Анна РЕЗНИКОВА
ТВОРЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНА ДЛЯ РАБОТЫ. ЭТО АКСИОМА. НО КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ЕЖЕДНЕВНО В ОФИСЕ ЦАРИЛА ИМЕННО ТАКАЯ АТМОСФЕРА?
МЫ ПРЕДЛАГАЕМ 101 ПРАВИЛО, КАКОВЫМИ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ, СОЗДАВАЯ В КОМПАНИИ ТВОРЧЕСКУЮ ОБСТАНОВКУ.
1. Для начала возьмите всю ответственность за происходящее в вашей компании на себя. Если ваши сотрудники будут знать, что за результат отвечает непосредственно начальник, им будет проще воспринять творческий посыл и поддерживать творческую обстановку. Более того, только в этом случае они поверят, что начальство творчество и одобряет, и поощряет.
2. Ваши сотрудники должны поддерживать друг друга в их творческих проявлениях. А для этого нужны новые нестандартные формы организации труда, пусть не полностью, но хотя бы частично.
3. Теперь вашими врагами стали привычные правила и нормы. Потому что привычка как ни что иное сдерживает творчество.
4. Имеет смысл официально объявить о том, что теперь в компании приветствуется творческий подход к решению производственных вопросов. Всегда полезнее, когда сотрудники точно знают о принятых вами решениях, нежели только догадываются.
5. Обстановка открытого доверительного общения способствует раскрепощению сотрудников. Это пойдет на пользу процессу, так как люди не будут стесняться высказывать свои идеи вслух.
6. Стоит отказаться от авторитарного стиля руководства, если вы его, конечно, практиковали. Слишком зависимые люди не склонны к свободе творчества. Взгляд на контроль и отчетность также придется пересмотреть.
7. Не стоит думать, что ваш коллектив так уж готов к переменам. Будьте готовы и к открытому сопротивлению, и к саботажу. Нужно время и терпение, чтобы ваши подчиненные поверили в ваше новое управленческое кредо.
8. Ваша позиция должна быть ясной и понятной. А потому нужно больше общаться с подчиненными, максимально открыто информируя их о своих планах.
9. Ваши сотрудники должны иметь также ясное представление о ваших целях. Вы должны терпеливо объяснять, что поставленные задачи можно решить только творческим путем.
10. Нужно провести «ревизию» в компании и без сожаления отказаться от различных авантюр, которые только поглощают ресурсы компании, как финансовые, так и человеческие.
11. Для творчества нужно время.
12. Для творчества нужна также психологическая готовность.
13. Отныне каждый ваш сотрудник – уникальная личность. Не забывайте отмечать их сильные и слабые стороны.
14. Поставленные вами задачи не должны вступать в противоречие с личными интересами каждого из ваших сотрудников.
15. Продумайте индивидуальный мотив для каждого из сотрудников, который также должен отвечать их личным интересам.
16. Следующий шаг – развитие ответственности и самостоятельности. Пассивные подчиненные, способные только соглашаться, – плохая опора. За каждым из сотрудников должен быть закреплен пусть маленький, но отдельный участок работы, который будет полностью ему подчиняться и полностью им контролироваться. Это будет способствовать росту сотрудников.
17. Залог эффективности работы персонала – его профессиональный рост. Это один из самых действенных мотивов.
18. Поставленные задачи должны быть по силам и решаемыми. Это придаст сотрудникам чувство уверенности.
19. Один из важных элементов воспитания в персонале творческого потенциала – это право спорить и отстаивать собственное мнение.
20. Поставленные перед каждым из сотрудников задачи должны быть выполнимыми и по завершении должны непременно приносить чувство удовлетворения. Однако каждая выполненная задача должна порождать новую, выполнение которой принесет еще большее чувство удовлетворения.
21. Решение поставленной перед сотрудником задачи должно раскрывать его скрытый потенциал. На этом следует делать акцент.
22. Возможно, имеет смысл объявить, что отныне карьера и творчество – неразделимые понятия.
23. Индивидуальность сотрудников имеет следствием индивидуальный стиль в работе. Даже если вы так не можете.
24. Творческий подход предполагает творчество во всем. Самое неприятное – это однообразие. Каждая новая задача требует нового подхода и новых методов ее решения.
25. Индивидуальность предполагает и индивидуальный подход, и разностороннее применение. Так вы обнаружите в своих подчиненных многогранность.
26. В творчестве нет ролей. В творчестве есть цель, способы и средства их достижения.
27. Творчество требует открытости, в том числе и открытого информационного поля. Сотрудники должны свободно обмениваться информацией и теми знаниями, которыми обладают.
28. Чем сложнее задача, тем интереснее ее решать.
29. Если задача не решается, то это не повод от нее отказываться. Нужно объединить усилия и мотивировать подчиненных снова и снова, пока решение не будет найдено.
30. Требования должны быть высокими, но выполнимыми, посильными. Высокая планка будет служить дополнительным стимулом к развитию творческого потенциала.
31. Нужно воспитывать такое отношение к работе, которое обеспечит качественное ее выполнение – независимо от объема и масштаба задачи.
32. Дисциплина – вещь хорошая. Однако ответственность и самодисциплина гораздо эффективнее и приносят более ощутимый результат.
33. Постарайтесь все-таки выяснить, чего на самом деле хотят сотрудники. И постарайтесь соотнести их желания со своими целями.
34. Сотрудники, в которых ярко выражен творческий потенциал, должны быть особо поощряемы и на виду.
35. Проблема, требующая решения, должна быть внятно сформулирована. Равно как ясен и понятен должен быть конечный результат.
36. Творчество невозможно без энтузиазма, но несовместимо с приказами и командами.
37. Терпение и терпимость. Поначалу возможны путаница, сложности и беспорядок, вызванный слишком широкой постановкой проблемы. Однако такая широкая постановка проблемы стимулирует творческий подход.
38. На то, чтобы идея родилась, нужно время. На то, чтобы идея созрела, тоже нужно время.
39. Полномочия и самостоятельность отдельных сотрудников должны расширяться постепенно, по мере необходимости.
40. Авралы отныне отменены. Срочные и сверхурочные работы тоже.
41. Творческие люди должны быть на привилегированном положении. Масштабности вредит сиюминутная и ежедневная конкретика.
42. Творческие люди должны участвовать в решении наиболее сложных задач. На этом имеет смысл делать акцент, чтобы люди были преисполнены собственной значимости.
43. Сотрудники должны иметь свободный доступ к ресурсам компании – информации, опыту и ко всему остальному, в чем они нуждаются в процессе творческих поисков.
44. Следует поощрять откровенность, фантазии и игру воображения. Творчество невозможно без свободного мышления.
45. Любая реакция на любую высказанную мысль должна быть изначально позитивной.
46. Сотрудники не должны бороться и конкурировать между собой. Творчество возможно лишь в обстановке равенства, доверия и партнерства.
47. В офисе нужно завести специальную комнату – для спокойных и бурных творческих бесед и споров.
48. Риск – дело благородное. А творчество само по себе штука рискованная.
49. Помните, что неудачи неизбежны. Терпимость в таких случаях будет более чем востребованной.
50. Сотрудники не должны бояться неудач. Традиционно в компаниях неудачи наказываются гораздо суровее, чем бездельничанье. Постарайтесь быть индеферентным к неудачам, но всегда поощряйте успех и удачные решения.
51. Страх сотрудников – ваш враг. Сотрудник, у которого случилась неудача, требует к себе повышенного внимания и поддержки.
52. Вы должны донести до сотрудников, что даже если их идеи и не взяты на вооружение компании, то это не значит, что они потратили время впустую.
53. Творческая обстановка предполагает сосредоточенность и акценты на позитивных сторонах идеи. Как показывает опыт, когда рассматриваются и упрочиваются приемлемые стороны идеи, обнаруживается путь устранения неприемлемых.
54. Вы должны сознательно допускать ошибки в действиях подчиненных – в разумных пределах. Это будет способствовать воспитанию смелости в действиях и в мышлении подчиненных, которые со временем перестанут бояться совершить ошибку.
55. Любая творческая инициатива должна быть поддержана.
56. Даже конструктивная критика должна быть под контролем и строго дозируема.
57. Вы должны быть всегда «за», а не «против». Вы должны быть вместе с людьми, а не над ними.
58. Вы должны приветствовать откровенность и искренность. Не бойтесь узнать, какую оценку вам выставили подчиненные.
59. Вы должны всячески способствовать тому, чтобы ваши сотрудники развивали уверенность в себе. Только уверенный в себе человек может родить идею и не побояться озвучить ее.
60. Нужно всячески конструировать ситуации, провоцирующие ваших работников на сотрудничество.
61. Будьте не надзирателем или боссом, а партнером, который всегда готов прийти на помощь.
62. Лояльность должна стать основополагающим правилом в вашей компании. Лояльность должна быть двусторонней, равно как и уважение должно быть взаимным.
63. Будьте дружески настроенным человеком, имеющим высокие личные стандарты. Искренне прислушивайтесь к своим сотрудникам, грустите и радуйтесь вместе с ними.
64. Вы должны четко различать настойчивость и агрессивность и никогда не опускать до второй.
65. Выступайте в качестве буфера между подчиненными и внешними проблемами и требованиями.
66. Коллегиальность должна быть не только декларируемой, как это обычно бывает, но и реальной.
67. Творческие сотрудники должны быть привлекаемы, во-первых, к составлению планов развития на будущее и, во-вторых, к самой постановке задач, в выработке решений которых они затем будут принимать самое активное участие.
68. Увеличивайте представительство и разделение влияния во всей организации.
69. Инициативу во всех ее проявлениях нужно поощрять.
70. Вы должны постоянно вести просветительскую работу: доносить до сведения сотрудников то, какой вклад они внесли в общее дело.
71. Повышайте и корректируйте вознаграждения и стимулы за творческий вклад. Практика использования в качестве стимула роста влияния, положения и заработной платы способствует скрытности, интригам, погоне за должностями, соглашательству и желанию угодить вышестоящему начальству.
72. Служебный рост должен строго соответствовать успехам сотрудника и его личным достижениям на благо компании.
73. Используйте в своих оценках производительности труда сотрудников те показатели, которые характеризуют творчество.
74. Людям следует предоставлять отдых в качестве вознаграждения за значительные творческие достижения.
75. Любой успех и любое достижение должны быть персонализированы. Всегда следует делать акцент на успехах того или иного сотрудника, а не коллектива, к которому он имеет отношение.
76. Творческая эффективность должна быть прямо пропорциональна системе деления прибыли компании. Должны быть разработаны специальные поощрительные системы, как то – премии, гонорары, денежные компенсации и т.д.
77. Одному из подразделений компании должно быть вменено в обязанность информировать коллектив об успехах компании и каждого конкретного сотрудника в отдельности.
78. Вы должны проанализировать практику общения в вашей компании. Она должна не мешать, а способствовать развитию творческой обстановки на работе.
79. Творческие люди из разных подразделений компании должны иметь возможность общаться между собой как в рабочее, так и в нерабочее время.
80. Создавайте учебную ситуацию, в которой малые дискуссионные группы, составленные из руководителей и исполнителей, совместно исследуют проблемы и пути их решения.
81. Любой успех и любая неудача должны быть обсуждаемы в максимально дружественной обстановке и с позитивным посылом.
82. Опыт всех сотрудников компании должен быть доступным и публичным.
83. Эффективен открытый обмен информацией.
84. Полезны коллективные встречи, закрытые и публичные дискуссии.
85. Творчество может быть как коллективным, так и индивидуальным. Особое внимание следует уделить одиночкам. У них должна быть безусловная возможность идти своим путем.
86. Сотрудники, трудившиеся индивидуально, должны быть и поощряемы индивидуально.
87. Различие в идеях и взглядах должно быть культивируемо.
88. Вы должны следить за тем, чтобы сотрудники не оказывали вредное давление друг на друга.
89. Творчеству должны быть посвящены различные семинары, конкурсы и конференции.
90. Попробуйте найти в своем коллективе творческих людей, склонных к наставничеству.
91. Развивайте свой собственный творческий потенциал. Развитые собственные творческие способности помогут вам лучше оценивать творческие способности других.
92. Идеи, высказываемые подчиненными, должны относиться не только к их личному участку работы, но и к другим участкам.
93. Создайте и приведите в действие свой собственный механизм превращения творческой обстановки в конкретные идеи, предложения и перемены.
94. Какая-то часть работы должна быть предельно формализована.
95. Творческий подход должен быть не только уделом подчиненных, но и высшего состава руководства компании. Обеспечьте связь между уровнями компании, в противном случае большая часть идей, рожденная в творчестве, будет похоронена.
96. Творческие сотрудники, рождающие нестандартные идеи, должны иметь возможность общаться с руководством на всех уровнях без промедления.
97. Вы должны постоянно анализировать положение творческих сотрудников на работе.
98. Вы должны постоянно анализировать состояние творческого потенциала своих сотрудников. Если кто-то из сотрудников перестал генерировать идеи, попробуйте найти ему иное применение, которое даст новый творческий импульс.
99. Творчество – это не временная мера. Нет ничего более надежного в своем постоянстве, чем творческий подход к решению проблемы.
100. Почетная грамота, благодарность в приказе и фотография на доске почета – не так уж и неэффективны, как кажется на первый взгляд.
101. Поощрение за успехи, и в первую очередь творческие, должно быть не только моральным, но и материальным.