ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Андрей РАКИТСКИЙ, Владимир САМОЙЛОВ

ПЕ­РИ­ОД ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПО­СТА И ПА­С­ХИ – СА­МОЕ СВЕТ­ЛОЕ, КРА­СИ­ВОЕ, НА­ЗИ­ДА­ТЕЛЬ­НОЕ, ПО­УЧИ­ТЕЛЬ­НОЕ И ТРО­ГА­ТЕЛЬ­НОЕ ВРЕ­МЯ В ПРА­ВО­СЛАВ­НОМ КА­ЛЕН­ДА­РЕ. ЭТИ ДНИ НА­ЧИ­НА­ЮТ­СЯ ПРО­ЩЕ­НЫМ ВОС­КРЕ­СЕ­НЬ­ЕМ, КОГ­ДА МЫ У ВСЕХ ПРО­СИМ ПРО­ЩЕ­НИЯ И ВСЕХ ПРО­ЩА­ЕМ. ЭТОТ ПЕ­РИ­ОД ПО­ЛОН МО­ЛИТВ, СЛУЖБ, ДУ­ХОВ­НЫХ И ТЕ­ЛЕ­СНЫХ ПО­ДВИ­ГОВ И ЗА­ВЕР­ША­ЕТ­СЯ ТОР­ЖЕ­СТ­ВОМ ВОС­КРЕ­СЕ­НИЯ ХРИ­С­ТО­ВА – ПА­С­ХОЙ.

Цер­ковь Хри­с­то­ва за­по­ве­да­ет хри­с­ти­а­нам по­сто­ян­но ве­с­ти уме­рен­ный об­раз жиз­ни, осо­бо вы­де­ляя дни и пе­ри­о­ды обя­за­тель­но­го воз­дер­жа­ния – по­сты. Мно­го­днев­ных по­стов в го­ду че­ты­ре. Са­мым глав­ным и стро­гим яв­ля­ет­ся Ве­ли­кий пост, ко­то­рый про­дол­жа­ет­ся в те­че­ние се­ми не­дель пе­ред Па­с­хой.
Пра­во­слав­ные и за­пад­ные хри­с­ти­а­не смо­т­рят на пост по-раз­но­му. За­пад­ные хри­с­ти­а­не по­те­ря­ли древ­нее по­ня­тие о по­сте и о ду­хов­ном са­мо­вос­пи­та­нии, то есть борь­бе с на­шей гре­хов­но­с­тью. Они счи­та­ют этот пе­ри­од пе­ри­о­дом уси­лен­ной мо­лит­вы и жерт­вой Бо­гу – в ви­де от­ка­за от ка­кой-то лю­би­мой при­выч­ки. Пра­во­слав­ный пост го­раз­до глуб­же и ши­ре. Это вре­мя уси­лен­но­го ду­хов­но­го по­дви­га, очи­ще­ния и са­мо­вос­пи­та­ния, ко­то­рые сов­ме­ща­ют­ся с те­ле­сным по­стом.
Пер­вый шаг на пу­ти к Ве­ли­ко­му по­сту – Про­ще­ное вос­кре­се­нье. На ли­тур­гии чи­та­ет­ся Еван­ге­лие с ча­с­тью из На­гор­ной про­по­ве­ди, где го­во­рит­ся о про­ще­нии обид на­шим ближ­ним, без че­го мы не мо­жем по­лу­чить про­ще­ния гре­хов от От­ца Не­бес­но­го, о по­сте и о со­би­ра­нии не­бес­ных со­кро­вищ. Со­об­раз­но с этим еван­гель­ским чте­ни­ем, хри­с­ти­а­не име­ют бла­го­че­с­ти­вый обы­чай про­сить в этот день друг у дру­га про­ще­ния гре­хов, ве­до­мых и не­ве­до­мых обид и при­ни­мать все ме­ры к при­ми­ре­нию с враж­ду­ю­щи­ми. В этот день все де­ла­ют все воз­мож­ное, что­бы со все­ми при­ми­рить­ся.
Про­ще­ное вос­кре­се­нье на­зы­ва­ет­ся так­же сы­ро­пу­ст­ным, по­то­му что им окан­чи­ва­ет­ся яде­ние сы­ра, мас­ла и яиц. (Про­ще­ное вос­кре­се­нье – по­след­ний день Мас­ле­ни­цы, не­де­ли, в ко­то­рую за­пре­ще­но уже вку­шать мя­со. По­это­му она так­же на­зы­ва­ет­ся мя­со­пу­ст­ной.)

СТРО­ГИЙ ПОСТ
В пер­вые два дня пер­вой по­ст­ной не­де­ли ус­та­нов­ле­на выс­шая сте­пень по­ста – в эти дни пред­пи­сы­ва­ет­ся пол­ное воз­дер­жа­ние от пи­щи.
В ос­таль­ные дни, кро­ме суб­бот­них и вос­крес­ных, ус­та­нов­ле­на вто­рая сте­пень воз­дер­жа­ния (су­хо­яде­­ние) – пи­ща при­ни­ма­ет­ся один раз, без мас­ла, в ве­чер­нее вре­мя.
В суб­бот­ние и вос­крес­ные дни раз­ре­ша­ет­ся тре­тья сте­пень по­ста, то есть упо­треб­ле­ние сва­рен­ной пи­щи с мас­лом дваж­ды в день.
По­след­няя сте­пень воз­дер­жа­ния – упо­треб­ле­ние в пи­щу ры­бы. Ры­ба раз­ре­ша­ет­ся толь­ко в пра­зд­ни­ки Бла­го­ве­ще­ния (7 ап­ре­ля) и Вхо­да Гос­под­ня во Ие­ру­са­лим (Верб­ное вос­кре­се­ние – 16 ап­ре­ля). В Ла­за­ре­ву суб­бо­ту (15 ап­ре­ля) раз­ре­ша­ет­ся упо­треб­лять рыб­ную ик­ру. В эти дни раз­ре­ша­ет­ся и го­ря­чая пи­ща с рас­ти­тель­ным мас­лом.
В дни па­мя­ти са­мых по­чи­та­е­мых свя­тых так­же раз­ре­ша­ет­ся вку­шать рас­ти­тель­ное мас­ло.
В Стра­ст­ную се­дми­цу (по­след­нюю не­де­лю пе­ред Па­с­хой) пред­пи­сы­ва­ет­ся пост вто­рой сте­пе­ни – су­хо­ядие, а в пят­ни­цу и суб­бо­ту – пол­ное воз­дер­жа­ние от пи­щи.
Итак, пост со­сто­ит в воз­дер­жа­нии не толь­ко от мя­са и сы­ра, но да­же и от ры­бы и от мас­ла; со­сто­ит в су­хо­ядии, а в пер­вые и по­след­ние дни по­ста пред­пи­сы­ва­ет­ся про­во­дить во­об­ще без пи­щи.
Но пост – это не сми­ри­тель­ная ру­баш­ка. В по­сто­ва­ние не­об­хо­ди­мо вхо­дить по­сте­пен­но, и каж­дый че­ло­век дол­жен сам оп­ре­де­лить, сколь­ко ему тре­бу­ет­ся в сут­ки пи­щи и пи­тья. По­жи­лые, боль­ные лю­ди, де­ти и бе­ре­мен­ные жен­щи­ны мо­гут ос­во­бож­дать­ся от стро­го­го по­ста.
Пе­ре­чис­лен­ные вы­ше пра­ви­ла – очень стро­гие и обыч­но ис­пол­ня­ют­ся в мо­на­с­ты­рях, а так­же не­ко­то­ры­ми ми­ря­на­ми – по бла­го­сло­ве­нию ду­хов­ни­ка. Для ми­рян же су­ще­ст­ву­ет не­сколь­ко сте­пе­ней по­слаб­ле­ния по­ста, ко­то­рые за­ви­сят от воз­ра­с­та че­ло­ве­ка, его ро­да за­ня­тий, со­сто­я­ния здо­ро­вья и мно­гих дру­гих фак­то­ров.

ТРА­ПЕ­ЗА В ПОСТ ПО УС­ТА­ВУ И ДЛЯ МИ­РЯН

 

Устав

Послабления для мирян

Масленица

Мясо есть нельзя, но всю неделю можно вкушать молочную пищу и яйца

Послаблений нет

Весь Великий пост

Нельзя есть мясную, молочную пищу и яйца

Болеющим, ослабленным людям можно взять у духовника благословение на послабление на молочное в некоторые дни

1, 4, 7
седмицы

С понедельника по пятницу по уставу – сухоядение

Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительное масло

2, 3, 5, 6
седмицы

С понедельника по пятницу по уставу – вареная пища

Мирянам разрешается пища с раст. маслом. В виде исключения в поедельник, вторник, четверг мирянам можно вкушать рыбу

На Страстной (седьмой) седмице

В пятницу по уставу ничего
не едим

Мирянам – сухоядие

По субботам и воскресеньям

По уставу разрешается пища с растительным маслом

Мирянам в виде исключения можно вкушать рыбу

В Вербное воскресенье и в Благовещение

По уставу разрешается
рыба

Послаблений нет

 

Об­щее пра­ви­ло воз­дер­жа­ния со­сто­ит в том, что­бы каж­дый со­об­раз­но си­ла­м, со­сто­я­ни­ю те­ла и воз­ра­с­ту, пи­щи вку­шал столь­ко, сколь­ко нуж­но для под­дер­жа­ния здо­ро­вья, а не сколь­ко тре­бу­ет же­ла­ние на­сы­ще­ния. Мы мо­жем со­блю­с­ти ме­ру по­ста, пи­та­ясь в оп­ре­де­лен­ное вре­мя и не доз­во­ляя се­бе пе­ре­ку­сы­вать на хо­ду (то же, кста­ти, со­ве­ту­ют и вра­чи). Не за­бу­дем и со­ве­та преподобного Ан­то­ния Ве­ли­ко­го: «Упо­треб­ляй са­мую про­стую и де­ше­вую пи­щу».
На­ру­ша­ю­щим пост по бо­лез­ни или иной не­мо­щи сле­ду­ет по­мнить, что здесь мо­жет иметь ме­с­то и ка­кая-то до­ля ма­ло­ве­рия и не­воз­дер­жа­ния. Нуж­но быть че­ст­ным по от­но­ше­нию к се­бе: от­ка­зы­ва­ясь от по­ста из-за бо­яз­ни ос­ла­бить здо­ро­вье, мы про­яв­ля­ем при этом бо­лез­нен­ную мни­тель­ность и ма­ло­ве­рие. Ес­ли есть воз­мож­ность, по­со­ве­туй­тесь с ба­тюш­кой, как вам со­блю­дать пост, ес­ли же та­кой воз­мож­но­с­ти нет, рас­счи­ты­вай­те свои си­лы.
В тех слу­ча­ях, ког­да по бо­лез­ни или по боль­шо­му не­до­стат­ку в про­дук­тах пи­та­ния че­ло­век не мо­жет со­блю­дать обыч­ные нор­мы по­ста, то пусть сде­ла­ет в этом от­но­ше­нии все, что смо­жет, на­при­мер: от­ка­жет­ся от вся­ких раз­вле­че­ний, от те­ле­ви­зо­ра, от сла­с­тей или лю­би­мых блюд, бу­дет по­стить­ся хо­тя бы в сре­ду и пят­ни­цу.
Гос­подь ве­лит скры­вать свой пост от ок­ру­жа­ю­щих. Ес­ли вы во­лею слу­чая ока­за­лись в гос­тях и вам по­да­ли ско­ром­ную пи­щу, сни­зой­ди­те к уго­ща­ю­щим вас и этим со­хра­ни­те лю­бовь. Мы не долж­ны уко­рять ок­ру­жа­ю­щих в пре­не­бре­же­нии по­стом. Про мос­ков­ско­го ми­т­ро­по­ли­та Фи­ла­ре­та рас­ска­зы­ва­ли та­кой слу­чай. Как-то он при­шел к сво­им ду­хов­ным де­тям как раз к обе­ду. За сто­лом по­да­ли ско­ром­ное, хо­тя день был по­ст­ный. Ви­ду не по­дал ми­т­ро­по­лит и, не сму­щая хо­зя­ев, вку­сил по­дан­ное.
Бы­ва­ет так, что в се­мье не все при­дер­жи­ва­ют­ся по­ста. Не уп­ре­кай­те сво­их близ­ких: пост де­ло до­б­ро­воль­ное, воз­мож­но, при­дет вре­мя и они по­зна­ют сла­дость воз­дер­жа­ния.
Для пра­во­слав­но­го ве­ру­ю­ще­го, от­да­ю­ще­го при­ори­тет ду­ше над те­лом, пост все­гда же­ла­нен. Вре­мя воз­дер­жа­ния он вос­при­ни­ма­ет с ду­хов­ной ра­до­с­тью. Кто хоть од­наж­ды пред­при­нял по­пыт­ку по­по­с­тить­ся, и не ра­ди по­ху­де­ния, а ра­ди Бо­га, тот зна­ет, на­сколь­ко ра­до­ст­но это со­сто­я­ние.
Но пост дол­жен быть не толь­ко те­ле­сным, но и ду­хов­ным. Ве­ли­кий пост дол­жен быть вре­ме­нем осо­бен­но­го по­ка­я­ния и уси­лен­ной мо­лит­вы. Без мо­лит­вы и по­ка­я­ния пост ста­но­вит­ся все­го лишь ди­е­той.

ЦЕЛЬ ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПО­СТА

«Ког­да че­ло­век го­то­вит­ся от­пра­вить­ся в путь, он дол­жен знать цель сво­е­го пу­те­ше­ст­вия. Так бы­ва­ет и с по­стом. Пост – это глав­ным об­ра­зом ду­хов­ное пу­те­ше­ст­вие, а цель его – Па­с­ха» – та­ки­ми сло­ва­ми на­чи­на­ет­ся кни­га про­то­и­е­рея Алек­сан­д­ра Шме­ма­на «Ве­ли­кий пост».
Во вре­ме­на пер­вых хри­с­ти­ан глав­ной це­лью Ве­ли­ко­го по­ста ста­но­ви­лась под­го­тов­ка «ог­ла­шен­ных» (то есть но­во­об­ра­щен­ных хри­с­ти­ан) к кре­ще­нию, со­вер­шав­ше­му­ся во вре­мя ли­тур­гии в Ве­ли­кую суб­бо­ту. Од­на­ко это пер­во­на­чаль­ное зна­че­ние по­ста не ут­ра­ти­ло сво­ей ак­ту­аль­но­с­ти и по­ны­не.
Глав­ная на­ша за­да­ча за эти семь не­дель – по­ста­рать­ся вник­нуть и по­нять уче­ние Церк­ви о по­сте, то есть стать пра­во­слав­ны­ми не толь­ко по име­ни, но и по сущ­но­с­ти.
Мир го­во­рит нам: будь­те сча­ст­ли­вы, жи­ви­те без­за­бот­но, иди­те ши­ро­кой до­ро­гой. Хри­с­тос че­рез Еван­ге­лие пред­ла­га­ет: иди­те уз­ким пу­тем, пу­тем борь­бы и стра­да­ния, по­то­му что это един­ст­вен­ный путь к на­сто­я­ще­му сча­с­тью. Мо­жем ли мы без по­мо­щи Церк­ви ре­шить­ся на этот вы­бор, мо­жем ли мы рас­ка­ять­ся и вер­нуть­ся к свет­ло­му и ра­до­ст­но­му обе­ща­нию, ко­то­рое каж­дый год Цер­ковь да­ет нам в день Па­с­хи?
Так вот для че­го ну­жен пост: это ру­ка по­мо­щи, про­тя­ну­тая нам Цер­ко­вью, шко­ла по­ка­я­ния, ко­то­рая од­на мо­жет при­го­то­вить нас к то­му, что­бы встре­тить Па­с­ху не толь­ко как раз­ре­ше­ние есть, пить и от­ды­хать, но как дей­ст­ви­тель­ный ко­нец ста­ро­го (вет­хо­го) в нас, как вступ­ле­ние в но­вую жизнь.
Ве­ли­кий пост яв­ля­ет­ся важ­ней­шим и са­мым древ­ним из мно­го­днев­ных по­стов. Он на­по­ми­на­ет нам о 40-днев­ном по­сте Спа­си­те­ля в пу­с­ты­не. Еще в Вет­хом За­ве­те Гос­подь ве­лел сы­нам Из­ра­и­ле­вым каж­дый год от­да­вать де­ся­ти­ну (то есть де­ся­тую часть) из все­го, что они при­об­ре­та­ли. По­сту­пая та­ким об­ра­зом, они име­ли бла­го­сло­ве­ние во всех де­лах сво­их.
Зная это, апо­с­то­лы ус­та­но­ви­ли и для на­шей поль­зы де­ся­тую часть го­да, то есть вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста, по­свя­щать Бо­гу, что­бы и мы бы­ли бла­го­слов­ле­ны во всех де­лах на­ших, еже­год­но очи­щая се­бя от гре­хов сво­их, со­вер­шен­ных за год.

ПО­СТ­НАЯ КУ­ЛИ­НА­РИЯ

Еда в пост имеет много ограничений, но это не значит, что она может быть вкусной. За мно­го сто­ле­тий пра­во­слав­ные хри­с­ти­а­не, мо­на­хи и ми­ря­не, при­ду­ма­ли мно­же­ст­во ре­цеп­тов, что­бы ра­до­вать и уте­шать се­бя в пост за­ме­ча­тель­ны­ми блю­да­ми.
Мы пред­ла­га­ем ва­ше­му вни­ма­нию не­сколь­ко ре­цеп­тов, ко­то­рые по­ка­за­лись нам ин­те­рес­ны­ми и ори­ги­наль­ны­ми.

Ма­ков­ник

2 ста­ка­на му­ки, 3 ст. л. рас­ти­тель­но­го мас­ла, 1/2 па­ке­ти­ка дрож­жей, 1 ч.л. са­ха­ра, соль по вку­су, 10–12 ст. л. ма­ка, 3 ст. л. ме­да.

За­ме­сить опа­ру: раз­ве­с­ти са­хар в теп­лой во­де, до­ба­вить дрож­жи, му­ку (1 ст. лож­ка), пе­ре­ме­шать и по­ста­вить в теп­лое ме­с­то. Ког­да опа­ра под­ни­мет­ся (при­мер­но 15 ми­нут), до­ба­вить соль, рас­ти­тель­ное мас­ло (2 ст. лож­ки), ос­таль­ную му­ку и за­ме­сить те­с­то. Вы­ме­ши­вать до тех пор, по­ка оно не бу­дет при­ста­вать к ру­кам. По­ло­жить те­с­то в ка­с­т­рю­лю, на­крыть крыш­кой и дать под­нять­ся (при­мер­но 45 ми­нут). Мак вы­ло­жить в мар­ле­вый ме­шо­чек и про­мыть. Мед рас­то­пить на во­дя­ной ба­не. До­ба­вить про­мы­тый мак, пе­ре­ме­шать и про­дол­жать ва­рить, по­ме­ши­вая, 8–10 ми­нут. Ос­ту­дить. Те­с­то тон­ко рас­ка­тать, вы­ло­жить по всей по­верх­но­с­ти ма­ко­вую на­чин­ку, свер­нуть в ру­лет и по­ло­жить на сма­зан­ный мас­лом про­ти­вень (1 ст. лож­ка), свер­ху сма­зать ос­тав­шим­ся мас­лом и по­ста­вить в ра­зо­гре­тую до 200 гра­ду­сов ду­хов­ку. Вы­пе­кать 10 ми­нут.

Ры­ба в ман­ной кру­пе

Реч­ная ры­ба, ман­ная кру­па, соль, пе­рец чер­ный мо­ло­тый, рас­ти­тель­ное мас­ло, кар­то­фель, реп­ча­тый лук, зе­лень.

Реч­ную ры­бу (мож­но и мор­скую) раз­де­лать на ку­с­ки, об­ва­лять в ман­ной кру­пе, сме­шан­ной с не­боль­шим ко­ли­че­ст­вом со­ли и пер­ца. Об­жа­рить на боль­шом ог­не 3–5 ми­нут. На дно по­су­ды вы­ло­жить на­ре­зан­ный от­вар­ной кар­то­фель (мож­но с пас­се­ро­ван­ным лу­ком), свер­ху по­ло­жить ры­бу, до­ба­вить не­сколь­ко ло­жек рас­ти­тель­но­го мас­ла, во­ды и на 5–6 ми­нут по­ста­вить в ду­хов­ку. По­да­вая на стол, блю­до по­сы­пать све­жей зе­ле­нью.

Щи по­ст­ные ни­ко­ла­ев­ские

2 лу­ко­ви­цы, 4 ст. л. гор­чич­но­го мас­ла, 800 г кис­лой ка­пу­с­ты, 1 мор­ковь, 1 ре­па, 1 ко­рень пе­т­руш­ки, 2 ст. л. то­мат­ной па­с­ты, 100 г гри­бов, овощ­ной или гриб­ной бу­ль­он.

Лук очи­с­тить и на­шин­ко­вать, сло­жить в ка­с­т­рю­лю, за­пра­вить гор­чич­ным мас­лом и слег­ка под­жа­рить. До­ба­вить кис­лую шин­ко­ван­ную ка­пу­с­ту, на­тер­тую мор­ковь, пе­т­руш­ку, ре­пу, то­мат­ное пю­ре и ту­шить, за­крыв крыш­кой, на не­боль­шом ог­не око­ло ча­са. Раз­ве­с­ти гриб­ным или овощ­ным бу­ль­о­ном, по­ло­жить ва­ре­ные гри­бы. Ес­ли вы бе­ре­те шам­пи­нь­о­ны, то их пред­ва­ри­тель­но мож­но не от­ва­ри­вать. По­со­лить, дать щам не­мно­го по­ки­петь и по­да­вать на стол.

Го­луб­цы с гри­ба­ми

1 ка­чан ка­пу­с­ты, 2/3 ста­ка­на ри­са, 600 г шам­пи­нь­о­нов, 1 лу­ко­ви­ца, 4 ст. л. рас­ти­тель­но­го мас­ла, соль, пе­рец по вку­су.

Рис вы­мыть, за­лить по­лу­то­ра ста­ка­на­ми во­ды и ва­рить до по­лу­го­тов­но­с­ти (при­мер­но 10 ми­нут). Гри­бы вы­мыть, на­шин­ко­вать, об­жа­рить на мас­ле (1 ст. ложка) 10 ми­нут. Лук из­мель­чить и пас­си­ро­вать в мас­ле (1 ст. лож­ка) до зо­ло­ти­с­то­го цве­та, со­еди­нить с гри­ба­ми и ри­сом, по­со­лить, по­пер­чить и пе­ре­ме­шать. Ка­пу­с­ту ра­зо­брать на ли­с­тья, блан­ши­ро­вать в ки­пят­ке 3–4 ми­ну­ты и от­ки­нуть на дур­ш­лаг. На каж­дый лист по­ло­жить сто­ло­вую лож­ку на­чин­ки и свер­нуть го­лу­бец. Вы­ло­жить го­луб­цы в сма­зан­ную мас­лом (1 ст. лож­ка) ог­не­упор­ную фор­му, свер­ху по­брыз­гать мас­лом (1 ст. лож­ка) и ту­шить на сла­бом ог­не под крыш­кой 15 ми­нут. По­да­вать, по­сы­пав зе­ле­нью.

Ве­ли­кая ку­ле­бя­ка на Бла­го­ве­ще­ние

Для те­с­та: 400 г му­ки, 25–30 г дрож­жей, по­ло­ви­ну ста­ка­на во­ды, 100 г рас­ти­тель­но­го мас­ла, ще­пот­ка со­ли,
caxaр по вку­су.
Для фар­ша из ры­бы: 400 г фи­ле щу­ки (мож­но дру­гую ры­бу), 1 ст. л. рас­ти­тель­но­го мас­ла, 2 ст. л. тол­че­ных су­ха­рей, 1 лу­ко­ви­ца, соль, пе­рец по вку­су.
Для на­чин­ки: ста­кан ри­са, пол­то­ра ста­ка­на во­ды, 1 ст. л. мас­ла, 1 ч. л. со­ли, 300 фи­ле лю­бой жир­ной ры­бы.

При­го­товь­те дрож­же­вое те­с­то опар­ным спо­со­бом. По­ка те­с­то под­хо­дит, сва­ри­те рис. Ва­рить рис луч­ше все­го в ско­ро­вар­ке, а ес­ли ее нет, то в ка­с­т­рю­ле с очень плот­но при­ле­га­ю­щей крыш­кой, на ко­то­рую на­до по­ло­жить груз, что­бы из ка­с­т­рю­ли не вы­хо­дил пар.
Ста­кан хо­ро­шо про­мы­то­го ри­са за­ли­ва­ют по­лу­то­ра ста­ка­на­ми ки­пят­ка, со­лят, ско­ро­вар­ку или ка­с­т­рю­лю за­кры­ва­ют, ва­рят рис: три ми­ну­ты на силь­ном ог­не, шесть – на сред­нем, три – на сла­бом. А за­тем, не под­ни­мая крыш­ку, вы­дер­жи­ва­ют еще две­над­цать ми­нут. По­сле то­го как рис бу­дет го­тов, вы­ло­жи­те его в сма­зан­ную мас­лом фор­му и за­пе­ки­те в ду­хов­ке, что­бы рис слег­ка под­ру­мя­нил­ся.
Фи­ле щу­ки дваж­ды про­кру­ти­те вме­с­те с реп­ча­тым лу­ком че­рез мя­со­руб­ку, до­бавь­те соль, пе­рец, хо­ро­шо пе­ре­ме­шай­те фарш.
По­сле то­го как те­с­то по­дой­дет, его нуж­но рас­ка­тать в ви­де про­дол­го­ва­той оваль­ной ле­пеш­ки тол­щи­ной в па­лец. По цен­т­ру ле­пеш­ки про­дол­го­ва­той гор­кой уло­жи­те сло­я­ми рыб­ный фарш с ри­сом, на не­го – ку­соч­ки рыб­но­го фи­ле и сно­ва фарш с ри­сом. Края ле­пеш­ки за­вер­ни­те и плот­но за­щип­ни­те над фар­шем. По­верх­ность пи­ро­га ук­рась­те эле­мен­та­ми из те­с­та.
Под­го­тов­лен­ную ку­ле­бя­ку по­ставь­те в теп­лое ме­с­то на 15–20 ми­нут. Пе­ред тем как вы­пе­кать ку­ле­бя­ку, по­верх­ность ее смажь­те креп­ким ча­ем и про­ко­ли­те в не­сколь­ких ме­с­тах, что­бы вы­хо­дил пар во вре­мя вы­пе­ка­ния. Вы­пе­кать ку­ле­бя­ку при тем­пе­ра­ту­ре в ду­хов­ке 210–220 °С.
На­чин­ки для ку­ле­бя­ки мо­гут быть раз­ные – гриб­ные, овощ­ные, из каш. Мож­но сде­лать ку­ле­бя­ку сра­зу с дву­мя, с тре­мя на­чин­ка­ми. Ино­гда пек­лись ку­ле­бя­ки с две­над­ца­тью сло­я­ми!
Ес­ли вы хо­ти­те сде­лать та­кую ку­ле­бя­ку, то каж­дый вид фар­ша на­до пе­ре­ло­жить тон­ки­ми блин­чи­ка­ми.
Фор­мо­вать ку­ле­бя­ку мож­но так­же по-раз­но­му. Кро­ме опи­сан­но­го спо­со­ба, мож­но рас­ка­тать два ова­ла: верх­ний и ни­жний. Верх­ний овал сде­лай­те не­мно­го тонь­ше ни­жне­го, что­бы он хо­ро­шо про­пек­ся. На ни­жний овал по­ло­жи­те на­чин­ку, на­крой­те ее верх­ним ова­лом и за­ще­пни­те края в ви­де кра­си­во­го бор­дю­ра.

Ка­лья с ры­бой

600 г фи­ле ло­со­ся, 1 ст. ква­ше­ной ка­пу­с­ты, 1 ст. л. му­ки, по­ло­вин­ка ли­мо­на, 1 ко­рень сель­де­рея, 1 ко­рень пе­т­руш­ки, 2 со­ле­ных огур­ца, 1 лу­ко­ви­ца, 5–6 го­ро­шин ду­ши­с­то­го пер­ца, 1 ста­кан огу­реч­но­го рас­со­ла, 2 ст. л. рас­ти­тель­но­го мас­ла, 2–3 ла­в­ро­вых ли­с­та, 2 ст. л. из­мель­чен­но­го ук­ро­па, соль по вку­су.

Ры­бу вы­мыть, на­ре­зать пор­ци­он­но, за­лить во­дой (2 ли­т­ра), по­ло­жить ко­ре­нья, ла­в­ро­вый лист, пе­рец, по­со­лить и ва­рить 15 ми­нут. Ку­соч­ки ло­со­ся вы­ло­жить в от­дель­ное блю­до, бу­ль­он про­це­дить, до­ба­вить ква­ше­ную ка­пу­с­ту и ва­рить 5–7 ми­нут. Лук мел­ко на­ре­зать, вы­ло­жить на ско­во­ро­ду и пас­си­ро­вать в мас­ле 3 ми­ну­ты. До­ба­вить на­ре­зан­ные ку­би­ка­ми огур­цы и го­то­вить еще 5 ми­нут, всы­пать му­ку, пе­ре­ме­шать и слег­ка об­жа­рить. При­го­тов­лен­ную за­прав­ку по­ло­жить в суп, до­ве­с­ти до ки­пе­ния, до­ба­вить ры­бу, огу­реч­ный рас­сол и ва­рить 10 ми­нут. По­да­вать, по­ло­жив в каж­дую та­рел­ку доль­ку ли­мо­на и по­сы­пав зе­ле­нью.

КА­ЛЕН­ДАРЬ ВЕ­ЛИ­КО­ГО ПО­СТА 2006 го­да

ПОД­ГО­ТО­ВИ­ТЕЛЬ­НЫЕ НЕ­ДЕ­ЛИ К ВЕ­ЛИ­КО­МУ ПО­СТУ
12 фе­в­ра­ля, вос­кре­се­нье – Не­де­ля о мы­та­ре и фа­ри­сее
13–19 фе­в­ра­ля – Сплош­ная сед­ми­ца
19 фе­в­ра­ля, вос­кре­се­нье – Не­де­ля о блуд­ном сы­не
25 фе­в­ра­ля – Все­лен­ская ро­ди­тель­ская (мя­со­пу­ст­ная) суб­бо­та
26 фе­в­ра­ля, вос­кре­се­нье – Не­де­ля о Страш­ном су­де. За­го­ве­нье на мя­со.
27 фе­в­ра­ля – 5 мар­та – Сед­ми­ца сыр­ная (Мас­ле­ни­ца), сплош­ная.
5 мар­та – Про­ще­ное вос­кре­се­нье – Не­де­ля сы­ро­пу­ст­ная. Вос­по­ми­на­ние Ада­мо­ва из­гна­ния. За­го­ве­нье на Ве­ли­кий пост

СВЯ­ТАЯ ЧЕ­ТЫ­РЕ­ДЕ­СЯТ­НИ­ЦА
6–12 мар­та – Пер­вая сед­ми­ца
12 мар­та, вос­кре­се­нье – Тор­же­ст­во Пра­во­сла­вия
13–19 мар­та – Вто­рая сед­ми­ца
26 мар­та, суб­бо­та – По­ми­но­ве­ние усоп­ших
19 мар­та, вос­кре­се­нье – Свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы
20–26 мар­та – Тре­тья сед­ми­ца
22 мар­та, втор­ник – 40 Се­ва­с­тий­ских му­че­ни­ков
25 мар­та, суб­бо­та – По­ми­но­ве­ние усоп­ших
26 мар­та, вос­кре­се­нье – Кре­с­то­по­клон­ная не­де­ля
27 мар­та – 2 ап­ре­ля – Чет­вер­тая сед­ми­ца
1 ап­ре­ля – По­ми­но­ве­ние усоп­ших
10 ап­ре­ля, вос­кре­се­нье – Пре­по­доб­но­го Ио­ан­на Ле­ст­вич­ни­ка
3–9 ап­ре­ля – Пя­тая сед­ми­ца
5 ап­ре­ля, сре­да (ве­че­ром) – Сто­я­ние Ма­рии Еги­пет­ской
7 ап­ре­ля, пят­ни­ца. БЛА­ГО­ВЕ­ЩЕ­НИЕ ПРЕ­СВЯ­ТОЙ БО­ГО­РО­ДИ­ЦЫ
Ве­че­ром – Ака­фист Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це
8 ап­ре­ля – По­хва­ла Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (Суб­бо­та Ака­фи­с­та)
9 ап­ре­ля, вос­кре­се­нье – Пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской
10–16 ап­ре­ля – Ше­с­тая сед­ми­ца
15 ап­ре­ля – Ла­за­ре­ва суб­бо­та
16 ап­ре­ля – Вход Гос­по­день в Ие­ру­са­лим (Верб­ное вос­кре­се­нье)

СТРА­СТ­НАЯ СЕД­МИ­ЦА
17–22 ап­ре­ля – Стра­ст­ная сед­ми­ца
19 ап­ре­ля – Ве­ли­кая Сре­да
20 ап­ре­ля, Ве­ли­кий Чет­вер­ток – Вос­по­ми­на­ние Тай­ной Ве­че­ри
Ве­че­ром чи­та­ют­ся 12 Еван­ге­лий
21 ап­ре­ля, пят­ни­ца. Ве­ли­кий Пя­ток – Вос­по­ми­на­ние Свя­тых Стра­с­тей Хри­с­то­вых
Днем – Вы­нос Пла­ща­ни­цы
Ве­че­ром – Чин По­гре­бе­ния Спа­си­те­ля
22 ап­ре­ля – Ве­ли­кая Суб­бо­та
23 ап­ре­ля – СВЕТ­ЛОЕ ХРИ­С­ТО­ВО ВОС­КРЕ­СЕ­НИЕ. ПА­С­ХА