ВЕЧНЫЙ СТРЕСС

Анна РЕЗНИКОВА

РАНЬ­ШЕ, ПРИ­ЧЕМ СОВ­СЕМ-СОВ­СЕМ РАНЬ­ШЕ – В СТА­РЫЕ ВРЕ­МЕ­НА, КОГ­ДА ПРО­СТУ­ДА НА­ЗЫ­ВА­ЛАСЬ ИН­ФЛЮ­ЭН­ЦЕЙ, А ОТ­ЛО­ЖЕ­НИЕ СО­ЛЕЙ – ПО­ДА­Г­РОЙ, СЧИ­ТА­ЛОСЬ, ЧТО ВСЕ БО­ЛЕЗ­НИ ОТ НЕР­ВОВ.

БО­ЛЕЗНЬ ВЕ­КА

Так оно или нет, мы сей­час не ста­нем ни ут­верж­дать, ни оп­ро­вер­гать. Ска­жем лишь, что рас­ша­тан­ная нерв­ная си­с­те­ма и по­сто­ян­ные стрес­сы – это пло­хо. И это оче­вид­но. При­чем са­мое пло­хое, это то, что че­ло­век не все­гда осо­зна­ет, что на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии стрес­са. Ес­ли вол­не­ния но­сят ка­кой-то крат­ко­вре­мен­ный ха­рак­тер – это за­мет­но, фик­си­ру­ет­ся че­ло­ве­ком, и им при­ни­ма­ют­ся ка­кие-то ме­ры. Про­гул­ки на све­жем воз­ду­хе, по­езд­ка в лес, спорт или про­сто ка­кое-то за­ня­тие, ко­то­рое га­ран­ти­ро­ван­но до­ста­вит удо­воль­ст­вие, вплоть до при­го­тов­ле­ния лю­би­мо­го блю­да.
Од­на­ко же, ког­да стресс но­сит за­тяж­ной ха­рак­тер, так про­сто его не оп­ре­де­лить и, ста­ло быть, не снять. Жизнь де­ло­во­го че­ло­ве­ка – это по­сто­ян­ный стресс. Усу­губ­ля­ю­щий­ся тем, что его де­я­тель­ность свя­за­на с уп­рав­ле­ни­ем людь­ми и ма­те­ри­аль­ны­ми ре­сур­са­ми, с при­ня­ти­ем от­вет­ст­вен­ных ре­ше­ний. Как бы ус­пеш­но ни скла­ды­ва­лись де­ла, сколь бы удач­ны­ми ни бы­ли на­чи­на­ния, ка­кой бы вы­со­кий до­ход ни при­но­си­ла ком­па­ния, про­фес­си­о­наль­ная де­я­тель­ность лю­бо­го биз­не­с­ме­на – это по­сто­ян­ный ис­точ­ник эмо­ци­о­наль­но­го, ин­тел­лек­ту­аль­но­го и фи­зи­че­с­ко­го на­пря­же­ния. Что­бы по­сто­ян­ное на­пря­же­ние не пе­ре­рос­ло в па­то­ло­ги­че­с­кую фор­му, нуж­но вни­ма­тель­но сле­дить за со­бой – как за сво­им фи­зи­че­с­ким, так и пси­хо­ло­ги­че­с­ким и эмо­ци­о­наль­ным со­сто­я­ни­ем. В про­тив­ном слу­чае ло­каль­ные вол­не­ния мо­гут пе­ре­рас­ти в за­тяж­ной стресс – как след­ст­вие не­от­ре­а­ги­ро­ван­ных от­ри­ца­тель­ных эмо­ций, ха­рак­тер­ных для пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­с­ти.
Ка­ко­вы же его ос­нов­ные симп­то­мы? Они, по ут­верж­де­нию спе­ци­а­ли­с­тов, де­лят­ся на две ка­те­го­рии – пси­хо­ло­ги­че­с­кие и фи­зи­о­ло­ги­че­с­кие.

Та­ть­я­на Ли­си­ци­на, пси­хо­лог, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­с­ких на­ук: «На пси­хо­ло­ги­че­с­ком уров­не к симп­то­мам за­тяж­но­го стрес­са мож­но от­не­с­ти сле­ду­ю­щие ду­шев­но-пси­хо­ло­ги­че­с­кие про­яв­ле­ния: бес­по­кой­ст­во, тре­во­га, по­дав­лен­ное на­ст­ро­е­ние, раз­дра­жи­тель­ность и по­вы­шен­ная кон­фликт­ность, на­ру­ше­ние эмо­ци­о­наль­ных кон­так­тов. Как это про­яв­ля­ет­ся? За­мет­но ли это? Ко­неч­но же, за­мет­но. Пер­вым при­зна­ком дли­тель­но­го, за­тяж­но­го стрес­са яв­ля­ет­ся так на­зы­ва­е­мая не­мо­ти­ви­ро­ван­ная тре­во­га, ког­да че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет бес­по­кой­ст­во по по­во­ду ма­ло­ве­ро­ят­ных со­бы­тий в бли­жай­шем или от­да­лен­ном бу­ду­щем, ко­то­рые, ско­рее все­го, вряд ли про­изой­дут.
Тре­во­га, как пра­ви­ло, но­сит пла­ва­ю­щий не­мо­ти­ви­ро­ван­ный ха­рак­тер. То есть она ощу­ща­ет­ся по­сто­ян­но, хо­тя ви­ди­мых при­чин для нее нет. На­ст­ро­е­ние под­вер­же­но рез­ким пе­ре­па­дам, при­чем в от­ри­ца­тель­ной фа­зе мо­жет до­хо­дить до де­прес­сий. Бур­ные вспыш­ки эмо­ций пе­ре­ме­жа­ют­ся за­тяж­ной по­дав­лен­но­с­тью или вспле­с­ка­ми аг­рес­сии. Че­ло­век ста­но­вит­ся за­мк­нут, враж­де­бен к ок­ру­жа­ю­щим – ино­гда от­кры­то, но ча­ще скры­то. Ему хо­чет­ся уй­ти в се­бя, спря­тать­ся от ок­ру­жа­ю­щей дей­ст­ви­тель­но­с­ти, так как она не от­ве­ча­ет ожи­да­ни­ям».

Еле­на Ко­с­тец­кая, пси­хо­лог, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­с­ких на­ук: «Так как че­ло­век при за­тяж­ном стрес­се не все­гда от­да­ет се­бе от­чет в сво­ем со­сто­я­нии, то пси­хо­ло­ги­че­с­кие про­бле­мы ухо­дят в пси­хо­со­ма­ти­ку, ду­шев­ный дис­ком­форт вос­при­ни­ма­ет­ся как чи­с­то фи­зи­че­с­кое за­бо­ле­ва­ние. К на­и­бо­лее ча­с­тым пси­хо­со­ма­ти­че­с­ким про­яв­ле­ни­ям стрес­са мож­но от­не­с­ти по­вы­ше­ние ар­те­ри­аль­но­го дав­ле­ния, но­ся­щее скач­ко­об­раз­ный ха­рак­тер. Че­ло­век об­ра­ща­ет­ся к вра­чу, обыч­но­му те­ра­пев­ту, и ему ста­вят ди­а­гноз – ги­пер­то­ни­че­с­кая бо­лезнь. По­сле че­го пы­та­ют­ся ее ле­чить. Ра­зу­ме­ет­ся, без­ре­зуль­тат­но. Так как при­чи­на кро­ет­ся сов­сем в ином.
Дру­гие ча­с­то встре­ча­ю­щи­е­ся симп­то­мы – го­ло­вные бо­ли, бо­ли в об­ла­с­ти шеи и по­зво­ноч­ни­ка, бо­ли в серд­це или в об­ла­с­ти жи­во­та. По­след­ние вос­при­ни­ма­ют­ся как симп­то­мы яз­вы же­луд­ка или га­с­т­ри­та. Их то­же пы­та­ют­ся ле­чить, и то­же – без­ре­зуль­тат­но. На этом фо­не на­ру­ше­ние ап­пе­ти­та и сна и раз­лич­ные сек­су­аль­ные про­бле­мы ка­жут­ся до­воль­но бе­зо­бид­ны­ми».
Од­на­ко, дей­ст­ви­тель­но, толь­ко ка­жут­ся. Пси­хо­ло­ги­че­с­кие и фи­зи­о­ло­ги­че­с­кие про­яв­ле­ния стрес­са при­во­дят в ито­ге к сни­же­нию со­ци­аль­ной ак­тив­но­с­ти и сни­же­нию эф­фек­тив­но­с­ти про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­с­ти. В пер­вую оче­редь это про­ис­хо­дит вслед­ст­вие по­сто­ян­ной (да­же в на­ча­ле ра­бо­че­го дня или по­сле от­ды­ха) и внеш­не бес­при­чин­ной ус­та­ло­с­ти, свя­зан­ной с на­кап­ли­ва­ю­щим­ся ис­под­воль ис­то­ще­ни­ем нерв­ной си­с­те­мы. При­чи­ной сни­же­ния ра­бо­то­спо­соб­но­с­ти слу­жит и по­вы­шен­ная от­вле­ка­е­мость, не­воз­мож­ность со­сре­до­то­чить­ся.

Та­ть­я­на Ли­си­ци­на, пси­хо­те­ра­певт, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­с­ких на­ук: «Од­но из са­мых не­при­ят­ных по­след­ст­вий за­тяж­но­го стрес­са – это «син­д­ром при­тя­ги­ва­ния». Со­сто­ит он в том, что че­ло­век, по­сто­ян­но на­ст­ро­ен­ный не­га­тив­но ко все­му ок­ру­жа­ю­ще­му, не толь­ко ви­дит все в тем­ных и мрач­ных то­нах, но еще и не­пре­рыв­но на­хо­дит­ся в ожи­да­нии че­го-то пло­хо­го и не­га­тив­но­го. В нор­маль­ном со­сто­я­нии че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет пол­ную гам­му эмо­ций – от по­гра­нич­но от­ри­ца­тель­ных до по­гра­нич­но по­ло­жи­тель­ных. Ра­зу­ме­ет­ся, не в один мо­мент вре­ме­ни, а на про­тя­же­нии ка­ко­го-то вре­мен­но­го от­рез­ка. Че­ло­век в со­сто­я­нии за­тяж­но­го стрес­са ис­пы­ты­ва­ет ис­клю­чи­тель­но от­ри­ца­тель­ные эмо­ции – при­чем как в дан­ный кон­крет­ный мо­мент, так и на про­тя­же­нии до­воль­но дли­тель­но­го пе­ри­о­да. Бо­лее то­го, спектр его ожи­да­ний так­же на­хо­дит­ся в не­га­тив­ном сек­то­ре. Че­ло­век не ждет ни­че­го хо­ро­ше­го, ни­че­го ра­до­ст­но­го. От­сут­ст­вие по­ло­жи­тель­ных эмо­ций при­во­дит к пло­хо­му са­мо­чув­ст­вию, че­ло­век на­чи­на­ет ча­ще бо­леть и слов­но бы при­тя­ги­ва­ет к се­бе не­уда­чи, не­сча­ст­ные слу­чаи – при­чем во всех сфе­рах жиз­ни, от лич­ной до про­фес­си­о­наль­ной».

Еле­на Ко­с­тец­кая: «На­до ска­зать, что в этом есть своя ло­ги­ка. От­ку­да быть уда­че, ес­ли все вре­мя на­хо­дишь­ся в эмо­ци­о­наль­ном на­пря­же­нии, ко­то­рое вле­чет за со­бой спа­ды, и ин­тел­лек­ту­аль­ный, и фи­зи­че­с­кий. Для ус­пеш­ной ра­бо­ты ну­жен эмо­ци­о­наль­ный и ин­тел­лек­ту­аль­ный подъ­ем. Ес­ли его нет, то ра­бо­та не спо­рит­ся, не ла­дит­ся и т.д. Но че­ло­век не мо­жет по­сто­ян­но бо­леть. Или, ска­жем, про­сто пе­ре­стать хо­дить на ра­бо­ту. По­это­му он про­дол­жа­ет по­се­щать ме­с­то служ­бы, од­на­ко обя­зан­но­с­ти свои вы­пол­ня­ет фор­маль­но, с про­хлад­цей. Так что ра­но или по­зд­но на­чи­на­ет зву­чать сло­во «хал­ту­ра».

Та­ть­я­на Ли­си­ци­на: «В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев сни­же­ние ин­те­ре­са к ра­бо­те вслед­ст­вие стрес­са не­из­беж­но ве­дет к по­ни­же­нию са­мо­оцен­ки. Это, по­жа­луй, са­мый не­га­тив­ный и са­мый бо­лез­нен­ный ре­зуль­тат в пла­не про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­с­ти. Здесь и спе­ци­а­ли­с­ты, и ру­ко­во­ди­те­ли рав­ны. Как и оди­на­ко­вы симп­то­мы про­яв­ле­ния это­го не­га­тив­но­го эф­фек­та. А имен­но – не­уве­рен­ность в се­бе, со­мне­ния в пра­виль­но­с­ти соб­ст­вен­ных дей­ст­вий, ко­ле­ба­ния при при­ня­тии ре­ше­ний. Од­на­ко в слу­чае со спе­ци­а­ли­с­том по­пыт­ка из­бе­жать при­ня­тия ре­ше­ния и уй­ти тем са­мым от от­вет­ст­вен­но­с­ти но­сит не столь кри­тич­ный ха­рак­тер, не­же­ли у ру­ко­во­ди­те­ля».

НЕ ПА­НА­ЦЕЯ

Ка­ков же вы­ход? «На­род­ные» сред­ст­ва в ви­де си­га­рет, ал­ко­го­ля или ле­карств в дан­ном слу­чае не толь­ко не по­мо­гут, но и на­вре­дят еще боль­ше. Стрес­со­вая си­ту­а­ция, во-пер­вых, не оче­вид­на; а во-вто­рых, но­сит за­тяж­ной ха­рак­тер.

Еле­на Ко­с­тец­кая: «Ни упо­треб­лять, ни тем бо­лее зло­упо­треб­лять ал­ко­голем и ле­кар­ст­вен­ными пре­па­ра­тами я не со­ве­тую. Ес­ли стрес­со­вая си­ту­а­ция за­тя­ги­ва­ет­ся, то по­след­ст­вия та­ких спо­со­бов «раз­ряд­ки» ста­но­вят­ся оче­вид­ны­ми до­воль­но ско­ро. Из средств, хоть не­на­дол­го да­ю­щих об­лег­че­ние от на­бо­лев­шей пси­хо­ло­ги­че­с­кой про­бле­мы, они са­ми пре­вра­ща­ют­ся в про­бле­му. И ес­ли со стрес­сом, пусть и слож­но, но все-та­ки мож­но спра­вить­ся, то это уже про­бле­мы дру­го­го ха­рак­те­ра, и их по­след­ст­вия мо­гут быть го­раз­до бо­лее пе­чаль­ны­ми».

Та­ть­я­на Ли­си­ци­на: «Один из са­мых рас­про­ст­ра­нен­ных спо­со­бов ухо­да от пси­хо­ло­ги­че­с­ких про­блем, осо­бен­но у ру­ко­во­ди­те­лей, это уход с го­ло­вой в ра­бо­ту. В двух слу­ча­ях из трех че­ло­век вы­би­ра­ет имен­но та­кой путь. Осо­бен­но, ес­ли воз­ник­шие пси­хо­ло­ги­че­с­кие про­бле­мы свя­за­ны как раз с про­фес­си­о­наль­ной де­я­тель­но­с­тью. Под­вер­жен­ный за­тяж­но­му стрес­су ру­ко­во­ди­тель мо­мен­таль­но пре­вра­ща­ет­ся в еще боль­ше­го тру­до­го­ли­ка, не­же­ли был. И весь кол­лек­тив с ним во гла­ве на­чи­на­ет тру­дить­ся на бла­го ком­па­нии не по­кла­дая рук. А это пло­хо. Так как дан­ный спо­соб ре­ше­ния про­бле­мы толь­ко на пер­вый взгляд ка­жет­ся кон­ст­рук­тив­ным. На са­мом де­ле в его ос­но­ве ле­жит ба­наль­ный са­мо­об­ман. Так как уве­ли­чен­ные объ­е­мы ра­бо­ты ока­зы­ва­ют­ся на­ду­ман­ны­ми, вме­с­то раз­ряд­ки и сня­тия на­пря­же­ния пси­хо­ло­ги­че­с­кий кри­зис толь­ко еще боль­ше усу­губ­ля­ет­ся. Бо­лее то­го, «тру­до­го­лизм» в со­вре­мен­ной ме­ди­ци­не рас­сма­т­ри­ва­ет­ся как сво­е­об­раз­ная бо­лезнь, при­ро­дой сво­ей близ­кая ал­ко­го­лиз­му и дру­гим ви­дам бо­лез­нен­ных при­ст­ра­с­тий.

Еле­на Ко­с­тец­кая: «Тру­до­го­ли­ки, ко­неч­но же, не ба­наль­ные пья­ни­цы. И тру­до­го­лизм на­но­сит зна­чи­тель­но мень­ший ущерб здо­ро­вью, не­же­ли пьян­ст­во. Од­на­ко го­раз­до боль­ший – про­фес­си­о­наль­ной, осо­бен­но ком­мер­че­с­кой де­я­тель­но­с­ти. Де­ло в том, что, как и мно­гие на­сто­я­щие бо­лез­ни, ра­бо­то­го­лизм за­ра­зе­н. Ес­ли им стра­да­ет гла­ва фир­мы, то он ста­ра­ет­ся рас­про­ст­ра­нить по­доб­ный об­раз жиз­ни на всю свою ор­га­ни­за­цию. Од­на­ко прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что ком­па­нии, в ко­то­рых на­блю­да­ет­ся по­валь­ный син­д­ром тру­до­го­лиз­ма, в ито­ге все­гда про­иг­ры­ва­ют кон­ку­рен­там. И то­му есть впол­не объ­ек­тив­ные при­чи­ны.
В та­кой ком­па­нии обыч­но су­ще­ст­ву­ет про­бле­ма из­бы­точ­но­го кон­тро­ля за де­я­тель­но­с­тью со­труд­ни­ков. На са­мом де­ле это все­го лишь эле­мен­тар­ная не­уве­рен­ность ру­ко­во­ди­те­ля – один из симп­то­мов за­тяж­но­го стрес­са, след­ст­ви­ем ко­то­рого и яв­ля­ет­ся его пол­ное не­до­ве­рие к со­труд­ни­кам. Рас­хо­жей фор­му­лой ста­но­вит­ся пра­ви­ло – «Ни на ко­го нель­зя по­ло­жить­ся. Ес­ли хо­чешь сде­лать что-ли­бо пра­виль­но и хо­ро­шо, то при­хо­дит­ся это де­лать са­мо­му». Со­труд­ни­ки в свою оче­редь, что­бы не про­ти­во­ре­чить бос­су, не стре­мят­ся про­яв­лять ини­ци­а­ти­ву и не пред­ла­га­ют ни но­вых не­стан­дарт­ных ре­ше­ний, но во­об­ще ка­ких бы то ни бы­ло идей».

Та­ть­я­на Ли­си­ци­на: «Я бы ска­за­ла, что ком­па­ния, в ко­то­рой ос­нов­ной про­фес­си­о­наль­ный прин­цип – тру­до­го­лизм, это та­кая сво­е­об­раз­ная за­кры­тая си­с­те­ма, ко­то­рой не­до­ста­ет ба­наль­ной гиб­ко­с­ти и ко­то­рая не мо­жет раз­ви­вать­ся. Лю­бая но­вая ин­фор­ма­ция бу­дет не­из­беж­но про­ти­во­ре­чить ста­рым ус­то­яв­шим­ся взгля­дам, а зна­чит, не вос­при­мет­ся долж­ным об­ра­зом и не при­жи­вет­ся. Всем – и ру­ко­во­ди­те­лю, и со­труд­ни­кам – вы­год­но счи­тать, что в ком­па­нии «все в по­ряд­ке». Ни­кто не при­зна­ет сво­их оши­бок, ни­кто не за­ме­ча­ет су­ще­ст­ву­ю­щих про­блем. А зна­чит, ком­па­ния не мо­жет ре­а­ги­ро­вать на ди­на­мич­но ме­ня­ю­щий­ся ры­нок и ра­но или по­зд­но про­иг­ра­ет кон­ку­рен­там. По­то­му что и ошиб­ки все вре­мя од­ни и те же, и про­бле­мы не ре­ша­ют­ся».

Еле­на Ко­с­тец­кая: «Есть и дру­гая, не ме­нее не­при­ят­ная сто­ро­на тру­до­го­лиз­ма. Это «на­по­ле­о­нов­ские пла­ны»: до­гнать и пе­ре­гнать, всех по­бе­дить лю­бой це­ной и несмо­т­ря ни на что – пси­хо­ло­ги на­зы­ва­ют ги­пер­ком­пен­са­ци­ей. На­по­ле­он, как из­ве­ст­но, был от­кро­вен­но ма­лень­ко­го рос­та. Ог­ром­ная власть воз­вы­си­ла его над ок­ру­жа­ю­щи­ми – как в пря­мом, так и в пе­ре­нос­ном смыс­ле. Та­ким об­ра­зом он ком­пен­си­ро­вал свой ком­плекс не­пол­но­цен­но­с­ти.
На уров­не впол­не кон­крет­ной ком­па­нии это вы­ра­жа­ет­ся в ги­ган­то­ма­нии, в люб­ви к гран­ди­оз­ным про­ек­там. На­при­мер, ком­па­ния вдруг на­чи­на­ет на­ра­щи­вать фи­ли­аль­ную сеть, не ­о­бе­с­пе­чен­ную кли­ент­ской ба­зой, или же уве­ли­чи­ва­ет за­куп­ки, не со­из­ме­ряя их с лик­вид­но­с­тью то­ва­ра. Или вдруг на­чи­на­ют не­по­мер­но рас­ти рек­лам­ные бю­д­же­ты, ко­то­рые не столь­ко сти­му­ли­ру­ют про­да­жи, сколь­ко те­шат са­мо­лю­бие вла­дель­ца ком­па­нии».

Та­ть­я­на Ли­си­ци­на: «Из­люб­лен­ный стиль ра­бо­ты тру­до­го­ли­ков – это сна­ча­ла со­зда­вать труд­но­с­ти, а по­том их ге­ро­и­че­с­ки пре­одо­ле­вать. При­чем не­важ­но, к ко­му это от­но­сит­ся – к ру­ко­во­ди­те­лю или к под­чи­нен­ным. И те и дру­гие все­гда и не­из­мен­но за­ня­ты ки­пу­чей де­я­тель­но­с­тью: нуж­но раз­ре­шить оче­ред­ную не­штат­ную и не­стан­дарт­ную си­ту­а­цию. При этом та­кие вот не­штат­ные си­ту­а­ции, прак­ти­че­с­ки кри­зис­ные – им край­не не­об­хо­ди­мы, так как они этим жи­вут. В ре­зуль­та­те пред­при­я­тие по­сто­ян­но ра­бо­та­ет в ре­жи­ме ав­ра­ла, а ус­ло­вия ра­бо­ты все­гда при­бли­же­ны к бо­е­вым».

СУ­ХОЙ ОС­ТА­ТОК

Про­бле­ма стрес­са, осо­бен­но за­тяж­но­го, ко­неч­но же, важ­на. Как ее ре­шить?

Еле­на Ко­с­тец­кая: «Япон­цы при­ду­ма­ли чу­чел для би­тья, а аме­ри­кан­цы спе­ци­аль­ную иг­руш­ку – цып­лен­ка для сня­тия стрес­са. Ны­неш­ним ле­том в Аме­ри­ке «цып­ле­нок для уду­ше­ния» стал хи­том ме­ст­ных про­даж. На­кри­чал на­чаль­ник, про­бле­мы с день­га­ми, не ла­дит­ся лич­ная жизнь – не нуж­но пла­кать или драть­ся. По­ку­па­е­те цып­лен­ка за двад­цать дол­ла­ров – и сни­ма­е­те стресс. Идея иг­руш­ки в сле­ду­ю­щем. Цып­ле­нок ста­вит­ся на стол, вклю­ча­ет­ся и на­чи­на­ет петь и тан­це­вать. Ког­да он так не­мно­го по­тан­цу­ет, то за­хо­чет что-то про­ку­ка­ре­кать – в этот мо­мент его нуж­но схва­тить за шею и на­чать ду­шить. Цып­ле­нок нач­нет ди­ко во­пить, бить кры­ль­я­ми и да­же ца­ра­пать­ся. Но ги­бель его не­из­беж­на.
Пси­хо­ло­ги­че­с­кие те­с­ты по­ка­зы­ва­ют, сколь бы ди­кой на пер­вый взгляд ни ка­за­лась за­ба­ва, ло­каль­ный стресс дан­ная иг­руш­ка сни­ма­ет прак­ти­че­с­ки на 100%. Че­ло­век ис­пы­ты­ва­ет об­лег­че­ние, га­ся та­ким об­ра­зом от­ри­ца­тель­ные эмо­ции».

Та­ть­я­на Ли­си­ци­на: «Глав­ная про­бле­ма в стрес­се – это на­ру­ше­ние пси­хо­ло­ги­че­с­кой са­мо­ре­гу­ля­ции. При за­тяж­ном стрес­се че­ло­ве­ку нуж­но ис­кать пу­ти этой са­мо­ре­гу­ля­ции за­но­во. Мож­но – и име­ет смысл – об­ра­тить­ся к спе­ци­а­ли­с­там. Они по­мо­гут най­ти но­вый ме­то­ды, ос­но­ван­ные на до­сти­же­ни­ях со­вре­мен­ной пси­хо­ло­гии и фи­зи­о­ло­гии.
Че­ло­ве­ку при­дет­ся на­учить­ся тех­ни­ке пси­хо­ло­ги­че­с­кой бе­зо­пас­но­с­ти, за­щи­ща­ю­щей от стрес­са, на­учить­ся пра­виль­но и бе­реж­но об­ра­щать­ся со сво­и­ми эмо­ци­я­ми и со сво­ей нерв­ной си­с­те­мой. Для это­го су­ще­ст­ву­ют спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ные уп­раж­не­ния, по­мо­га­ю­щие вы­ра­бо­тать прак­ти­че­с­кие на­вы­ки «га­ше­ния» от­ри­ца­тель­ных эмо­ций, сня­тия эмо­ци­о­наль­но­го на­пря­же­ния с по­мо­щью рас­слаб­ле­ния мышц и ды­ха­тель­ных при­емов. Все это по­мо­га­ет так­же ак­ти­ви­зи­ро­вать скры­тые ре­зер­вы под­со­зна­ния для ре­ше­ния раз­лич­ных за­дач и для при­ня­тия бы­с­т­рых и ори­ги­наль­ных ре­ше­ний в не­стан­дарт­ных си­ту­а­ци­ях».