Юрий КУЗЬМИН
Lexus – машина элитная и довольно дорогая. и, несомненно, модная. Но даже самого качественного и самого модного «коня» все равно иногда надо лечить. О Lexus, их достоинствах и недостатках рассказывает Валерий Шиц, генеральный директор технического центра «Толекс Тюнинг» (Tolex Tuning), занимающегося техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей Lexus и Toyota.
ВАЛЕРИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ, ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПОДАРИЛ СПОРТСМЕНАМ, ЗАВОЕВАВШИМ ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИ НА ОЛИМПИАДЕ В ТУРИНЕ, АВТОМОБИЛИ TOYOTA. ЖЕНЩИНЫ ПОЛУЧИЛИ LEXUS RX-300, А МУЖЧИНЫ – TOYOTA LANDСRUISER. НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЧЕМ БЫЛ ОБУСЛОВЛЕН ТАКОЙ ВЫБОР ПОДАРКОВ?
– Как всегда, пропустим дам вперед. Lexus RX-300 – это оптимальное сочетания цены и качества автомобиля. В данной ценовой категории этой машине нет равных. Она очень комфортабельна, дизайн ее элегантен и современен, а интерьер оформлен качественно, престижно и с большим вкусом.
А Toyota LandСruiser – типичный внедорожник, очень вместительный, созданный специально для преодоления труднодоступных мест. Я не думаю, что женщинам нужны такие автомобили, они все-таки больше подходят мужчинам. Представительницы слабого пола, как правило, ездят по цивилизованной местности, им редко приходит в голову преодолевать труднопроходимые места. В машине три ряда сидений – большинству женщин это не нужно. Кроме того, Toyota Land Сruiser сложнее в управлении, и некоторые внедорожные функции им просто не понадобятся.
ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО RX-300 – ЖЕНСКАЯ МОДЕЛЬ?
– Я бы так не сказал. Скорее это универсальная машина, она удобна всем. Я сам езжу на RX-300, и мне очень нравится. Правда, на рыбалку и охоту, а это мое хобби, я предпочитаю ездить на Toyota Land Сruiser. Как я уже говорил, у этой машины повышенные проходимость и вместимость.
Впрочем, для Lexus RX-300 размокшая лесная дорога или разбитая деревенская колея – не проблема, он может без всякого ущерба для себя переехать и заснеженную местность. Но вот вспаханное поле, чернозем на этом автомобиле одолеть трудно. Он для этого просто не предназначен. Здесь больше подойдет Land Сruiser.
А КАК С НАДЕЖНОСТЬЮ? LEXUS RX-300 ЧАСТО ЛОМАЕТСЯ?
– Опыт дилерских станций и станций постгарантийного обслуживания говорит о том, что эта машина в течение трех-пяти лет эксплуатации не вызывает нареканий у тех, кто на ней ездит.
А ПОСЛЕ ПЯТИ ЛЕТ?
– Пока у нас таких данных нет. Эта модель присутствует в России только четыре года.
ЗА ГРАНИЦЕЙ, ДА И У НАС СТАНОВИТСЯ ПОПУЛЯРЕН LEXUS RX-350. ЭТА МОДЕЛЬ СИЛЬНО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ RX-300?
– Особенных отличий нет за исключением мотора и некоторых опций. Lexus RX-350 резвей, у него лучше динамика разгона, он быстрее ездит и чуть более экономичен, чем RX-300.
А вот RX 400Н – настоящий прорыв в области машиностроения. Это тоже продолжение RX 300, но оснащенное гибридной силовой установкой, использующей и традиционный двигатель, и электропривод. Сейчас для потребителей выпускаются лишь единичные экземпляры этой модели.
КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ АВТОМОБИЛИ LEXUS В МОДЕЛЬНОМ РЯДУ TOYOTA?
– Без сомнения, первое. Качество использованных здесь отделочных материалов значительно выше, чем в других моделях этой фирмы. К тому же дизайнеры подошли к разработке Lexus очень ответственно. Раньше к Toyota были претензии по дизайну, но машины последних лет – Lexus-RX-300 и RX-350 – вывели Toyota на новую ступень.
А В СРАВНЕНИИ С МОДЕЛЯМИ ДРУГИХ ВНЕДОРОЖНИКОВ, КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДЯТ, НАПРИМЕР, BMW, VOLVO, MERCEDES, LEXUS RX-300 ВЫИГРЫВАЕТ ИЛИ ПРОИГРЫВАЕТ? МАШИНЫ КОНКУРЕНТОВ TOYOTA НА 20–30% ДОРОЖЕ. ЗНАЧИТ ЛИ ЭТО, ЧТО ОНИ ЛУЧШЕ?
– Действительно, они дороже. Тут стоит добавить, что и запасные части к Lexus примерно на 20–30% дешевле. К тому же эта машина экономичней и проще в обслуживании. Мне сложно говорить о всех перечисленных вами марках, но я ездил на дальние расстояния на Mercedes ML 320, и мне не понравилось: машина довольно неудобная и существенно дороже в эксплуатации.
Что же касается качества, то говорю вам как человек, давно и профессионально занимающийся ремонтом различных машин: качество Lexus существенно выше, чем у большинства моделей-конкурентов. Самая близкая к Lexus RX-300 модель – BMW X5. У последней лучшая управляемость на дорогах. Но стоит эта машина дороже, и цена ее обслуживания выше.
КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ LEXUS RX-300? ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ МАШИНА ДОЛЬШЕ СЛУЖИЛА?
– Главное условие – не буксовать на этом автомобиле и не возить за собой на прицепах очень тяжелые грузы, то есть не форсировать автоматическую коробку. Других ограничений нет. Ходовая часть у этой машины крайне надежная, электрика тоже. С необходимостью их ремонта мы ни разу не сталкивались.
ЧАСТО МОЖНО ВИДЕТЬ КАРТИНУ: ЖЕНЩИНА-АВТОМОБИЛИСТ ВСТАЛА НА ДОРОГЕ И НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАТЬ. ЧТО ВЫ ЕЙ ПОСОВЕТУЕТЕ?
– Сразу скажу, что с Lexus это происходит довольно редко. Но если он все-таки встал, то на 80% это связано с тем, что в машине были некорректно установлены или сигнализация, или дополнительное электрооборудование. Такое случается, когда устанавливают в машину телевизоры, пейджеры и прочее и при этом не знают особенностей электроники данного автомобиля.
Рекомендации же в этой ситуации универсальны для водителей любых моделей: включить сигнал аварийной остановки, обязательно, зная пристрастие наших людей к высоким скоростям, выставить сзади знак аварийной остановки, а затем позвонить в техцентр, где обслуживается машина, получить минимальную консультацию и вызвать эвакуатор. Владельцам Lexus я не советую даже пытаться отремонтировать машину на дороге. Это невозможно – машина слишком сложна.
РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, О ВАШЕМ ТЕХНИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ TOLEX TUNING.
– Наш центр существует с 1998 года. Когда-то мы работали только с LandСruiser, но четыре года назад решили заняться и Lexus, и сейчас эта модель – основанная специализация фирмы.
Центр Tolex Tuning производит техническое обслуживание, диагностику, ремонт автомобилей Lexus и продажу запасных частей к этой машине. Мы оказываем полный спектр услуг: осуществляем балансировку колес, ремонт кузова, диагностику и ремонт тормозной системы, жестяно-сварочные работы, компьютерный подбор цвета, компьютерный сход-развал, покрасочные работы, полировку, регулировку углов установки колес, ремонт двигателей, АКПП, ходовой части и трансмиссии, компьютерную диагностику всех систем автомобилей.
Около года назад мы решили взяться и за обслуживание других моделей Toyota. Сейчас у нас два цеха – первый для Lexus, второй – для Toyota.
А МАШИНЫ ДРУГИХ МАРОК НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЫ НЕ БЕРЕТЕ?
– Нет. Единственный автомобиль, за обслуживание которого мы беремся, это Porsche Cayenne. Эта модель есть у некоторых наших клиентов-владельцев Lexus. Другими машинами мы принципиально не занимаемся. Можно сделать любой автомобиль, это не проблема. Но для того чтобы этим заниматься на профессиональном уровне, нужно иметь специальное оборудование, соответствующее программное обеспечение, обученный для обслуживания данной марки персонал. Иначе будет страдать либо качество обслуживания, либо существенно повышаться его стоимость.
ЗНАЮ, ЧТО КЛИЕНТОВ У ВАС МНОГО. ОЧЕРЕДИ ЕСТЬ?
– Раньше были, но сейчас уже нет. Мы с этим справились. Иногда клиентам приходилось ждать своей очереди неделю, но мы усовершенствовали производственный процесс, и сейчас очередь максимум один-два дня. Конечно, тут многое зависит от сезона, но на нас это отражается не очень сильно.
КАК ВЫ ПЛАНИРУЕТЕ РАЗВИВАТЬ СВОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР?
– К сожалению, нынешние площади не дают нам возможности развиваться так, как хотелось бы. Тем не менее планы развития у нас есть. Так, сейчас мы ведем переговоры по сборке Cayenne. Эта марка очень интересная. В Москве сейчас ею занимается только один дилер, а желающих ее приобрести довольно много – в результате люди вынуждены ждать машину очень долго.
АВТОСЕРВИС – БИЗНЕС ИНТЕРЕСНЫЙ?
– Да, но и очень тяжелый. Сейчас наш бизнес не тот, что был раньше. В Москве технических центров по обслуживанию автомобилей стало меньше, с рынка фактически ушли случайные люди, которые гнались только за прибылью. Остались профессионалы.
Ремонт машин – дело сложное, а сфера сервиса должна постоянно совершенствоваться. Этим делом надо заниматься ежедневно, все время держать руку на пульсе, постоянно исследовать рынок и его тенденции.
С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ В БИЗНЕСЕ ВЫ СТАЛКИВАЕТЕСЬ?
– Довольно остро стоит кадровый вопрос. Костяк наших специалистов сформировался еще в 1998 году. Это люди опытные, проверенные временем. Многие из них пришли к нам с дилерских станций и технических центров Украины, Молдавии и других республик бывшего СССР. Они уже имели опыт работы с автомобилями Toyota.
А с новыми кадрами есть проблемы. К сожалению, у нас нет возможности послать человека на обучение в Японию, а в столице этому никто не учит. Все приходится постигать на практике. В вузах и техникумах дают хорошее образование, но базовое, а специализация существенно отстает, особенно если дело касается систем электрооборудования и топливных систем автомобилей. А это основные проблемы ремонта.
А САМИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫ НЕ ОБУЧАЕТЕ?
– Честно говоря, с нуля мы не научили еще никого. Как правило, принимаем на работу перспективных молодых людей, недавно окончивших техникумы или МАДИ, при этом у них обязательно должен быть 3–5-летний опыт работы с японскими машинами. Прикрепляем новичков к нашим основным специалистам, и как ученики они начинают трудиться здесь. Иногда к нам устраиваются на работу и сотрудники дилерских станций из крупных городов России – люди, уже знающие кое-что о японских машинах.
LEXUS – МАШИНА ЭЛИТНАЯ И ДОВОЛЬНО ДОРОГАЯ. НО В МОСКВЕ СЕЙЧАС ТАКИХ АВТОМОБИЛЕЙ ОЧЕНЬ МНОГО. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ – У МНОГИХ ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ? ИЛИ ЖЕ ТЕ, У КОГО ОНИ ЕСТЬ, ПРОСТО ПОНЯЛИ ПРЕИМУЩЕСТВА ЭТОЙ МОДЕЛИ?
– Думаю, что последнее. Года три назад в столице все ездили на Mercedes или BMW. Считалось, что это очень престижно. Потом люди поняли, что Lexus – ничуть не хуже и хорошо подходит к российским условиям. У нас 4–5 месяцев зима, наши дороги – это не только Москва, да и в столице не все трассы в идеальном состоянии. Автомобилям Lexus все эти сложности не страшны.
К тому же сейчас в России у Lexus доступный сервис, относительно недорогой ремонт плюс, как я говорил, высокое качество автомобиля и меньшая, чем у конкурентов, цена. Как видите, преимущества налицо.