Мария ПИКАЛОВА, E-xecutive
ВЫ ЗАДУМЫВАЛИСЬ О ТОМ, КАКУЮ ПОЛЕЗНУЮ И ИНТЕРЕСНУЮ КНИГУ ВЫБРАТЬ
ДЛЯ ПРОЧТЕНИЯ? ПОЛОЖИТЕСЬ НА АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ КОЛЛЕГ, ЧЛЕНОВ
E-XECUTIVE. О САМЫХ ВАЖНЫХ, САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ ДЛЯ БИЗНЕСА И КАРЬЕРЫ КНИГАХ,
А ТАКЖЕ О ТЕХ ИЗ НИХ, КОТОРЫМ ОТДАЮТ ПРЕДПОЧТЕНИЕ УСПЕШНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ,
ВЫ МОЖЕТЕ УЗНАТЬ, ОЗНАКОМИВШИСЬ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.(
В рамках исследования был проведен опрос членов интернет-сообщества E-xecutive
«Книги о главном» (www.e-xecutive.ru))
Каждый из нас за свою жизнь прочел не один десяток книг – интересных
и не очень, ценных и абсолютно бесполезных. И каждый из нас обладает
уникальным личным опытом, который достоин того, чтобы им поделиться.
Поэтому в конце 2005 года E-xecutive предложил членам Сообщества
принять участие в опросе «Книги о главном».
Чтобы выяснить, какие книги оказали наибольшее влияние на мировоззрение,
построение карьерной стратегии, оказали помощь в работе и за ее
пределами, мы предложили участникам опроса ответить на 7 вопросов:
1. Какая книга стала для вас самой важной в жизни, оказала наибольшее
влияние на ваше мировоззрение?
2. Какую книгу по бизнесу вы лично считаете лучшей, наиболее полезной?
Какая книга оказала наибольшее влияние на вас как на менеджера,
управленца?
3. Какая книга, по вашему мнению, достойна стать «настольной книгой
менеджера»?
4. Какая книга оказала наибольшее влияние на формирование вашей
карьерной стратегии?
5. Какая книга стала лично для вас источником новых идей, побудила
к действию?
6. Какая книга по бизнесу, по вашему мнению, претендует на звание
«самой бесполезной и бестолковой»? На какую книгу вы рекомендовали
бы не тратить время?
7. Какая книга способна помочь вам лично в тяжелой жизненной ситуации,
отвлечь, поддержать?
В настоящей статье представлено мини-исследование, основанное
на результатах проведенного опроса. А также полный список книг в
виде рейтинга, составленного на основе частоты упоминаний произведений
и авторов. Возможно, многие книги, которые были упомянуты в рамках
опроса, вам хорошо известны, но не исключено, что вы откроете для
себя совершенно новые произведения и авторов. Но сначала несколько
слов о том, кто отвечал на вопросы нашей анкеты.
В опросе приняли участие 190 членов Сообщества. Следует отметить,
что, исходя из общей статистики проведения опросов на E-xecutive,
эта цифра необычайно мала. Подобную ситуацию можно объяснить
тем, что все вопросы анкеты были «открытыми», то есть предполагали
наличие у участников собственных ответов, а не набор готовых вариантов.
Участие в опросе требовало наличия некоторого времени на его
прохождение, поэтому мы хотим выразить благодарность тем, кто согласился
использовать драгоценный временной ресурс на то, чтобы поделиться
опытом с коллегами.
Наибольшую активность проявили члены Сообщества, обладающие
статусом «новичок» (47%), далее в порядке убывания активности следуют
«претенденты» (29%), «профи» (16%) и «мастера» (1%). Также в опросе
приняли участие члены Сообщества, обладающие специальными статусами
(7%).
Подобное положение соответствует качественному составу Сообщества,
где «новички» составляют 64% от общего числа зарегистрированных
пользователей, «претенденты» – 32%, «профи» – 3%, «мастера» и «гуру»
– 1%.
В то же время представленные выше данные свидетельствуют о высоком
интересе к теме выбора наиболее качественных и интересных книг
членов Сообщества, обладающих статусами «профи».
Большинство участников опроса занимают позицию менеджера/специалиста
(34%). 23% опрошенных занимают позицию начальника отдела/департамента,
22% являются директорами определенного направления в компании.
Также в опросе приняли участие руководители компании (16%) и управляющие
партнеры (5%).
В опросе приняли участие жители Москвы и Московской области (49%),
Санкт-Петербурга (7%) и других городов России (33%). Также на вопросы
отвечали менеджеры, проживающие на территории Украины (6%),
Белоруссии (3%) и Казахстана (2%).
В первую очередь мы попросили участников опроса рассказать о том,
какая книга стала для них самой важной в жизни, оказала наибольшее
влияние на их мировоззрение. 13% респондентов затруднились с ответом,
15% считают, что ни одна из книг не оказала на них значительного влияния
(данные представлены в диаграмме 1). Название конкретного произведения
или имя автора указали 64% респондентов.
Диаграмма 1.
Какая книга стала для вас самой важной в жизни, оказала наибольшее
влияние на ваше мировоззрение?
Указано название конкретной книги (или книг) 64% | Другое 8% |
Ни одна из книг не оказала на меня столь сильного влияния 15 % | |
Затрудняюсь ответить 13% |
В качестве наиболее важных книг, оказавших на них влияние, участники
опроса назвали следующие (в рейтинге присутствуют книги, упомянутые
более одного раза).
Таблица 1.
РЕЙТИНГ КНИГ, ОКАЗАВШИХ НАИБОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ
Место | Название книги. Автор | Частота упоминания (%) |
1. | «Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности» Стивен Р. Кови |
4,2 |
2. | «Карьера менеджера» Ли Якокка | 3,7 |
3. | Библия | 3,1 |
4. | Книги Дейла Карнеги | 1,6 |
5. | «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков | 1,6 |
6. | «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале | 1,6 |
7. | «Технология жизни. Книга для героев» Владимир Тарасов | 1 |
8. | «Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности» Николай Козлов |
1 |
9. | «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричард Бах | 1 |
10. | «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери | 1 |
11. | «Властелин Колец» Джон Р. Р. Толкиен | 1 |
12. | «Финансист», «Титан», «Стоик» Теодор Драйзер | 1 |
13. | «От хорошего к великому» Джим Коллинз | 1 |
14. | «Таис Афинская» Иван Ефремов | 1 |
15. | «Алхимик» Пауло Коэльо | 1 |
16. | «Дао дэ цзин» | 1 |
Также некоторые участники опроса придерживаются мнения, что их
мировоззрение отчасти обусловлено всей совокупностью прочитанных
книг и каждая из них, так или иначе, оказала влияние, оставила след.
Некоторые респонденты отметили, что в разные жизненные периоды
значимое влияние на них оказывали разные книги.
Мнения относительно наиболее важных и способных оказывать влияние
книг распределились в зависимости от позиций, которые респонденты
занимают в компаниях, следующим образом.
Таблица 2.
НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ КНИГИ – В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОЛЖНОСТНОЙ
ПОЗИЦИИ РЕСПОНДЕНТА
Название книги | Менеджеры | Начальники департаментов | Директора направлений | Руковод. компаний |
«Карьера менеджера» |
4,9% | 4,9% | ||
«Бизнес в стиле фанк» |
4,9% | |||
«Алхимик» | 3,3% | |||
«Властелин Колец» | 3,3% | |||
Книги Дейла Карнеги |
4,7% | |||
Библия | 7,3% | 6,9% | ||
«Семь навыков высокоэффект. людей» |
7,3% | 6,9% |
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют, что на рядовых
сотрудников оказали наибольшее влияние признанные бизнес-бестселлеры
и художественные произведения, в отношении которых иногда употребляется
термин «культовые». На руководителей департаментов оказали влияние
книги Дейла Карнеги, затрагивающие такой важный аспект, как развитие
коммуникативных навыков.
Директора направлений и руководители компаний в качестве наиболее
важных книг указали Библию и работу Стивена Кови, специалиста
по проблемам руководства, семьи и межличностных отношений. У обеих
книг есть важный объединяющий фактор – они призывают читателя обратиться
«внутрь себя», задуматься о том, что лежит в основе жизненной философии.
Данные, представленные в таблицах 1 и 2, свидетельствуют, что книга
«Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови может носить
почетное звание «самой важной книги» благодаря управленцам высшего
звена, которые проявили в этом вопросе практически полное единодушие.
К их мнению стоит прислушаться их более молодым коллегам, пока недооценивающим
возможное позитивное влияние на их жизнь книг, относящихся к нехудожественной
литературе.
В рамках опроса мы попросили респондентов рассказать, какие книги
по бизнесу они считают наиболее полезными, какие книги оказали
наибольшее влияние на них как на управленцев. 23% участников опроса
затруднились с ответом, 3% считают, что все книги по бизнесу бесполезны
(данные представлены в диаграмме 2). Название конкретной книги в
этом вопросе указало максимальное количество респондентов – 69%.
Этот факт дает основания предположить, что вопрос выбора наиболее
достойных книг по бизнесу вызывает у участников опроса наименьшие
затруднения в силу высокого интереса к деловой литературе.
Диаграмма 2.
Какую книгу по бизнесу лично вы считаете лучшей, наиболее полезной?
Указано название конкретной книги (или книг) 69% |
Другое 5% |
|
Я считаю, что все книги по бизнесу бесполезны 3 % |
Затрудняюсь ответить 23% |
В качестве наиболее полезных книг по бизнесу были названы следующие
(в рейтинге присутствуют книги, упомянутые более одного раза).
Таблица 3.
РЕЙТИНГ НАИБОЛЕЕ ПОЛЕЗНЫХ КНИГ ПО БИЗНЕСУ
Место | Название книги. Автор | % |
1. | «Карьера менеджера» Ли Якокка | 5,8 |
2. | «От хорошего к великому» Джим Коллинз | 5,8 |
3. | «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале | 4,7 |
4. | «Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности» Стивен Р. Кови |
3,1 |
5. | «Представьте себе! Превосходство в бизнесе в эпоху разрушений» Том Питерс |
2,1 |
6. | «Маркетинг на 100%» Игорь Манн | 2,1 |
7. | «Управление фирмой, оказывающей профессиональные услуги» Дэвид Майстер |
1,6 |
8. | «Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления» Владимир Тарасов |
1,6 |
9. | «Задачи менеджмента в XXI веке» Питер Ф. Друкер | 1,6 |
10. | «Основы менеджмента» Майкл Альберт, Майкл Мескон, Франклин Хедоури |
1,6 |
11. | «Маркетинговые войны» Джек Траут, Эл Райс | 1,6 |
12. | «Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением» Джим С. Коллинз, Джерри И. Поррас |
1,6 |
13. | «Суть перемен. Невыдуманные истории о том, как люди изменяют свои организации» Джон П. Коттер , Дэн С. Коэн |
1 |
14. | «Законы Паркинсона» Сирил Норткот Паркинсон | 1 |
15. | «Технология жизни. Книга для героев» Владимир Тарасов | 1 |
16. | «Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации» Питер Сенге |
1 |
17. | «Эффективный управляющий» Питер Друкер | 1 |
18. | «Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость» Майкл Портер |
1 |
19. | «Теряя невинность» Ричард Брэнсон | 1 |
Некоторые участники опроса также отмечали, что им не приходилось
встречать универсальных книг по бизнесу и на разных жизненных этапах
наиболее полезны для них оказывались совершенно разные книги. Помимо
этого было высказано мнение, что влияние, которое литература оказывает
на нас, не может быть абсолютным, и каждое прочитанное произведение
лишь добавляет новое знание к уже существующим. Также в качестве
альтернативы книгам по бизнесу одним из участников опроса были
упомянуты статьи E-xecutive.
Мнения относительно лучших книг по бизнесу распределились в зависимости
от позиций, которые респонденты занимают в компаниях, следующим
образом.
Таблица 4.
ЛУЧШИЕ КНИГИ ПО БИЗНЕСУ – В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОЛЖНОСТНОЙ
ПОЗИЦИИ РЕСПОНДЕНТА
Название книги |
Менеджеры | Начальники департаментов | Директора направлений | Руковод. компаний |
«Карьера менеджера» |
6,6% | 7% | 4,9% | 6,9% |
«Маркетинг на 100%» | 6,6% | |||
«Бизнес в стиле фанк» |
3,3% | 9,3% | ||
«Эффективный управляющий» |
3,3% | |||
«Маркетинговые войны» |
3,3% | |||
«От хорошего к великому» |
9,3% | 7,3% | 6,9% | |
«Семь навыков высокоэф. людей» |
4,7% | 7,3% | ||
«Суть перемен» | 4,7% | |||
«Задачи менеджм. в 21 веке» |
4,7% | |||
«Представьте себе!» | 4,9% |
Так же как и отвечая на первый вопрос, менеджеры отдали предпочтение
книгам «Карьера менеджера» и «Бизнес в стиле фанк», добавив к ним
«Маркетинг на 100%», «Эффективный управляющий» и «Маркетинговые
войны». Руководители департаментов отчасти разделяют мнение
менеджеров, но также выделяют книгу «От хорошего к великому»
и отмечают «Семь навыков высокоэффективных людей», «Суть перемен»
и «Задачи менеджмента в 21 веке». Директора направлений выше других
книг по бизнесу ценят «От хорошего к великому», «Семь навыков высокоэффективных
людей» и труд Тома Питерса «Представьте себе!». Руководители компаний
выделяют в качестве лучших бизнес-книг «Карьера менеджера» и
«От хорошего к великому».
Данные, представленные в таблицах 3 и 4, свидетельствуют, что книга
«Карьера менеджера» названа «лучшей книгой по бизнесу» людьми,
занимающими в компаниях самые разные позиции. Видимо, несмотря
на различия в должности и статусе, каждый из них смог найти нечто
созвучное собственным убеждениям и стремлениям. Книга Джима Коллинза
«От хорошего к великому» заняла вторую строчку рейтинга благодаря
единодушию управленцев среднего и высшего звена, к чьему мнению,
безусловно, должны прислушаться их младшие коллеги.
Отвечая на вопрос «Какая книга, по вашему мнению, достойна стать «настольной
книгой менеджера»?», 31% респондентов затруднились с ответом,
5% считают, что ни одна из книг, которую им довелось читать, не достойна
занять место на столе менеджера (данные представлены в диаграмме
3). Название конкретной книги указали 57% участников опроса.
Диаграмма 3.
Какая книга, по вашему мнению, достойна стать «настольной книгой менеджера»?
Указано название конкретной книги (или книг) 57% |
Другое 7% |
Ни одна из прочитанных книг не достойна занять место на столе менеджера 5 % |
Затрудняюсь ответить 31 % |
По мнению участников опроса, почетного звания «настольной книги
менеджера» заслуживают (в рейтинге присутствуют книги, упомянутые
более одного раза).
Таблица 5.
РЕЙТИНГ «НАСТОЛЬНЫХ КНИГ МЕНЕДЖЕРА»
Место |
Название книги. Автор | % |
1. | «От хорошего к великому» Джим Коллинз | 4,2 |
2. | «7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя» А. Бочкарев, В. Кондратьев, В. Краснова, А. Матвеева, А. Привалов, Н. Хорошавина |
3,7 |
3. | «Карьера менеджера» Ли Якокка | 2,6 |
4. | «Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности» Стивен Р. Кови |
2,6 |
5. | «Маркетинг на 100%» Игорь Манн | 2,1 |
6. | «Основы маркетинга» Филип Котлер, Гари Армстронг | 1,6 |
7. | «Менеджер мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли» V. | 1 |
8. | «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы» Глеб Архангельский |
1 |
9. | «Задачи менеджмента в XXI веке» Питер Ф. Друкер | 1 |
10. | «Искусство подбора персонала: как оценить человека за час» Светлана Иванова |
1 |
11. | «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Эрик Берн |
1 |
12. | «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале | 1 |
13. | «Эффективный управляющий» Питер Друкер | 1 |
14. | Книги Дейла Карнеги | 1 |
15. | «Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи крупнейших предпринимателей» Джозеф Бойетт, Джимми Бойетт |
1 |
16. | «Цель: процесс непрерывного улучшения. Цель-2: дело не в везенье» Элия М. Голдратт, Джефф Кокс |
1 |
17. | «Дифференцируйся или умирай!» Джек Траут | 1 |
18. | «Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта» Манфред Кетс де Врис |
1 |
19. | «Основы менеджмента» Майкл Альберт, Майкл Мескон, Франклин Хедоури |
1 |
Также некоторые участники опроса придерживаются мнения, что на
столе менеджера должны находиться профессиональные справочники
и что читать менеджер должен постоянно, поэтому на его столе всегда
должна лежать новая книга.
Мнения относительно того, какая книга достойна занять постоянное
место на столе менеджера, распределились в зависимости от позиций,
которые респонденты занимают в компаниях, следующим образом.
Таблица 6.
«НАСТОЛЬНАЯ КНИГА МЕНЕДЖЕРА» – В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ДОЛЖНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ РЕСПОНДЕНТА
Название книги |
Менеджеры | Начальники департаментов | Директора направлений | Руковод. компаний |
«Маркетинг на 100%» |
6,6% | |||
«Карьера менеджера» | 4,9% | 2,4% | ||
«7 нот менеджмента» | 3,3% | 4,7% | 6,9% | |
«Дифференцируйся или умирай!» |
3,3% | |||
«Эффективный управляющий» |
3,3% | |||
«От хорошего к великому» |
7% | 7,3% | 6,9% | |
«Семь навыков высокоэффективных людей» |
2,3% | 4,9% |
Данные, представленные в таблицах 5 и 6, свидетельствуют, что звание
«настольной книги менеджера» труд Джима Коллинза «От хорошего к
великому» смог получить благодаря единодушию управленцев среднего
и высшего звена, выделивших именно эту книгу. Также руководители
компаний и начальники департаментов отдают должное «7 нотам менеджмента»,
которую в меньшей степени ценят рядовые менеджеры.
28% участников опроса считают, что ни одна из книг не оказала существенного
влияния на формирование их карьерной стратегии (данные представлены
в диаграмме 4). Название конкретной книги, оказавшей влияние на
отношение к такому важному вопросу, как построение карьеры,
указали 45% респондентов, 19% затруднились с ответом.
Диаграмма 4.
Какая книга оказала наибольшее влияние на формирование вашей карьерной
стратегии?
Указано название конкретной книги (или книг) 45% |
Другое 8% |
Затрудняюсь ответить 19 % |
Ни одна из прочитанных книг не достойна занять место на столе менеджера 28 % |
Среди книг, оказавших влияние на формирование карьерной стратегии, участники опроса назвали следующие (в рейтинге присутствуют
книги, упомянутые более одного раза).
Таблица 7.
РЕЙТИНГ КНИГ, ОКАЗАВШИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ
КАРЬЕРНОЙ СТРАТЕГИИ
Место | Название книги. Автор |
% |
1. | «Карьера менеджера» Ли Якокка | 3,1 |
2. | «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале | 3,1 |
3. | «Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности» Стивен Р. Кови |
2,6 |
4. | «Богатый папа, бедный папа» Роберт Т. Кийосаки, Шэрон Л. Лектер | 2,1 |
5. | «Карьерные войны. 10 правил построения успешного личного брэнда» Дэвид Д`Алессандро |
1,6 |
6. | «Крыса из нержавеющей стали» Гарри Гаррисон | 1 |
7. | "От хорошего к великому» Джим Коллинз | 1 |
8. | «Менеджер мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли» V. | 1 |
9. | «Маркетинг на 100%» Игорь Манн | 1 |
10. | «Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата и удержания управления» Владимир Тарасов |
1 |
11. | «Метод McKinsey: использование техник ведущих стратегических консультантов для себя и своего бизнеса» Итан Расиел |
1 |
12. | «Мудрый рекламодатель» Александр Репьев | 1 |
13. | «Технология жизни. Книга для героев» Владимир Тарасов | 1 |
14. | «Эффективный управляющий» Питер Ф. Друкер | 1 |
Некоторые участники опроса указали, что влияние на формирование
их карьерной стратегии оказали сразу несколько книг, а один из респондентов
считает, что наибольшую ценность для него имеет «книга проб и ошибок
собственного бизнес-пути».
Мнения относительно того, какая книга оказала влияние на формирование
карьерной стратегии, распределились в зависимости от позиций,
которые респонденты занимают в компаниях, следующим образом.
Таблица 8.
КНИГИ, ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАРЬЕРНОЙ
СТРАТЕГИИ – В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОЛЖНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ
РЕСПОНДЕНТА
Название книги | Менеджеры | Начальники департаментов | Директора направлений | Руковод. компаний |
«Карьера менеджера» |
4,9% | 2,3% | 4,9% | |
«Бизнес в стиле фанк» | 4,9% | 4,7% | ||
«Карьерные войны» | 4,7% | |||
«Мудрый рекламодатель» | 4,7% | |||
«Семь навыков высокоэффективных людей» |
7,3% | 6,9% | ||
«От хорошего к великому» |
6,9% |
Данные, представленные в таблицах 7 и 8, позволяют утверждать, что
звание «книги, повлиявшей на формирование карьерной стратегии»,
«Карьера менеджера» получила благодаря любви менеджеров нижнего
и среднего звена. Руководители компаний отметили «Семь навыков
высокоэффективных людей» и «От хорошего к великому».
Книга «Богатый папа, бедный папа», к «ценности» которой многие относятся
скептически, попала в рейтинг благодаря менеджерам нижнего и
среднего звена, о ней не вспомнили лишь руководители компаний. Также
интересен тот факт, что в рейтинг попала книга, относящаяся к художественной
литературе и не имеющая прямого отношения к карьерной тематике
– «Крыса из нержавеющей стали» Гарри Гаррисона.
В рамках опроса мы попросили его участников рассказать о том, какая
книга стала для них источником вдохновения и новых идей, побудила
их к действию. Большинство респондентов (68%) указали название
конкретной книги, 19% затруднились с ответом (данные представлены
в диаграмме 5). 6% менеджеров, принявших участие в опросе, считают,
что ни одна из прочитанных ими книг не стала для них источником новых
идей и не побудила к действию.
Диаграмма 5.
Какая книга стала лично для вас источником новых идей, побудила к
действию?
Указано название конкретной книги (или книг) 68% |
Другое 7% |
|
Затрудняюсь ответить 19 % |
||
Ни одна из прочитанных книг не стала для меня источником новых идей и не побудила к действию 6 % |
В качестве вдохновляющих и побуждающих к действию участники
опроса назвали следующие книги (в рейтинге присутствуют книги,
упомянутые более одного раза).
Таблица 9.
РЕЙТИНГ КНИГ, ВДОХНОВЛЯЮЩИХ И ПОБУЖДАЮЩИХ К ДЕЙСТВИЮ
Место | Название книги. Автор | % |
1. | «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале | 5,2 |
2. | «Богатый папа, бедный папа» Роберт Т. Кийосаки, Шэрон Л. Лектер | 4,2 |
3. | «Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности» Стивен Р. Кови |
3,1 |
4. | «Маркетинг на 100%» Игорь Манн | 2,1 |
5. | «Алхимик» Пауло Коэльо | 1,6 |
6. | «От хорошего к великому» Джим Коллинз | 1,6 |
7. | «Думай и богатей» Наполеон Хилл | 1,6 |
8. | «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании» Джеймс П. Вумек, Дэниел Джонс |
1,6 |
9. | Книги Дейла Карнеги | 1,6 |
10. | «Крестный отец» Марио Пьюзо | 1 |
11. | Библия | 1 |
12. | «Позиционирование. Битва за узнаваемость» Эл Райс, Джек Траут | 1 |
13. | «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы» Глеб Архангельский |
1 |
14. | «Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта» Манфред Кетс де Врис |
1 |
15. | «Продажи по методу SPIN. Практическое руководство» Нил Рекхэм | 1 |
16. | «Карьера менеджера» Ли Якокка | 1 |
17. | «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд | 1 |
18. | «Психология лидера» Антонио Менегетти | 1 |
19. | «Сначала скажите «нет». Секреты профессиональных переговорщиков» Джим Кэмп |
1 |
20. | «Влейте в нее свое сердце. Как чашка за чашкой строилась Starbucks» Говард Шульц, Дори Джонс Йенг |
1 |
21. | «Теряя невинность» Ричард Брэнсон | 1 |
22. | «Фиолетовая корова» Сет Годин | 1 |
23. | «Цель: Процесс непрерывного улучшения. Цель-2: Дело не в везенье» Элия М. Голдратт, Джефф Кокс |
1 |
24. | «Как успешно руководить проектами. Серебряная пуля» Фергус О`Коннел |
1 |
25. | Книги Питера Друкера | 1 |
По мнению некоторых участников опроса, также источником новых
идей может стать любая неакадемическая книга и общение с близкими
по духу людьми.
Мнения относительно того, какая книга оказалась вдохновляющей
и побуждающей к действию, распределились в зависимости от позиций,
которые респонденты занимают в компаниях, следующим образом.
Таблица 10.
ВДОХНОВЛЯЮЩИЕ КНИГИ – В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОЛЖНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ РЕСПОНДЕНТА
Название книги | Менеджеры | Начальники департаментов | Директора направлений | Руковод. компаний |
«Карьера менеджера» |
3,3% | |||
«Теряя невинность» | 3,3% | |||
«Бизнес в стиле фанк» | 14% | 2,4% | 3,4% | |
«Богатый папа, бедный папа» |
4,7% | 9,8% | ||
«От хорошего к великому» | 4,9% | |||
«Семь навыков высокоэффективных людей» |
2,3% | 4,9% | ||
«Психология лидера» | 6,9% | |||
«Маркетинг на 100%» | 1,6% | 2,3% |
Данные, представленные в таблицах 9 и 10, свидетельствуют, что «самой
вдохновляющей книгой» стала «Бизнес в стиле фанк» во многом благодаря
удивительному единодушию руководителей департаментов и отчасти
– директоров направлений и руководителям компаний. Рядовые менеджеры
ищут вдохновения, читая все ту же «Карьеру менеджера» и «Теряя невинность»,
а руководители – «Психологию лидера» Антонио Менегетти. Примечательно,
что директора направлений за поиском новых идей и вдохновением
чаще других книг обращаются к произведению Роберта Кийосаки.
Следует отметить, что, помимо книг по бизнесу, для участников опроса
источником вдохновения также служат художественные произведения
«Алхимик», «Крестный отец» и – Библия.
Иногда, прочитав книгу, привлекшую наше внимание благодаря броскому
названию или удачно составленной аннотации, мы понимаем, что она
не стоила того, чтобы мы тратили на нее драгоценное время. Поэтому
мы попросили участников опроса дать свою рекомендацию относительно
книг, которые они считают абсолютно бесполезными.
В отличие от других вопросов, отвечая на которые менеджеры в большинстве
случаев указывали название конкретной книги (от 45 до 69% указанных
названий), в этом вопросе они испытывали явные затруднения с ответом.
Названия книг указали лишь 18% респондентов, тогда как 56% затруднились
с ответом (данные представлены в диаграмме 6). 10% участников опроса
придерживаются мнения, что все книги по бизнесу в той или иной степени
полезны и заслуживают внимания.
Диаграмма 6.
Какая книга по бизнесу, по вашему мнению, претендует на звание «самой
бесполезной и бестолковой»?
Я считаю, что все книги по бизнесу полезны и заслуживают внимания 10 % |
Указано название конкретной книги (или книг) 18% |
Другое 16% |
Затрудняюсь ответить 56 % |
Самыми бесполезными книгами, по мнению участников опроса, являются
следующее (в рейтинге присутствуют книги, упомянутые более одного
раза).
Таблица 11.
РЕЙТИНГ САМЫХ БЕСПОЛЕЗНЫХ КНИГ
Место | Название книги. Автор | % |
1. | «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале | 2,1 |
2. | «7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя» Андрей Бочкарев, Вячеслав Кондратьев, Вера Краснова, Анастасия Матвеева, Александр Привалов, Наталья Хорошавина |
1 |
3. | «Менеджер мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли» V. | 1 |
4. | «Менеджмент организаций» Майкл Мескон | 1 |
5. | «Билл Клинтон. Моя жизнь» Билл Клинтон | 1 |
6. | Книги Дейла Карнеги | 0,5 |
Примечательно, что в качестве бесполезных были названы книги,
до этого занявшие верхние строчки в рейтингах. Например, книга «Бизнес
в стиле фанк» наиболее часто упоминалась участниками опроса как
вдохновляющая и побуждающая к действию, «7 нот менеджмента» заняла
второе по упоминаемости место как настольная книга менеджера.
Очевидно, что одна и та же книга у разных читателей вызывает абсолютно
разные эмоции и, даже следуя рекомендациям коллег в выборе достойной
бизнес-литературы, всегда есть риск остаться разочарованным.
Каким образом можно снизить вероятность того, что придется потратить
время впустую, читая бесполезную книгу? По мнению участников опроса,
прежде всего следует воздержаться от книг, написанных теоретиками,
а не практиками, и книг, не содержащих конкретных кейсов. Также следует
осторожно относиться к разнообразным «кратким курсам», «1000 советам»
и другим подобным книгам, претендующим на то, чтобы сэкономить ваше
время. На поверку многие из них оказываются поверхностными и излишне
популяризированными. Снизить риск чтения бесполезной литературы
также помогают рекомендации коллег и знакомых, тех, чьему мнению
вы лично доверяете, считаете авторитетным.
Также скептическое отношение у менеджеров, принявших участие
в опросе, вызывают книги, производные от «Богатый папа, бедный
папа», книги из серии «как стать богатым» и излишне толстые книги по
менеджменту.
Многие респонденты отмечают, что просто не могут вспомнить названия
книг, которые они сочли бесполезными, – они были раз и навсегда вычеркнуты
из их памяти. Хотя таких, по их мнению, немало. Один из участников
опроса отметил, что вопрос оказался для него непростым в силу того,
что ему приходилось сталкиваться с ситуацией, когда бесполезная,
на первый взгляд, книга впоследствии оказывалась полезна.
Мнения относительно того, какую книгу можно назвать «самой бесполезной
и бестолковой», распределились в зависимости от позиций, которые
респонденты занимают в компаниях, следующим образом.
Таблица 12.
САМЫЕ БЕСПОЛЕЗНЫЕ КНИГИ – В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ДОЛЖНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ РЕСПОНДЕНТА
Название книги | Менеджеры | Начальники департаментов | Директора направлений | Руковод. компаний |
«Бизнес в стиле фанк» |
3,3% | 2,4% | ||
«Менеджер мафии» | 4,7% | |||
Книги Дейла Карнеги | 1,6% | 3,4% | ||
«7 нот менеджмента» | 1,6% | 2,4% |
В рамках опроса мы попытались выяснить, к каким книгам обращаются
менеджеры, когда в их жизни возникает какая-либо тяжелая ситуация, и может ли книга отвлечь от нее и каким-либо образом поддержать. По
мнению 6% респондентов, книга не способна выполнить подобную функцию
(данные представлены в диаграмме 7). 22% участников опроса затруднились
с ответом. Конкретное название книги указали 53% менеджеров, принявших
участие в опросе.
Диаграмма 7.
Какая книга способна помочь вам лично в тяжелой жизненной ситуации,
отвлечь, поддержать?
Указано название конкретной книги (или книг) 53% |
Другое 19% |
||
Затрудняюсь ответить 22 % |
|||
Я считаю, что книга не может помочь пережить тяжелую жизненную ситуацию 6 % |
В качестве книг, способных помочь в тяжелой жизненной ситуации,
отвлечь и поддержать, были названы следующие (в рейтинге присутствуют
книги, упомянутые более одного раза).
Таблица 13.
РЕЙТИНГ КНИГ,
СПОСОБНЫХ ПОМОЧЬ В ТЯЖЕЛОЙ СИТУАЦИИ
Место | Название книги. Автор | % |
1. | Библия | 3,7 |
2. | «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков | 2,1 |
3. | «Технология жизни. Книга для героев» Владимир Тарасов | 2,1 |
4. | «Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности» Стивен Р. Кови |
2 |
5. | «Алхимик» Пауло Коэльо | 2 |
6. | «Бизнес – это психология: психологические координаты жизни современного делового человека» Марина Мелия |
1 |
7. | «Думай и богатей» Наполеон Хилл | 1 |
8. | «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричард Бах | 1 |
9. | «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале | 1 |
Если взглянуть на полный список, включающий единичные упоминания,
становится очевидно явное преобладание в нем художественных произведений.
По мнению многих участников опроса, функцию поддержки способна выполнить
практически любая книга, не имеющая отношения к предмету переживаний
– «веселая» или, напротив, «депрессивная», фантастика, исторический
роман, стихи любимого поэта или книга по искусству. Главное требование
– чтобы книга была по-настоящему увлекательной.
По мнению некоторых участников опроса, в действительности не
стоит возлагать подобную функцию на книги, а лучше обратиться за
поддержкой к друзьям и близким. Один из респондентов, например, дал
такой совет: обратитесь к книге собственных воспоминаний, вспомните
о ситуациях, когда вам было еще тяжелее.
Мнения относительно того, какая книга способна отвлечь и поддержать
в тяжелой жизненной ситуации, распределились в зависимости от
позиций, которые респонденты занимают в компаниях, следующим
образом.
Таблица 14.
КНИГИ, СПОСОБНЫЕ ПОМОЧЬ В ТЯЖЕЛОЙ СИТУАЦИИ –
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОЛЖНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ РЕСПОНДЕНТА
Название книги | Менеджеры | Начальники департаментов | Директора направлений | Руковод. компаний |
Библия |
7,3% | 6,9% | ||
«Мастер и Маргарита» | 1,6% | 2,4% | 3,4% | |
«Семь навыков высокоэффективных людей» |
2,3% | 2,4% | 3,4% | |
«Алхимик" | 2,3% | 3,4% | ||
«Бизнес – это психология» | 2,4% | |||
«Думай и богатей» | 1,6% | 2,4% |
Данные, представленные в таблицах 13 и 14, свидетельствуют, что Библия
была названа в качестве «книги, способной поддержать в тяжелую
минуту» благодаря мнению директоров направлений и руководителей
компаний. Руководители также в тяжелых жизненных ситуациях обращаются
к «Семи навыкам высокоэффективных людей», когда-то оказавшей влияние
на их мировоззрение.
Следует отметить, что чаще других функцию «отвлечения и утешения»
для участников опроса выполняют такие художественные произведения,
как «Мастер и Маргарита», «Алхимик», «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»,
несущие позитивный заряд.
Таким образом, подводя итоги всего описанного выше, можно сделать
следующее краткое резюме:
по мнению участников опроса, звание «книги, повлиявшей на мировоззрение»,
следует присудить труду Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных
людей: мощные инструменты развития личности». Эта книга была особо
отмечена руководителями компаний, но у рядовых менеджеров она
не пользуется популярностью;
«самой полезной книгой по бизнесу», по мнению участников опроса,
является «Карьера менеджера» Ли Якокка. Книга заслужила признание
у менеджеров, занимающих самые разные позиции – от рядового сотрудника
до руководителя компании;
«настольной книгой менеджера», по мнению управленцев, принявших
участие в опросе, должен стать труд Джима Коллинза «От хорошего к
великому». К сожалению, эта книга также не вызывает отклика у рядовых
менеджеров;
«книгой, повлиявшей на карьерную стратегию», была названа «Карьера
менеджера» Ли Якокка;
«самой вдохновляющей книгой», по мнению участников опроса, является
«Бизнес в стиле фанк» Кьелла Нордстрема и Йонаса Риддерстрале,
которая также пользуется особым признанием у рядовых менеджеров.
Удивительно, но эта же книга была названа «самой бесполезной и бестолковой»;
«книгой, способной помочь в тяжелой жизненной ситуации», согласно
представленным выше данным, является Библия.
АУДИТОРИЯ E-XECUTIVE
(по данным на 01.01.2006)
Средний возраст аудитории – 25–35 лет
Мужчины – 62%
Женщины – 38%
98% членов Сообщества имеют высшее образование.
Члены Сообщества E-xecutive.ru – одна из самых активных групп потребителей.
Они интересуются появляющимися на рынке новинками, открытиями
и изобретениями, любят покупать последние, только что вышедшие
на рынок товары и использовать новейшие технологии, хорошо разбираются
в торговых марках.
При вступлении в Сообщество каждому участнику присваивается
статус в зависимости от его профессионального мастерства.
В настоящий момент в Сообществе:
Претен-денты 31% |
Профи 3% |
Мастера, гуру 1% |
Новички 65% |
Статус |
Кол-во членов Сообщества | Зарплата, в долларах |
Новички | 64% | От 500 до 2500 |
Претенденты | 32% | От 2500 до 5000 |
Профи | 3% | От 5000 |
Мастера, гуру | 1% | От 10000 |
География
Ежемесячная посещаемость – более 280 тыс. уникальных посетителей.
Ежедневная посещаемость сайта – более 15 тыс. уникальных посетителей.
Общее число посетителей
Россия, СНГ 35% | Зарубежные страны 3% |
Москва, Московская область 53% |
Санкт-Петербург 9% |
Зарегистрированные посетители
Зарубежные страны 23% |
Москва, Московская область 50% |
|
Россия, СНГ 19% | ||
Санкт-Петербург 8% |
Члены Сообщества – 94 414 чел.
Количество подписчиков ежедневной рассылки – 76 514 чел.