Ирина КВАТЕЛАДЗЕ
Фото автора
ТОЛСТЫЕ ВОРОБЬИ, СКЛЕВЫВАЮЩИЕ ЧТО-ТО С ПАРАПЕТА НАБЕРЕЖНОЙ, НЕСПЕШНЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ, ВЫГУЛИВАЮЩИЕ СВОИХ ПОЖИЛЫХ СОБАК, ЖАДНО-СКАНДАЛЬНЫЕ КРИКИ ЧАЕК, ПЛЕСК ВОДЫ, ТРОГАЮЩЕЙ БОЛЬШИЕ ПРИБРЕЖНЫЕ ВАЛУНЫ, СКРИП ЗАЩИТНЫХ БУЙКОВ, НАВЕШЕННЫХ ПО БОКАМ ЯХТ, СЛЕПЯЩЕЕ ОТРАЖЕНИЕ СОЛНЦА, УДИВЛЕННЫЕ ЛИКИ АНЮТИНЫХ ГЛАЗОК, ПЛЕТИ РАЗНОЦВЕТНЫХ ХРИЗАНТЕМ, СТУДЕНЫЙ ВЕТЕРОК, НЕПРИЯТНО ХОЛОДЯЩИЙ СПИНУ, МАЛЬЧИШКА, КАТАЮЩИЙ НА ЛОДКЕ ТОЛСТОГО БЕЛОГО КОТА С ОГРОМНОЙ ГОЛОВОЙ, ПЛАВНО ПЕРЕХОДЯЩЕЙ В РАСШИРЯЮЩЕЕСЯ КНИЗУ ТУЛОВИЩЕ, МИНУЯ ШЕЮ, – ВСЕ ЭТО МОНТРЁ…
Монтрё называют жемчужиной Швейцарской Ривьеры. Но это почти официальное название. Неофициальное, и довольно популярное среди местных жителей, – город пенсионеров-миллионеров. Тихий, приветливый, в меру изысканный, в меру – скучноватый…
Кто-то едет сюда за красотой, кто-то за здоровьем, кто-то – за покоем… Здесь отдыхали Жан-Жак Руссо и лорд Байрон, Петр Ильич Чайковский и Игорь Стравинский. Жил и работал в последние свои годы последний великий изгнанник России Владимир Набоков. Впрочем, Монтрё всегда был излюбленным местом отдыха европейской и русской аристократической богемы.
Здесь множество великолепных отелей в стиле Belle Epoque, масса уютных ресторанов, ресторанчиков и уличных кафешек. И тихие спокойные пригороды – Кларанс, Веве, Корсо…
Город, а точнее городок, фантастически красив – широкая тихая бухта с причалами для яхт, берег, уходящий террасами вверх к холмам, поросшим лесом, изящные частные особняки, утопающие в зелени элегантных лавров, магнолий, кипарисов, пальм, миндаля… Набережная – «золотая миля» Женевского озера – простирается в обе стороны на несколько километров и буквально создана для долгих неспешных прогулок.
Мягкий климат, горный воздух, тишина и покой – все это как нельзя лучше подходит под ту систему налогообложения, которую более полувека назад швейцарские власти специально разработали и узаконили для Монтрё. Именно она обеспечила приток денег в город – европейским миллионерам, да и просто состоятельным людям, удалившимся от дел, было выгодно вкладывать деньги в местные банки. Поэтому город так и прозвали – город пенсионеров-миллионеров.
К югу от Монтрё (чуть более часа спокойным шагом по набережной) расположен Chateau de Chillon – один из самых знаменитых исторических памятников Швейцарии. Никто не знает точную дату его постройки. Известно лишь, что первое укрепление было построено в IX веке, а первое письменное упоминание относится к веку XIII. С Chateau de Chillon связано множество легенд прошедших столетий. Самая известная – поэма Джорджа Гордона Байрона «Шильонский узник».
В старые времена Chateau de Chillon имел стратегическое значение. Стены замка с одной стороны окружает Женевское озеро (Лак Леман), с другой – Альпы. И его целью было наблюдать за дорогой, шедшей от Аванша (Бургундия) в Италию через перевал Гран-Сен-Бернар.
Поначалу замок был собственностью епископа Сиона.
А затем, с 1150 года, перешел во владение графов Савойской династии. И свои теперешние черты приобрел именно в XIII веке.
Замок и его подземелья несколько раз служили государственной тюрьмой. Ее самый знаменитый узник – Франсуа де Бонивар, настоятель собора Св. Виктора в Женеве. Его тезисы, имевшие целью проведение реформации в Женевской церкви, не понравились герцогу Савойскому, у которого были свои виды на город и который был ярым сторонником католицизма. Бонивар был арестован и брошен в подземелье замка, которое носит его имя. Четыре года он оставался прикованным цепью к колонне. На камне до сих пор еще видны следы шагов пленника, освобожденного бернцами в 1536 г. Будучи проездом в Шильоне в
1816 году, совершая паломничество на родину Жан-Жака Руссо, родившегося в Женеве, английский поэт Байрон воспел узника Бонивара в лирической поэме «Шильонский узник». После этого Шильон стал
одной из самых посещаемых туристами достопримечательностей в Швейцарии.