Дарья СУХОДОЛЬСКАЯ
«Я САМ НЕ ЗНАЮ, КТО НА САМОМ ДЕЛЕ МАЙКЛ ЙОРК, ТАК КАК, ПОХОЖЕ, ОН ПОСТОЯННО МЕНЯЕТСЯ. В МОЕЙ ПРОФЕССИИ ЭТО САМОЕ ПОТРЯСАЮЩЕЕ». У ВАС ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ И СТАБИЛЬНЫЙ БРАК С ВАШЕЙ ЖЕНОЙ ПЭТ. В ЧЕМ СЕКРЕТ ВАШЕГО СЧАСТЛИВОГО БРАКА?
– Не думаю, что здесь есть какой-то секрет.
По-моему, нам обоим удивительно повезло обнаружить друг в друге абсолютную совместимость. Мы единодушны во мнении, что наши вкусы и жизненный ритм совпадают, и это трудно переоценить.
Однако мы различны ровно настолько, насколько необходимо, чтобы сделать нашу жизнь интересной и непредсказуемой. Я полагаю, что многим тоже пришлось осознать, что жизнь в браке с годами меняется и что нет никого, кто остался бы таким же, каким был сразу после женитьбы. И такие перемены можно только приветствовать.
СУПРУГА ВСЕГДА ВМЕСТЕ С ВАМИ. НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД КАЖЕТСЯ, ЧТО ОНА ЖИВЕТ ТОЛЬКО ВАШИМИ ИНТЕРЕСАМИ. НО ПРИ ЭТОМ ПЭТ – ОЧЕНЬ ТАЛАНТЛИВЫЙ И ИЗВЕСТНЫЙ ФОТОГРАФ.
ТРУДНО ЛИ УЖИВАТЬСЯ ВМЕСТЕ ДВУМ ТВОРЧЕСКИМ ЛИЧНОСТЯМ?
– Я думаю, что создается некая иллюзия, что она всегда рядом со мной, xoтя мы оба действительно прилагаем все усилия, чтобы проводить время в компании друг друга. Она мой лучший друг, и я убежден, что возможность делиться с ней своими впечатлениями позволяет выявить в них самые острые и интересные детали. Но бывают периоды, когда наши профессиональные обязанности неизбежно заставляют нас разлучаться. Например, когда я недавно снимался в России, Пэт не смогла остаться со мной, так как должна была проводить крупную выставку в Лос-анджелесской академии кинематографических искусств и наук (Academy of Motion Picture Arts and Sciences, AMPAS).
Моя книга отчасти была попыткой зафиксировать для нее события, происходившие со мной.
Должен заметить, что она блестящий фотограф с острым и непредвзятым взглядом. За все то время, что я ее знаю, она никогда не отпечатала и не опубликовала ни одной фотографии, оскорбляющей чье-то достоинство. Сейчас я всегда счастлив, когда мне выпадает возможность сопровождать ее на одну из ее международных выставок фотографии и испытывать гордость за те почет и признание, которые она заслужила.
КАКОВО ВАШЕ МНЕНИЕ О РОЛИ ЖЕНЩИН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ И В СЕМЬЕ? КАК БЫ ВЫ ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ УСПЕШНУЮ
ЖЕНЩИНУ?
– Роль женщины эволюционирует в каждом обществе и в каждой нации. Здесь, на дальнем западе США, где жизнь очень современна и деловита (неслучайно информационные технологии в значительной мере были созданы именно тут), женщины играют наравне с мужчинами. Они управляют крупными компаниями и, кстати, в том числе и киностудиями, появились даже первые женщины-дирижеры и женщины-священники. Я очень рад этому, поскольку думаю, что у каждой женщины должна быть возможность полностью реализовать себя. А это значит, что они не должны преодолевать искусственные барьеры, большей частью воздвигнутые прежним, патриархальным обществом.
Успех же, на мой взгляд, должен измеряться не экономическими или материальными категориями, а степенью самореализации.
ВЫ СЫГРАЛИ МНОГО РАЗНОПЛАНОВЫХ РОЛЕЙ. НО БОЛЬШИНСТВО ВАШИХ ПЕРСОНАЖЕЙ – ЛЮДИ ТОНКИЕ, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЕ,
БЛАГОРОДНЫЕ И НЕВЕРОЯТНО ГАЛАНТНЫЕ. ТАКОВ ЛИ РЕАЛЬНЫЙ МАЙКЛ ЙОРК?
– Я сыграл и тех, кто представляет оборотную сторону медали: монстров, извращенцев, а в фильме «Код Омега» («Omega Code») абсолютного злодея – самого Антихриста! Я сам не знаю, кто на самом деле Майкл Йорк, так как, похоже, он постоянно меняется (смеется). В моей профессии это самое потрясающее. По мере того как вы вступаете в пору зрелости, определенные роли уже не могут быть сыграны, но в то же время открываются перспективы для других ролей. Если у человека есть здоровье и честолюбие, он может продолжать заниматься этой работой до конца жизни.
ВАШИМИ ПАРТНЕРШАМИ НА СЦЕНЕ И В КИНО БЫЛИ ЗАМЕЧА-ТЕЛЬНЫЕ, ХАРИЗМАТИЧНЫЕ И ОЧЕНЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ АКТ-РИСЫ. С КЕМ ИЗ НИХ ПОНРАВИЛОСЬ РАБОТАТЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО?
– Да, здесь мне повезло. Но упоминать одних в ущерб другим было бы не очень этично. Скажем так: я люблю женщин и всегда с удовольствием работаю вместе с ними. (Пауза.) Ну, вообще-то не всегда, но давайте не будем вдаваться в детали (улыбается).
ВЫ БОЛЬШОЙ СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА. ЧТО ВЫ ДУ-МАЕТЕ О РУССКОМ ИСКУССТВЕ?
– Я бы не сказал, что я специалист. Скорее – страстный коллекционер. Особенно меня пленяет «Русский балет» Сергея Дягилева. Также посчастливилось стать обладателем эскизов костюмов и декораций таких художников, как Бакст, Бенуа, Гончарова, Экстер, Ларионов и др. Какое это было необычайное время для русской, да и международной культурной жизни! Где же еще один Дягилев?
КАКОЙ ИЗ СЫГРАННЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ ВАМ БЛИЖЕ ВСЕГО? ПО КАКИМ ПРИНЦИПАМ ВЫ ВЫБИРАЕТЕ РОЛИ?
– Выбирая роли, я по большей части руководствуюсь интуицией. Очень часто мой выбор носит иррациональный характер, но поскольку никакого плана, как строить театральную карьеру, не существует, то инстинкт плюс опыт – вот самое надежное руководство к действию. Я слушаю то, что говорят Пэт и мои агенты, но, в конечном счете, выбор остается за мной. Это моя карьера, к счастью или к несчастью. И еще один принцип – к роли должна лежать душа, что бы это за роль ни была.
ГОВОРЯТ, ЧТО ПОСЛЕ СЪЕМОК В ФИЛЬМЕ «МОСКОВСКАЯ ЖАРА»
(«MOSCOW HEAT») В РОССИИ ВЫ РЕШИЛИ НАПИСАТЬ ОБ ЭТОМ
КНИГУ. ПРАВДА ЛИ ЭТО? ЗАКОНЧЕНА ЛИ РАБОТА? О ЧЕМ КНИГА?
–Как я уже говорил, эта книга замышлялась как серия заметок, которые должны были напоминать мне о событиях, происходивших во время съемок в России, чтобы по возвращении рассказать о них Пэт. Затем это все начало «расти», уже живя своей отдельной жизнью. Я нашел издателя, и мне было поручено подготовить рукопись. В книге написано о «Московской жаре» и о фильмах вообще. Она о Москве, прежней и теперешней, с попыткой заглянуть в будущее. Я думаю, что мне выпала большая удача провести значительное время в России в критический для нее период перемен, встречаясь со всеми – от олигархов до простых людей на улицах. Книга также о том, какую сумасшедшую жизнь я себе выбрал и жил ею прошедшие 40 лет, снимаясь во всех уголках мира и испытывая огромную благодарность за эту великую привилегию.
ВАША АКТЕРСКАЯ КАРЬЕРА НАЧАЛАСЬ НА ЛОНДОНСКОЙ СЦЕНЕ В
ПОСТАНОВКЕ ФРАНКО ДЗЕФФИРЕЛЛИ ШЕКСПИРОВСКОЙ ПЬЕСЫ
«МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО». В КИНО ВЫ ТАКЖЕ ИГРАЛИ В ФИЛЬ-МАХ ЭТОГО ВЫДАЮЩЕГОСЯ РЕЖИССЕРА – В «УКРОЩЕНИИ СТРОПТИВОЙ», В «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЕ». ДА И ДАЛЬШЕ ВАМ ВЕЗЛО С РЕ-ЖИССЕРАМИ. ВЫ РАБОТАЛИ С БОБОМ ФОССОМ, СИДНИ ЛЮМЕТОМ, ДЖЕЙМСОМ АЙВОРИ И ДРУГИМИ. С КЕМ ИЗ ГЕНИЕВ ВАМ ПО-
НРАВИЛОСЬ РАБОТАТЬ БОЛЬШЕ ВСЕГО? ОПЫТ РАБОТЫ С КЕМ ИЗ
НИХ ОКАЗАЛСЯ НАИБОЛЕЕ ПОЛЕЗЕН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
ПЛАНЕ?
– Конечно, я многим обязан каждому режиссеру, который приглашал меня играть такие потрясающие роли. Особенно я признателен Франко Дзеффирелли, который дал мне путевку в кино ролью Люченцио в его «Укрощении строптивой». Мне доводилось и еще поработать с ним, и каждый раз это было истинное удовольствие. Он обладает замечательным итальянским жизнелюбием, которое вместе с британской немногословностью образуют идеальное сочетание. Незабываемым опытом для меня было сниматься у Боба Фосса. Он всегда хотел, чтобы актеры полностью реализовывали свои творческие возможности, и не было момента на съемочной площадке, когда бы мы не экспериментировали, не импровизировали или не отсматривали материалы. Мы остались друзьями, и я искренне сожалею, что у нас больше не выдалось случая снова поработать вместе.
ВЫ ДОВОЛЬНО ЧАСТО БЫВАЕТЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ. КАКОВО ВАШЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О РОССИИ, РУССКИХ И… НРАВЯТСЯ ЛИ ВАМ РУС-СКИЕ ЖЕНЩИНЫ? ЧТО БЫ ВЫ ИМ ПОЖЕЛАЛИ?
– О моих впечатлениях о России вы можете прочесть в моей книге, суть которой лучше всего передает подзаголовок «Приключения на киносъемках в новой России». Как мне сообщили, она скоро будет опубликована в России. Но кратко скажу так: я всегда испытывал глубокие чувства к этой стране, читая ее литературу, слушая ее музыку и просматривая ее фильмы. Россия вступает в новую многообещающую фазу своего развития, и я рассчитываю еще много раз посетить вашу страну и поработать здесь еще над одним кинофильмом.
Я отвечаю на ваши вопросы, когда Америка празднует День благодарения – самое подходящее время, чтобы воздать хвалу за все положительное, что происходит с нашими двумя великими нациями на заре XXI века.
И я желаю всем русским женщинам (и их мужчинам тоже) мира и процветания. И счастья, которое они смогут испытать, полностью реализовав свои возможности.
Вопросы: Анастасия Саломеева,
Юрий Кузьмин
Перевод: Дарья Суходольская