Алена КОСТЕЦКАЯ
Фото Олега ЛАЗАРЕВА
«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ДЕЛАЕТ ЧТО-ТО НА ПРОДАЖУ, ТО ОН ДУМАЕТ ОБ ЭТОМ, ДУМАЕТ О ДЕНЬГАХ, А ИСКУССТВО МСТИТ. И ПОЛУЧАЕТСЯ, БЫТЬ МОЖЕТ, И ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ВЕЩЬ, НО ВНУТРЕННЕ ПУСТАЯ».
ТАТЬЯНА ИСААКОВНА, ВЫ ДЕРЖИТЕ В РУКАХ КИСТОЧКУ УЖЕ БО-ЛЕЕ 70 ЛЕТ. ВЫ МОЖЕТЕ СКАЗАТЬ, МОЖЕТЕ ОБЪЯСНИТЬ, ХОТЯ БЫ
ДЛЯ СЕБЯ, – КАК ПОЛУЧАЕТСЯ РАБОТА? ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ОНА
СОСТОЯЛАСЬ?
– Вряд ли смогу… Это слишком сложно. Вот смотришь на что-то очень долго, над чем-то задумываешься, какой-то процесс идет долгий, кропотливый. А потом на чем-то останавливается взгляд, почти случайно, и душа словно открывается, словно бы говорит: «Ах!» И хочется отобразить, отразить вот это ах!, передать эту свою глубокую нежность, свою любовь… Мне вообще кажется, что искусство есть только там, где есть любовь – к тому, что видишь вокруг, через что себя выражаешь.
НО МОЖНО ВЕДЬ ВЫРАЖАТЬ И БЕЗ ЛЮБВИ…
– Разумеется. Только этот процесс к искусству, как мне кажется, совершенно никакого отношения не имеет. Это скорее от желания удивить окружающих.
ПОЧЕМУ?
– Ну нужно же чем-то руководствоваться, должен же быть какой-то посыл, мотив… Если не любовь, то что?
РАССКАЖИТЕ, КАК ВЫ СТАЛИ РИСОВАТЬ?
– Я начала рисовать довольно поздно. Только в 11 лет впервые взяла кисточку в руки, а до этого довольно упорно занималась музыкой. Но я довольно быстро, буквально через пару уроков, научилась держать кисть. И вообще страшно увлеклась. Я бросила музыку и стала рисовать. И полюбила это на всю жизнь. Сегодня я не могу представить себе свою жизнь без живописи.
РАБОТАЕТЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ?
– Практически. Иногда отвлекают какие-то дела, но это скорее нечаянно, а не нарочно. Если не работаю, то считай – день потерян. И так было всегда.
С 11 ЛЕТ?
– Ну, не с 11, конечно. Я поступила в среднюю художественную школу, теперь это художественный лицей. Там нас и научили работать. Мы рисовали каждый день, а ведь еще были и общеобразовательные предметы.
КАК СТАНОВЯТСЯ ХУДОЖНИКОМ?
– Когда я училась в средней школе, меня все время пытались перековать – на импрессионистическую манеру, которая тогда практиковалась. А я всегда сопротивлялась – иногда чуть-чуть, а иногда и сильно. Конфликтов с преподавателями у меня не было по этому поводу. Они просто думали, что я не могу. Не могу так хорошо, как они хотят. Но вот в институте, а я училась в Художественном институте имени Сурикова, мой педагог Василий Васильевич Почеталов, однажды стоя у меня за спиной, когда я с увлечением писала обнаженную женскую натуру, вдруг сказал: «Слушай, а ведь это не бездарно… Но так ведь никто не делает!» И вот когда я услышала эту фразу, я вдруг поняла: я буду, я буду делать так, как я хочу и как считаю нужным. Ведь я, когда меня ругали, я старалась делать так, как они хотят, – но у меня не получалось. И с тех пор я делаю так, как я хочу.
ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОПИСИ ТРАНСФОРМИРОВАЛОСЬ С ГОДАМИ?
– Наверное. Но то, что пришло в детстве и в юности, осталось в основе и осталось неизменным. В институте я уже рисовала самозабвенно.
И после института сразу стала очень много работать. Я ходила писать в Морозовскую больницу, почти случайно. Меня попросили написать портрет одного известного хирурга, а я увлеклась. Я написала его портрет и стала писать еще работы, потому что мне показалась эта тема очень интересной – и пластически, и человечески. Я даже не знаю, что меня увлекло. Дети, сестры, врачи, интерьер… Я стала делать эти больничные работы, и теперь спустя, в общем-то, более 50 лет могу сказать, что манера моего письма ничуть не изменилась. Тогда, именно тогда, наверное, и сложился основной характер – тот, в котором я хочу видеть свое, свою работу. Плоскостная, цельная, насыщенная световыми нюансами.
ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО И ИСКУССТВО НА ПРО-ДАЖУ?
– Здесь все очень просто. Если человек делает что-то на продажу, то он думает об этом, когда делает, а искусство мстит. И получается, может быть, и замечательная вещь, но внутренне пустая.
НО ВЕДЬ ХУДОЖНИКУ НУЖНО НА ЧТО-ТО ЖИТЬ?
– Да. Просто не надо об этом думать.
ВЫ ПРОДАЕТЕ СВОИ РАБОТЫ?
– Конечно. Вообще, покупатели – это ужасный народ. Я не продаю на рынках или в салонах. Ко мне случайно приходят какие-то люди, иногда просто ценители искусства. И они всегда выбирают самые лучшие работы. Хотя иногда уходят самые неожиданные вещи… Но все равно – продавать ужасно жалко. К тому же еще надо уметь торговаться, а вот это самое трудное и ужасное. Но продавать – надо. Это вообще не профессионально – не продавать. Потому картины – это все-таки не для себя, а для людей.
А КАК ЭТО БЫЛО В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ?
– Тогда все было гораздо проще. Что-то покупало государство, но в основном мы жили на договора с выставок. Каждые три года проводилась зональная выставка. Сначала московская, потом всероссийская, затем всесоюзная, и на них заключались договора. Я писала картины, которые потом уходили на выставку. За это платили аванс, а затем, если работу принимали на выставку, с нами окончательно расплачивались.
Лучше всего было, когда договор заключался с Министерством культуры. Потому что Художественный фонд, например, отдавал картины в безвозмездный дар – тому, кто возьмет. И работы уходили иногда в самые непредсказуемые места. У меня одна картина живет, например, в ГАИ, еще одна – в каком-то посольстве за границей. А Министерство культуры передавало работы в провинциальные музеи.
Такое было только у живописцев. Существовал так называемый живописный комбинат, в котором работала целая группа специалистов, называемых инспекторы-искусствоведы. Они ездили по всей стране и собирали заказы. Причем действовали довольно своеобразным способом. Приезжали и показывали пачку фотографий: «Вот что мы можем сделать». Кому-то нравилось, и мы начинали работать. В основном я там делала сказки. А для себя или по договорам к выставкам я делала пейзажи, в том числе городские. Вообще городской пейзаж – это моя любовь. Вы, наверное, заметили?
ДА, ЗАМЕТИЛА. И ОН ВАМ НЕОБЫКНОВЕННО УДАЕТСЯ…
– Это то, что я люблю больше всего. И больше всего хочу делать. Я много писала московские пейзажи. Вообще я всегда очень много работала.
МЕЖДУ ТЕМ, ЧТО БЫЛО РАНЬШЕ, И ТЕМ, ЧТО СЕЙЧАС, БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА?
– Конечно же. Но для меня лично самая принципиальная и самая, пожалуй, болезненная разница заключается в том, что я сама должна назначать цену. А я это не умею.
А КАК РАНЬШЕ ОПРЕДЕЛЯЛАСЬ ЦЕНА РАБОТЫ?
– Государство само назначало цену. Были художники более дорогие, были более дешевые. Это даже зависело не от чиновника и не от качества художника, а от его рейтинга.
Но тогда это было более или менее регулярно, а сейчас как повезет – то густо, то пусто. Иногда вдруг появляется какой-то коллекционер и скупает всю серию целиком. Меня это более чем устраивает: серия не разрозненна, все картины вместе.
КТО ОКАЗАЛ НА ВАС НАИБОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ?
– Во-первых, мой учитель – Николай Михайлович Чернышев. Когда я попала к нему в мастерскую, то как-то сразу почувствовала, что он всех нас, молодых в общем-то еще людей, мало что умеющих пока, уже считает художниками. Молодыми, у которых много всего впереди и прежде всего, конечно же, учеба, но все равно – художниками. У него было удивительно уважительное отношение к нам. Он разговаривал с нами на равных, он допускал наличие собственного мнения и собственного взглядa. И вот тот взгляд, который тогда у меня сложился, он остался до сих пор. Он изменился, конечно, потому что изменилась я, изменилось время, потому что с возрастом, с течением времени вообще меняется взгляд человека на жизнь и на окружающие его предметы, но не в сути, а в деталях.
Он сам был очень хорошим художником. И может быть, именно благодаря этому я в какой-то момент вдруг ощутила, что вот то индивидуальное, что есть во мне, что именно я вижу, что именно я произвожу, я, а не кто-то другой, – это как раз и ценность. Он очень хорошо умел дать почувствовать вот эту ценность. И мы из его мастерской вышли все разные. Потому что он не подминал под себя, а развивал то, что есть.
А ИЗ МАСТЕРОВ?
– Александр Иванов, Венецианов, Пьеро де ла Франческо. Де ла Франческо – это моя давняя глубокая любовь. Я на него совершенно не похожа. Он очень глубокий, философский, тонкий. Для меня он самый лучший художник, хотя люблю я многих.
ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА?
– Ну, всем, наверное, нужно разное. Но художнику, как мне кажется, нужно поощрение. И нужно хоть какое-то признание.
Нужно иметь возможность многое видеть, как мне кажется. Для меня, например, очень важны путешествия. Потому что путешествия – это пейзажи, музеи, люди наконец. Это общение с другими людьми, с принципиально иными – у которых другой взгляд, другая точка зрения. Очень важно постоянное постижение чего-то нового.
ЛЮДИ ЛЮБЯТ ОБЩАТЬСЯ С ХУДОЖНИКАМИ?
– Безусловно. Но у нас к художникам более уважительное отношение, чем за границей. На Западе мы для них немного странный народ, что-то вроде сумасшедших. У них ведь считается несчастьем, если кто-то в семье решит посвятить свою жизнь рисованию. Потому что художник непременно будет бедствовать, а значит, родственники должны будут ему помогать.
ВЫ НЕ БЫЛИ РАЗОЧАРОВАНЫ ПРОФЕССИЕЙ?
– Нет. Я вообще считаю, что я счастливый человек. Сколько людей не слышат музыку, не могут прочесть книгу, не видят. А я вот вижу. Я вчера поймала машину, так вот водитель словоохотливый попался. Говорит, какая скука этот Пушкин… Ну ведь несчастный же человек! Его ужасно жалко, потому что он лишен восприятия прекрасного. А я – вижу. Я смотрю на вас и думаю, как вы красиво устроены, как интересно вас рисовать. Я все время улавливаю что-то особенное, какую-то особенную красоту. Но главное – я до сих пор могу каждый день работать. Это самое большое счастье.
ЛИВШИЦ
Татьяна Исааковна
Родилась в 1925 г.
в Москве. В 1944 г. окончила Московскую среднюю художественную школу, ныне Московский художественный академический лицей.
В 1951 г. окончила Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова, мастерская А.М. Грицая.
Училась у Н.М. Чернышева. Член МОСХ с 1958 г.
Постоянно участвует
в московских, всероссийских, всесоюзных и международных выставках.
В 1993 г. состоялась персональная выставка художницы
(Кузнецкий мост, 20).
В 2005 г. – в зале Московского союза художников (Старосадский, 5).
Многие работы находятся в музеях страны,
а также в частных собраниях России,
Дании, Италии, США и др. Художница работает
в жанре пейзажа, портрета, натюрморта.