Ирина КВАТЕЛАДЗЕ
Фото Олега ЛАЗАРЕВА
«ТО ВРЕМЯ ИЛИ ЭТО – НЕВАЖНО. ГЛАВНОЕ
– ЭТО ЖЕЛАНИЕ И УМЕНИЕ РАБОТАТЬ. А ОСТАЛЬНОЕ ВСЕ ПРИЛОЖИТСЯ. ВАЖНО СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
– РАБОТАТЬ, СЛУЖИТЬ СЕМЬЕ И ЛЮДЯМ, БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ОБЩЕСТВУ».
ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА, ВЫ ПРАКТИЧЕСКИ ВСЮ ЖИЗНЬ – ДИРЕКТОР. КАК СТАНОВЯТСЯ ДИРЕКТОРАМИ? ЧТО ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО?
– Директором я стала в 23 года, еще в государственной структуре, так что на руководящем посту уже 27 лет. Сначала меня назначили одним из руководителей Военторга, на севере, где служил мой муж. А потом уже, в 1989 году, когда началась перестройка, я открыла свое первое предприятие
– МП «Лайнер».
СЛОЖНО БЫЛО НАУЧИТЬСЯ РУКОВОДИТЬ ЛЮДЬМИ? ИЛИ СРА
ЗУ ПОЛУЧИЛОСЬ?
– Совсем несложно, хотя коллектив был не маленький: у меня в подчинении оказалось больше 30 человек. Но получилось сразу.
И это неудивительно, как мне кажется. Я еще в школе была сначала председателем совета дружины, потом секретарем комитета комсомола. А в педагогическом институте, где я училась на факультете русского языка и литературы, – комсоргом группы. Это очень хорошая школа руководства. Совершенно органично приобретались такие навыки и знания, которые потом очень здорово пригодились в жизни.
НО РУКОВОДИТЕЛЬ
– ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
РЕШЕНИЯ…
– Я самостоятельна с 18 лет. У мамы нас было четверо, и, отучившись на дневном отделении педагогического факультета первый курс, я решила, что обузой быть не хочу. Перевелась на заочное отделение и уехала на Север. Это, наверное, было первое самостоятельное решение в моей жизни.
Север свел с интересными людьми, они меня многому научили. В этом суровом крае очень хорошие люди, особенные, я бы сказала. Там специфика жизни такова, что человек с гнильцой внутри долго не выдержит и не задержится. На севере с его суровым климатом и маленькими коллективами
– человек как на ладони, сразу виден. Север не прощает нечестности, бахвальства, неумения держать слово. И для меня этот период жизни был очень хорошей школой.
На Севере я вышла замуж за военного, у меня родился сын. Там же я закончила и второй институт
– торговый.
А ЧЕМ БЫЛ ОБУСЛОВЛЕН ТАКОЙ ВЫБОР, СТОЛЬ КАРДИНАЛЬНАЯ СМЕНА ПРОФЕССИИ?
– Я в какойто момент поняла, что, переезжая из гарнизона в гарнизон, я работу педагога не везде смогу найти: не в каждом военном городке есть школа. И когда мужа послали в Ленинград на курсы повышения квалификации, как это положено у военных, я поступила в Ленинградский институт советской торговли. Чтобы иметь возможность работать, а не сидеть дома. Ведь мы служили всегда на Крайнем Севере: Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, остров Белый, полуостров Ямал. А конечным местом службы у мужа была Воркута. Именно там, в Воркуте, я ушла из системы Военторга и организовала свой собственный бизнес.
Я понимала, что существующая система экономических отношений устаревает и дает сбои. Рыночные веяния приобретали зримые очертания.
Вложив во вновь созданное предприятие все свои сбережения, накопленные годами, я в полной мере осознавала, что это определенный риск.
Близкие и знакомые мои не одобряли столь смелый шаг, потому что не верили, что кооперативное движение имеет будущее.
А мне показалось, что свой бизнес это более интересная работа. Я понимала, что достаток семьи прямо пропорционален моим физическим и умственным нагрузкам (улыбается). И у меня как у новоявленного предпринимателя все получилось. Я занималась оптовой и розничной торговлей, были открыты скорняжные цеха, швейные мастерские, активно развивался ресторанный бизнес, наряду с этим я начала заниматься строительством жилья.
А КОГДА ВЫ ПЕРЕБРАЛИСЬ В МОСКВУ? И ПОЧЕМУ?
– Изза детей, в 1992 году. И поначалу я, честно говоря, раздумывала, как буду строить бизнес в столице.
В 1991 году у меня случилось несчастье
– погиб муж. Сын к этому времени заканчивал школу и ему необходимо было учиться дальше. Мне не хотелось расставаться с детьми, и я поняла, что дальше свой бизнес я должна строить, находясь рядом, чтобы дети могли быть его продолжателями.
Я приняла решение переехать в Москву, где у меня было много друзей. Сначала я работала в Лиге кооператоров России
– причем на общественных началах.
А ПОЧЕМУ НЕ ОТКРЫЛИ СВОЕ ДЕЛО СРАЗУ?
– Мне сначала нужно было привыкнуть к большому городу. Всетаки и жизнь, и отношения между людьми здесь, в столице, и там, на севере, в маленьком городке, совершенно разные. Там мне помогало то, что меня всетаки многие знали. А здесь все пришлось начинать заново. Но за четыре года я вполне освоилась, и в 1996 году написала для города программу поддержки ветеранов. Для реализации этой программы как раз и была образована компания «Агроимпэкс96», которой в этом году исполнилось 10 лет и которой я руковожу до сих пор.
Сначала это была маленькая фирма, которая осваивала программу поддержки ветеранов и одновременно занималась научными разработками в области сельского хозяйства, в частности
– пектином. Постепенно фирма укрупнялась и расширялась, появились новые виды бизнеса.
А ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ СЕЙЧАС? ЧТО ИЗ СЕБЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕГОДНЯ ВАША КОМПАНИЯ?
– «Агроимпекс96» относится к малому бизнесу. Предприятие многопрофильное. Кроме оптовой и розничной торговли есть услуги автосервиса, дизайнстудии и швейного цеха. Это направления, которыми занимаются уже мои дети.
Я, например, в какойто момент поняла, что у сына совершенно иной склад ума, и торговля ему не интересна. Ему 28 лет, и в нем уже сейчас есть эта созидательная жилка, необходимая для успешного ведения бизнеса. Ему, например, мало просто отремонтировать машину. Ему хочется создать ее новый образ, и поэтому он развивает такое направление, как аэрография
– когда кузов машины не просто красится, а на него наносятся различные рисунки.
Дочь младше
– ей пока только 20 лет, но у нее тоже свое направление в бизнесе. Мария студентка, будущий юрист, однако ее всегда интересовал дизайн. Поэтому у нее студия исторического и делового костюма, и мы сейчас активно развиваем русскую историческую вышивку. Из глубинки России я привезла в Подмосковье женщин, которые еще сохранили секреты русской национальной вышивки. Им далеко уже за 70, и это единственные в своем роде золотошвейки, которые у нас в стране еще остались.
Мы основали цех в Подмосковье, и у этих старых мастериц на обучении находятся девочки из детского дома. Таким образом сразу решаем две задачи. Вопервых, сохраняются секреты народного мастерства, а вовторых, эти детдомовские девочки получают профессию, которая затем даст им средства к существованию в жизни.
Но главное, они получают от этих мудрых женщин тепло и доброту, которых им не хватает в жизни. Потому что ни одна картина, которая вышивается этими мастерицами, не создается без вложения в нее душевного тепла.
Уже в прошлом году, хотя проработали всего полтора года, мы получили несколько золотых медалей на специализированных международных выставках.
ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫ В БИЗНЕСЕ?
– Они самостоятельны в принятии решений и ведут бизнес по своему усмотрению. Я делаю это совершенно сознательно: ведь мне с самых ранних лет давали возможность принимать решения. Другое дело, что они всегда могут подойти ко мне посоветоваться, я могу подсказать, гдето поправить. Тем более что предприятие
– едино.
Их самостоятельность дает свои плоды. У них есть чутье, есть свое собственное видение развития и перспектив бизнеса.
ОНИ УСПЕШНЫ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?
– Да, успешны. И дело не только в дипломах, которые у них есть во множестве. У них есть желание чтото делать, и не только изза денег, не только из стремления заработать, а из внутренней потребности чтото создавать. И это их желание подкреплено востребованностью того, что они делают.
В человеке, особенно в том, который занимается бизнесом, в первую очередь должно оставаться человеческое. И сейчас свою главную задачу в воспитании отношения детей к ведению бизнеса я вижу как раз в том, чтобы они стали продолжателями моих социальных и благотворительных программ. В конце концов не все измеряется деньгами.
Я, например, до сих пор занимаюсь благотворительностью, веду большую общественную работу, в частности, участвую в общественной программе «Калина красная». Хотя этот проект мне не приносит никаких доходов,
я испытываю внутреннее удовлетворение от той пользы, которую приношу обществу.
В 2001 году я стала победителем конкурса «Женщина директор года» и встретила там очень много единомышленников. После этого конкурса я вошла в Ассоциацию женщинпредпринимателей России, являюсь членом президиума. Ежегодно на конкурс со всей страны съезжаются представители из более чем 60 регионов. И это общение
– ничем незаменимо, к тому же полезно для бизнеса: налаживаются нужные связи, получаешь эмоциональную и вполне реальную поддержку.
В 2005 году на международном конкурсе в Лондоне решением международного жюри предприятию был вручен приз «Золотая звезда»
– за качество управления предприятием. Это уже очень серьезная оценка нашей работы, и для меня это очень важно и значимо.
У меня сейчас трое детей. От второго брака сын, которому сейчас 6 лет, я родила в 43 года. И мне очень хочется, чтобы мои дети были полезны обществу, причем в прямом смысле этого слова. Ведь если вспомнить нашу российскую историю, то всегда люди, располагавшие средствами, были меценатами. Поэтому я хочу воспитать в детях желание служить людям, чтобы они не просто жили каждый сам по себе, складывая накопленные деньги в кубышку…
КАК ВЫ ПРИ ТАКОЙ ЗАГРУЖЕННОСТИ РЕШИЛИСЬ НА ТРЕТЬЕГО
РЕБЕНКА? ВЕДЬ НАВЕРНЯКА ЖЕ ПРИШЛОСЬ НА КАКОЕТО ВРЕМЯ ОСТАВИТЬ БИЗНЕС?
– Ни в коем случае! Я работала, пока не пришло время рожать. Мы с мужем уговорили врача поставить в палате телефон…
Ну, а на пятый день меня выписали, и мы с Виктором пошли покупать коляску и все приданое ребенку. Мы очень аккуратно к приметам отнеслись, и ничего заранее не покупали. И вот мы все купили, и я прошу мужа: «Свози меня на работу
– я только одним глазком посмотрю, как там и что». Он смеется в ответ: «Ты сумасшедшая женщина!» Но повез.
Это был июль, а у меня около офиса все в цветах, все благоухает… Я мужу так осторожно говорю: «Давай вот тут вот… около цветов… коляску поставим…».
Поначалу он был категорически против, но я уговорила его на дватри часа сюда приезжать. У меня в офисе была комната свободная, и мы ее оборудовали под детскую
– прямо около моего кабинета, наняли няню. Это ведь так здорово! Ребенок при мне, а не при чужом человеке, все под присмотром. К тому времени и муж уже уволился с прежней работы и перешел на предприятие. Так что бизнес без присмотра не остался. Работали все вместе.
ЭТО ИДЕАЛ ДЕЛОВОЙ ЖЕНЩИНЫ, КОГДА И РАБОТА, И СЕМЬЯ,
И ДЕТИ
– ВСЕ ПРИ НЕЙ, В ОДНОМ МЕСТЕ И ПОД ПРИСМОТРОМ?
– Ну я не знаю, идеал или нет, но я тут же почувствовала себя гораздо комфортнее. А что бы было, если бы ребенок рос с няней? Ему сейчас шесть лет, и он считает именно меня мамой, как и должно быть. Да, он очень любит няню, она практически вырастила его, заботилась о нем все эти годы, но мамато все равно я, и сын он мой. И я всегда рядом.
И сейчас в офисе так все оборудовано, что мы в любой момент можем там остаться ночевать. Мы и повара туда взяли. И рабочий день можно продлить и не переживать, что домашние без присмотра, что дети голодные.
Когда я растила старших, то была, что называется, на государевой службе. И я очень хорошо помню эти бесконечные звонки домой и беспокойство за детей
– как они там? поели? заперли дверь? куда пошли? и с кем пошли?
А сейчас они утром приходят в офис, мы вместе завтракаем, разговариваем, они рассказывают мне о своих проблемах и заботах. Я знаю всю их жизнь не поверхностно, а изнутри. Так что у меня семья и дома, и на работе.
Мне многие говорят, что так делать нельзя. Но я считаю, что это идеальный вариант для работающей женщины. У нас у всех один общий интерес, всегда есть о чем поговорить и что обсудить. И мы всегда можем друг другу помочь, как одна большая и дружная семья.
Семейный бизнес способен формировать независимую самостоятельную личность.
ВЫ СТАЛИ ДИРЕКТОРОМ ЕЩЕ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ. КОГДА
СЛОЖНЕЕ БЫТЬ ДИРЕКТОРОМ
– ТОГДА ИЛИ СЕЙЧАС? КОГДА
БЫЛО ПРОЩЕ СДЕЛАТЬ КАРЬЕРУ?
– То время или это
– неважно. Главное
– это желание и умение работать. А остальное все приложится. Важно стремление человека
– работать, служить семье и людям, быть полезным обществу.
Другое дело, что тогда руководитель был крайне ограничен в самостоятельности принимаемых решений. Было множество инструкций, руководств и других регламентирующих документов, которые обязывали руководителя держаться в строго очерченных рамках. В этом смысле работать в своем бизнесе гораздо сложнее и серьезнее (улыбается). Потому что не только самостоятельности больше, но ведь и ответственности. Если сделаешь чтото не так, никто ругать не будет. Но никто и не поможет, не исправит твои ошибки. Ты все делаешь сам
– так, как научился, как позволяет твой опыт и твои знания.
Но кроме опыта и знаний в бизнесе еще очень важна порядочность в отношениях. Причем со всеми
– и с подчиненными, и с партнерами, и с клиентами. Это то, что называется репутацией, которая в бизнесе крайне важна. Потому что бизнес
– это не чтото сиюминутное. Это то, что строится на годы, а значит, и связи нужно поддерживать тоже годы и годы. Я всегда следила за тем, чтобы не принимать таких решений, которые могли бы плохо отразиться на чьемто бизнесе. Для меня это было очень и очень важно. Обо мне никто не может сказать, что я поступила неправильно, непорядочно. Я всегда думаю о партнерах
– это прежде всего.
ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ, САМОЕ ВАЖНОЕ В БИЗНЕСЕ?
– Самое важное
– это деловые качества, к которым я бы отнесла не только волю к победе, честность, порядочность, но еще и самостоятельность, умение быстро принимать решения и, конечно же, знания. Бизнес требует и таких типично женских качеств, как интуиция, открытость, чувство такта, тяга к порядку.
У меня, как я уже говорила, предприятие многопрофильное. Это специфика малого бизнеса: многопрофильность помогает нам активно развиваться.
Ведя бизнес сразу в нескольких направлениях, я постоянно учусь, получаю какието дополнительные знания в этой области, чтобы разбираться в тонкостях и специфике. И изучив одно направление, я перехожу к другому.
И К КАКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ВЫ ПЕРЕХОДИТЕ СЕЙЧАС?
– Сейчас я снова, как когдато на севере, начинаю заниматься строительством. Бизнес мне этот знаком. Ко мне обратилась группа обманутых дольщиков. 246 семей остались без жилья. Ктото вложил последние сбережения, чтобы улучшить жилищные условия. Строительная компания вела строительство, но продолжать его сейчас не в состоянии. И вот моя задача
– завершить этот недострой.
У нас уже есть договоренность с банками по поводу кредитов, есть договоренности с администрацией. Но самое сложное, как оказалось, это работать вот с этими обиженными и обманутыми людьми, которые обжегшись один раз, уже никому не верят. Пришлось с каждым в отдельности беседовать, объяснять.
Но меня это не смущает. Я всегда относилась к бизнесу как к чемуто такому, что позволяет осуществлять в том числе и заботу о людях. Для меня он, наверное, никогда не был бы так важен и значим, если шел вразрез с общечеловеческими установками.
КОГДА ПРИШЛО ПОНИМАНИЕ, ЧТО ВЫ СОСТОЯЛИСЬ КАК ЛИЧНОСТЬ И КАК БИЗНЕСМЕН?
– В 1996 году
– когда я написала для города программу по работе с ветеранами. Именно тогда я поняла, что могу реально быть полезной городу и людям, которые в нем живут.
Когда я жила в отдаленных районах Крайнего Севера, тогда еще выработалось это чувство причастности к жизни тех, с кем живешь рядом. Иначе просто невозможно в маленьких городках: там все друг друга знают, все друг другу готовы помочь.
Муж был командиром части
– одной, другой. Но главное
– он всегда был, что называется, отцом семейства. А я
– его второй половиной, а стало быть, была обязана относится к окружающим поматерински. Это даже не правило. Это уже образ жизни, когда подругому и невозможно. Ведь сердечность и порядочность
– универсальные качества, востребованные всегда и везде.
И потом уже, работая в собственном бизнесе, я сохранила в себе это качество, потому что считала его важным и ценным
– и для руководителя, и для человека вообще. Я знаю людей, которые со мной работают, я знаю их семьи, их проблемы, их заботы.
Мне всегда приносил самое большое удовлетворение тот факт, что все делается не только ради денег, но еще и ради общественного служения. Это чувство необходимо испытать хотя бы раз в жизни, чтобы понять, что это такое, и потом уже от него никогда не откажешься.
И главное, чего я сейчас хочу, это чтобы дети выросли полезными людьми, чтобы каждый из них стал человеком, личностью. Тогда я буду считать, что я свою функцию как женщина и как мать выполнила
– дала обществу нормальных здоровых людей. И бизнес мне в этом только помог.
КАЧАЛОВА
Людмила Алексеевна
Генеральный директор ЗАО «Агроимпэкс-96».
Окончила Ишимский государственный педагогический институт, Ленинградский институт советской торговли. Служила в Советской Армии, работала на руководящих должностях в системе Военторга в районах Крайнего Севера.
В 1991 году открыла филиал Росбизнесбанка в Воркуте. Активно участвовала в кооперативном движении Республики Коми.
Московским многопрофильным предприятием «Агроимпэкс-96» руководит с 1996 года. В 2000 году получила аккредитацию Правительства Москвы для организации торгового обслуживания инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Член Совета предпринимателей
при мэре и Правительстве Москвы – председатель Комиссии здорового образа жизни.
Член попечительского совета уголовно-исполнительной системы Минюста России.
Председатель совета поддержки и развития малого предпринимательства Рязанского района
г. Москвы.
Вице-президент Московской ассоциации жертв незаконных репрессий.
Осуществляет широкомасштабную благотворительную деятельность.
Имеет многочисленные награды и дипломы.