Ирина КВАТЕЛАДЗЕ
Фото Олега ЛАЗАРЕВА
«ЛЮБОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ЗАНИМАЮЩЕМУСЯ БИЗНЕСОМ, ВСЕ ВРЕМЯ ХОЧЕТСЯ ЗАРАБОТАТЬ. У МЕНЯ ТОЖЕ ЕСТЬ ТАКОЕ ЖЕЛАНИЕ – ЗАРАБОТАТЬ БЫСТРО И МНОГО. НО ЕСТЬ ЕЩЕ И ПЛАНКА, КОТОРУЮ САМ ДЛЯ СЕБЯ УСТАНОВИЛ, ЕСТЬ РЕПУТАЦИЯ, ИМИДЖ НАКОНЕЦ.
ИМИДЖ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ».
ОЛЬГА ИВАНОВНА, СКОЛЬКО ЛЕТ ВЫ В БИЗНЕСЕ? И ЧТО БЫЛО ДО
БИЗНЕСА?
– 14 лет, с 1991 года. А до этого я преподавала историю в Университете имени Баумана. Я педагог, это мое призвание. И всю свою разумную жизнь я посвятила этому. Сначала я закончила педагогическое училище, затем – педагогический институт, аспирантура. Защитила кандидатскую диссертацию. По специальности я преподаватель истории, доцент.
ТО, ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ СЕЙЧАС, ЭТО ФАКТИЧЕСКИ НОВАЯ
ПРОФЕССИЯ. ОНА НЕ РАЗОЧАРОВАЛА? ТЕМ БОЛЕЕ ЕСЛИ ПРИЗВАНИЕ – БЫТЬ ПЕДАГОГОМ.
– Нет, ни в коем случае. К тому же это нельзя назвать новой профессией. Издательство, которое я возглавляю, занимается учебно-методической литературой, и в первую очередь для педагогических вузов и педагогов всех уровней. Мы выпускаем такие книги, которые не всякое издательство возьмет на себя смелость издавать. Наш бизнес требует очень высокого профессионализма прежде всего в области образования. Так что и вся моя жизнь в бизнесе также связана с образованием. Это фактически продолжение прежней профессии, на новом, более высоком уровне.
В ЧЕМ РАЗНИЦА?
– В том, что раньше я озвучивала свои знания перед студентами, а сейчас я обеспечиваю педагога методической литературой, а студентов учебниками, чтобы учебный процесс состоялся. И мой педагогический опыт, накопленный ранее, очень важен. Опираясь на него, я знаю, что нужно педагогу, чтобы уверенно войти в любую аудиторию – и в студенческую, и в школьную. И знаю также, что нужно студенту, чтобы слушать преподавателя и правильно его воспринимать. Иначе говоря, мы создаем условия для креативного сотрудничества студентов и преподавателей, школьников и учителей.
Стоит заметить, что для того чтобы предлагать учебники и учебно-методические пособия такой аудитории, с которой работаем мы, нужно очень хорошо знать существующую систему образования. Без этого знания издавать учебную литературу невозможно. Существует такое расхожее мнение, что человеку всегда нужно учиться и лечиться. Поэтому якобы лекарства и учебники – это беспроигрышный вариант бизнеса. И многие действительно так думают, и даже начинают издавать учебники. Только вот не у всех это получается.
Издавать учебники – это очень тонкое дело. Нужно знать вузовские и школьные образовательные стандарты, учебные планы, ученых, которые работают в этой области. Нужно знать авторов наконец. А для этого нужно быть своим человеком в профессорско-преподавательской среде и понимать значимость каждого из них в науке, что совсем непростая вещь. Для чего это нужно? Почему без этого не обойтись? – Для того, чтобы выбрать того автора, чей учебник будет жить долго и через десять или даже пятнадцать лет не устареет, не потеряет своей значимости и актуальности. Я вообще считаю, что в учебном книгоиздании успешными могут быть только те люди, которые до этого долгое время работали в сфере образования.
НО ВЕДЬ ЭТО ОГРОМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…
– Разумеется. Тем более сейчас! Раньше эту ответственность брало на себя государство, то есть Министерство образования. Именно такой гриф получили все учебники, предварительно пройдя многоступенчатую экспертизу. Сейчас экспертизу вузовских учебников проводят УМО – Учебно-методические объединения. Их более семидесяти. Они по разным специальностям, и базируются они в разных вузах.
Надо признать, что эти методические объединения очень разные. В каких-то учебник действительно могут прочитать, написать хорошую, грамотную рецензию, сделать полезные замечания, что очень важно для качества его содержания. Но иногда данная процедура бывает очень и очень формальной. А для меня как издателя важно не столько даже получение грифа, сколько качественное содержание учебников. У издательства «Владос», которое я возглавляю, есть репутация, есть совершенно определенный имидж высоко профессионального издательства, выпускающего качественную учебную литературу, и я не могу с ним вольно обращаться. Мы не можем вдруг начать издавать шпаргалки, решебники или что-нибудь в этом роде. Педагоги, а это основная наша аудитория, знают, что учебник «Владоса» – это высокое качество. И если ко мне в издательство приходит, допустим, маститый автор с громким именем и не очень удачным текстом, то я от всех своих сотрудников требую: «Вот что хотите делайте, но он должен уйти от нас, удовлетворенный нашим отказом» (смеется). Потому что мне не нужно, чтобы он ушел обиженным и расстроенным. Но и репутацию – и свою, и его – я тоже портить не хочу. Ведь мы, прежде чем что-то издать, проводим многочисленные экспертизы, отдаем рукописи на рецензии, тратим на это время и деньги. Тогда как гриф получить совершенно не составляет проблемы: заплатил и получил. Но ведь нельзя, чтобы страдало качество.
ЛЮДИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ БИЗНЕСОМ, ЧАСТО ПРИЗНАЮТСЯ, ЧТО
ПОСТОЯННО ЧЕМУ-ТО УЧАТСЯ – ПОТОМУ ЧТО ЭТО ВАЖНО И НЕОБХОДИМО ДЛЯ БИЗНЕСА. ЧЕМУ УЧИТЕСЬ ВЫ?
– Я вот про себя такого сказать не могу. Я имею наглость нигде не учиться. Меня учит сама жизнь в бизнесе. Учусь всему и постоянно. Мой бизнес тем и замечателен, что позволяет ежедневно общаться с самыми разными творческими людьми. Вот была недавно на вручении премии «Лица года». Сама победила в номинации «Издатель года-2005». Рядом со мной за одним столом был другой номинант – режиссер Владимир Хотиненко. О чем говорили? О многом. В том числе и об учебниках. Прощаясь, оба поняли, что чему-то важному научились друг у друга.
Другой аспект проблемы чисто деловой: сотрудников своих на курсы и всевозможные обучающие конференции посылаю регулярно. Это действительно очень важно и нужно для дела: чтобы быть постоянно, что называется, на волне, знать о том, что происходит в образовании, какие изменения намечаются, пусть даже минимальные. Ведь мы же, как я уже сказала, обеспечиваем учебный процесс учебниками и методическими пособиями. И не среагировать на изменения означает просто уйти с рынка.
Что же касается стандартных направлений, маркетинга например, то это не совсем нам интересно, так как у нас все-таки, я повторюсь, очень и очень специфический профиль. Мы, конечно, работаем с книготорговыми организациями, но в большей степени все-таки с конечным потребителем. Поэтому нам больше интересен промоушен, продвиженческие мероприятия: образовательные семинары, совещания, конференции, институты повышения квалификации, вузы, постоянно действующие выставки в регионах, где мы представляем свою литературу.
Я же сама участвую только в каких-то действительно очень значимых мероприятиях – в конференции по Болонскому процессу, например. Или же в министерских совещаниях, посвященных образовательному процессу, в конкурсах. Например, в конкурсе «Лидеры в образовании», «Учитель года», «Лучшие школы России» и т.д. Это наша аудитория, это те люди, которых мы обеспечиваем нашей литературой.
КОНКУРС «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ» – ЭТО ВАЖНОЕ МЕРОПРИЯ-ТИЕ?
– Очень. Потому что поднимает профессию учителя на достойную высоту. Ну вот представьте себе: от учителя зависит будущее нашей страны, но при этом учителя – самая низкооплачиваемая категория населения. Между тем учительство – это ведь особая категория людей. Это люди, которые стремятся к постоянному самосовершенствованию. В какой-нибудь далекой деревне в промежутках между образовательным процессом учительница доит корову, чтобы прокормить себя и свою семью. Но когда у нее появляются деньги, по московским меркам, прямо скажем, чисто символические, то она идет покупать прежде всего методическую литературу. Потому что иначе ей никак нельзя, потому что иначе она детей учить не сможет. Сегодня быть учителем значит каждый день совершать подвиг. Кстати, сегодня состав школьных учителей изменился – помолодел.
КАКИМ ОБРАЗОМ?
– Еще два-три года назад учительскую аудиторию, и это на конкурсах «Учитель года» было очень и очень заметно, составляли в основном женщины в возрасте, которые вот-вот уйдут на пенсию. А в нынешнем году были все больше молодые люди – около тридцати лет и чуть старше. Они даже на празднике, а финал конкурса – это безусловный праздник, хотели говорить о своей работе, о своих проблемах. Они задавали вопросы, на которые чиновники не всегда могли ответить. Это уже не те немолодые женщины, которые всю жизнь отдали детям и которые научились терпеть. Это другое поколение, которое, напротив, требует к себе уважения и, более того, другого материального обеспечения.
НО ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО И У ВАС ТАКЖЕ ПОМЕНЯЛАСЬ АУДИТОРИЯ?
– Конечно. Они меньше покупают методическую литературу, а больше пользуются Интернетом. Им нужны другие пособия – с обобщенным учительским опытом, чтобы компенсировать недостаток своего. На то, чтобы долго и нудно штудировать толстые методические пособия, у них нет времени, им все нужно быстро и сейчас. Поэтому мы стали выпускать для них, например, конспекты уроков по одному предмету, но разных авторов – вот такая методическая литература пользуется у нового поколения учителей большим спросом.
В ЧЕМ РАЗНИЦА РАБОТЫ С МОСКОВСКИМ РЫНКОМ И С РЫНКОМ
РЕГИОНАЛЬНЫМ? КАК ВЫ ВООБЩЕ ОПРЕДЕЛЯЕТЕ ДЛЯ СЕБЯ
ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА?
– Мы с ними работаем, и мы их постоянно изучаем. Только рынок делится несколько иначе. Помимо московского есть еще питерский, региональные рынки других крупных городов – со своей спецификой. Там есть свои научные школы, и в тамошних вузах по московским учебникам учить студентов не станут – свои есть. Поэтому мы располагаем целым штатом специалистов, которые работают с региональными методическими кабинетами, постоянно участвуют в региональных выставках, в местных образовательных форумах. За каждым регионом закреплен специальный человек, который знает про него все, вплоть до того, чем «болеет рыжая собака у Марьи Ивановны», и который отвечает за продвижение нашей литературы в данном регионе. В вузовском образовании всегда были и остаются региональные аспекты, которые крайне важно знать.
ВЫ МОГЛИ БЫ КАК-ТО СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРАВИЛА УСПЕШНОГО
БИЗНЕСА?
– Если кто-нибудь когда-нибудь сможет сформулировать общие правила успешного бизнеса, то ему сразу Нобелевскую премию дадут (смеется).
А если говорить лично о себе, то это, прежде всего, качество. Даже если нас никто не контролирует, мы контролируем сами себя. Понимаете, любому человеку, который занимается бизнесом, все время хочется заработать. У нас тоже есть такое желание – заработать быстро и много. Выпустить, например, какой-нибудь ширпотреб (смеется).
Но есть еще и планка, которую мы сами для себя установили, есть репутация, имидж наконец. А имидж дороже денег.
У меня в издательстве шесть подразделений: экономисты, редакция, технический отдел, который занимается версткой, производственный отдел, который связан с типографиями, менеджеры, которые занимаются реализацией, и методисты, которые занимаются продвижением литературы в регионах. Каждую неделю на планерке кто-нибудь говорит: «А давайте выпустим шпаргалки! Так они хорошо идут! Денег заработаем». А я им в ответ: «А вы хотите, чтобы вам говорили: ну, «Владос» уже начал шпаргалки выпускать?» И они: «Не-е-ет…» Потому что когда приезжаешь в регионы, идешь на трибуну выступать, а из зала кто-нибудь из педагогов встает и начинает благодарить за хорошие учебники. И эти слова уважения, поверьте, дороже денег за быстро напечатанную однодневку. Понимаешь, что дни, да и ночи, нашего издательского труда превратились не просто в очередную книгу, а стали основой процесса образования и созидания личности. В конце концов можно и просто более прибыльный бизнес организовать, чем издательский. Но нам ведь это не интересно. Нам ведь интересно книжки издавать (улыбается). Почему? Потому что за очередным текстом мы всегда видим людей, которым он нужен. Чем более высокого качества учебники мы будем издавать, тем более высококвалифицированными, качественными специалистами будут те, кто по ним работает и учится.
КОГДА ВЫ УЧИЛИСЬ, ВЫ КЕМ СЕБЯ ВИДЕЛИ В БУДУЩЕМ?
– Педагогом.
ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ, ЧТО ВЫ ОСТАЛИСЬ ПЕДАГОГОМ?
– Да, я и осталась педагогом. Мне это безумно нравится. Сейчас я снова преподаю историю в Бауманском университете, вернулась на свою кафедру, на которой когда-то работала.
ЗАЧЕМ?
– Вот хороший вопрос – зачем?.. Знаете, я ушла с преподавательской работы в 1993 году. Невозможно было совмещать ее с бизнесом: ни времени, ни сил катастрофически ни на что не хватало. Сейчас все совсем иначе. Издательство прочно стоит на ногах, успешно развивается, и я снова вернулась к преподаванию. Мой бизнес в настоящее время – это хорошо отлаженный механизм. Если я завтра не буду даже звонить в свое издательство, оно все равно будет работать. Это единый организм, это коллектив единомышленников, объединенных общим делом. Каждое из направлений возглавляет мой зам – опытный самостоятельный человек, работающий не только за деньги, но еще и за общее дело и за идею. Именно поэтому я и могу позволить себе такую роскошь, как работать в вузе.
ЭТО РОСКОШЬ?
– Конечно. Преподавать в вузе, работать со студентами невероятно интересно. Я получаю удовольствие от общения с ними. Это совершенно другое поколение, которое иначе мыслит, по-другому все воспринимает. Я туда хожу отдыхать, хотя это труд, который тоже отнимает время: нужно читать, готовиться к лекциям и семинарам. Но там такая замечательная атмосфера, которой нигде больше нет.
Понимаете, бизнес, пусть и в образовании, все равно бизнес. В первую очередь я администратор, встречаюсь со множеством людей, приезжают люди из регионов, с которыми надо торговаться. Я это все люблю, но это все равно только бизнес. Да, я общаюсь с профессорами, академиками, но это все равно общение по бизнесу. От меня многое зависит, и прежде всего зависят люди, которые работают в издательстве. А в вузе от меня никто не зависит. Ты как актер на сцене. Это фантастически творческий процесс. И, главное, отдача видна сразу. Прочел хорошую лекцию, дал знания – сразу видно. Прочел плохую – тоже видно (смеется). Все как на ладони, и ни за что не спрячешься. Это такой мощный творческий посыл, чтобы что-то делать… Мне скучно без них, без этой очень сложной, но такой прекрасной, такой замечательной студенческой аудитории.
А СОВМЕЩАТЬ НЕ СЛОЖНО? ВСЕ-ТАКИ ТАКИЕ РАЗНЫЕ СФЕРЫ…
– Сложно, конечно. И иногда просто тяжело физически. В издательстве процесс идет – и идет постоянно. А я должна каждую неделю, каждый четверг, ровно в 17.20 быть на занятиях. Иногда приходится передвигать какие-то встречи, отменять мероприятия…
ЕСЛИ БЫ ВЫ НЕ ЗАНИМАЛИСЬ БИЗНЕСОМ, ВЫ БЫ ВСЕ РАВНО
ПРЕПОДАВАЛИ И ПИСАЛИ КНИЖКИ. В ЧЕМ ЖЕ ТОГДА КАРЬЕРА?
– В совершенствовании. Бизнес – это процесс. Если карьеру понимать в том смысле, что вот создал издательство, потом еще одно, потом еще – поднялся на верхушку, заработал много денег, то мне не интересно. Я понимаю карьеру гораздо шире. Если человек приходит в какую-то область, то он в этой области должен быть профессионалом, стремиться разбираться если не лучше всех, то хотя бы просто в совершенстве. Нужно все время быть на пике – на высоком профессиональном пике. И уж если достиг какого-то высокого профессионального уровня, то держи его. А для этого нужно все-таки совершать усилия. Да, у меня успешное издательство, но этого мало. Как можно жить дальше? Можно просто дальше зарабатывать деньги или просто ничего не делать, но это скучно и никуда не ведет.
Когда я уходила из института, с преподавательской работы, я уже начала писать докторскую диссертацию. Но тогда это было непринципиально, неинтересно и неактуально, да и материально не выгодно. Стояли другие задачи, которые были гораздо важнее. Сейчас я снова вернулась к этому, сегодня я снова пишу докторскую диссертацию. И мне интересно сделать это самой. Для меня это мой собственный знак качества.
А ТЕМА?
– «Формирование социокультурного пространства в России XX века». Это весь двадцатый век, это культурный процесс и процесс формирования ментальности советского человека. Тема историческая.
Я поставила себе задачу защититься в следующем году, и полночи у меня посвящено этому. Написать докторскую диссертацию самостоятельно – вот в этом и состоит для меня моя карьера. Мне не столько для визитки нужно быть доктором наук, сколько для себя самой.
ЖЕНЩИН В БИЗНЕСЕ ВСЕ-ТАКИ ОЧЕНЬ МАЛО ЕЩЕ. КАК ВЫ СЕБЯ
ЧУВСТВУЕТЕ В МУЖСКОМ СООБЩЕСТВЕ?
– Знаете, был период, когда я над этим просто не задумывалась. В самом начале создания издательства я действительно сталкивалась со множеством трудностей, которые были связаны именно с тем, что я женщина, а вокруг бизнесом занимаются исключительно мужчины. Но я как-то не придавала этому значения. Осознание того, что мои проблемы связаны именно с разным миропониманием – мужским и женским, пришло несколько позднее. Я была как танк: нужно решить вопрос – я его решала. И только какое-то время спустя я вдруг осознала, что многие препятствия, которые приходится преодолевать, связаны и вызваны именно этим разным мироощущением.
И ВСЕ-ТАКИ – В КАКОЙ МОМЕНТ ВЫ ЭТО ПОНЯЛИ?
– В какой?.. Пожалуй, когда бизнес стал уже успешным. Многие знакомые мужчины, которые, в общем-то, неплохо ко мне относились, стали реагировать на меня несколько иначе, чем раньше. Пока я строила, пока где-то там внизу трепыхалась, пока все было на стадии развития, на меня не очень-то внимание обращали. А когда бизнес подрос, это вызвало… даже не сарказм, не пренебрежение и даже не удивление, а такую, знаете ли, недоуменную зависть: «Какая-то тетка там… Ну я, мужчина, это понятно, но вот она…» Вот с этим явлением я вдруг столкнулась. Просто поразительно (улыбается)! Это и недоумение, и нежелание пускать в свои ряды. Но не пускать невозможно – издательство-то ведь и в самом деле успешное, так что хоть словами как-то задеть пытаются (смеется).
А ВЫ НАУЧИЛИСЬ С ЭТИМ КАК-ТО СПРАВЛЯТЬСЯ?
– Ну а что делать-то? Разумеется, научилась. Обидно, конечно, бывает. И раньше было обидно, и теперь. Главное, понимаешь, что какие-то проблемы рождены вот таким вот мужским неприятием женщины в бизнесе. А когда понимаешь причину возникновения проблемы, то справиться с ней легче.
УСПЕШНЫЕ В БИЗНЕСЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ ВЕДУТ СЕБЯ
ОДИНАКОВО?
– Успех в бизнесе – это деньги, а деньги вообще меняют людей – и мужчин, и женщин. Но мужчина все-таки более склонен к пороку или же просто слабее перед ним. У женщины всегда, ну или почти всегда, есть какая-то грань, через которую она переступить не может. Женщина всегда помнит о том, что у нее есть семья, есть дети, которые зависят от нее. Она генетически хранительница очага и всегда помнит об этом – независимо от своего материального положения. У мужчины, в большинстве случаев, границы не существует. Причем надо понимать, что я это не осуждаю. На генетическом уровне мужчина таков, а женщина такова. И данное обстоятельство накладывает отпечаток на то, как мужчина и женщина ведут себя в бизнесе.
Более того, женщине труднее в бизнесе. Потому что она помнит о своих обязанностях перед близкими и родными. По факту своего существования.
Поэтому женщина в бизнесе – это уникальное явление. Бизнес-дама всегда более сильная и глубокая личность, чем мужчины рядом. Она выше, потому что она мудрее и выносливее – тянуть-то приходится двойной воз, и она, как правило, несчастна в личной жизни. Чем успешнее женщина в бизнесе и карьере, тем менее она удачлива в личном плане. Ну, какой же, в самом деле, мужчина потерпит рядом с собой такую вот успешную и удачливую женщину, особенно если сам не таков?
ТОГДА ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО С САМОГО НАЧАЛА МОЛОДОЙ ЖЕНЩИНЕ,
ВСТУПАЮЩЕЙ НА ЭТОТ ПУТЬ, НАДО ВЫБИРАТЬ МЕЖДУ СЧАСТЛИВОЙ ЛИЧНОЙ ЖИЗНЬЮ И УСПЕХОМ В КАРЬЕРЕ И БИЗНЕСЕ?
– В нашем обществе – да. Потому что в нашем обществе нет равенства. Российский мужчина в общей массе своей не приемлет женщину во власти, не приемлет женщину в бизнесе. Для него место женщины на кухне. А когда она приходит в бизнес или во власть, он перестает ее воспринимать как женщину.
БЫТЬ МОЖЕТ, ЭТОМУ ЕСТЬ ВПОЛНЕ ЛОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ?
ЗАНИМАЯСЬ БИЗНЕСОМ, КАК БЫ МУЖСКИМ ДЕЛОМ, ЖЕНЩИНА
ПРИОБРЕТАЕТ МУЖСКИЕ ЧЕРТЫ? ВОЗМОЖНО, ИМЕННО ПОЭТОМУ
МУЖЧИНА ПЕРЕСТАЕТ ВОСПРИНИМАТЬ ЕЕ КАК ЖЕНЩИНУ?
– Ну, я бы не сказала, что это так. Есть, конечно, отдельные «экземпляры», которые действительно начинают вести себя по-мужски, но это скорее исключение из правила. Женщина всегда остается женщиной. Я, например, некоторые вопросы решаю чисто по-женски – ни один мужчина так их решать не станет. Мужчина более прямолинеен, более агрессивен. Там, где мужчина пойдет напролом, я проползу, я больше схитрю, не поскуплюсь на комплименты, скажу добрые, а порой и ласковые слова, расскажу человеку о его достоинствах, которые помогут и мне, и ему в достижении нашего общего успеха. Ну и так далее.
Я это знаю и умею этим пользоваться. Это ведь заложено в женской природе – хитрость, мягкость, обходительность. Надо только научиться этим правильно пользоваться. А дальше только совершенствуешься (улыбается).
ВЫ УЧИЛИСЬ ЭТОМУ? ИЛИ ВЫ ВСЕГДА ТАКОЙ БЫЛИ?
– Мне кажется, я всегда умела разговаривать с людьми, слушать их. Меня папа еще мой учил: «Ты меньше говори, а больше людей слушай. И ты говори только то, что человек хочет от тебя услышать». Ведь действительно каждому ужасно приятно, когда его слушают, когда понимают его проблемы, когда можно высказаться и тебе сочувствуют. Если человеку это дать, то он – ваш. Потому что тогда ему будет комфортно и он этот свой внутренний душевный комфорт не променяет ни на какие деньги.
Понимаете, у меня кредо – нет неразрешимых ситуаций. Всегда можно найти выход, нужно только выслушать человека и понять, в чем проблема. Если сейчас не могу найти выход, то подумаю – и все равно найду.
Как ведет себя мужчина? Мужское кредо – «Я сказал». Но для этого ведь большого ума-то не надо, согласитесь. И женщина никогда себя так вести не будет. Ведь именно понимание и терпение – главные женские добродетели (улыбается). Женщина вообще склонна терпеть, понимать, входить в положение. Разве не так?
ТОГДА ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО У ЖЕНЩИН В БИЗНЕСЕ ГОРАЗДО
БОЛЬШЕ ПРЕИМУЩЕСТВ, ЧЕМ У МУЖЧИН. НО ИХ ВСЕ РАВНО
МЕНЬШЕ. ПОЧЕМУ?
– Да, я считаю, что у женщин действительно больше преимуществ. И если женщина всерьез приходит в бизнес, она более успешна, чем мужчина. Именно в силу того, что она умеет мягко выходить из критических ситуаций. И многие мужчины это, кстати говоря, тоже понимают. Поэтому сейчас наблюдается такая тенденция, когда у многих мужчин-руководителей, и в первую очередь в крупных фирмах, правая рука – как раз женщина. Женщина умеет уравновешивать, сглаживать. Он нарубит сплеча, наломает дров, а она потом расчищает. Мужчины-бизнесмены уже поняли, что так выгоднее и безопаснее – иметь на фирме вторым человеком женщину.
ТОГДА НЕПОНЯТНО, ЗАЧЕМ ЖЕНЩИНЕ НУЖНО БЫТЬ ВТОРЫМ
ЛИЦОМ, КОГДА ОНА ВПОЛНЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПЕРВЫМ?
– Ну, это еще на самом деле надо посмотреть, кто там первый, а кто второй. Что гласит народная мудрость? Мужчина, конечно, голова, но женщина-то – шея, и куда шея повернет, туда и голова смотреть будет.
Такое качество, как честолюбие, гораздо более свойственно мужчине, нежели женщине. Если ему по его природе важнее регалии, то женщине по ее природе гораздо важнее то, что именно она сделала, то есть конкретный результат. Женщина по жизни «серый кардинал». Во многих семьях ведь как? Вроде бы глава семьи – мужчина, а все равно «как Зина сказала» (улыбается)…
Я человек рисковый, во мне есть здоровый такой авантюризм. Иногда ввяжешься в бой, а потом разруливаешь это все – чисто по-женски (смеется). Но большинство женщин не склонны так ввязываться в бой. Десять раз отмерить, и только потом отрезать. Но это не очень хорошо для бизнеса, потому что пока десять раз отмерять будешь, кусочек уплывет. Быстрота нужна, скорость принятия решений. А это уже привилегия мужчин.
Понимаете, идеальное соотношение – это сочетание мужчины и женщины, мужского и женского начала в бизнесе. Они друг друга дополняют и уравновешивают. И уже совсем неважно, кто тут первый, а кто второй.