Юрий КУЗЬМИН, Анастасия САЛОМЕЕВА
«Ах, женщины – и красота, и праздник,
И героини юношеских снов.
С рожденья в дочерях Весны прекрасной,
Надежда наша, Вера и Любовь».
М. Ножкин
«Я в весеннем лесу пил березовый сок…». Пожалуй, этих нескольких слов из песни – визитной карточки фильма «Ошибка резидента» – хватит для того, чтобы у любого россиянина в эмоциональной памяти сразу же возник образ Михаила Ножкина, с героем которого разведчиком Бекасом (в обычной жизни Павлом Синициным) ассоциировалась эта песня. У этого замечательного актера в послужном списке всего 10 киноролей, что не так уж и много, но и такого количества хватило для того, чтобы сам Михаил Ножкин и его герои стали поистине народными.
Более узкому кругу людей Михаил Ножкин знаком не только как актер, но и как автор и исполнитель проникновенных песен, поэт, композитор, драматург и даже публицист. А еще Михаил Иванович – человек неравнодушный, истово любящий свою Родину и очень остро воспринимающий все ее радости и горести.
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ, «БЛИКИ» – ЭТО ЖУРНАЛ ДЛЯ УСПЕШНЫХ ЖЕНЩИН, СОСТОЯВШИХСЯ ВО ВСЕХ СМЫСЛАХ ИЛИ СТРЕМЯЩИХСЯ К ЭТОМУ. С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, С ПОЗИЦИИ МУЖЧИНЫ, В ЧЕМ РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ – В ЖИЗНИ МУЖЧИНЫ И В ЖИЗНИ ВООБЩЕ?
– К женщинам я отношусь в высшей степени уважительно, потому что женщина – это определяющая сила, особенно в России. Как я написал в одной песне, «Все подвиги свои и все ошибки мы совершаем только для нее». Для нас, мужчин, женщины – это стимул творчества, роста, работы, достижения чего-то в жизни. Вернее, один из стимулов, но особенно важный.
В России женщины занимают особое место. Я объездил десятки стран, многое и многих видел и, основываясь на своем творческом и жизненном опыте, могу сказать – у нас какая-то особая женская порода. Русская философия всегда связывала представительниц прекрасного пола с духовным восприятием мира и жизни. Недаром у нас женщина символизирует хранительницу очага, берегиню, да и сама Россия тоже женского рода. Все это неслучайно.
Я уж и не говорю об общеизвестном факте, что наши женщины по-настоящему красивы.
На протяжении тысячелетий наши женщины достойно представляли прекрасную половину человечества. Ни одна цивилизация за время своего существования не испытывала такого исторического напряжения, как наша. Например, за последнюю тысячу лет мы в общей сложности около 600 лет вели войны – большие или малые. Нам никогда не давали покоя, не дают и сейчас и, скорее всего, не будут давать и в будущем. Поэтому перед Россией всегда стояла задача или победить и выжить, или проиграть и исчезнуть навсегда.
А российская женщина все эти столетия выполняла особую историческую миссию – преодолевала трудности, растила детей, хранила дом, все держалось на ней, поскольку мужчина был на войне. А когда было особенно трудно, женщина брала меч и шла воевать, вставала плечом к плечу с мужчиной. То есть была уже не только хранительницей очага, но и воином. Где, в какой стране мира, на протяжении стольких веков женщины выдерживали такие трудности? Мужики много раз срывались, устраивали перевороты, бунты, междуусобицы… А стабильность держалась и держится на женщинах.
А КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К УСПЕХУ ЖЕНЩИНЫ И, ВООБЩЕ, КАКУЮ ЖЕНЩИНУ ВЫ БЫ НАЗВАЛИ УСПЕШНОЙ?
– В моем представлении это нормальная самодостаточная женщина, являющаяся нужным человеком для общества. Успешная женщина – обязательно профессионал, знающий свое дело, она может обеспечить себя и детей куском хлеба. Сегодняшняя женщина не может и не должна, к сожалению, зависеть от мужика. Время не то.
Успех для женщины это еще и осознание себя как личности, и создание себя как личности, и наличие условий и возможностей для реализации собственных способностей. И, наконец, женщина не успешна, если у нее нет семьи и, главное, детей.
ЛЮДИ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОМНЯТ ВАС В ОСНОВНОМ ПО ФИЛЬМАМ. НАВЕРНОЕ, ВАС ЧАСТО СПРАШИВАЮТ ЖУРНА-
ЛИСТЫ: КАКАЯ ИЗ СЫГРАННЫХ РОЛЕЙ ВАМ ОСОБЕННО ДОРОГА И ПОЧЕМУ?
– Я пришел в кино в 1967 году уже очень известным человеком, прежде всего как эстрадный драматург и поэт. Поэтому у меня была возможность выбирать роли. На протяжении всей своей карьеры в кино я отказался от десятков ролей, потому что они были мне неинтересны. В основном, это были отрицательные герои. Мне никогда не хотелось играть негодяев. Для этого нужна иная жизненная философия, чем моя. Ведь каждая роль – это еще одна жизнь, небольшая, но прожитая тобой. Волей-неволей ты влезаешь в шкуру своего героя, входишь в его образ, тебе становится близок круг его мыслей и какое-то время ты живешь не только своей жизнью, но и параллельно жизнью твоего героя. А я никогда не хотел жить как мерзавец, даже небольшой отрезок времени.
Мало того, я всегда не только тщательно отбирал роли, но и режиссеров. Если режиссер был несимпатичен мне как человек, имел плохую репутацию, то я отказывался у него сниматься. Потому что не мог в течение года (а примерно столько раньше занимала работа над фильмом) терпеть капризы этого человека, да и позволять ему что-то «лепить» из себя не хотелось. Достойный режиссер всегда достойно относится к актеру как к творцу, с которым он вместе создает образ. В течение всего периода съемок актер и режиссер вынуждены проводить друг с другом немало времени. Значит, люди не должны противоречить друг другу ни своими убеждениями, ни мироощущением. Если же создатели фильма сделаны из разного теста, то, на мой взгляд, им не нужно вместе работать.
НО ВСЕ-ТАКИ КАКАЯ ИЗ РОЛЕЙ В КИНО У ВАС САМАЯ ЛЮБИМАЯ?
– Трудно сказать. Наверное, все. Я ведь еще выбирал фильмы и по темам, которые были мне интересны. Например, Рощин из «Хождения по мукам». Это роль заняла почти пять лет моей жизни. Тема в фильме историческая – Гражданская война, а я всегда очень любил историю и очень трепетно относился к ней. Это наша память, точка опоры.
Рощин – герой классический. То, что происходило с ним в Гражданскую войну, случалось с другими людьми и раньше, и позже него. В событиях 1991 года каждый нормальный человек мог себя считать Рощиным. Да и сегодня есть масса нормальных порядочных людей, офицеров всех родов войск, наших современников, перед которыми встали проблемы моего героя. Они такие же Рощины, так же, как и он, почувствовали, что вдруг оказались не нужны Родине, что государство их предало, а мир вокруг изменился. Те же проблемы встают перед всеми нормальными людьми во всех странах мира.
Рощин – это настоящий достойный русский человек, который не просто существует на животном уровне, а ищет смысл своей жизни, пытается ответить на вопрос «Зачем он пришел в этот мир», понять, какое место он должен играть в жизни общества и Родины, с кем ему быть и куда идти. Это вечная проблема думающих и неравнодушных людей, и поэтому мне этот персонаж особенно близок. Мы ведь не сами по себе пришли в этом мир, до нас были десятки поколений. В результате появились мы. Зачем мы пришли? Чтобы пьянствовать? Разваливать то, что люди создали до тебя? Нужно осознать, что ты – звено в цепи поколений. Если ты разорвешь его, то одна из струн, которая держит государство, лопнет, и ты будешь предателем. Мы в долгу перед людьми, которые нас создали. Нужно что-то сделать в своей жизни, как-то послужить Отечеству… Рощин приходит к пониманию этого.
А БЕКАС ИЗ «ОШИБКИ РЕЗИДЕНТА» И «СУДЬБЫ РЕЗИДЕНТА»?
– Эта работа мне тоже была очень интересна, поскольку история полностью взята из жизни. Я имею в виду первые два фильма про резидента. Я даже знал людей, которые участвовали в этой операции. Мой герой Павел Синицин, Бекас – яркий представитель своего поколения, один из тех, кто сознательно и бескорыстно пришел служить обществу и исполнял свой долг верой и правдой. Мне очень приятно, что этот персонаж стимулировал многих молодых людей пойти работать в разведку. До сих пор ко мне подходят сотрудники этих служб, уже пожилые люди, и говорят: «Большое спасибо, я решил пойти в разведку после вашего Бекаса». Много и тех, кто решил сделать профессиональную карьеру в армии после того, как увидел Рощина. Для меня это высшая награда.
Хотелось бы упомянуть еще одного моего героя – майора Шатохина из советского боевика «Одиночное плавание». Этот фильм вышел на экраны в 1985 году. Картина получилась очень неплохой, а могла бы быть еще лучше. Но когда мы ее снимали, уже началась перестройка и власти беспокоились о том, что подумает о нас мир, когда увидит фильм, где русские дают «жару» американцам. Съемкам мешали, начались трудности с финансированием, не давали оружие и военную технику. Но опасения оказались напрасными. «Одиночное плавание» было очень хорошо принято за границей. Пожалуй, это был первый советский фильм, который с успехом прошел по 90 странам мира. Почему? Потому, что там были адекватно продемонстрированы наши армейские силы. Посмотрите зарубежные фильмы тех лет, например, картины о Джеймсе Бонде. Нас показывают как каких-то кретинов в телогрейках и валенках с допотопным оружием. Этот образ насаждался десятки лет, насаждается он и сейчас. Советский Союз не обращал на это внимания. А потом вдруг вышло «Одиночное плавание». О картине была масса публикаций в ведущих зарубежных изданиях, сюжеты на влиятельных телеканалах. Иностранные журналисты за эту работу прозвали меня «русским Рембо».
ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ ВЫ СРАЖАЕТЕСЬ ЗА РОССИЮ, ЗА ЕЕ ЦЕЛЬНОСТЬ, ЧИСТОТУ, ДУХОВНОСТЬ. ВСЕ ПЕРЕ-
ЧИСЛЕННЫЕ ВАМИ ВЫШЕ КИНОРАБОТЫ ЯРКИЙ ТОМУ ПРИМЕР. А ВОТ ЛИРИЧЕСКИХ РОЛЕЙ У ВАС ПОЧТИ НЕТ…
– Был такой фильм «Каждый вечер в одиннадцать», единственный фильм о любви, в котором я снимался. Поначалу я не хотел браться за эту работу. Прочитал сценарий – не понравился. И я сказал режиссеру, Самсону Самсонову, что отказываюсь от роли. Но тот буквально взорвался, сказал: «Как ты можешь отказываться. Это же монофильм, где у тебя главная роль. Более того, это фильм о чистой любви, о которой никто не говорит на экране и, скорее всего, не скажет еще долгое время. Больше такого тебе никто не предложит». В конце концов прочитав сценарий еще раз, я согласился. И никогда об этом не пожалел. Фильм получился очень красивый и лирический. Он вышел на экраны в 1970 году и в течение двух лет был бесспорным лидером кинопроката, и это несмотря на то, что картину поругивала пресса. Помню, в 1970 году, согласно данным журнала «Советский экран», только на втором месте после нас стояла очень популярная тогда испанская «Королева Шантеклера».
ПОЧЕМУ ВАС СЕГОДНЯ НЕ ВИДНО НА ЭКРАНАХ? ОТПАЛА НАДОБНОСТЬ В ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ГЕРОЯХ?
– То, что предлагают – не нравится, жалко тратить на это время. Для кино я пишу сценарии, сейчас у меня готово три. Один из них сделан по просьбе моих друзей из разведки, с этими людьми я дружу еще со времен «Ошибки резидента». Они соскучились по Бекасу, по положительному герою, о котором вы говорите.
Я начал писать этот сценарий еще в 80-х, потом забросил – Бекас в нем еще не действовал. Теперь же это двухсерийный остросюжетный боевик, но не продолжающий «Ошибку резидента», а продолжающий рассказ о судьбе одного из героев того фильма. Действие происходит в сегодняшнее время, Павел Синицин – человек уже в возрасте, но продолжает работать на страну, по сюжету у него много приключений, картина должна быть очень динамичная. Есть люди, которые хотят поставить этот фильм, готова и съемочная группа. Сейчас идет поиск источников финансирования.
ВЫ НЕ ТОЛЬКО АКТЕР, НО ЕЩЕ И ПЕВЕЦ, КОМПОЗИТОР, ПОЭТ. КАКАЯ ИЗ ЭТИХ ПРОФЕССИЙ ДЛЯ ВАС ВАЖНЕЕ, ЧТО ВЫ ВКЛАДЫВАЕТЕ В СВОИ ПЕСНИ, ПОЧЕМУ НАЧАЛИ СОЧИНЯТЬ?
– Почему начал? Не знаю, я с детства этим занимался. Конечно, литература для меня в принципе важнее, она на первом месте. Кино – очень интересно, но мои роли в нем, так или иначе, могли бы сыграть и другие люди. А вот то, что я делаю в поэзии, и вообще в литературе, не может сделать никто. Это более индивидуально. К сожалению, я много потерял времени, работая в стол. Кое-что было издано еще в советские годы, но с издательствами у меня сложились не самые приятные отношения, уж очень много они меня редактировали без спроса, и это надолго отбило у меня охоту печататься. В постсоветские годы книжные прилавки были переполнены всякими дешевыми книгами, которые и литературой-то назвать нельзя, и мне не хотелось, чтобы мои произведения потонули в этом развале. Да и вообще, я не тщеславный человек, и видеть свои книги изданными для меня было непринципиально. Сейчас готовится моя большая книга, куда помимо стихов я планирую включить пьесу, новеллы, сценарий, баллады, может быть, будет там и публицистика.
ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД ВРУЧИЛ ВАМ НАГРАДУ – ОРДЕН ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. ЗА ЧТО ВАС НАГРАДИЛИ?
– Святейший, когда вручал мне этот орден, сказал примерно следующее: «Сергий Радонежский всю свою жизнь сражался за Россию, и вы тоже всю свою жизнь сражаетесь за Родину. Мы решили, что эта церковная награда вам подойдет больше всего». Вот ответ на ваш вопрос.