Юрий КУЗЬМИН,
Дарья СУХОДОЛЬСКАЯ
«КОГДА СРАВНИВАЮТ РОЛЬ С РОДАМИ, ТО ЭТО ПРО МЕНЯ. Я ТЯЖЕЛОВЕСНАЯ АКАДЕМИчЕСКАЯ АКТРИСА. НЕСКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ РЕПЕТИЦИЙ, ПОСЛЕ КОТОРЫХ ВЫХОДИТ СПЕКТАКЛЬ. И НА ДЕСЯТЫЙ РАЗ, НАВЕРНОЕ, Я НАчИНАЮ ПОНИМАТЬ, КАК ИГРАТЬ».
Мария, скажите, пожалуйста, что вы за человек: мягкий,
авторитарный, общительный?
– Думаю, что я, как любой нормальный человек, сочетаю в себе огромное количество самых разных качеств. Я абсолютный экстраверт. Эта черта у меня еще в детстве проявлялась. Личностные качества человека, по-моему, во многом зависят от его генетического наследия. Будучи ребенком, я играла с огромными куклами, всегда вставала на табуретки, чтобы быть выше и заметнее, много кричала и вообще стремилась привлекать к себе как можно больше внимания. В результате стала актрисой. Брат же мой в детстве играл с микроскопическими игрушками, а когда вырос, стал иконописцем и художником-реставратором.
Мне кажется, я человек неплохой, хотя имею огромное количество недостатков, которые мне бы хотелось искоренить в себе. Но сделать это непросто. Для этого нужна колоссальная работа.
Предположим, вы их искорените, и… будет скучно…
– Да нет. Например, я ленива, мало читаю. Чтобы сесть с книгой вот так просто… это мне не дано. Мне нужно себя заставить. Думаю, что если бы я победила эти качества, мне было бы лучше и совсем нескучно. И еще – если бы я не была ленива и лучше училась в школе, то я бы сейчас могла больше помогать своему сыну делать уроки. Сейчас же для меня мальчик, решающий математическую задачу, – царь и бог. Это, конечно, шутка, но все же есть масса качеств, которых мне не хватает.
А какие качества вы сумели реализовать в себе как положительные?
– Я очень обязательна, я добрый человек, надежный. По-моему, я хорошая мать и хороший друг. Думаю, что это немаловажно. Но это не целиком моя заслуга. Я думаю, что это гениальная работа родителей. Я очень хочу соответствовать своим родителям, хочу того, чтобы через меня лучшие качества их и всех моих предков передались моим детям. Сейчас мне очень тяжело – сыну 14 лет, это кошмарный возраст. Я теряюсь, и мне остро не хватает мамы. Иногда думаю: «Господи, мне бы хватило только 15 минут, чтобы с ней поговорить, посоветоваться». Сейчас мне это необходимо. Я бы задала маме вопрос: «Теряли ли они с папой надежду, когда меня растили». Я ведь была очень неоднозначным ребенком, и родителям надо было очень сильно меня любить и очень сильно верить в свои силы, чтобы понимать, что из этой Машки может когда-нибудь получиться человек. Так что сейчас мне очень не хватает в жизни старшей женщины и ее советов.
А вы, вообще, мамина дочка?
– Да, наверное, хотя на 100% похожа на отца. Однако думаю, что если бы мы жили с папой сейчас под одной крышей, то вряд ли страшно любили друг друга. Конечно, я люблю его до одури, но жить вместе нам было бы сложно, потому что я абсолютно скопированный с него человек. Мы были бы как две бомбы.
Да, я мамина дочка, она всегда вела меня по жизни. Ее мне сейчас и не хватает. Иногда я вспоминаю слова родителей, которые произносились ими в моменты отчаяния: «Ну на долю бы секунды свою башку поставить на твои плечи. Что бы ты хоть чуть-чуть нас оценила!» Иногда мне жалуются подружки на то, что поссорились с мамами. Я им говорю: «Когда уходят родители, больше всего ужасно не то, что ты мгновенно становишься взрослым человеком, а то, что ты не помнишь почти никаких своих хороших поступков по отношению к ним. Ты помнишь только свои резкие слова, какую-то несправедливую ситуацию, моменты, когда ты был не прав». Наверное, это крест всех взрослых детей.
Вы бы хотели, чтобы ваши дети были похожи на ваших родителей?
– Конечно.
А из младшей дочки Симы кого хотели бы вырастить?
– Сейчас мне кажется, что она совершенно на меня не похожа! Например, если она слезает с постельки без тапочек и я говорю ей: «Сима, нельзя!» – она залезает обратно. Для меня в ее возрасте это было нереально. Я бы носилась, билась головой о стену, то есть делала бы все для того, чтобы обратить на себя внимание. А здесь – реальный малюсенький человечек полутора лет, который способен учиться. Я могу у нее взять какой-то предмет, показать, что с ним делать, а она будет смотреть и повторять то, что я ей показала. Это было невозможно ни для меня в детстве, ни для Владика. Владик – абсолютная я, но еще хуже. В нем столько энергии, столько намешано кровей, что его все это просто распирало, это был вождь краснокожих в кубе.
Вы тоже вождь краснокожих?
– Да была когда-то. Я была сумасшедшим ребенком. Сейчас остепенилась. На меня во многом повлияло рождение Симы, беспокойство куда-то ушло. Недавно я давала интервью, и после него журналистка мне сказала: «Вы знаете, какое-то странное ощущение… я с вами разговариваю и вижу, что вы абсолютно счастливая женщина». Да, наверное, это так. Когда-то я не могла усидеть на месте: рвалась то в театр, то в институт, то к друзьям… А теперь я понимаю, что никуда не хочу – только домой, к семье. А это ведь великое счастье для женщины – когда она хочет идти только домой, когда все удовольствия доставляют общение с детьми и забота о них. Это фантастическое счастье.
я надеюсь, что уже все свое отгуляла. Теперь важны только детишки и муж. Моя мама только так и жила. Она была, не побоюсь этого слова, святой женщиной. Вышла замуж во взрослом возрасте, брата она родила в 28 лет, а меня – в 32. И все как-то у мамы было правильно, основательно. Она считала, что если ты взялся создавать семью, то должен родить детей, вырастить их. Для нее дети, семья, быт были не тяжелой ношей, а радостью, все получалось как-то феерично. Правда, я не успела поговорить с ней о том, хотелось ли ей в жизни чего-то другого, кроме семьи. Ведь у всех бывают иногда сомнения, такое беспокойное тесто во мне бродит…
В вашем внутреннем успокоении муж сыграл роль?
– Несомненно. Он мне всех заменил. Я неоднократно об этом говорила и буду продолжать говорить. Женя – очень тактичный человек, он ходит, не отодвигая предметов.
Кроме того, он понимает, что ключ ко мне – через Владика, и ему надо искать с ним общий язык. А это очень тяжело жить все время с ощущением того, что ты должен любить и считаться с кем-то еще. Поначалу я этого не понимала, а потом стала ставить себя на его место. Чтобы было, если бы я вошла в его жизнь и у него был бы ребенок, родной и сложный человек, выдержала бы я этот экзамен? Женя выдерживает. Сейчас у нас появилась дочка, Женя к ней очень трепетно относится, много времени проводит. Я понимаю, что никакая няня не будет так холить и лелеять эту девочку. Он в ней буквально растворяется. Да и вообще, весь дом на нем.
Все ваши роли абсолютно разноплановые, и сравнивать
их нельзя. Но похожи ли вы на кого-то из своих героинь?
– Наверное, я отвечу банально. Нельзя родить роль, если в ней нет ничего твоего. Потому что все, о чем я говорила выше, – это из спектакля «Дядюшкин сон». Марья Александровна Москалева, мать Зины, абсолютно точно знает, что нужно ее ребенку. А правильно это или неправильно – уже другой вопрос, в котором надо разбираться. У меня тоже был период, когда я, в сердцах, считала, что Владик ничего не соображает, есть только я, которая все знает. Так что эта героиня мне близка. Проня Прокоповна из спектакля «За двумя зайцами» – человек, который любит. Она любит истово, и ей больше ничего не нужно в жизни. Пусть она странная, смешная, нелепая, некрасивая, но она трагична. Чувствами играть нельзя. И в моей жизни были такие отношения. Так что я думаю, что похожа на всех своих героинь.
А на императрицу Екатерину из «Царской охоты»?
– Да, потому что я тоже вставала перед выбором. Эту роль мне очень интересно играть, я ее обожаю. Странные ощущения на сцене: как будто тебя разрывает на части, идет раздвоение личности, а потом человек себя собирает, наступает на глотку своему самолюбию, своим желаниям… Это очень захватывающе.
Какие роли вам ближе – комедийные или трагические?
– Мой любимый жанр – трагикомедия. Но сейчас я чувствую, что доросла до драматических, даже трагических ролей. Мне хочется принять участие в каком-то большом, мощном спектакле, где у меня бы была большая трагическая роль.
Что-то подобное намечается?
– Пока нет. Сейчас жду с нетерпением работы с Романом Козаком, он меня позвал в спектакль в Пушкинском театре. Так что для меня это, конечно, будет антреприза. Мне очень хочется с ним поработать. На мой взгляд, это мощнейший современный режиссер.
А Вахтанговский театр стал вашим домом? Стали ли работающие в нем мэтры нашей сцены вашими друзьями?
– Несомненно. Я попала сюда, когда училась на втором курсе Щукинского училища благодаря представительнице старшего поколения актеров Вахтанговского театра, нашей великолепной актрисе Алле Александровне Казанской. Она, кстати, была художественным руководителем Юли Рутберг. Она же меня посоветовала режиссеру Аркадию Фридриховичу Кацу на роль Белотеловой в «Женитьбе Бальзаминова».
И я прижилась здесь. Для меня, вообще, очень важно место, я очень не люблю менять что-то. Я часто рассказываю такую историю: когда я только пришла в театр, то искала место, где можно было бы сложить свои вещи. Мне дали пустой ящик. Я его открыла – а там на дне лежит расческа. Спрашиваю: «чья?». Мне говорят: «Вообще-то, это стол Целиковской. Скорее всего, это ее расческа». Я ее завернула, положила в дальний угол ящика. А потом Кац говорит: «Пора уже одеваться в репетиционный костюм. Принесите Ароновой кринолин». Сами, понимаете, это целое событие – Ароновой найти кринолин в театре Вахтангова. Но нашли, я надела на репетицию, а когда стала снимать, оттянула пояс (там у нас – именные метки) и увидела метку с фамилией «Целиковская». Вот такая история. Как будто мне сверху помахали и сказали: «Давай-давай, иди в этот театр».
Что же касается старшего поколения, то оно в нашем театре великое. Михаил Александрович Ульянов по-отцовски меня в театр принял.
Вообще, у меня хорошие отношения с театром. Да, несправедливые вещи с людьми случаются, но все-таки многое зависит от человека, от того, что ты видишь и что ты хочешь видеть. Можно прийти в гости и долго говорить с хозяевами о том, что у них несимпатичный кафель в ванной и ржавые трубы. А можно обсуждать прекрасную библиотеку, находясь в комнате, где не очень хорошие обои.
я никогда не жила в театре в буквальном смысле слова, здесь для меня всегда только работа. Да и дружу я с очень немногими людьми в театре. Театр для меня это всегда исключительно место работы, он никогда не был местом моей жизни.
Что для вас актерство – профессия, игра, тяжелый труд?
– Тяжелейший труд. Я всегда с белой завистью смотрела на актеров, которые могут играть с легкостью. Для меня это колоссальное напряжение. Я ненавижу новый материал, очень боюсь его, чувствую себя крайне неуверенно.
Не со всеми режиссерами, а с теми, которых я не знаю. Потому что есть режиссеры, которым я абсолютно доверяю. Я знаю, что я хороший материал, но мне нужен гончар. И если режиссер – гончар, я ему отдаюсь с потрохами.
Тут нельзя не сказать о Владимире Владимировиче Иванове, моем педагоге, человеке, который создал меня. Я ему безмерно благодарна. У нас истинная, профессиональная любовь по отношению друг к другу. Я всегда открыта для него, а он всегда достает из меня что-то новое. За что ему огромное спасибо. В этом, с моей точки зрения, любовь режиссера к артисту и проявляется.
Но работа над ролью всегда проходит у меня очень тяжело. И когда сравнивают роль с родами, то это про меня. Я тяжеловесная академическая артистка. Несколько месяцев репетиций, после которых выходит спектакль – и на десятый, наверное, я начинаю понимать, как играть.
А удовольствие от процесса игры вы получаете?
– Огромное. Я получаю удовольствие от спектакля, если это хороший спектакль. От репетиций – нет, я их очень не люблю. Бывают репетиции как вспышка, когда ты вдруг получаешь озарение, и ад – на следующий день, когда ты должен возобновить, привести себя в состояние той эмоции, в которой ты был. Это очень тяжело.
А внимание публики, аплодисменты, любовь в глазах
зрителей вам приятны?
– Очень, но на уровне рампы. Когда люди уже подходят ко мне со словами благодарности, я становлюсь очень глупой – потому что не знаю, что мне говорить. Я себя в этой ситуации ненавижу. Раз семь говорю «спасибо». Очень напрягаюсь.
Вы в первую очередь театральная актриса?
– Да.
Вы очень востребованы на телевидении. Что оно значит
для вас?
– Это бывает очень интересно. Мне всегда очень интересно независимо от материала поработать с артистами старшего поколения. Для меня незабываемы съемки в «Мамуке» – телевизионном фильме, который снимал Гинзбург. Там у меня была большая роль. Один из съемочных дней я снималась с Ниной Руслановой. Я не могла играть, только смотрела, как она работает. Это грандиозная артистка.
я не жалею, что в моей жизни был и сериал «Кафе «Клубничка». Там я увидела Галину Польских, Александра Демьяненко.
А с кино дело обстоит намного серьезнее и сложнее. То ли кинорежиссеры меня не видят, то ли я очень зависима от режиссеров, но если бы вдруг в моей жизни в кино встретился Иванов, я думаю, для меня это был бы серьезный старт. Пока этого нет. В театре существует огромный процесс рождения роли, я не умею работать сама, меня надо выводить на роль. Это первая причина. Вторая причина – объем той роли, которую мне дают в кино. Я совершенно не «горю» в эпизоде, я могу сыграть большую роль, а как эпизодник я не очень яркий человек. Либо – это должно быть что-то такое необыкновенное, фееричное. Фейерверка пока не получается. Может быть, он не рождается потому, что обычно во время съемок фильма ни у кого нет времени и с тобой никто не работает. Правда, было одно исключение. Мне было безумно приятно, когда я снялась в небольшой роли у Рязанова. Очень интересно с ним работать. Перед тем как войти в кадр, мы долгое время говорили, читали, смотрели, меняли интонации, разбирали роль. Это то, что мне нужно. Потом сняли эпизод – нас подвели к мониторам, дали посмотреть. Шла нормальная работа, как в театре, которая, на мой взгляд, должна быть и в кино.
Но я очень хочу играть в кино. И хочу, чтобы это было сделано мною на таком же уровне, как у меня получается в театре.
Что такое успех, что такое успешная женщина и успешная
ли женщина вы сами?
– Успех… сложно сказать. Несомненно, это признание. И, наверное, это тогда, когда человек себя находит в жизни. Это уже успех. Успешная женщина – это, наверное, женщина, которая очень много успевает. В моей жизни, благодаря моему мужу, друзьям, все получается – и дети родились, и работа есть. Мне кажется, что я успешный человек. Самое важное – это найти себя в жизни и получать удовлетворение от того, что ты делаешь. При этом неважно, сколько ты зарабатываешь, на какой машине ездишь, в какой квартире живешь. Если ты оценен, нужен, если в какой-то момент ты слышишь слова «а как же без тебя»… это и есть успех.