­сти ав­то­мо­би­ля к ра­бо­че­му объ­е­му его дви­га­те­ля. Чем вы­ше ко­эф­фи­ци­ент, тем луч­ше. Это зна­чит, что ра­бо­чий объ­ем дви­га­те­ля ис­поль­зу­ет­ся эф­фек­тив­но, он поз­во­ля­ет ма­ши­не раз­ви­вать боль­шую ско­рость.
К5 = S:Q – по­ка­зы­ва­ет от­но­ше­ние мак­си­маль­ной ско­ро­сти к мощ­но­с­ти дви­га­те­ля ав­то­мо­би­ля. Чем ко­эф­фи­ци­ент вы­ше, тем луч­ше. Это зна­чит, что мощ­ность ис­поль­зу­ет­ся ра­ци­о­наль­но.
К10 = (L1 x L2):(L3 x m2) – по­ка­зы­ва­ет от­но­ше­ние дли­ны и ши­ри­ны ав­то­мо­би­ля к его вы­со­те и до­пу­с­ти­мой пол­ной мас­се. Чем длин­нее и ши­ре ав­то­мо­биль, тем он ус­той­чи­вее и, ста­ло быть, бе­зо­пас­нее. Чем вы­ше ко­эф­фи­ци­ент, тем луч­ше: вы­хо­дит, кон­ст­рук­то­ры на­шли оп­ти­маль­ное со­че­та­ние га­ба­ри­тов с уче­том то­го, что ав­то­мо­биль бу­дет пре­дель­но на­гру­жен. Имен­но по­это­му в фор­му­ле фи­гу­ри­ру­ет не сна­ря­жен­ная мас­са ав­то­мо­би­ля, то есть соб­ст­вен­но вес ма­ши­ны, а до­пу­с­ти­мая пол­ная мас­са, то есть вес за­гру­жен­но­го ав­то­мо­би­ля.
К11 = 10-Fkp:m:t – по­ка­зы­ва­ет, на­сколь­ко эф­фек­тив­но ис­поль­зу­ет­ся мощ­ность дви­га­те­ля, де­мон­ст­ри­ру­ет от­но­ше­ние си­лы дви­га­те­ля ко вре­ме­ни, ко­то­рое тре­бу­ет­ся для раз­го­на сна­ря­жен­ной мас­сы ав­то­мо­би­ля.
К12 = (SxSxL2xL3):Q – ко­эф­фи­ци­ент аэ­ро­ди­на­ми­че­с­ко­го со­вер­шен­ст­ва ма­ши­ны (от­но­ше­ние ква­д­ра­та ско­ро­сти, по­мно­жен­но­го на дли­ну и ши­ри­ну ав­то­мо­би­ля, к вы­ра­ба­ты­ва­е­мой мощ­но­с­ти). По­ка­зы­ва­ет, на­сколь­ко эф­фек­тив­но ис­поль­зу­ет­ся мощ­ность дви­га­те­ля при пре­одо­ле­нии ав­то­мо­би­лем со­про­тив­ле­ния воз­ду­ха.