Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото из архива журнала «БОСС» и С. РЮПИНА
«Женщине нужны эмоции, нужен мужчина, способный разделить ее чувства и переживания. Танцы — идеальный способ все это получить, ведь здесь можно выразить то, что иногда сложно или даже невозможно сказать словами».
Каждому, кто интересуется миром профессиональных танцев, знакомо имя Сергея Рюпина. Блистательный дуэт Сергея Рюпина и Елены Хворовой не раз завоевывал призовые места на турнирах Европы и мира, первенство на чемпионатах России по латиноамериканской программе и ла-секвею.
В 2006 году на Кубке мира в Кремле по латиноамериканским танцам среди профессионалов к величайшему разочарованию их поклонников состоялось последнее совместное выступление Сергея и Елены, вновь увенчавшееся триумфом — первым местом на этом престижнейшем турнире. Сегодня Елена Хворова продолжает соревноваться на паркете уже с другим партнером — Славиком Крикливым, а Сергей Рюпин перешел в разряд тех, кто тренирует будущих чемпионов и судит чемпионов нынешних.
Сергей, вы перестали соревноваться на паркете. Почему? Нет ли желания вернуться?
Рано или поздно у каждого танцора наступает момент, когда он перестает соревноваться. Долгая конкурсная карьера, тем более успешная, помимо радостных моментов и удовлетворения, учитывая то напряжение, в котором постоянно находится танцор, имеет еще и обратную сторону — это переживания, усталость, особенно моральная. Ведь в паре танцуют два человека, и у каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Выступать вместе в течение 12 лет, как было у нас с Леной, особенно когда ты постоянно находишься в условиях жесткой конкуренции, сложно. Многие пары и три-четыре года не выдерживают. Вот и у нас с Леной наступил момент, когда проблемы между нами стали перевешивать те плюсы, которые мы имели, и мы решили, что соревноваться вместе больше не будем.
В течение какого-то времени я думал о продолжении своей карьеры, но, откровенно говоря, не нашлось партнерши, с которой я бы мог представить себя на паркете, плюс ко всему у меня тогда появилось много предложений в плане судейства и преподавания, и я принял решение сконцентрироваться именно на этом. Что же касается моего возможного возвращения, то подобные мысли меня, конечно, иногда посещают. Но чтобы на такое решиться, нужно будет вновь серьезно изменить всю свою жизнь, а сейчас 100-процентного желания делать это у меня нет. Впрочем, кто знает…
Сейчас вы часто участвуете в соревнованиях уже в качестве судьи. Это новый опыт для вас. Многому пришлось учиться?
Честно говоря, опыт не такой уж и новый: когда мы танцевали в профессионалах, нам приходилось иногда судить турниры любителей. Сложность же заключается в другом: я достаточно быстро стал судить соревнования профессионалов, в том числе и чемпионаты мира, и оказался в ситуации, когда я, еще вчера выходивший на паркет вместе с выступающими сейчас парами (а среди них много и моих друзей, и просто людей, с которыми я бок о бок соревновался в течение многих лет), сегодня вынужден «расставлять» их по местам. Приходится собирать всю свою волю в кулак и заставлять себя быть на 100% беспристрастным. Надеюсь, у меня получается.
Что вы думаете о современном уровне развития танцевального спорта в России и мире?
Танцы очень популярный вид искусства (и спорта, если говорить о турнирах). Сегодня они еще более популярны благодаря повысившемуся к ним вниманию, и это, безусловно, помогает развитию нашего жанра. Кстати, в некоторых странах танцоры благодаря программе «Танцы со звездами» стали мегазвездами. Надеюсь, так будет и в России.
Что же касается танцевального спорта, то я бы отметил две тенденции. Первая — это заметное омоложение состава участников в любителях. Чем дальше, тем больше тон задают вчерашние юниоры. Наверное, это нормальное явление для многих видов спорта. Кроме того, если говорить конкретно о России, у нас, на мой взгляд, только сейчас сформировался достаточно сильный тренерский блок, способный вырастить сильные пары, так что в этом плане вчерашние и сегодняшние юниоры имеют явное преимущество перед теми, кто начинал раньше. Единственное, что мне хотелось бы пожелать в данном случае, — это чтобы спортивная сторона не перевешивала творческую.
Вторая тенденция — создание новых организаций и ассоциаций в танцевальном мире. Мне кажется, так происходит потому, что в последнее время в рамках существующих любительских организаций стало возникать слишком много запретов и ограничений, а это серьезно тормозит творческую составляющую танцевального спорта. Конечно, внутри каждой ассоциации должна быть и дисциплина, и ответственность, но в то же время пара должна иметь возможность сама решать вопросы, касающиеся развития собственной карьеры, любые запреты здесь идут во вред. Поэтому, я считаю, что появление новых организаций в такой ситуации пойдет только на пользу.
Почему сегодня так много российских пар или отдельных наших танцоров выступают за иностранные государства, а не за Россию?
В России огромное число талантливых танцоров, их намного больше, чем в любой другой стране. Но из-за этого стать чемпионом или даже финалистом у нас намного сложнее, чем в большинстве других стран мира. Поэтому, если пара по каким-то личным или профессиональным причинам (например, для тренировок) переезжает в другую страну, ей проще стать чемпионом именно там и иметь возможность, представляя уже это государство, попасть на чемпионат мира. Почему еще так много россиян выступает за другие страны? Потому, что многие из них уехали за границу в 90-х годах, когда у нас было очень тяжело жить с экономической точки зрения, посчитав, что в другом месте им будет легче добиться всего. К счастью, сейчас ситуация иная и большинство россиян предпочитает танцевать в России и представлять именно нашу страну на международных турнирах.
Что касается отдельных танцоров, то танцы —
интернациональный вид и спорта, и искусства; это обычное явление, когда в парах танцуют представители разных государств. Так что многие находят свою «вторую половину» в другой стране. И опять же это происходит из-за того, что у нас очень много талантливых и красивых танцоров и они востребованы во всем мире.
Лично для вас танцы — это спорт или все-таки искусство?
Конечно, искусство. Но для того чтобы ты мог продемонстрировать свои возможности в полной мере, ты должен быть готов физически и ментально — это и есть спортивная часть танцев.
Как вы думаете, почему российские пары наилучшие результаты показывают именно в латине? И почему латиноамериканская программа так любима российской публикой?
Ответ на оба вопроса, по-моему, один — российский народ очень эмоционален. Чувства, переживания, любовь, драмы, конфликты, примирения — все это близко и понятно нам, и все это есть в латиноамериканской программе. Кстати, именно поэтому я всегда очень любил выступать в России. Такой публики, как у нас, больше нет нигде в мире.
А что лично вам больше нравится: латина или европейская программа?
Частично мой ответ — в моем собственном выборе танцевальной программы, а это, как вы знаете, латиноамериканские танцы. Я люблю смотреть выступления классных пар в европейской программе, но все-таки мое сердце принадлежит латине.
Вы попробовали себя в кино — в телефильме «Держи меня крепче». Понравился этот опыт?
Да, это был совершенно другой опыт, во многих отношениях не похожий на тот, что я имел и к чему я привык в танцах. Мне было интересно, и я многому научился. Кстати, какие-то моменты совершенно неожиданно для меня даже помогли мне в моей сегодняшней танцевальной и тренерской работе — заставили посмотреть на привычные вещи совсем по-другому.
Впрочем, поработав в кино, я еще раз убедился в том, что танцы для меня на первом месте, и я не собираюсь им изменять. Но если будут интересные предложения, в том числе и связанные с кино, я всегда готов попробовать, поскольку не боюсь экспериментировать.
Сегодня на паркете соревнуется ваш младший брат —
Евгений Рюпин. Болеете за него, даете советы?
Да, конечно, стараюсь помочь, чем могу, и очень за него переживаю. Другое дело, что мой брат — очень самостоятельный и сложившийся человек, поэтому со своими советами я стараюсь быть осторожен. Скорее хочу аккуратно подводить его к правильным самостоятельным решениям.
Сейчас занятия танцами очень популярны у деловых женщин. На ваш взгляд, чем это можно объяснить?
Я считаю, ответ очевиден. Женщине нужны эмоции, нужен мужчина, способный разделить ее чувства и переживания. Танцы — идеальный способ все это получить, ведь здесь можно выразить то, что иногда сложно или даже невозможно сказать словами. Через танец еще больше можно ощутить свою красоту и привлекательность, почувствовать себя настоящей женщиной в руках опытного, уверенного, но в то же время нежного и заботливого партнера. Кроме того, танец не терпит фальши, поэтому те чувства и эмоции, которые ты получаешь через него, вряд ли можно чем-то заменить.
Многие деловые, состоявшиеся женщины, занимающие довольно высокие социальные позиции, из всех танцев предпочитают танго. Почему именно его?
Думаю, потому, что именно в танго (а в латиноамериканской программе в пасодобле) имидж партнерши подразумевает сильный характер. Если в других танцах партнерша может быть просто ведомой, то в этих двух танцах (кстати, танго тоже вполне можно считать латиноамериканским танцем) налицо столкновение двух сильных личностей, которые проходят все стадии отношений — от любви и страсти до ненависти и агрессии и обратно к любви. Поэтому вполне естественно, что женщина, обладающая сильным характером, способна легко проявить его и на паркете.
Что бы вы посоветовали тем, кто только начинает заниматься танцами? Что нужно сделать в первую очередь?
Прежде всего надо найти клуб. Какой именно — здесь трудно дать конкретный совет: в Москве сейчас много разных мест, где можно научиться танцевать. Попробуйте зайти в несколько клубов и обратите внимание на атмосферу в зале: очень часто что-то неуловимое подсказывает нам, что именно здесь находится тот сгусток энергии, в котором захочется находиться все время.
Говоря о клубах, не могу не поделиться своей мечтой: я хочу открыть в столице большой танцевальный центр, в котором были бы объединены и те, кто занимается танцами для себя, и те, кто стремится стать профессионалом. Центр, где всегда проходили бы какие-то танцевальные вечера, мероприятия; место, куда в любое время мог бы прийти человек, который уже танцует или хотел бы приобщиться к миру танца, и просто пообщаться за чашечкой кофе с единомышленниками, окунувшись в атмосферу потрясающего танцевального искусства. К сожалению, по моим наблюдениям, пока такого места в Москве нет.
А как подобрать партнера для танцев?
Подбор партнера, пожалуй, один из самых сложных моментов. Необходимо, чтобы люди подходили друг другу по фактуре, желательно плюс-минус по уровню, но самое главное —
чтобы между ними была та самая искра или, как часто говорят, «химия», которая делает танец неповторимым и харизматичным. Это даже важнее, чем просто уровень партнера.
Что лучше для новичка: индивидуальные или групповые занятия танцами?
Однозначного ответа здесь нет. Наверное, все-таки вначале лучше освоиться в группе, набраться немного опыта и посмотреть, как другие учатся. Но если вы увереннее будете себя чувствовать на индивидуальных занятиях, то и это тоже хорошо. Попозже, когда вы уже освоитесь в танцевальном мире, лучший вариант — сочетать и индивидуальные уроки, и групповые занятия, поскольку они развивают человека с разных сторон.
Сколько времени потребуется, чтобы научиться танцевать?
Смотря какую цель вы ставите и смотря какие у вас возможности. Если вы стремитесь сделать серьезную танцевальную карьеру, то нужно помнить, что подготовка хорошего танцора занимает многие годы и для этого придется пожертвовать очень многим в жизни.
Если же вы хотите просто научиться танцевать для себя или участвовать в турнирах среди пар, которые не занимаются танцами профессионально, то здесь все зависит от вашего желания. Через два-три месяца при серьезном подходе к занятиям вы уже сможете танцевать под музыку. Посмотрите на участников проекта «Танцы со звездами»: через месяц занятий они уже должны были танцевать в прямом эфире, и у них получилось! Так что нет ничего невозможного. Один мой педагог, многократный чемпион мира, как-то сказал: «Танцы — это мечта, а прожить жизнь в мечте — это счастье». Так что если вы очень хотите научиться танцевать, но еще не решились сделать первый шаг — будьте смелее и решайтесь! И удачи вам на паркете!