Ольга ТОРОЗОВА, бизнес-консультант
Фото ИТАР-ТАСС
Салоны красоты в последние годы появляются как грибы после дождя. Это красивый и вполне конкурентоспособный бизнес. Однако не все в нем так просто, как кажется на первый взгляд.
Неправильный выбор концепции салонов красоты и неправильный выбор услуг — основная ловушка для начинающих и энтузиастов, в которую попало немало новых салонов красоты.
Разновидностей услуг для салона красоты очень много, но все их делят на три группы:
• Имиджевые (парикмахерские услуги, маникюр, педикюр, загар, тату, пирсинг и т. п.);
• Медицинские (коррекция недостатков лица и фигуры, омоложение, атицеллюлитные программы и т. п.);
• Релаксация (массаж, талассотерапия и SPA, светотерапия, ароматерапия и т. п.).
Помните, что вам необходимо не набрать как можно больше дорогих услуг, а правильно подобрать и дорогие, и дешевые услуги и сделать их соотношение таким, чтобы всегда находились клиенты как на первые, так и на вторые. Кстати, парикмахерские и связанные с ними услуги в последние годы все чаще попадают в раздел немаловажных, но не основных.
Безусловно, салон красоты может принести больше прибыли за счет широкого спектра услуг, когда клиент получает в одном месте все, что ему нужно. Но новому салону все же рекомендуется определить тот спектр услуг, на которые будет сделан главный акцент. Для этого надо сформировать основную специализацию и, конечно, подобрать необходимое оборудование и квалифицированных специалистов, способных комплексно решать встающие перед ними задачи.
Регистрация
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) в этом случае наиболее вероятный вариант бизнеса. Оно может быть учреждено гражданами или юридическими лицами — одним или несколькими (согласно закону число участников не должно быть более 50). Уставной капитал ООО разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Учредительными документами ООО являются учредительный договор и устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав. Уставной капитал гарантирует интересы кредиторов и не может быть меньше установленного законом размера (сейчас это 100 МРОТ).
Для регистрации ООО вы должны подготовить пакет учредительных документов, в который входят: два оригинальных экземпляра устава ООО, два оригинала учредительного договора ООО (либо два экземпляра решения единственного учредителя о создании общества), один протокол общего собрания участников о создании ООО (при двух и более учредителях), квитанция об оплате государственной пошлины, взимаемой за регистрацию ООО.
Красота требует жертв
Если вы купите помещение для своего будущего салона, то проблем будет немного меньше. Однако такое случается редко: овес нынче дорог, а уж помещения и подавно. Так что новичку на рынке придется, скорее всего, брать понравившуюся ему площадь в аренду. Обязательно проверьте правильность оформления договора аренды и свидетельства о собственности. Обратите внимание на назначение помещения. Если изначально предусматривалось его использование в медицинской отрасли — вам повезло. Но если это жилой фонд (предположим, бывшая квартира) или помещение другого целевого назначения (магазин, склад и пр.), то придется заниматься его перепрофилированием — переводом в нежилой фонд, под медицинский центр.
При перепрофилировании и перепланировке заказывается проект в архитектурно-проектировочном бюро, имеющем в лицензии разрешение на проектирование медицинских учреждений. Помните, что объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений определяются перечнем косметологических услуг и их объемом.
Набор и площади помещений обязаны соответствовать действующим нормативам. В частности, высота рабочих помещений должна быть не менее 3 м, бытовых помещений — не менее 2,7 м. Допускается размещение салонов при высоте помещений не менее 2,7 м вместимостью до трех рабочих мест. Глубина помещений при одностороннем естественном освещении должна не превышать 6 м. Для кабинетов косметического, маникюра и педикюра требуются отдельные изолированные помещения. В парикмахерских залах до трех рабочих мест возможно размещение одного рабочего места для маникюра при наличии дополнительной площади не менее 6 кв. м. В косметических кабинетах разрешается организация до трех рабочих мест при условии их изоляции перегородками высотой 1,8—2,0 м. В педикюрных кабинетах должно быть не менее двух ванн для ног с подводкой горячей и холодной воды.
Рабочие места оборудуются мебелью, допускающей обработку моющими и дезинфицирующими средствами и расположенной так, чтобы обеспечить возможность уборки, не загораживать источник света, не загромождать проходы. Запрещено размещение в залах и кабинетах оборудования и предметов, не имеющих отношения к выполняемым работам на конкретном участке. Расстояние между рабочими местами должно быть 1,8 м, от крайнего кресла до стены — 0,7 м. При двухрядном и более расположении кресел расстояние между рядами должно быть не менее 5 м.
Рабочие места парикмахеров оборудуются креслами, туалетными столами с раковинами для мытья волос. При наличии отдельного помещения или специального места для мытья волос допускается установка туалетных столиков без раковин. В мужском и женском парикмахерских залах должна быть оборудована раковина для мытья рук парикмахеров. В парикмахерской, где расположено не более трех рабочих мест, можно иметь в зале одну раковину для мытья волос и один сушуар. В парикмахерских до пяти рабочих мест допускается совмещение комнаты приема пищи с гардеробной для персонала, а также вестибюля с гардеробом для посетителей и залом ожидания при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований. Туалеты для персонала и посетителей в парикмахерских свыше пяти рабочих мест должны быть раздельными.
Салону красоты нужно иметь подсобные, вспомогательные и бытовые помещения (гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи с необходимым оборудованием, туалеты, кладовые, помещения для хранения инвентаря, мусора, остриженных волос). Рабочую и домашнюю одежду персонала полагается хранить в индивидуальных шкафах. Кладовые для хранения чистого и использованного белья, парфюмерно-косметических, а также моющих, дезинфицирующих и педикулицидных средств должны быть раздельными. Помещения для хранения чистого белья и парфюмерно-косметических средств оборудуются стеллажами или шкафами; для грязного белья — ларями. В парикмахерских до пяти рабочих мест допускается хранение чистого белья, парфюмерно-косметической продукции, моющих, дезинфицирующих, педикулицидных средств в раздельных шкафах в подсобном помещении.
Стирка использованного белья и рабочей одежды производится в прачечных. Возможна организация стирки использованного белья непосредственно в салоне красоты при наличии специально выделенного помещения с подводкой горячей и холодной воды и специального оборудования — мини-прачечной. Стирка использованного белья и рабочей одежды выполняется в режимах, обеспечивающих обеззараживание.
Если ваш салон с парикмахерским уклоном, вам надо также знать, что постижерные работы следует проводить в изолированном помещении, площадь которого принимается с учетом объема и характера этих работ (изготовление париков, накладных усов и бород, работ, а с натуральным и искусственным материалом) и должна быть не менее 8 кв. м на одно рабочее место. В подсобном помещении парикмахерских требуется иметь специальное место (кабину) для вытряхивания волос. Волосы должны храниться в специальной емкости с плотно закрывающейся крышкой.
Готовый проект согласовывается в СЭС, Пожнадзоре, Горкомархитектуре. После получения разрешения на размещение и санитарно-эпидемиологического заключения на проект можно начинать ремонт. Его необходимо выполнять в строгом соответствии с технической документацией. Ведь после ремонта СЭС осуществляет приемку помещения, и при обнаружении расхождений придется переделывать, а это дополнительные материальные затраты. Чем меньше размер салона, тем меньше получается прибыль, потому что согласно нормам СЭС в каждом салоне должны быть вспомогательные площади, которые денег не приносят. Размер салона от 120 до 180 м принято считать вполне оптимальным.
Азы медлицензирования
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и приказом Минздрава РФ «Об организации лицензирования медицинской деятельности» от 26 июля 2002 года № 238 салоны, предлагающие медицинские услуги, должны обладать лицензией Минздрава на косметологическую амбулаторно-поликлиническую помощь.
Работать в лицензированном салоне красоты могут только хорошие профессионалы с медицинским образованием: врачи и средний медицинский персонал. Согласно требованию
Министерства здравоохранения и социального развития они предоставляют следующее:
• диплом об образовании (высшем или среднем) государственного образца РФ; свидетельство о базовом образовании (ординатура, интернатура, аспирантура) РФ или/и о первичной специализации;
• сертификат и свидетельство о повышении квалификации по соответствующей специализации за последние пять лет, причем обязательны обе бумаги;
• документ, подтверждающий российское гражданство.
Проверкой этих документов и набором сотрудников занимается главный врач, который руководит клиникой. Его наличие обязательно. Причем главный врач должен иметь не менее пяти лет стажа по специальности, которая указана в лицензии и соответствует одному из профилей медицинского центра. Копии документов специалистов предоставляются в орган лицензирования. На сотрудников оформляются личные медицинские книжки, им полагается проходить профессиональный ежегодный осмотр.
Вся аппаратура, используемая в деятельности салона, должна поставляться с сертификатами, регистрационными удостоверениями или паспортами. Они запрашиваются у поставщиков оборудования или у представительства фирмы-производителя. При их наличии нет причин для беспокойства: приборы разрешены Минздравом для применения в косметологических и косметических процедурах.
Независимо от состояния приборов и их новизны заключите договор на гарантийное (постгарантийное) обслуживание оборудования с организацией, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Документация на аппаратуру и мебель также предоставляется в орган лицензирования и должна храниться в клинике.
Без бумаг не обойтись
Скорее всего, часто к вам в гости будут заходить представители контролирующих органов. Например, СЭС. Вот минимальный перечень того, что вам нужно иметь для общения с представителем этой организации:
1. договор на дезинфекцию и дезаратацию, вывоз мусора, медицинских отходов, ртутьсодержащих отходов (бактерицидных ламп), договор на стирку белья и стерилизацию необходимых инструментов;
2. достаточное количество емкостей для предварительной замочки разных использованных материалов (игл, шприцев, ваты, косметических дисков, перчаток, ветоши), немалое количество ведер, швабр и халатов для обычной уборки разных поверхностей и генеральной уборки;
3. журналы генеральных уборок и учета работы бактерицидных ламп;
4. действующие медицинские книжки;
5. журнал приобретения и расходования дезсредств;
6. инструкции о правильном проведении текущих и генеральных уборок;
7. обученный и проинструктированный
персонал.
Все пречисленные бумаги регулярно заполняются, приказы не реже одного раза в год обновляются. Архив хранится от пяти до десяти лет. Список всего, что обязательно должно быть в клинике, можно уточнить в СЭС. Наличие необходимых документов и действия в соответствии с ними – гарантия отсутствия проблем. Плановые проверки СЭС и дезслужб — от одного раза в три-четыре месяца, но не реже одного раза в год.
Кстати, значительный источник прибыли для салона красоты — продажа косметики. Пациенты часто покупают косметику, рекомендованную косметологом, прямо в салоне. Но чтобы спокойно торговать такими препаратами, надо иметь стеклянный шкаф-витрину для демонстрации образцов, отдельные помещения для хранения и торговли и разрешение на продажу косметических средств для домашнего использования. Этот документ выдает районная управа после заключения СЭС.
В настоящее время индустрия салонов красоты — бизнес, который переживает свой расцвет. Что будет дальше, предсказать трудно. Но пока же это выгодно, надежно и действительно увлекательно. А значит, очень может быть, вам стоит им заняться.