ПЯТЬ МИФОВ О ЖЕНСКОМ ЛИДЕРСТВЕ


ЖЕНСКОЕ ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ЕВРОПЫ И США, ПОКА НЕ СТАЛО ТАКИМ ЖЕ ОБЫДЕННЫМ ЯВЛЕНИЕМ, КАК ЛИДЕРСТВО МУЖСКОЕ. ВИНОЙ ТОМУ КАК БЫТУЮЩИЕ В ОБЩЕСТВЕ СТЕРЕОТИПЫ, ТАК И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕГОТОВНОСТЬ ЖЕНЩИН, «РАЗДАВЛЕННЫХ» ЭТИМИ СТЕРЕОТИПАМИ.

Невзирая на обилие разговоров о гендерном равноправии, многочисленные телепрограммы, статьи и книги на эту тему, женщин среди первых лиц крупных предприятий, холдингов и банков, а также в правительстве, прямо скажем, немного. Если взять список VIP-персон, пользующихся дорогими бизнес-услугами и постоянно мелькающих в бизнес-прессе, то там будет масса мужских имен. Женские, правда, тоже присутствуют, но это по большей части жены, помощницы, дочери и любовницы. Женщин — первых лиц окажется всего 5—10%.
Невольно напрашивается вывод не то о мужском заговоре, не то о превосходстве мужчин над женщинами. Но если обратиться к исследованиям психологов и чуть больше углубиться в анализ этой ситуации, то все будет выглядеть не столь уж однозначно.

Миф первый.
Женщина не умеет рисковать

Отечественные и зарубежные психологи уже довольно давно сталкиваются с заказами на разработку психологических портретов идеального менеджера (от низовых до руководящих позиций) для самых разных организаций и предприятий. И уже с середины 80-х годов известно, что хороший руководитель (топ-менеджер или директор компании) должен одновременно отлично ориентироваться в ситуации неопределенности (недостатка информации), уметь разумно рисковать (грамотно оценивать риск), а также разделять личные отношения и деловые. Если руководитель будет слишком осторожным, то никогда не выйдет на высший уровень. Если же он склонен безумно рисковать, то рано или поздно поставит все на неудачную карту и проиграет.
Мужчины психологически более склонны к риску, а женщины постоянно осторожничают, боятся брать на себя серьезную ответственность и потому очень редко выходят в большой бизнес.
Неудивительно, что именно в России, где девочки растут в атмосфере постоянного запрета: «Ты не должна драться, не должна грубить, не должна пачкаться — ты же девочка!» — то есть постоянного требования быть неконфликтной, поддерживать хорошие, доброжелательные отношения и ни в коем случае не рисковать, руководство компанией или партией (как рисковое поведение) зачастую связывается с потерей женственности. Иначе говоря, это фактически порицается обществом, хотя и неявно.
В то же время женщины, которым удается преодолеть этот стереотип, становятся успешными бизнес-вумен, зачастую даже более успешными, чем мужчины, потому что отсутствие склонности к риску у них компенсируется таким свойственным женщинам качеством, как интуитивное чувство опасности. То есть они рискуют с умом.

Миф второй.
Для женщины главное — дом

Еще один миф, поддерживаемый, как ни странно, отнюдь не мужчинами, а самими женщинами, — «Для женщины главное — дом». Традиционные представления в нашем обществе таковы, что работа не может быть даже на равных. По мнению многих, стремление поступить в лучший вуз страны, чтобы затем самостоятельно зарабатывать на достойную жизнь, не ориентируясь на то, будет муж или нет, — потеря времени; формирование профессиональных навыков, победа на конкурсах, получение дополнительных стипендий — пустая трата жизни, тогда как на самом деле нужно искать подходящего мужа, который будет тебя обеспечивать, а ты ему — создавать надежный тыл.
Зачастую именно поэтому женщине, разрывающейся между работой и домом, мысль о том, что можно нанять домработницу, а самой заниматься более интересными проектами, зарабатывая значительно большие суммы, просто не приходит в голову. А ведь профессионал уберет квартиру, помоет посуду, выстирает и перегладит белье вдвое, а то и втрое быстрее. За это время женщина-менеджер сможет вычитать полсотни спецификаций, согласовать договор с юристом и заключить сделку на тысячи долларов. Просто потому, что она для этой деятельности куда лучше приспособлена.
Разумеется, когда появляются дети, им необходимо внимание. Однако, во-первых, им необходимо внимание обоих родителей, а во-вторых, ряд задач лучше выполнят опять же профессионалы: подготовят одежду, научат играть на фортепиано и танцевать, общаться со сверстниками, чтобы впоследствии у ребенка не было проблем с социализацией. К тому же сейчас, в эпоху всеобщей компьютеризации, у мам есть возможность одновременно работать и ухаживать за детьми.

Миф третий.
Женская бизнес-карьера не совместима с нормальной личной жизнью

Существует миф, что успешная карьера в бизнесе препятствует нормальной личной жизни и воспитанию детей. На самом деле это не совсем так. Дамы, легко рассчитывающие сложные бизнес-схемы, не менее успешно справятся с выбором хорошей клиники для наблюдения беременности, с организацией собственной диеты и физической активности для того, чтобы эта самая беременность им не помешала, а уже потом — с составлением правильного графика, дабы дети не росли без мамы, а бизнес — без владелицы. Но порой бизнес-леди решают, что им не нужно иметь детей по ряду объективных причин. Например, потому, что им это неинтересно, а сплавлять близкого, пусть и маленького человека няням и гувернанткам они не считают возможным. Те же из них, кто заводит ребенка, вполне успешны в роли матери.
Деловые женщины чаще всего хорошо понимают, какой именно им нужен спутник жизни, что именно им необходимо от межличностных отношений и верно оценивают партнера. Было бы странно, если бы подобная женщина искала себе в качестве мужа «надежную стенку»: как правило, им требуется теплый, «поддерживающий» мужчина, рядом с которым можно расслабиться и ничего не доказывать, в то время как очень мужественный человек с большой долей вероятности начнет с такой женой конкурировать.
Наверное, женщина, живущая с более молодым мужчиной, да еще зачастую в гражданском браке, и не собирающаяся заводить детей (или родившая их, но не проводящая с ними все свое время), с точки зрения стереотипных общественных представлений выглядит несчастной. Однако это тот вариант личной жизни, который соответствует ее личностной самореализации, и он достоин уважения.

Миф четвертый.
Женщине вообще не нужно стремиться быть первой

В очень многих компаниях женщины занимают посты главного бухгалтера, финансового директора, первого заместителя руководителя, отвечающего за текущую деятельность. То есть второго лица. Эксперты по управлению утверждают, что именно эти вторые лица в действительности и руководят компаниями, директор им нужен как громоотвод в случае возникновения каких-либо проблем. Зачастую они не решаются претендовать на первые роли: первым должен быть мужчина. А зря. Ведь женщины-руководители нередко демонстрируют более рациональный подход к ведению дел. Они не гонятся за сверхприбылью, не стремятся заработать больше всех, что приводит к резкому снижению количества бизнес-конфликтов. Они предпочитают договариваться с бизнес-партнерами и не склонны ко всяческим эффектам, будь то личный самолет или «роллс-ройс». И сами женщины, и бизнес-сообщество сильно выиграли бы от того, что они заняли бы подобающее им положение в компаниях.

Миф пятый.
Женщине начать свой бизнес во сто крат тяжелее, чем мужчине

Многие женщины всю жизнь работают на кого-то просто потому, что не решаются начать свое дело, в первую очередь по моральным причинам. Психологи считают, что женщинам мешает воспитанная в них общестом нерешительность. Конечно, дело это непростое. Прежде всего нужно выбрать сферу деятельности и быть готовой к тому, что, вне зависимости будет ли это салон красоты или же завод по переработке цветных металлов, существуют конкуренты, желающие помешать, и целая армия бюрократов, жаждущих осложнить вашу жизнь, а заодно пополнить собственный карман. Далее предстоит найти деньги, зарегистрировать компанию, открыть счет, подобрать подходящее помещение, сделать там ремонт, закупить мебель и оборудование, набрать персонал и либо организовать рынок сбыта, либо найти клиентов. Гораздо проще прийти на все готовое, нежели начинать с нуля, особенно если не приходится рассчитывать на какую-то серьезную поддержку. Разумеется, руководитель должен не только располагать знаниями в той сфере, где он собирается работать, но и уметь разбираться в людях, организовывать чужое рабочее пространство, контролировать работу подчиненных, обладать уверенностью в себе и многими другими качествами и навыками, которые могут никак не соотноситься со сферой, в которой человек работал до этого. Но по части знания и понимания людей, умения их правильно мотивировать женщины дадут фору любому мужчине, а по части отраслевых знаний ему, скорее всего, не уступят.

Четыре вида стереотипов, мешающих успешному женскому лидерству

1.?Культурные стереотипы и негласное неодобрение общества («Женщина должна быть женственной», «Все сильные женщины несчастливы» и т. д.).
2.?Воспитание, подавление агрессии и способностей к риску и конкуренции («Хорошие девочки не спорят», «Ты что, мальчишка лезть во всякую дыру?»).
3.?Нежелание утруждать себя и нести большую ответственность («Зачем мне нужны лишние проблемы?», «Всех денег не заработаешь»).
4.?Высокая конкуренция и трудности выбора партнера среди других женщин («Хочешь найти себе врага — заведи себе подругу»).