МАЙКЛ ЙОРК. ТОНКИЙ, БЛАГОРОДНЫЙ, ГАЛАНТНЫЙ

Да­рья СУ­ХО­ДОЛЬ­СКАЯ

«Я САМ НЕ ЗНАЮ, КТО НА СА­МОМ ДЕ­ЛЕ МАЙКЛ ЙОРК, ТАК КАК, ПО­ХО­ЖЕ, ОН ПО­СТО­ЯН­НО МЕ­НЯ­ЕТ­СЯ. В МО­ЕЙ ПРО­ФЕС­СИИ ЭТО СА­МОЕ ПО­ТРЯ­СА­Ю­ЩЕЕ». У ВАС ОЧЕНЬ КРА­СИ­ВЫЙ И СТА­БИЛЬ­НЫЙ БРАК С ВА­ШЕЙ ЖЕ­НОЙ ПЭТ. В ЧЕМ СЕ­К­РЕТ ВА­ШЕ­ГО СЧА­СТ­ЛИ­ВО­ГО БРА­КА?

– Не ду­маю, что здесь есть ка­кой-то се­к­рет.

По-мо­е­му, нам обо­им уди­ви­тель­но по­вез­ло об­на­ру­жить друг в дру­ге аб­со­лют­ную сов­ме­с­ти­мость. Мы еди­но­душ­ны во мне­нии, что на­ши вку­сы и жиз­нен­ный ритм сов­па­да­ют, и это труд­но пе­ре­оце­нить.
Од­на­ко мы раз­лич­ны ров­но на­столь­ко, на­сколь­ко не­об­хо­ди­мо, что­бы сде­лать на­шу жизнь ин­те­рес­ной и не­пред­ска­зу­е­мой. Я по­ла­гаю, что мно­гим то­же при­шлось осо­знать, что жизнь в бра­ке с го­да­ми ме­ня­ет­ся и что нет ни­ко­го, кто ос­тал­ся бы та­ким же, ка­ким был сра­зу по­сле же­нить­бы. И та­кие пе­ре­ме­ны мож­но толь­ко при­вет­ст­во­вать.

СУ­ПРУ­ГА ВСЕ­ГДА ВМЕ­С­ТЕ С ВА­МИ. НА ПЕР­ВЫЙ ВЗГЛЯД КА­ЖЕТ­СЯ, ЧТО ОНА ЖИ­ВЕТ ТОЛЬ­КО ВА­ШИ­МИ ИН­ТЕ­РЕ­СА­МИ. НО ПРИ ЭТОМ ПЭТ – ОЧЕНЬ ТА­ЛАНТ­ЛИ­ВЫЙ И ИЗ­ВЕ­СТ­НЫЙ ФО­ТО­ГРАФ.
ТРУД­НО ЛИ УЖИ­ВАТЬ­СЯ ВМЕ­С­ТЕ ДВУМ ТВОР­ЧЕ­С­КИМ ЛИЧ­НО­СТЯМ?

– Я ду­маю, что со­зда­ет­ся не­кая ил­лю­зия, что она все­гда ря­дом со мной, xoтя мы оба дей­ст­ви­тель­но при­ла­га­ем все уси­лия, что­бы про­во­дить вре­мя в ком­па­нии друг дру­га. Она мой луч­ший друг, и я убеж­ден, что воз­мож­ность де­лить­ся с ней сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми поз­во­ля­ет вы­явить в них са­мые ос­т­рые и ин­те­рес­ные де­та­ли. Но бы­ва­ют пе­ри­о­ды, ког­да на­ши про­фес­си­о­наль­ные обя­зан­но­с­ти не­из­беж­но за­став­ля­ют нас раз­лу­чать­ся. На­при­мер, ког­да я не­дав­но сни­мал­ся в Рос­сии, Пэт не смог­ла ос­тать­ся со мной, так как долж­на бы­ла про­во­дить круп­ную вы­став­ку в Лос-ан­д­же­лес­ской ака­де­мии ки­не­ма­то­гра­фи­че­с­ких ис­кусств и на­ук (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, AMPAS).
Моя кни­га от­ча­с­ти бы­ла по­пыт­кой за­фик­си­ро­вать для нее со­бы­тия, про­ис­хо­див­шие со мной.
Дол­жен за­ме­тить, что она бле­с­тя­щий фо­то­граф с ос­т­рым и не­пред­взя­тым взгля­дом. За все то вре­мя, что я ее знаю, она ни­ког­да не от­пе­ча­та­ла и не опуб­ли­ко­ва­ла ни од­ной фо­то­гра­фии, ос­кор­б­ля­ю­щей чье-то до­сто­ин­ст­во. Сей­час я все­гда сча­ст­лив, ког­да мне вы­па­да­ет воз­мож­ность со­про­вож­дать ее на од­ну из ее меж­ду­на­род­ных вы­ста­вок фо­то­гра­фии и ис­пы­ты­вать гор­дость за те по­чет и при­зна­ние, ко­то­рые она за­слу­жи­ла.

КА­КО­ВО ВА­ШЕ МНЕ­НИЕ О РО­ЛИ ЖЕН­ЩИН В СО­ВРЕ­МЕН­НОМ МИРЕ И В СЕ­МЬЕ? КАК БЫ ВЫ ОХА­РАК­ТЕ­РИ­ЗО­ВА­ЛИ УС­ПЕШ­НУЮ
ЖЕН­ЩИ­НУ?

– Роль жен­щи­ны эво­лю­ци­о­ни­ру­ет в каж­дом об­ще­ст­ве и в каж­дой на­ции. Здесь, на даль­нем за­па­де США, где жизнь очень со­вре­мен­на и де­ло­ви­та (не­слу­чай­но ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии в зна­чи­тель­ной ме­ре бы­ли со­зда­ны имен­но тут), жен­щи­ны иг­ра­ют на­рав­не с муж­чи­на­ми. Они уп­рав­ля­ют круп­ны­ми ком­па­ни­я­ми и, кста­ти, в том чис­ле и ки­но­сту­ди­я­ми, по­яви­лись да­же пер­вые жен­щи­ны-ди­ри­же­ры и жен­щи­ны-свя­щен­ни­ки. Я очень рад это­му, по­сколь­ку ду­маю, что у каж­дой жен­щи­ны долж­на быть воз­мож­ность пол­но­стью ре­а­ли­зо­вать се­бя. А это зна­чит, что они не долж­ны пре­одо­ле­вать ис­кус­ст­вен­ные ба­рь­е­ры, боль­шей ча­с­тью воз­двиг­ну­тые преж­ним, па­т­ри­ар­халь­ным об­ще­ст­вом.
Ус­пех же, на мой взгляд, дол­жен из­ме­рять­ся не эко­но­ми­че­с­ки­ми или ма­те­ри­аль­ны­ми ка­те­го­ри­я­ми, а сте­пе­нью са­мо­ре­а­ли­за­ции.

ВЫ СЫ­Г­РА­ЛИ МНО­ГО РАЗ­НО­ПЛА­НО­ВЫХ РО­ЛЕЙ. НО БОЛЬ­ШИН­СТВО ВА­ШИХ ПЕР­СО­НА­ЖЕЙ – ЛЮ­ДИ ТОН­КИЕ, ИН­ТЕЛ­ЛИ­ГЕНТ­НЫЕ,
БЛА­ГО­РОД­НЫЕ И НЕ­ВЕ­РО­ЯТ­НО ГА­ЛАНТ­НЫЕ. ТА­КОВ ЛИ РЕ­АЛЬНЫЙ МАЙКЛ ЙОРК?

– Я сы­г­рал и тех, кто пред­став­ля­ет обо­рот­ную сто­ро­ну ме­да­ли: мон­ст­ров, из­вра­щен­цев, а в филь­ме «Код Оме­га» («Omega Code») аб­со­лют­но­го зло­дея – са­мо­го Ан­ти­хри­с­та! Я сам не знаю, кто на са­мом де­ле Майкл Йорк, так как, по­хо­же, он по­сто­ян­но ме­ня­ет­ся (сме­ет­ся). В мо­ей про­фес­сии это са­мое по­тря­са­ю­щее. По ме­ре то­го как вы всту­па­е­те в по­ру зре­ло­с­ти, оп­ре­де­лен­ные ро­ли уже не мо­гут быть сы­г­ра­ны, но в то же вре­мя от­кры­ва­ют­ся пер­спек­ти­вы для дру­гих ро­лей. Ес­ли у че­ло­ве­ка есть здо­ро­вье и че­с­то­лю­бие, он мо­жет про­дол­жать за­ни­мать­ся этой ра­бо­той до кон­ца жиз­ни.

ВА­ШИ­МИ ПАРТ­НЕР­ША­МИ НА СЦЕ­НЕ И В КИ­НО БЫ­ЛИ ЗА­МЕ­ЧА-ТЕЛЬ­НЫЕ, ХА­РИЗ­МА­ТИЧ­НЫЕ И ОЧЕНЬ ПРИ­ВЛЕ­КА­ТЕЛЬ­НЫЕ АК­Т-РИ­СЫ. С КЕМ ИЗ НИХ ПО­НРА­ВИ­ЛОСЬ РА­БО­ТАТЬ БОЛЬ­ШЕ ВСЕ­ГО?

– Да, здесь мне по­вез­ло. Но упо­ми­нать од­них в ущерб дру­гим бы­ло бы не очень этич­но. Ска­жем так: я люб­лю жен­щин и все­гда с удо­воль­ст­ви­ем ра­бо­таю вме­с­те с ни­ми. (Па­у­за.) Ну, во­об­ще-то не все­гда, но да­вай­те не бу­дем вда­вать­ся в де­та­ли (улы­ба­ет­ся).

ВЫ БОЛЬ­ШОЙ СПЕ­ЦИ­А­ЛИСТ В ОБ­ЛА­С­ТИ ИС­КУС­СТ­ВА. ЧТО ВЫ ДУ-МА­Е­ТЕ О РУС­СКОМ ИС­КУС­СТ­ВЕ?

– Я бы не ска­зал, что я спе­ци­а­лист. Ско­рее – стра­ст­ный кол­лек­ци­о­нер. Осо­бен­но ме­ня пле­ня­ет «Рус­ский ба­лет» Сер­гея Дя­ги­ле­ва. Также по­сча­ст­ли­ви­лось стать об­ла­да­те­лем эс­ки­зов ко­с­тю­мов и де­ко­ра­ций та­ких ху­дож­ни­ков, как Бакст, Бе­нуа, Гон­ча­ро­ва, Экс­тер, Ла­ри­о­нов и др. Ка­кое это бы­ло не­о­бы­чай­ное вре­мя для рус­ской, да и меж­ду­на­род­ной куль­тур­ной жиз­ни! Где же еще один Дя­ги­лев?

КА­КОЙ ИЗ СЫ­Г­РАН­НЫХ ПЕР­СО­НА­ЖЕЙ ВАМ БЛИ­ЖЕ ВСЕ­ГО? ПО КА­КИМ ПРИН­ЦИ­ПАМ ВЫ ВЫ­БИ­РА­Е­ТЕ РО­ЛИ?

– Вы­би­рая ро­ли, я по боль­шей ча­с­ти ру­ко­вод­ст­ву­юсь ин­ту­и­ци­ей. Очень ча­с­то мой вы­бор но­сит ир­ра­ци­о­наль­ный ха­рак­тер, но по­сколь­ку ни­ка­ко­го пла­на, как стро­ить те­а­т­раль­ную ка­рь­е­ру, не су­ще­ст­ву­ет, то ин­стинкт плюс опыт – вот са­мое на­деж­ное ру­ко­вод­ст­во к дей­ст­вию. Я слу­шаю то, что го­во­рят Пэт и мои аген­ты, но, в ко­неч­ном сче­те, вы­бор ос­та­ет­ся за мной. Это моя ка­рь­е­ра, к сча­с­тью или к не­сча­с­тью. И еще один прин­цип – к ро­ли долж­на ле­жать ду­ша, что бы это за роль ни бы­ла.

ГО­ВО­РЯТ, ЧТО ПО­СЛЕ СЪЕ­МОК В ФИЛЬ­МЕ «МОС­КОВ­СКАЯ ЖА­РА»
(«MOSCOW HEAT») В РОС­СИИ ВЫ РЕ­ШИ­ЛИ НА­ПИ­САТЬ ОБ ЭТОМ
КНИ­ГУ. ПРАВ­ДА ЛИ ЭТО? ЗА­КОН­ЧЕ­НА ЛИ РА­БО­ТА? О ЧЕМ КНИ­ГА?

–Как я уже го­во­рил, эта кни­га за­мы­ш­ля­лась как се­рия за­ме­ток, ко­то­рые долж­ны бы­ли на­по­ми­нать мне о со­бы­ти­ях, про­ис­хо­див­ших во вре­мя съе­мок в Рос­сии, что­бы по воз­вра­ще­нии рас­ска­зать о них Пэт. За­тем это все на­ча­ло «рас­ти», уже жи­вя сво­ей от­дель­ной жиз­нью. Я на­шел из­да­те­ля, и мне бы­ло по­ру­че­но под­го­то­вить ру­ко­пись. В кни­ге на­пи­са­но о «Мос­ков­ской жа­ре» и о филь­мах во­об­ще. Она о Моск­ве, преж­ней и те­пе­реш­ней, с по­пыт­кой за­гля­нуть в бу­ду­щее. Я ду­маю, что мне вы­па­ла боль­шая уда­ча про­ве­с­ти зна­чи­тель­ное вре­мя в Рос­сии в кри­ти­че­с­кий для нее пе­ри­од пе­ре­мен, встре­ча­ясь со все­ми – от оли­гар­хов до про­стых лю­дей на ули­цах. Кни­га так­же о том, ка­кую су­мас­шед­шую жизнь я се­бе вы­брал и жил ею про­шед­шие 40 лет, сни­ма­ясь во всех угол­ках ми­ра и ис­пы­ты­вая ог­ром­ную бла­го­дар­ность за эту ве­ли­кую при­ви­ле­гию.

ВА­ША АК­ТЕР­СКАЯ КА­РЬ­Е­РА НА­ЧА­ЛАСЬ НА ЛОН­ДОН­СКОЙ СЦЕ­НЕ В
ПО­СТА­НОВ­КЕ ФРАН­КО ДЗЕФ­ФИ­РЕЛ­ЛИ ШЕК­С­ПИ­РОВ­СКОЙ ПЬЕ­СЫ
«МНО­ГО ШУ­МА ИЗ НИ­ЧЕ­ГО». В КИ­НО ВЫ ТАК­ЖЕ ИГ­РА­ЛИ В ФИЛЬ-МАХ ЭТО­ГО ВЫ­ДА­Ю­ЩЕ­ГО­СЯ РЕ­ЖИС­СЕ­РА – В «УК­РО­ЩЕ­НИИ СТРОПТИ­ВОЙ», В «РО­МЕО И ДЖУ­ЛЬ­ЕТ­ТЕ». ДА И ДАЛЬ­ШЕ ВАМ ВЕЗ­ЛО С РЕ-ЖИС­СЕ­РА­МИ. ВЫ РА­БО­ТА­ЛИ С БО­БОМ ФОС­СОМ, СИД­НИ ЛЮ­МЕ­ТОМ, ДЖЕЙМ­СОМ АЙ­ВО­РИ И ДРУ­ГИ­МИ. С КЕМ ИЗ ГЕ­НИ­ЕВ ВАМ ПО-­
НРА­ВИ­ЛОСЬ РА­БО­ТАТЬ БОЛЬ­ШЕ ВСЕ­ГО? ОПЫТ РА­БО­ТЫ С КЕМ ИЗ
НИХ ОКА­ЗАЛ­СЯ НА­И­БО­ЛЕЕ ПО­ЛЕ­ЗЕН В ПРО­ФЕС­СИ­О­НАЛЬ­НОМ
ПЛА­НЕ?

– Ко­неч­но, я мно­гим обя­зан каж­до­му ре­жис­се­ру, ко­то­рый при­гла­шал ме­ня иг­рать та­кие по­тря­са­ю­щие ро­ли. Осо­бен­но я при­зна­те­лен Фран­ко Дзеф­фи­рел­ли, ко­то­рый дал мне пу­тев­ку в ки­но ро­лью Лю­чен­цио в его «Ук­ро­ще­нии строп­ти­вой». Мне до­во­ди­лось и еще по­ра­бо­тать с ним, и каж­дый раз это бы­ло ис­тин­ное удо­воль­ст­вие. Он об­ла­да­ет за­ме­ча­тель­ным ита­ль­ян­ским жиз­не­лю­би­ем, ко­то­рое вме­с­те с бри­тан­ской не­мно­го­слов­но­с­тью об­ра­зу­ют иде­аль­ное со­че­та­ние. Не­за­бы­ва­е­мым опы­том для ме­ня бы­ло сни­мать­ся у Бо­ба Фос­са. Он все­гда хо­тел, что­бы ак­те­ры пол­но­стью ре­а­ли­зо­вы­ва­ли свои твор­че­с­кие воз­мож­но­с­ти, и не бы­ло мо­мен­та на съе­моч­ной пло­щад­ке, ког­да бы мы не экс­пе­ри­мен­ти­ро­ва­ли, не им­про­ви­зи­ро­ва­ли или не от­сма­т­ри­ва­ли ма­те­ри­а­лы. Мы ос­та­лись дру­зь­я­ми, и я ис­крен­не со­жа­лею, что у нас боль­ше не вы­да­лось слу­чая сно­ва по­ра­бо­тать вме­с­те.

ВЫ ДО­ВОЛЬ­НО ЧА­С­ТО БЫ­ВА­Е­ТЕ В НА­ШЕЙ СТРА­НЕ. КА­КО­ВО ВА­ШЕ ВПЕ­ЧАТ­ЛЕ­НИЕ О РОС­СИИ, РУС­СКИХ И… НРА­ВЯТ­СЯ ЛИ ВАМ РУС-СКИЕ ЖЕН­ЩИ­НЫ? ЧТО БЫ ВЫ ИМ ПО­ЖЕ­ЛА­ЛИ?

– О мо­их впе­чат­ле­ни­ях о Рос­сии вы мо­же­те про­честь в мо­ей кни­ге, суть ко­то­рой луч­ше все­го пе­ре­да­ет под­за­го­ло­вок «При­клю­че­ния на ки­но­съем­ках в но­вой Рос­сии». Как мне со­об­щи­ли, она ско­ро бу­дет опуб­ли­ко­ва­на в Рос­сии. Но крат­ко ска­жу так: я все­гда ис­пы­ты­вал глу­бо­кие чув­ст­ва к этой стра­не, чи­тая ее ли­те­ра­ту­ру, слу­шая ее му­зы­ку и про­сма­т­ри­вая ее филь­мы. Рос­сия всту­па­ет в но­вую мно­го­обе­ща­ю­щую фа­зу сво­е­го раз­ви­тия, и я рас­счи­ты­ваю еще мно­го раз по­се­тить ва­шу стра­ну и по­ра­бо­тать здесь еще над од­ним ки­но­филь­мом.
Я от­ве­чаю на ва­ши во­про­сы, ког­да Аме­ри­ка пра­зд­ну­ет День бла­го­да­ре­ния – са­мое под­хо­дя­щее вре­мя, что­бы воз­дать хва­лу за все по­ло­жи­тель­ное, что про­ис­хо­дит с на­ши­ми дву­мя ве­ли­ки­ми на­ци­я­ми на за­ре XXI ве­ка.
И я же­лаю всем рус­ским жен­щи­нам (и их муж­чи­нам то­же) ми­ра и про­цве­та­ния. И сча­с­тья, ко­то­рое они смо­гут ис­пы­тать, пол­но­стью ре­а­ли­зо­вав свои воз­мож­но­с­ти.

Вопросы: Анастасия Саломеева,
Юрий Кузьмин
Перевод: Дарья Суходольская