Карен ШАХНАЗАРОВ. МНЕ НРАВИТСЯ РАБОТАТЬ С ЖЕНЩИНАМИ

Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото киноконцерна «Мосфильм» и ИТАР-ТАСС

«Лично мне ближе традиционная точка ЗРЕНИЯ: я считаю, что успешна та женщина, у которой есть крепкая семья и, конечно, дети, причем лучше не один ребенок, а двое или трое. Совсем хорошо, если при наличии всего этого она успевает еще и раскрыться в профессии»

Карен Георгиевич, говорят, что в вашей биографии большую роль сыграли мама и бабушка. Что они вам дали?
Да, мама всегда играла значительную роль в моей жизни, играет и сейчас. А бабушка, которая была чудесным человеком, к сожалению, не успела этого сделать: она рано ушла из жизни, когда мне было всего 12 лет.
Мать же всегда имела на меня огромное влияние, даже большее, чем отец. Многие, возможно, потому, что мой отец был очень известным и ярким человеком, считают, что в формировании моей личности ключевую роль сыграл он. На самом деле все не совсем так — это заслуга матери, именно она в основном и занималась моим воспитанием, в том числе и нравственным. Отец же все время был очень занят, много работал, у него просто не было времени со мной возиться, хотя, конечно, он мне тоже многое дал.

Родители как-то повлияли на ваш профессиональный
выбор?

Не могу сказать, что в профессию меня привели именно они, хотя, конечно, родители косвенно повлияли на мое становление и здесь. Я рос в очень образованной семье, родители приучали меня к разностороннему познанию мира — через живопись, музыку, театр… Отец же был человеком широкого кругозора с просто фантастической эрудицией, он хорошо знал искусство и разбирался в нем. Подобное отношение он прививал и мне.

На ваш взгляд, воспитание детей — женское дело?
Я считаю, что да. Конечно, в воспитании детей обязан принимать участие и отец, это очень важно. Но все-таки, как мне кажется, роль женщины в данном вопросе более значима. Мужчина в первую очередь должен материально обеспечивать и поддерживать семью. А если говорить о воспитании, то его задача — влиять на своих детей в каких-то принципиальных вещах, давать им то, что женщина по своей природе не вполне способна дать.

«БЛИКИ» — журнал об успешных женщинах и для них. Какую женщину вы бы назвали успешной и в чем, как вы думаете, заключается успех женщины?
Успех каждый понимает по-своему, а успешность определяется тем, чем человек живет, какие задачи перед собой ставит и как они выполняются. Так что успешной можно назвать и ту женщину, что состоялась в профессии, и ту, что реализовала себя в семье.
Лично мне ближе традиционная точка зрения: я считаю, что успешна та женщина, у которой есть крепкая семья и, конечно, дети, причем лучше не один ребенок, а двое или трое. Совсем хорошо, если при наличии всего этого она успевает еще и раскрыться в профессии.

То есть семья в жизни женщины должна быть на первом месте?
Так считает большинство мужчин, и я не исключение. Эту точку зрения подтверждает вся мировая история: женщине веками была отведена роль хранительницы домашнего очага, жены, матери, семья — это ее миссия. Правда, сейчас все меняется, другими становятся роли полов, взаимоотношения мужчины и женщины. И в результате мы наблюдаем печальную картину: рушится институт семьи. Семья просто отпадает за ненадобностью, когда мужчина и женщина превращаются в равных партнеров. Все это веяния нового времени, и очень может быть, за ними будущее. Но, признаюсь, меня такая ситуация настораживает и тревожит.

И то, что сегодня женщины начинают активно выходить на первый план в политике и бизнесе, тоже настораживает?
Скажем так: у меня есть ощущение опасности подобного положения дел. С одной стороны, то, что женщины выходят на первый план в общественной, политической и экономической жизни, вроде бы и неплохо, но с другой — я вижу, как меняются, причем не в лучшую сторону, взаимоотношения людей, как они рушатся. Женщина перестает быть тем, чем она была раньше, теряет свою прелесть и сходит со своего пьедестала.
По большому счету, эти тенденции — влияние капитализма. Капитализму вообще не нужны традиции, на которые опирались все предыдущие социальные строи, для него уже не важен и пол человека — какая разница, раз при этом строе все люди превращаются в потребителей. Отсюда и изменение гендерных ролей, и подмена одного пола другим. Все это со стороны выглядит вроде бы гладко и мило, но на самом деле подрубает корни человеческих отношений, что очень опасно.

По вашим наблюдениям, современные молодые женщины сильно отличаются от своих предшественниц?
Да, к сожалению. Вообще, я считаю, что за по­следнее время женщины испортились больше, чем мужчины. Наполеон говорил: «Женщина всегда неизмеримо ниже нас либо неизмеримо выше». Это очень верное замечание.
Сегодняшние женщины стали весьма циничны, они даже циничнее мужчин, и это по-настоящему плохо. Девочкам моего поколения цинизм вообще не был свойственен. Мальчики, конечно, как и во все времена, были циничны, но женщины — никогда, они несли в себе что-то высокое. Сейчас это высокое уходит.

Есть актеры, которых вы часто снимаете в своих картинах.
А вот актрис, которые бы регулярно появлялись в ваших фильмах, почти нет. Почему?
Вы правы, таких актрис очень мало. Дело в том, что я снимаю «мужские» картины, где главными героями выступают мужчины, и где поднимаются темы, наиболее близкие именно представителям сильного пола. Не могу сказать, что в моих фильмах много женских ролей, поэтому у меня почти и нет постоянных актрис. Бывают режиссеры, которые любят женские темы, и у них очень хорошо получается их раскрыть. Например, Эльдар Рязанов, регулярно снимающий одних и тех же замечательных актрис в интересных ролях.
У меня же иные фильмы. Среди них есть даже такие, где практически нет женщин. Скажем, «Цареубийца». В этой ленте главные герои мужчины и все основное действие разворачивается между ними. Безусловно, там имеются женские образы, но они не столь уж и важны для сюжета. «Город Зеро» — еще один мужской по сути фильм. Да, в нем довольно много женщин, даже обнаженных, но их участие только украшает картину и придает ей остроту, не более. «Зимний вечер в Гаграх» — та же история, это рассказ о мужчинах, а женщины появляются лишь в эпизодах.
Конечно, есть «Курьер», где замечательно сыграли большие роли Инна Чурикова и Анастасия Немоляева. Есть картина «Сны», героиня которой женщина. И еще «Американская дочь» — мой самый, может быть, главный «женский» фильм. Но все это скорее исключения.

У вас нет желания еще снять картину, в центре которой был бы женский образ?
Желание есть, есть даже тема, где две героини-женщины. Но нужна история, а ее нелегко придумать. Мужчине-режиссеру вообще трудно делать фильм о женщинах. Так же как и драматургу-мужчине — создавать женский образ. Вся мировая драматургия по преимуществу мужская: и авторы — мужчины, основные роли классического репертуара — царь Эдип, Гамлет, король Лир, дядя Ваня — тоже мужские. Классических женских образов значительно меньше.

Потому что женский образ сложнее создать?
Конечно, особенно мужчине. Но не могу сказать, что в фильмах женщин-режиссеров и в книгах женщин-писателей женские образы прописаны лучше, чем в произведениях мужчин. По большому счету, самые яркие женские характеры созданы именно мужчинами, которые, несмотря на это, продолжают повторять, что не понимают женщин.
Есть замечательные писатели, сумевшие во­плотить неповторимые женские образы: Флобер, Стендаль, Бальзак, Чехов. У Достоевского яркие героини, очень мощные по энергетике, хотя и несколько отвлеченные. В мировом искусстве самая великая вершина в изображении женщины и ее внутреннего мира — это «Анна Каренина» Льва Толстого. Поразительно, как мужчина, причем, судя по всему, весьма своеобразный и сложный по характеру, смог столь глубоко проникнуть в мир женщины и понять самые тончайшие нюансы ее души. Мне кажется, что лучше Толстого это не удавалось никому, и вряд ли кому удастся в будущем.

А почему среди режиссеров так мало представительниц прекрасного пола?
Наверное, потому, что режиссура в принципе не женская профессия. Это очень тяжелая и сложная работа. Помимо творческих задач приходится решать много организационных во­просов, иметь дело с огромным числом людей, многих из которых трудно назвать приятными в общении, и этих людей надо уметь заставлять что-то делать… Режиссер — достаточно суетная профессия. Хотя, конечно, мы знаем немало примеров состоявшихся женщин-режиссеров, снимающих хорошие фильмы.

Часто про фильмы, снятые женщинами-режиссерами, говорят, что это типично женская картина…
Да, бывает. Иногда сразу видно, что автор картины — представительница прекрасного пола. Женщины — не все, но большинство — склонны к мелодраматизму, чрезмерной патетике, витиеватому изображению чувств. Впрочем, есть картины, созданные женщинами, которые язык не повернется назвать типично женскими.

Как режиссеру вам с кем сложнее работать: с актерами или с актрисами?
Ко всем представителям этой профессии нужен особый подход. Но не могу сказать, что мне проще работать с актерами, нежели с актрисами, или наоборот. Тут все зависит от конкретного человека. Да, встречаются сложные по характеру актрисы, с которыми трудно работать, но есть и вполне адекватные, сотрудничать с которыми одно удовольствие. Порой и мужчина-актер может так раскапризничаться на съемочной площадке, что даст фору любой женщине.

Работа с какими актрисами вам особенно запомнилась?
Мне повезло, на съемочной площадке я встречался с замечательными актрисами, и я с большой симпатией вспоминаю о своей совместной работе с ними. Наташа Гундарева была очень интересным и ярким человеком. Сильное впечатление на меня произвело и сотрудничество с Инной Чуриковой в «Курьере». Мне понравилось работать с Таней Васильевой, Ольгой Антоновой, Настей Немоляевой, Амалией Мордвиновой. На мой взгляд, одна из самых интересных современных российских актрис — Оля Тумайкина, я ее, кстати, снимал уже дважды: первый раз в картине «Яды, или Всемирная история отравлений», а второй — совсем недавно, в своем новом фильме «Исчезнувшая империя». В этой картине в одной из главных ролей я снял также многообещающую молодую актрису Лидию Милюзину.

На «Мосфильме», генеральным директором которого вы являетесь, работает много женщин. Как ими руководить?
Очень легко. Женщины сыграли важную роль в моей профессиональной и творческой биографии и всегда мне очень помогали. Я признателен за это и своему постоянному соратнику Людмиле Михайловне Кусаковой, на мой взгляд, лучшему художнику-постановщику в российском кино, и Галине Шадур, которая с 1992 года является неизменным директором и исполнительным продюсером моих картин. Считаю, что это один из лучших продюсеров в нашем кино.
Я люблю работать с женщинами, и в моем подчинении их довольно много. Считаю, что представительницы прекрасного пола гораздо лучшие работники, чем мужчины, так по крайней мере обстоят дела в России. Женщины более ответ­ственные, более внимательные, более дисциплинированные и более сообразительные. И хотя я часто повторяю своим коллегам то же, что уже сказал вам: что главное дело женщины — семья, что им пора бросать съемки и отправляться домой к своим мужьям и детям, — но на самом деле, честно говоря, не представляю, что бы делал, если бы они вдруг решили послушаться моих наставлений и оставили бы работу.