Елена ПРОГОНОВА
«Мое отношение к сотрудникам определяется простым принципом – строго, но справедливо. Самое главное –
это хорошая рабочая атмосфера. Коллектив ведь все очень тонко чувствует, все понимает…»
Если у деловой женщины нет времени на себя, нет возможности стоять в листе ожидания к полюбившемуся мастеру, а качество услуг случайного салона не устраивает, что делает бизнесвумен?
Правильно – открывает собственный салон.
О своем бизнесе рассказывает хозяйка салона «Новая Ливадiя» Валентина Федорова.
ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА, ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА ИДЕЯ ЗАНЯТЬСЯ
ИМЕННО «КРАСИВЫМ» БИЗНЕСОМ, ОТКРЫТЬ СОБСТВЕННЫЙ САЛОН?
– По профессии я экономист, больше 30 лет проработала в «Ингосстрахе». Четыре года назад ушла с должности начальника экономического управления. Сколько себя помню, времени на себя всегда не хватало. А вот в этой сфере, как мне казалось, на себя время я уж точно найду.
А потом мне всегда было как-то обидно за деловых женщин, которым вечно не хватает времени на все. Потому что в одном салоне хорошо стригут, в другом отличный косметолог. Но ведь туда-сюда не набегаешься. Это я знала по собственному опыту. А мне хотелось, чтоб было такое место, куда деловая женщина, действительно занятая на работе, могла бы прийти и найти все, что ей нужно, в одном месте. Вот мне хотелось сделать такое предприятие.
У КАЖДОЙ ЖЕНЩИНЫ БЫВАЕТ ТАКОЙ ПЕРИОД, КОГДА ХОЧЕТСЯ
ПОЖИТЬ ДЛЯ СЕБЯ. А ВЫ В ЭТО ВРЕМЯ РЕШИЛИ НАЧАТЬ СВОЙ
БИЗНЕС С НУЛЯ. КАК ТАК?
– Видите ли, я всегда прекрасно понимала, что этот бизнес сопряжен с большими трудностями. Но я всю жизнь была так загружена на работе, что для семьи это прошло совершенно незамеченным. Просто так плавно перетекла в бизнес… В свои 26 лет я уже возглавляла экономический отдел на литейном предприятии. А в салоне все начинала с нуля. Вплоть до того, что здание новое построили. Особняк возведен по чертежам Баженова. Дом не является памятником архитектуры, но он очень удачно вписался в архитектуру Замоскворечья. Мне так повезло, что удалось найти здесь место.
МЕСТО БЫЛО ВЫБРАНО СРАЗУ, А ПОТОМ УЖЕ ПОЯВИЛАСЬ ИДЕЯ
ОТКРЫТЬ САЛОН? ИЛИ СНАЧАЛА ВСЕ-ТАКИ СХЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ РИСКОВ, ВЛОЖЕННЫХ СРЕДСТВ?
– Сначала была, конечно же, идея. Причем я думала не столько даже о салоне красоты, сколько об оздоровительном центре. Такое место, куда бы человек, не важно мужчина или женщина, мог бы прийти – и забыть обо всем. Где можно было бы отдохнуть, расслабиться, привести себя в порядок. А здесь был такой бетонный мешок – и все.
В результате я все придумала сама. Я ведь несостоявшийся архитектор. Еще в детстве окончила художественную школу, даже поступала в Ленинградский инженерно-строительный институт, на архитектурный факультет, но по конкурсу не прошла.
А здесь решила себе в удовольствие сделать все, как я хочу, по своим задумкам. Ведь желание в этом новом деле реализоваться было огромное.
Ну, а дальше пошли финансовые вопросы, кредиты, проценты. Постепенно подобрала персонал, закупила оборудование. А с 2001 года мы стали работать уже как салон.
НО У ВАС ЖЕ НЕ БЫЛО СОВСЕМ НИКАКОГО ОПЫТА. КАК СПРАВИЛИСЬ?
– Конечно, в этой сфере у меня практического опыта не было. Но зато у меня был опыт работы экономистом. И потом многое удавалось делать интуитивно. Поэтому и сейчас в этом предприятии и сердце мое, и душа моя.
А КАКИЕ БЫЛИ ТРУДНОСТИ?
– Поначалу очень трудно было с персоналом. Понимаете, это такая отрасль… Здесь работает очень много приезжих. А тут еще проценты по кредитам, финансовые тиски. Приходилось тяжело. Работали по 12 часов, но было очень интересно. Но через это проходит каждый, кто начинает заниматься бизнесом.
В МОСКВЕ ОЧЕНЬ МНОГО САЛОНОВ КРАСОТЫ. КАК ВАМ УДАЛОСЬ
НАЙТИ СВОЕ МЕСТО СРЕДИ НИХ?
– У меня свой принцип. Я не хожу по другим салонам и не смотрю, кто и как работает. У меня немножко другая концепция. Я выстраиваю работу в соответствии со своими представлениями. И для меня главное – создать в салоне благоприятную, легкую атмосферу. Здесь работают профессиональные люди, здесь прекрасные косметические линии и хорошее оборудование, здесь уютно и чисто. Вот из таких простых, но основополагающих элементов все и складывается.
ЗАНИМАЯСЬ ЭТИМ БИЗНЕСОМ, ВЫ, НАВЕРНОЕ, СТАЛИ ЛУЧШЕ РАЗБИРАТЬСЯ В КОСМЕТОЛОГИИ?
– Я не косметолог и никогда им не буду, поскольку для этого нужно быть врачом-дерматологом. А это значит, что нужно учиться лет пять-шесть. Но постепенно я сама начала разбираться во многих вопросах. Все косметологи, которые работают здесь, имеют специальное медицинское образование. У меня полный контакт с персоналом, мы работаем как единая команда.
ВЫ ДОБИЛИСЬ ТОГО, ЧЕГО ХОТЕЛИ? У ВАС ПОЯВИЛОСЬ ВРЕМЯ НА
СЕБЯ?
– По большому счету, да. Я уже сейчас могу позволить себе недельку отдыха, причем в любое время. Могу заняться, наконец, своим здоровьем, да и вообще тем, до чего раньше руки просто не доходили. Но все равно я ежедневно контролирую работу персонала.
КАК ВЫ ПРИВЛЕКАЕТЕ СВОИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ? НА
ЧТО СЕГОДНЯ СТРЕМИТЕСЬ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?
– В первую очередь, это культура обслуживания. Я неоднократно была за рубежом – в различных SPA-центрах. И многое из того, что видела там, постаралась привнести в свой салон. Где-то мне приглянулся интерьер, где-то обратила внимание на процедуры и оборудование. Но вот то, что я отмечала везде, так это отношение персонала к клиентам, манера общения. Ведь нас посещают очень разные люди, и практически все без исключения особенно не располагают свободным временем. По моим наблюдениям, среди них нет таких, кто бы был занят только собой или своей семьей. Это все люди работающие, которые приходят, как правило, вечером. Мы это понимаем и стараемся скорректировать часы работы салона в соответствии с запросами клиентов. То же самое относится и к качеству обслуживания, потому что клиенты у нас крайне требовательные. А это значит, что инструмент должен быть не просто чистым, а стерильным, и косметика – лучшей.
А КАК ВЫ ОПРЕДЕЛЯЕТЕ, ЧТО КОСМЕТИКА – ЛУЧШАЯ?
– Это не нужно определять. Это можно понять очень просто – достаточно одной процедуры. К тому же у меня профессиональные помощники. В выборе косметических средств мне помогает известный косметолог Невинская Татьяна Викторовна, директор центра сертификации. Мы с ней очень давно дружим, и она помогала мне с самого начала – и делом, и советом. В принципе, ее помощь, наверное, была определяющей. Я ее в свое время заразила своим азартом, желанием сделать не просто салон, а центр релаксации, где можно не только тело в порядок привести, но и отдохнуть от забот.
КАК УДАЕТСЯ ПОДДЕРЖИВАТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ НА ДОЛЖНОМ УРОВНЕ? КАК ВЫ РАЗВИВАЕТЕ ЕГО?
– Этот год – первый, когда мы получили прибыль от основной деятельности. До этого только рассчитывались с долгами. Так что теперь появилась возможность выделять деньги на развитие бизнеса. Мы покупаем новую косметику, дополнительное оборудование. В нашем бизнесе очень важна ценовая политика. Необходимо очень трезво определить уровень цен. Не стоит их завышать, но и занижать – тоже лишнее. Вполне естественно, что расценки в добротном салоне, в котором работают мастера-профессионалы высокого уровня, отличаются от расценок районной парикмахерской.
КАК СКЛАДЫВАЮТСЯ ВАШИ ОТНОШЕНИЯ С ПЕРСОНАЛОМ?
– Мое отношение к сотрудникам определяется простым принципом – «строго, но справедливо». Самое главное – это хорошая рабочая атмосфера. Коллектив ведь все очень тонко чувствует, все понимает. Поэтому обучению сотрудников мы уделяем очень большое внимание. Ведь что важно? Чтобы персонал был не только профессионален, но еще и вежлив с клиентом, а администраторы умели четко и грамотно рассказать о предоставляемых нами услугах, что-то объяснить при необходимости. И эта работа не проходит даром. Мне очень часто клиенты говорят, что в салоне прекрасная атмосфера – аура хорошая и девочки замечательные, а руки у них просто золотые.
ЧТО, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ УСПЕХА ЛЮБОГО САЛОНА КРАСОТЫ. КАК СДЕЛАТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ НЕ ТОЛЬКО
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ КЛИЕНТОВ, НО ИНТЕРЕСНЫМ И ЖЕЛАННЫМ МЕСТОМ РАБОТЫ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ?
– Любая услуга или процедура должна быть, с одной стороны, приятна и необходима клиенту, а с другой – рентабельна для салона. Здесь необходимо соблюсти баланс. Потому что можно что-то сделать в угоду клиенту, но тогда салон будет терпеть убытки. Но отсутствие прибыли означает невозможность обновить оборудование, послать сотрудников на стажировку, приобрести новейшие косметические средства. А это все пойдет опять же во вред клиенту.
Нужно, чтобы сотрудники были загружены, чтобы их устраивало их рабочее место, их профессиональный уровень и уровень их зарплат. У нас персонал постоянно чему-то учится – на курсах, в медицинских институтах, друг у друга, чему-то даже у клиентов. Мы устраиваем специальные вечера, куда приходят наши клиенты – все это расширяет круг наших друзей и работает на коллектив. Ведь мы не только причесываем клиента и делаем ему массаж. Мы здесь живем.