Айна РОСС
Фото из архива
ОКАКУРА КАКУДЗО, ИЗВЕСТНЫЙ ЯПОНСКИЙ КУЛЬТУРОЛОГ И ИСКУССТВОВЕД, РЕКТОР ТОКИЙСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ, КАК-ТО СКАЗАЛ: «В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ЛЮБЯТ ВСПОМИНАТЬ О САМУРАЙСКОМ КОДЕКСЕ – ИСКУССТВЕ СМЕРТИ, КОТОРОЕ УЧИТ НАШИХ СОЛДАТ УМИРАТЬ БЕЗ ОГЛЯДКИ. НО ПОЧЕМУ-ТО МАЛО КТО ПРОЯВЛЯЕТ ИНТЕРЕС К ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ – НАШЕМУ ИСКУССТВУ ЖИЗНИ».
ПУТЬ К СЕБЕ
Чай завезли в Японию из Китая в VII веке, где его почитали прежде всего как лекарственное растение, помогающее от усталости, болезни глаз, ревматизма. И только потом – как утонченное времяпрепровождение. Однако такого культа чая, как в Японии, не было ни в Китае, ни в какой-либо другой стране.
С чайной церемонией японцев познакомил японский монах Эйсай, основатель монастыря в самурайской резиденции в Киото при поддержки самого императора. В XVI веке в самурайских кругах вошла в моду игра – «чайное соревнование ». Чай привозили из разных мест. Выпивая чашку чая, участники соревнования должны были определить его родину. С тех пор чай полюбился японцам, а чаепитие вошло в обычай. Появились постоянные чайные плантации в районе Удзи возле Киото, где до сих пор собирают лучшие японские сорта.
Следует заметить, что технику чайного ритуала японские монахи освоили еще в XV веке, в XVI веке она достигает совершенства. Чайная церемония становится искусством воплощения изящества Пустоты и благости Покоя (тя но ю). В свою очередь этот ритуал породил такие искусства, как икебана, стиль керамики в духе ваби, японские сады, оказал влияние на искусство фарфора и живописи, на интерьер японского дома. Чайный ритуал повлиял на мироощущение японцев. И наоборот, мироощущение японцев XVI века вызвало к жизни стиль ваби, определив размеренный уклад жизни, вкусы, психический склад японцев.
Существуют различные школы Искусства чая. Характер чайной церемонии во многом зависит от повода встречи и от времени года. Однако есть неизменные атрибуты: одежда участников должна быть выдержана в спокойных тонах – это могут быть однотонные шелковые кимоно и специальные белые носки, предназначенные для деревянной обуви, у каждого в руках – небольшой складной веер.
Весь ритуал делится на два действа.
ДЕЙСТВО ПЕРВОЕ
Гости, как правило – пять человек, сначала в сопровождении хозяина следуют по специальной дорожке сквозь полумрак сада. Чем ближе к чайному дому, тем более они отдаляются от суетного мира. Подойдя к небольшому бассейну с прозрачной водой, омывают руки и рот. Вход в чайный дом низкий, и гостям приходится буквально вползать через него, смиряя свой нрав.
Небольшой по размеру чайный дом разделен на три части: чайную комнату, комнату ожидания и подсобное помещение. Н.С. Николаева, известный советский и российский японовед, в «Японских садах » прекрасно описала эту церемонию: «Низко наклоняясь, один за другим, они проходят в дверь, оставляя обувь на специальном камне. Последний из вошедших задвигает дверь. Хозяин появляется не сразу. Гости должны привыкнуть к освещению комнаты, внимательно рассмотреть висящую картину, оценить утонченную прелесть единственного цветка, внутренне почувствовать, угадать подтекст церемонии, предлагаемой хозяином. Если в нишу помещен свиток каллиграфии, исполненный каким-либо методом, то и роспись чашки будет отмечаться такими же свойствами. Отзвуком нежных линий осенних трав в букете окажется тонкая изысканность рисунка на керамическом блюде.
Только после того как гости освоились с обстановкой, появляется хозяин и глубоким поклоном приветствует гостей, молча садится напротив них, у жаровни, над которой уже заранее подвешен котелок с кипящей водой. Рядом с хозяином на циновке расставлены все необходимые предметы: чашка (самая драгоценная реликвия), коробочка с порошком зеленого чая, деревянная ложка, бамбуковый венчик, которым сбивают чай, залитый чуть остуженным кипятком.
Тут же стоят керамические сосуды – для холодной воды и для ополаскивания, и другие предметы; все старинное, но безукоризненно чистое, и только ковш для воды да льняное полотенце новые, сверкающие белизной».
Входя в чайную комнату, где стоит жаровня для чайника, гость вежливо кланяется. Затем, держа перед собой складной веер, выражает восхищение висящим в нише свитком.
Закончив осмотр, благодарные гости садятся и приветствуют хозяина.
Все стадии ритуала проходят в строгом порядке. Присев, гости приступают к сладостям. Затем хозяин приглашает их в сад. О начале церемонии возвещает гонг – пять и семь ударов. После гонга гости покидают сад и возвращаются в чайную комнату. В комнате теперь светлее, отодвинута бамбуковая штора за окном, а вместо свитка в нише – ваза с цветком.
Хозяин вытирает чайницу и ложку специальной тканью и моет мешалочку в горячей воде, которую наливает из чайника ковшом. Затем кладет три ложки предварительно растертого в специальной фарфоровой ступке порошкообразного зеленого чая в чашу, заливает ковшом горячей воды и взбивает чай мешалочкой, пока чай слегка не загустеет. Все движения рук, корпуса особые, поистине церемониальные, при этом лицо строгое и неподвижное. Конец первого действа.
ДЕЙСТВО ВТОРОЕ
Главный гость кланяется, ставит чашу на ладонь левой руки, поддерживая правой. Размеренным движением рук чашка медленно подносится ко рту. Сделав небольшой глоток, оценивает вкус чая; делает еще несколько глотков, вытирает пригубленное место специальной бумагой и передает чашу следующему гостю, который после нескольких глотков отправляет ее дальше, пока, пройдя по кругу, чаша не вернется к хозяину.
На вкус чай чрезвычайно терпок. Его концентрация соответствует примерно 100–200 граммам сухого чая на 500 граммов воды. Но в то же время такой чай очень ароматен.
Присутствию в чае аромата японцы придают решающее значение. За весь круг чашка выпивается полностью, и эта процедура должна занимать не более десяти минут.
Разговоров во втором действе не ведется. Все сидят в чинных позах, в строгих парадных одеяниях. Финал.
В целом сам процесс чаепития представляет собой весьма длительную церемонию, происходящую целиком на глазах ее участников. Таким образом, чай по-японски представляется не как гастрономическая реальность, а как ритуальное групповое действо, имеющее глубокие историко-философские корни общенациональной японской культуры, и является одним из видов искусства Японии.
Сформировавшаяся в XVI веке философия «Пути чая» (тядо), в настоящее время становится все более и более популярной в Америке и Европе. Причину такой популярности тядо автор известной на Западе книги «О пути чая» К. Игути объясняет тем, что «люди устали от механической цивилизации и бешеного ритма жизни. А когда жизнь становится слишком беспокойной, суетной, мы ищем успокоения, свободы для души. Если будем следовать этикету, то поведение, манеры человека уравновесятся, к нему вернется ощущение красоты. Вот почему нашему времени не обойтись без Пути чая».