Екатерина ЗАКОМУРНАЯ, Е-xecutive
Екатерина АРУТЮНОВА, Е-xecutive, обработка статистических данных
О КАКОЙ КОМПАНИИ МЕЧТАЮТ СОВРЕМЕННЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ? НА КАКИХ ФРОНТАХ РАБОТОДАТЕЛЯМ СТОИТ СОСРЕДОТОЧИТЬ СВОИ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В БОРЬБЕ ЗА ТАЛАНТЫ?
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИЙ В ГЛАЗАХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ КАНДИДАТОВ НА УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПОСВЯЩЕНА ЭТА ПУБЛИКАЦИЯ, ПРОВЕДЕННАЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ E-XECUTIVE В КОНЦЕ 2005 года СОВМЕСТНО С КОМПАНИЕЙ HRG.
Считается, что сегодня на российском кадровом рынке безраздельно царствуют кандидаты, вынуждая компании подстраиваться не только под свои потребности, но даже прихоти. Работодателю же остается лишь правильно просчитать мечты и чаяния тех управленческих талантов, которых они хотят заполучить в свою команду. И даже если масштаб этой тенденции несколько преувеличен, ни одна компания не откажется узнать чуть больше о том, что делает ее привлекательным работодателем в глазах российского менеджера. Помочь понять ожидания потенциальных кандидатов на управленческие позиции и призвано наше исследование1.
Основные цели исследования:
ОБ ИДЕАЛАХ
Мы предложили респондентам оценить характеристики компании – потенциального работодателя по пятибалльной шкале, где 1 – минимальная оценка, 5 – максимальная. Согласно рассчитанным средним баллам, наиболее значимой характеристикой привлекательного работодателя являются возможности карьерного роста (4,5 балла). В тройке лидеров оказались также такие характеристики, как большие полномочия и компенсация (по 4 балла).
Наименее важными характеристиками компании, если оценивать ее привлекательность как работодателя, менеджеры считают социальный пакет, высокий социальный статус работы и возможность работать в международных подразделениях (если, конечно, таковые у компании вообще имеются).
Весь список характеристик в порядке уменьшения их значимости в глазах респондентов представлен на рис. 1.
Рис. 1. Характеристики компаний и их значимость в глазах респондентов, %
Каким видят менеджеры идеальное продолжение своей карьеры? Оказывается, больше всего они мечтают работать в международных компаниях-брендах (44,3% респондентов). 20,5% участников опроса хотели бы перейти в инновационную российскую компанию, обладающую хорошим потенциалом роста и развития. Российская компания, уже заслужившая статус «бренда» на рынке, как продолжение карьеры привлекает 18% менеджеров. Не так уж мало опрошенных профессионалов хотели бы в будущем работать на себя, то есть создать собственную компанию (13,6%). Примечательно и даже немного печально, что работу своей мечты удалось обрести только 3,7% менеджеров.
Рис. 2. Идеальный вариант продолжения карьеры, %
Более остальных о работе в международных корпорациях с мировым именем мечтают маркетологи (51% респондентов, работающих в этой сфере). Собственная компания как возможность развития карьеры практически не интересна финансовым менеджерам.
С точки зрения кандидатов, репутацию компании как работодателя в первую очередь определяют размер компенсации и хороший социальный пакет (65,6%), а также известность ее имени на рынке (62,7%). При этом текучесть кадров и социальная ответственность в меньшей степени, но все-таки влияют на общее реноме компании в качестве привлекательного места работы управленческих кадров – 51,8% и 50% голосов респондентов соответственно.
А вот известные и «распиаренные» истории успеха сотрудников являются значимой составляющей репутации работодателя только для чуть более трети менеджеров (34,1%).
Рис. 3. Критерии оценки репутации компании как привлекательного работодателя, %
При этом была выявлена интересная закономерность зависимости значимости тех или иных составляющих репутации компании от возраста респондентов. Так, для самых молодых менеджеров (25–28 лет) известность компании на рынке более значима, чем хороший компенсационный пакет, а социальная ответственность важнее показателя кадровой ротации. Для старшей категории респондентов (от 28 лет) отмечено снижение значимости громкого бренда работодателя и повышение важности высоких заработных плат. В то же время более опытные менеджеры внимательнее относятся к текучести кадров компании, в которой они хотели бы работать, и меньше ценят ее социальную ответственность.
Мы также попросили участников опроса составить свой Топ-5 компаний-работодателей России и, по результатам обобщения данных, получили сводный рейтинг 11 лучших компаний (две последние в нем, Microsoft и McKinsey, получили равное количество голосов). Несмотря на свою условность, он выглядит вполне ожидаемым. В список работодателей, которым менеджеры отдали бы предпочтение, из российских компаний попали только представители нефтегазового и энергетического секторов. Остальные участники рейтинга – крупнейшие глобальные бренды.
Топ-10 лучших компаний-работодателей:
1. Газпром
2. ЛУКОЙЛ
3. Бритиш Американ Табакко
4. РАО ЕЭС России
5. TНK BP
6. Coca-Cola
7. Procter & Gamble
8. Mars
9. Philip Morris
10. Microsoft и McKinsey
ЛУЧШИЙ ОФФЕР
Как показали результаты исследования, треть менеджеров обязательным пунктом предложения о переходе на новое место работы считает более высокую компенсацию. Примерно столько же – инновационные задачи, которые предстоит решить в новом коллективе.
Гораздо меньшее число опрошенных выдвигают в качестве обязательного условия своего перехода более высокую степень ответственности (17,3%) и повышение в должности (11,1%). А вот бенефитами вроде личного автомобиля и прочими атрибутами комфорта удастся переманить только чуть более 8% потенциальных кандидатов.
Рис. 4. Обязательное условие для перехода на новое место работы, %
Но что примечательно: если для маркетологов, финансистов и менеджеров по продажам верны общие цифры и для большинства из них обязательным условием смены работы является повышение заработной платы, то большая часть менеджеров, занятых на производстве и в IT, готовы рассматривать только те вакансии, которые предполагают решение задач инновационного характера.
Если предложение о работе действительно представляет интерес, то не имеет значения, от кого оно исходит. Такой точки зрения придерживаются 58,5% наших респондентов. 29,8% менеджеров хотели бы получать предложения непосредственно от компании-работодателя. К обращениям из кадровых агентств тяготеют менее 2% участников опроса, а, например, управленцев в сфере IT вообще не привлекают вакансии, исходящие от внешних рекрутеров.
Рис. 5. Интерес к вакансии в зависимости от источника, %
ЛУЧШЕЕ ИНТЕРВЬЮ
Судя по результатам, полученным в ходе исследования, особой потребности в получении максимального объема информации о потенциальном работодателе респонденты не испытывают. Более половины довольствуются тем, что перед первым визитом лишь просматривают корпоративный сайт компании. Треть менеджеров собирают инсайдерские сведения по друзьям, знакомым и бывшим коллегам. К нескольким источникам прибегают только 12% потенциальных кандидатов. Совсем немногие предполагают получить всю интересную им информацию в ходе самого интервью, а некоторые вообще соглашаются пообщаться только с теми компаниями, которые им хорошо известны безо всяких дополнительных источников (5,2% и 3,3% соответственно).
Рис. 6. Источник информации о компании- потенциальном работодателе, %
Практически единогласно (98,3%) опрошенные менеджеры выступают за то, что на интервью в компании-потенциальном работодателе они рассчитывают в первую очередь получить исчерпывающую информацию о тех задачах, решения которых ожидает от них руководство компании. Более чем половине потенциальных кандидатов интересно узнать о своих карьерных перспективах на новой работе. Далее по убыванию популярности следуют информация о непосредственном руководителе, корпоративной культуре и особенностях компенсационного пакета. Интересно, что наименьший интерес на интервью вызывают у кандидатов их будущие подчиненные (15,7% респондентов).
Рис. 7. Какую информацию кандидаты рассчитывают получить на интервью, %
ЛУЧШИЙ ИСТОЧНИК
Большинство менеджеров, принявших участие в исследовании, поисками работы занимаются через специализированные интернет-ресурсы (почти 80% респондентов). Далее по популярности следует личная рассылка резюме в крупнейшие рекрутинговые агентства (к этому способу прибегают 43,6% опрошенных). В то же время чуть менее половины потенциальных кандидатов вообще могут не заниматься поисками, поскольку работодатели сами их находят. Об этом заявили 43,2% респондентов.
Специализированными кадровыми изданиями пользуются 27,3% опрошенных. Совсем непопулярны у современного менеджера такие методы поиска интересных предложений о работе, как обращение к друзьям и знакомым, а также непосредственно в компании, в которых они заинтересованы как в работодателях (только 2% и 1,7% соответственно).
При этом специализированные печатные издания о карьере 76% потенциальных кандидатов просто не открывают. Относительной популярностью пользуется журнал «Элитный персонал», но и его просматривают только 7% респондентов. Все остальные издания («Работа и зарплата», «Карьера» и др.) рассматривают как источник информации об открытых вакансиях меньше чем 3% менеджеров.
Рис. 8. Каналы коммуникации, используемые при поиске работы, %
Рис. 9. Наиболее популярные интернет-ресурсы для поиска работы, %
В объявлениях об открытых вакансиях взгляд менеджера более всего притягивают акценты на возможностях активного карьерного развития, описании задач позиции и размере компенсации. Поскольку вопрос был открытым и респондентам предлагалось самостоятельно «расставить акценты», то количество вариантов ответов даже после приведения их к некой классификации оказалось достаточно большим.
По данным исследования, акцент на размере компенсации менее всего по сравнению с другими функциональными специализациями привлекает IT-менеджеров – только 9,5%, в то время как из маркетологов на такую информацию обратит внимание каждый пятый. Кроме того, 19% IT-менеджеров хотят услышать в рекламе потенциального работодателя, что требуются «профессионалы своего дела». Акцент на возможностях карьерного роста, что является привлекательным для всех функциональных категорий менеджеров, все-таки особо притягателен для «производственников» (42% против 28,5% менеджеров по маркетингу и 36,2% финансистов).
Рис. 10. Акцент в рекламном объявлении об открытой вакансии должен быть сделан на…, %
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Наиболее значимы при оценке потенциального работодателя такие характеристики компании, как возможности карьерного роста, которые она предоставляет своим сотрудникам, размер компенсации и уровень ответственности и полномочий, которые руководство готово делегировать менеджерам.
2. В качестве идеального продолжения своей карьеры менеджеры рассматривают международные компании – глобальные бренды или российские инновационные компании с хорошим потенциалом развития.
3. Репутацию компании как привлекательного работодателя в первую очередь определяет размер предоставляемых ею компенсаций, а затем уже ее известность на рынке, низкая текучесть кадров и социальная ответственность.
4. Лучшим работодателем России оказался «Газпром». В десятку лидеров попали еще две нефтяные и одна энергетическая российские компании. Остальные строчки рейтинга поделили между собой глобальные корпорации.
5. Главные условия перехода на новое место работы – более высокая компенсация и интересные инновационные задачи на новой работе.
6. Для большинства респондентов не важно, от кого исходит предложение о работе, если оно действительно представляет для них интерес. Почти 30% предпочитают прямые предложения компаний-работодателей, а вот расположение к кадровым агентствам высказали менее 2% респондентов.
7. До первого интервью в компании-потенциальном работодателе подавляющее большинство респондентов постараются получить какую-либо информацию об организации (95,2%). Однако при этом каждый второй ограничится только тем, что заглянет на корпоративный сайт компании.
8. На интервью безусловное большинство хотели бы получить информацию о задачах на новой работе; чуть более половины – о возможностях карьерного роста.
9. Почти 80% опрошенных менеджеров используют для поиска работы Интернет. 43,6% рассылают резюме в рекрутинговые компании. Печатные издания о работе и карьере не представляют интереса для подавляющего большинства менеджеров.
10. Респонденты предпочитают искать работу на headhunter.ru, e-xecutive.ru и job.ru.
11. В объявлениях об открытых вакансиях внимание потенциальных кандидатов привлекает акцент на возможностях карьерного роста, описании задач и размере компенсации.
ТОЛЬКО ЛУЧШИЕ
Мария ПИКАЛОВА, Е-xecutive
ЭТИ КОМПАНИИ НЕ САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ, НЕ САМЫЕ КРУПНЫЕ И НЕ САМЫЕ БОГАТЫЕ. НО ОНИ ЖИВУТ ДОЛГО И СЧАСТЛИВО, ЛИДИРУЮТ КАЖДАЯ В СВОЕМ СЕГМЕНТЕ, РУКОВОДСТВУЮТСЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЦЕННОСТЯМИ И ОБЛАДАЮТ САМЫМ ЦЕННЫМ АКТИВОМ – ТАЛАНТЛИВЫМИ СОТРУДНИКАМИ. ВСЕ ОНИ – ЛУЧШИЕ РАБОТОДАТЕЛИ, И ВСЕМ НАМ ЕСТЬ ЧЕМУ У НИХ ПОУЧИТЬСЯ.
Как определить лучшего работодателя? Очевидно, что у каждого из нас существуют собственные критерии, позволяющие разделить все существующие компании на «свои» и «чужие», привлекательные и не очень. Однако потребность в некоторых общих сравнениях и выявлении лучших все равно существует. Поэтому американский журнал Fortune из года в год составляет рейтинги 100 лучших работодателей.
Методика рейтинга предусматривает анкетирование сотрудников, а также оценку политики в отношении персонала и корпоративной культуры. В то же время информация, полученная от сотрудников, является более приоритетной, именно она оказывает наибольшее влияние на то, какое место компании будет отведено в рейтинге. Это дает основания называть этот рейтинг самым «демократичным» из всех, что составляет издание.
Вопросы, на которые отвечают сотрудники компаний, составляются организацией с названием, которое говорит само за себя – Great Place to Work Institute. Какие критерии компании подлежат оценке? Их всего четыре:
Оценивается то, как сотрудники относятся к менеджменту и друг к другу, насколько они удовлетворены своей работой. Можно говорить о том, что эти критерии довольно субъективны, а следовательно в этом рейтинге побеждают те компании, которые сумели добиться наибольшего взаимопонимания со своими сотрудниками.
Несмотря на то что, описывая портрет идеального работодателя, многие указывают, что хотели бы работать в крупной и известной компании, в десятке лучших вы не увидите тех, кто, по версии того же журнала Fortune, входит в сотню крупнейших.
Компании, входившие в десятку лучших работодателей
рейтинга Fortune в 2003–2005 гг.:
Adobe Systems, программирование
Alston & Bird, право
Container Store, розничная торговля
Edward Jones, финансы
Genentech, биотехнологии и фармацевтика
Griffin Hospital, медицинское оборудование
J.M. Smucker, пищевая промышленность
Recreational Equipment (REI), торговля оборудованием для отдыха
Republic Bancorp, коммерческие банки
SAS Institute, программирование
S.C. Johnson, производство бытовой химии
TDIndustries, инженерия и строительство
Valero Energy, нефтеперерабатывающая промышленность
Vision Service Plan, медицинское обслуживание
Wegmans Food Markets, сеть супермаркетов
W.L. Gore & Associates, производство медицинских имплантатов
Xilinx, полупроводники и другие электронные устройства
Приведенные выше данные свидетельствуют, что компании – лидеры рейтинга лучших работодателей относятся к самым разным отраслям: программированию и финансам, нефтепереработке и FMCG. Но, тем не менее, помимо любви и заботы о сотрудниках, у них есть и другие общие черты.
Среди них много частных и семейных предприятий, и хотя они не являются мировыми лидерами и многие из них практически неизвестны в России, однако эти компании, как правило, занимают лидирующие либо устойчивые позиции в своем сегменте. Более того, согласно исследованиям профессора маркетинга в бизнес-школе имени Гойзуета при Университете Эмори в Атланте Джегдиша Шета, сегодня средняя продолжительность жизни компании составляет 14,5 лет. Тогда как средний возраст компаний, вошедших в десятку лучших работодателей по версии Fortune, составляет 54,8 года.
У компаний, которые в разные годы занимали первое место в рейтинге, также есть некоторые общие черты. Каждая из них может назвать себя особенной благодаря своей истории, культуре или принципам работы. У каждой из них есть некие индивидуальные, присущие только ей черты.
Например, компания J.M. Smucker из Огайо, победитель рейтинга 2003 года, также вошедшая в десятку лидеров нового рейтинга, – маленькая семейная фирма, основу корпоративной философии которой составляют протестантские ценности. Владельцы компании утверждают, что система ценностей компании основана на Библии.
Победитель рейтинга 2004 года, занимающий в новом рейтинге второе место, – сеть супермаркетов Wegmans Food Markets, которая, конечно, не может тягаться по размаху и амбициозности с WalMart, но добивается первенства благодаря девизу «Сначала сотрудники, затем – клиенты!». По мнению руководства компании, именно счастливые сотрудники способны наилучшим образом удовлетворить потребности ее клиентов.
В этом году победителем рейтинга лучших работодателей стала биотехнологическая компания Genentech, которая действительно занимает лидирующие позиции. Аналитики называют ее лучшей с точки зрения уже имеющихся на рынке препаратов и портфеля продуктов, находящихся в стадии разработки, испытаний или уже ожидающих одобрения. В 2003 году Genentech не вошла в десятку лидеров, но уже в 2004 году оказалась на четвертом месте. Эта компания известна не только своей заботой о сотрудниках, получающих один из наиболее щедрых в стране социальных пакетов, но и уникальной культурой, ставящей во главу угла научное творчество. Создавать уникальные препараты, позволяющие победить смертельные болезни, сотрудникам компании помогает девиз: «В бизнесе ради жизни». Genentech также отличается от своих конкурентов по отрасли тем, что до 50% дохода инвестирует в научные исследования, поэтому заявление руководства компании о том, что ее успех полностью зависит от талантов ее сотрудников, – отнюдь не пустой звук.
Десятка лидеров рейтинга 100 лучших работодателей, по версии журнала Fortune в 2003–2005 гг.
Данные, представленные в таблице, позволяют говорить об усилении позиций медицинских компаний – Griffin Hospital и Vision Service Plan занимают в рейтинге 2005 года более высокие места по сравнению с предыдущими годами. А вот финансовые компании – Edward Jones и Republic Bancorp – напротив, сдали свои позиции.
Рейтинг 100 лучших работодателей создается на основе совокупной оценки, однако по каждому отдельному критерию существует свой пул лидеров. Например, самые высокие зарплаты у тех, кому посчастливилось работать в компаниях Russell Investment Group, Morrison & Foerster и Bingham McCutchen.
Лучше всех о здоровье своих сотрудников заботятся Boston Consulting Group, Granite Construction, Kimley-Horn & Associates, Microsoft, Morrison & Foerster, Nugget Markets, Perkins Coie, Qualcomm, Recreational Equipment (REI), Russell Investment Group, SAS Institute, Valero Energy, Whole Foods Market, Worthington Industries. Перечисленные выше 14 компаний полностью компенсируют медицинские расходы своих сотрудников.
Треть компаний, вошедших в рейтинг 100 лучших работодателей, предоставляют сотрудникам услуги корпоративного детского сада. На основании этого критерия лучшими признаны пять компаний, где стоимость этой услуги является наиболее низкой: SAS Institute ($300), AFLAC ($328), Baptist Health South Florida ($360), Bright Horizons ($410) и Memorial Health ($440).
Достижение баланса между работой и личной жизнью в наибольшей степени поощряется в 10 компаниях-участниках рейтинга: American Century Investments, Republic Bancorp, Recreational Equipment (REI), Wegmans Food Markets, HomeBanc Mortgage, SAS Institute, Edward Jones, Standard Pacific, Robert W. Baird и Russell Investment Group.
79 компаний, вошедших в рейтинг лучших работодателей, предоставляют своим сотрудникам возможность выполнять по меньшей мере 20% работы удаленно, но пять из них имеют наивысший процент таких работников: Republic Bancorp (60%), HomeBanc Mortgage (37%), American Fidelity Assurance (33%), Morrison & Foerster (30%) и S.C. Johnson (23%).
7 компаний-участников рейтинга используют небанальные способы делать своих сотрудников счастливыми. Например, компания Timberland готова предоставить сотруднику субсидию в размере $3 тыс. для покупки экологичного гибридного автомобиля. За бывшими служащими S.C. Johnson, вышедшими на пенсию, закреплено пожизненное членство в корпоративном фитнес-центре. Сотрудники David Weekley Homes имеют 10% скидку на покупку нового дома, построенного компанией. Компания Eli Lilly позволяет своим беременным сотрудницам на месяц раньше уйти в декрет, оплачивая этот период. В компании Worthington Industries существуют собственные парикмахерские, где стрижка стоит всего $4. J.M. Smucker полностью и без каких-либо ограничений компенсирует расходы сотрудников на обучение. Работники компании Amgen имеют вдвое выше обычного оплачиваемых праздничных дней (их 16).
Нужно ли нам знать, кто из американских работодателей является лучшим? Да, потому что у лучших стоит учиться. Компании, которые представлены в данном рейтинге, возможно, не являются самыми крупными и богатыми, но они живут долго и счастливо и умеют привлекать и вдохновлять таланты, которые выводят бизнес на качественно новый уровень и которые становятся самым ценным активом в эпоху экономики знаний.